Использование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка





Скачать 56.27 Kb.
НазваниеИспользование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка
Дата публикации30.06.2014
Размер56.27 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Использование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Не секрет, что многие школьники не соотносят сведения о внешнем мире, полученные, скажем, на уроке истории, со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других уроках (допустим, на литературе). Довольно часто дети не связывают воедино разрозненные факты, которые им сообщают и в рамках одного предмета, то есть большинство учеников в процессе обучения не используют важнейшую интеллектуальную способность человека - способность к сравнению, анализу и классификации полученной информации.

Проблема изолирующего мышления, нереализованных способностей ученика, необходимость грамотного противодействия этому привела к идее интеграции как одному из способов воссоединения целостности мировосприятия подростков, а так же способов выявления и развития скрытых, заложенных природой способностей.

Интерес к проблеме взаимодействия предметов гуманитарного и эстетического циклов, к проблеме интегрированного обучения мотивирован тем, что комплексное изучение материала, на мой взгляд, не только способствует совершенствованию знаний и умений учащихся, повышает познавательную активность детей, но и ведёт их к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства (литературы как одного из его видов, в частности) и общества, формирует интеллектуальный и нравственный мир подрастающего поколения.

Технологию интегрированного обучения на уроках литературы я использую довольно давно. На уроках литературы ведётся интеграция материала из традиционных, классических предметов. Элементы интегрированного обучения используются в разном объёме в зависимости от уровня класса. Это могут быть как индивидуальные, групповые задания интегрированного характера, так и циклы периодически проводимых уроков. Межпредметная интеграция ведется мною умеренно, информация из смежных дисциплин вводится в содержание основного курса литературы дозировано, не перегружая содержания основного курса.

Опыт показывает, что задания и уроки интегрированного типа вызывают интерес как у школьников среднего звена, так и у старшеклассников. Параллельное сосуществование в одном уроке различных пластов материала позволяет сделать современный урок более интересным и содержательным, даёт возможность разнообразить виды деятельности детей, эмоционально вовлечь школьников в решение поставленных перед ними задач.

Работа по внедрению в урок литературы материала из смежных дисциплин начинается в 5-6 классах. Приведём примеры.

Русский язык и литература.

Предметы русский язык и литература тесно связаны между собой.Не случайно они были объединены в один предмет: словесность.Каждый учитель знает,что изучать русский язык нужно, используя произведения русской классической литературы и фольклора, которые являются также основой для формирования нравственности учеников.(Конспекты уроков прилагаются).

Русский язык и изобразительное искусство.

Уроки развития речи в 5-7 классах посвящены описанию картин русских художников, на которых дети приобщаются к прекрасному. Они учатся разбираться в том, что такое тема, идея, сюжет картины , мысли и чувства автора.

Литература и изобразительное искусство.

При изучении темы «Фольклор» в 5 классе провожу урок интегрированного типа «Иллюстраторы сказок. Художник И.Я. Билибин». Стремясь показать разницу между картиной и иллюстрацией, в процессе беседы с пятиклассниками подчёркиваю, что картина - это самостоятельное произведение, а иллюстрация помогает глубже прочесть текст, лучше понять писателя, характер произведения. Настоящий иллюстратор никогда не стремится к простому украшению книги. Он старается создать такие иллюстрации, которые сливались бы с текстом произведения и передавали бы восприятие художником того или иного литературного образа. Учащиеся работают с иллюстрациями И. Билибина, определяют, какой эпизод иллюстрировал художник, какая из иллюстраций наиболее точно передаёт волшебный мир сказки, характеры героев, определяют, чем иллюстрации И. Билибина отличаются от картин на сказочный сюжет В.М. Васнецова. Таким образом, дети учатся сравнительному анализу иллюстрации и картины, получают навыки сопоставления образов литературных героев с теми, что создают художники.

После изучения темы «Литературные сказки» провожу в 5 классе урок в форме творческой мастерской «Наши сказки». К этому уроку учащиеся получают творческое задание: написать сказку и нарисовать к ней иллюстрации. Лучшие работы дети читают и обсуждают в классе, объединяя затем в рукописный литературно-художественный журнал. Немалым стимулом в развитии литературно-художественного творчества детей является публикация лучших работ в школьной газете, участие в районных творческих конкурсах.

На сопоставлении построен и урок «Художники слова и кисти». М.Пришвин и Н.Ромадин», цель которого - показать близость картин Н.Ромадина произведению М.Пришвина «Времена года». Работа с репродукциями картин Н.Ромадина «Лесное озеро», «Золотая речка», «Псковская земля» и отрывками из "Времен года" М.Пришвина позволяет увидеть общее между произведениями разных видов искусства (настроение, объект, тема) и различное (средства изображения). Дети учатся находить изобразительно- выразительные средства в описаниях природы М.Пришвина, учатся устному словесному рисованию, составлению небольшого рассказа от первого лица по картине, повторяют, что такое «колорит», «пейзажная живопись». На этом уроке используем и музыку (П.И.Чайковский «Времена года»), создающую благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и более глубокого понимания произведения М.Пришвина.

Литература и история.

Изучение литературы в школе тесно связано с историей. Поэтому на уроках литературы и при изучении биографии писателей, и при анализе художественных произведений, и при изучении обзорных тем не обойтись без материала,иллюстрирующего историческую эпоху. Ниже приведу пример практического осуществления связей между литературой и историей.

11 класс. Урок-исследование по поэтической новелле С.Есенина «Собаке Качалова».

Урок проводим в форме литературоведческого исследования, которое учит ребят глубже анализировать поэтический текст, соотносить его содержание с критической и мемуарной литературой, понимать далеко не однозначный смысл есенинских эпистоляриев и ,опираясь на факты, разгадать «зашифрованную» содержательную информацию, оставшуюся вне поля зрения при поверхностном чтении.

На уроке выясняем, был ли прототип у той, что «всех безмолвней и грустней». Архивариусы готовят информацию о Шаганэ Тертерьян, Г.Бениславской. Литературоведы рассказывают об истории создания стихотворения, знакомят с воспоминаниями Г.Бениславской о С, Есенине, ее трагической судьбе, читают отрывки из писем С.Есенина к Г.Бениславской и т.д. Текстологи анализируют информацию, соотнося ее с текстом стихотворения С.Есенина «Собаке Качалова» и делают вывод о том, что прототипом была именно Г.Бениславская, чей образ угадывается и в стихотворении «Шаганэ, ты моя Шаганэ».

Литература и музыка.

Наиболее интересно проходят уроки, построенные на интеграции литературы и музыки. Примером может служить урок в 10 классе «Музыкальные страницы повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет». На уроке, в организации и проведении которого участвует учитель музыки, анализируем «музыкальные» страницы повести , предлагаю детям прослушать отрывки из произведений композиторов и сделать выводы о том, что музыкальные фрагменты являются важным звеном в сюжете повести и служат средством характеристики героев, выявляют их переживания и чувства.

Литература и краеведение.

Урок внеклассного чтения в 5 классе «Письма фронтовых лет» мы проводим в школьном краеведческом музее.Ученики знакомятся с экспозицией, посвящённой Великой Отечественной войне, читают письма наших земляков и сравнивают их с письмами фашистов. Урок предполагает тщательную подготовку детей: учат наизусть стихи о войне,готовят рисунки на тему войны, готовят вопросы викторины и т.д.

Результативность технологии интегрированного обучения:
1. Рост мотивации учащихся к изучению учебных дисциплин.

2. Повышение качества знаний.

3. Развитие творческих способностей детей.

4. Воспитание нравственности.
Школа призвана развивать творческие способности учеников, а этого можно достичь путём интеграции предметов гуманитарного цикла. Интеграция предметов в современной школе находится в постоянном поиске

новых педагогических решений. В словаре Ожегова " Интегрировать - значит объединять в единое целое ".

Следовательно, интеграция - объединение всех частей в единое целое, качественно новое.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Использование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка iconТема работы шмо: Использование педагогических технологий, форм и...
Отчет о работе шмо русского языка и литературы мбоу «сош №15» 2011-2012 учебный год
Использование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка icon«Использование технологии развития критического мышления через чтение...

Использование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка iconМбоу «сош №12» Публичко Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы
Использование приёмов технологии критического мышления для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы
Использование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка iconМетодическая разработка использование технологии проектного обучения...
Исследуемая проблема – использование технологии проектного обучения на уроках литературы – осмысливается нами в рамках более широкой...
Использование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка icon«Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»
Педагогами кафедры русского языка и литературы были даны открытые уроки на высоком методическом уровне
Использование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Использование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка iconИсследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы
С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:...
Использование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Использование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка iconИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Использование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка iconМетодическая разработка по теме: «Использование технологии «Развитие...
«Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы»
Использование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка iconНа уроках русского языка и литературы
Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Использование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка icon«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка...
Опыт работы учителя русского языка и литературы муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...
Использование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка iconДоклад использование современных образовательных технологий на уроках...
Кондакова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, мбоу «Лицей №2» г. Мытищи Московской...
Использование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
Использование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка iconРазмышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск