Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы





Скачать 139.8 Kb.
НазваниеИсследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы
Дата публикации08.09.2014
Размер139.8 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Литература > Исследование


Тюрнева С.М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы: (сб.ст.) / М-во образованием Респ. Саха (Якутия), Упр. образованием г. Якутска, Якут.гор.лицей; [Авт.-сост.: Е.И. Борисова и др.]. – Якутск, 2006. — С. 19 — 25.




Тюрнева Светлана Михайловна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы
Данная тема является блоком моей научно-методической работы «Индивидуальный учет знаний на уроках литературы и русского языка». Основные направления работы - это:

  1. Формирование творческой самостоятельности учащихся.

  2. Взаимосвязь групповой, коллективной и индивидуальной работы учащихся.

  3. Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы.

Контроль является составной частью, компонентом процесса обучения, органически связанным с изучением программного материала, его осмыслением, закреплением и применением, формированием навыков и умений.

Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение, способствуя расширению, углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков, развитию познавательных интересов учащихся. В целях повышения качества знаний учащихся необходимо совершенствование форм и методов контроля. Нетрадиционные формы контроля ориентированы на личностный подход в обучении. Они позволяют активизировать познавательные способности учащихся, учат их применять знания, полученные на уроках, в жизни. На примере уроков литературы можно сказать, что кроме учета знаний, необходимо выделять другие критерии, позволяющие принимать во внимание индивидуальность школьника, его мировоззрение. Опрос же, ориентирующий ученика только на верность запоминания, последовательность и ясность изложения, допускает разрыв между образованием и личностью учащегося.

Почему же я остановилась на нетрадиционных формах контроля на уроках литературы? Не секрет, что в наше время, в век всеобщей компьютеризации, все меньше и меньше времени учащимися уделяется литературе. И наша цель сегодня - научить детей читать, помочь им полюбить литературу. Многие из учащихся испытывают неуверенность и страх перед сдачей зачетов, контрольных работ, устными ответами. Преодолеть этот страх можем помочь и мы, учителя. И одним из способов мы считаем возможным сделать это на нетрадиционных зачетах и зачетных уроках. Уровень знаний учащихся, естественно, будет выше, если он не будет испытывать этого самого страха и будет знать о доброжелательном отношении к нему учителя.

В последнее время большой популярностью пользуется личностно-ориентированный подход в образовании, но он рассматривается в основном с точки зрения представления материала, дифференцированного обучения. О контроле говорится не так много. Наша система работы с использованием нетрадиционных форм контроля реализует личностно-ориентированный, индивидуальный подход при учете знаний учащихся. Развитие и внедрение таких форм контроля на уроках литературы является важным для деятельности школьника как читателя.

Контроль должен проводиться так, чтобы ответ ученика показывал сопряжение его внутреннего мира с искусством слова. Важно требовать от школьника не прямого воспроизведения знаний, а их «переноса», применения. Только в этом случае мы можем быть убеждены, что знания превратились в убеждения, что ученик может не только запомнить, но и мыслить. Эта педагогическая идея, на наш взгляд, является актуальной не только для предметов гуманитарного цикла, но и для школьного обучения в целом.

Я начала работать над данной темой в 1997-1998 учебном году. Можно выделить следующие этапы:

  1. 1997 – 1999гг. разработка форм нетрадиционного зачета для курса литературы в 9-10 классах и их апробация;

  2. 2000 – 2001гг. обобщение результатов работы, распространение опыта на городском и республиканском уровнях.

Технологическое описание нашего опыта включает в себя концептуальные положения о системе взаимодействия учителя, ученика и автора произведения на уроке литературы, классификацию форм контроля знаний учащихся, описание подготовки и проведения таких форм нетрадиционного контроля, как: круглый стол, техника "Свободного микрофона", модульный урок, методическое описание подготовки к творческому зачету.

Говоря об уроке литературы, невозможно не сказать о том, насколько сопряжены литература и жизнь. Проблемы, поднимаемые в литературе, - это проблемы социальные, философские, эстетические, нравственные. Но ведь и жизненные проблемы те же. Наряду с обучающей литературе отведена и воспитательная роль. Поэтому урок – это диалог на равных автора произведения, ученика и учителя. Это позволяет педагогу анализировать настоящее, обращаясь к прошлому через контекст произведения, и прогнозировать будущее. И не случаен выход на Библию, т.е. на Священное Писание. На уроках литературы мы говорим о победе Человека в человеке, рассуждаем о его роли в жизни, учим детей отличать истинное от ложного. Не обязательно быть верующим человеком, но помнить о том, что надо уважать друг друга, беречь, не обижать - это истина, которая и в Священном Писании, и в жизни; и чем ближе будет мой ученик к реальной жизни, если он не будет отвлеченным от внешнего мира читателем, тем легче ему будет подготовиться к уроку.

В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. Контроль за учебной деятельностью учащихся обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль, выполняемый учителем) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль учащегося).

Планомерное осуществление контроля позволяет учителю привести в систему усвоенный школьниками за определенный период материал, выявить успехи в учении, пробелы и недостатки в знаниях, умениях и навыках, определить качество усвоения пройденного материала. Контроль в сочетании с самоконтролем дает возможность каждому ученику видеть результаты учения и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков. Каждый ученик, участвуя в процессе контроля, не только отвечает на вопросы учителя и выполняет его задания, но и осмысливает ответы своих товарищей, вносит в них коррективы, выполняет дополнительную работу над недостаточно усвоенным материалом.

Контроль в процессе обучения характеризуется также большим воспитательным значением, так как он повышает ответственность за выполняемую работу не только учащихся, но и учителя, приучает школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.

В центре нашего внимания находится задача сформировать у учащихся интеллектуальные и коммуникативные умения. Формы контроля могут быть урочными традиционными, внеурочными и урочными нетрадиционными. Важно то, что все они позволяют провести мониторинг и с учетом этого планировать дальнейшую работу.

Таблица 1.

Формы контроля.

Традиционные

Нетрадиционные

Урочные

Внеурочные

Урочные

1. Письменные работы

1. Публичная защита рефератов.

1. Круглый стол.

2. Тесты.

2. Интеллектуальный марафон.

2. Ролевые игры.

3. Зачеты (устные, письменные)

3. Творческие зачеты.

3. Дискуссия.

4. Творческие работы (рефераты, сочинения)

4. Зачет-игра.

4. Модульные уроки.

5. Семинары.









Подготовка к проведению творческих зачетов.

Подготовка к проведению творческого зачета начинается с первого урока изучения произведения. Все виды опроса мы стараемся сделать, исходя из проблемной постановки вопроса.

На первом этапе на уроке литературы идет ознакомление с биографией писателя и текстом. На этом этапе важно определить знание текста и эмоциональное восприятие ученика. Мы используем такие формы контроля, как экспресс-контроль, тест, сочинение-миниатюра "Мои первые впечатления" (традиционные), задание "Сформулируй вопрос учителю" (нетрадиционное). На мой взгляд, увлекаться тестами по биографии не стоит. Ребенок должен знать духовную биографию писателя или поэта, а хронология событий (родился, учился, женился) интересна в том случае, если мы показываем рост души писателя.

Задавая домашнее задание на последнем уроке 1 этапа "Сформулируй вопрос учителю", мы даем установку на индивидуализацию. Тем самым ориентируя ученика на самостоятельный поиск. Учащиеся знают, что им надо подготовить вопрос; следовательно, внимательно изучают биографию писателя или же обращаются к тексту в случае, если возникают сомнение или непонимание.

2 этап - это изучение произведения. Главное - анализ произведения, умение учащихся ориентироваться в тексте. Перед первым уроком этого этапа предлагается учащимся подготовиться к «свободному микрофону». Проиллюстрирую это на примере романа Достоевского «Преступление и наказание». Перед учащимися ставится сложный проблемный вопрос об отношении к теории Раскольникова. Вот где литература сопрягается с жизнью. Так как к свободному микрофону готовятся заранее, то в итоге мы получаем хорошее знание текста, умение анализировать, что немаловажно - правильно говорить: ведь надо обосновать собственную точку зрения; и очень важно то, что учащемуся дается возможность показать себя как личность. Мы знаем, что на уроках литературы выступают далеко не все ученики, здесь же ребенку дается полная свобода действий: он знает, что его выслушают, готов ответить на вопросы, которые ему в данном случае задает не учитель, а ученики. Тема одного из уроков по изучению Достоевского звучит следующим образом: «Мировоззрение писателя и его связь с творчеством». Вывод этого урока в результате работы "Свободного микрофона" был следующим: «Христианская жизнь - это путь ко спасению». Очень интересны размышления учащихся о Боге, о вере, о том, что верить - значит, жить по нравственным законам. Выступления на свободном микрофоне приводит, как правило, к дискуссии, ибо звучат разные точки зрения. А мы преследуем следующую цель - проверить умение строить свой ответ последовательно и логично.

Мы должны научить читать в глубоком смысле этого слова, поэтому задания, которые даются учащимся, развивают прежде всего их мыслительную деятельность. Ученики должны ежедневно приближаться к постижению искусства слова. А происходит это при сближении задач литературного и речевого развития школьников. Речевая скованность приводит к прямолинейности оценки героев и ситуаций художественного текста. Бедная речь не позволяет читателю прочувствовать многие оттенки авторской мысли. Кроме того, каждый новый писатель, наделенный своеобразием стиля, мироощущения, требует от школьников овладения новой языковой манерой, лексикой, побуждает к усвоению новых интонаций. Для достижения данной цели мы и стремимся к тому, чтобы литература, являясь учебным предметом, не потеряла качества искусства.

Результат этой деятельности - прочные знания, позволяющие применять их, например, на интеллектуальном марафоне, который ежегодно проводится в ЯГКШ.

Позволю себе остановиться на "послесловии к уроку". Этот методический прием относится к нетрадиционным. Согласитесь, что слово «сочинение» далеко не любимое слово современного школьника. Послесловие к уроку - это тоже письменная работа, но в ней они должны ответить на самый главный для них вопрос: О чем, на ваш взгляд, не договорил учитель? Прекрасная возможность раскрыться тому ученику, кто все-таки избегает устных ответов. Ознакомившись с Легендой о Великом инквизиторе, после обсуждения на уроке в послесловии к уроку учащиеся писали о сути человека, о страшной способности его подгребать угли к ногам того, кого еще вчера боготворили. Вот еще одно доказательство сопряжения литературы и жизни.

По окончании изучения романа Тургенева "Отцы и дети" учащимся предлагалось написать эпитафию на памятник Базарову. На первый взгляд, вопрос несложный, но чтобы ответить на него, надо проникнуться жизнью, идеями, мировоззрением героя.

Одним из приемов при подготовке к зачетным урокам является интервью у родителей (у взрослых). Я заметила, что изучение творчества Некрасова проходит с меньшим интересом. Поэтому заданием при подготовке было взять интервью у родителей. Что они помнят? Результаты были потрясающие. Дети рассказывали, что их родители читали наизусть, некоторые приводили факты биографии, о которых, казалось бы, они узнали много лет назад в школе. В итоге интерес был разбужен. И прежде всего родителями.

Сохранить этот интерес к писателю поможет интрига урока, которая должна быть настоящей. Например, Согласен ли я с мнением Тургенева, что в поэзии Некрасова лирика не ночевала? Ответить на этот вопрос трудно, надо много прочесть, проанализировать, прочувствовать душой. Ученик должен помнить урок, его насыщенность, красочность, заинтересованность одноклассников.

В результате работы мы отметили, что и анализ лирического стихотворения, и сочинение по поэзии учащимся дается труднее. Но на таких уроках они учатся это делать. Главное - умение заинтересовать.

На последнем этапе обучения при изучении лирических произведений уместно проводить «круглый стол». Последняя тема - «Поэзия в моей жизни» - 11 класс. Интригой были два сочинения, выражающие два полярных мнения.

Пилюгина Е. 11 «Г»: «Что значит для меня поэзия? Поэзия - это часть меня, это моя душа, это способ выразить свои чувства, сомнения, мысли. Я уже не могу без стихов. Поэзия для меня - это любовь, это жизнь, это все. Если из моей души захотят вынуть поэзию, то им придется вынуть всю мою душу. Когда-то я только читала, сейчас же пробую писать сама. Мои стихи - это мой дневник, и я отношусь к ним, как к детям: мне нравится, когда их принимают и слушают. Я не знаю, как объяснить, что такое вдохновение и как вообще получаются стихи, но одно я знаю точно: в каждое стихотворение поэт вкладывает частичку своей души, а без этого оно теряет смысл.»

Белолюбский И. 11 «Г»: «Я не люблю поэзию. Может. я не вижу в ней рационального зерна; может, поэзия не востребована во мне. Вообще, я думаю, что люди, которые любят поэзию, находятся «где-то там» и пытаются найти ответы на свои вопросы в стихах. Я слишком прагматичен и сильно «заземлен», поэтому мне это непонятно. Каждый человек уникален, каждый человек личность, нет и не будет одинаковых людей. К чему я это говорю? А к тому, что поэзия - высшее проявление внутреннего состояния и чувств человека, и как другой человек может «примерять» данную исповедь на себя!!! Стихи должны быть личными, как самые сокровенные желания и мечты, а стихи для масс - это, на мой взгляд, не поэзия, т.к. ни один человек не осмелится полностью обнажить свое внутреннее Я, себя в целом».

3 этап - это завершение изучения произведения, итог. Вот в этот период и предлагаются учащимся творческие работы. Это рефераты, сочинения. Казалось бы, это традиционные формы контроля. Но не следует забывать, что сама формулировка темы сочинения должна требовать от учащихся собственных раздумий, выявления своего отношения. Вот почему в 9 классе тема «Почему Софья предпочла Молчалина Чацкому» или «Встречал ли я в жизни людей, похожих на героев комедии?» требуют большего осмысления и комедии, и жизни, чем тема «Образ Софьи или образ Молчалина или Чацкого». Или же в 10 классе - «Верил ли во что-нибудь Базаров?», «Можно ли считать Базарова циником». Эти темы заставляют ученика больше думать, размышлять, нежели просто «Образ Базарова». В 9 классе по окончании изучения комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» одна из тем, предлагаемых учащимся: «Молчалины блаженствуют на свете». Но я не ставлю знака препинания в конце предложения, его ставит сам ученик, исходя из собственного мироощущения. Примером таких тем могут быть следующие: "Все мы родом из Обломовки", "Красивые всегда смелы".

Сама тема должна заинтересовать читателя не меньше, чем герой. Формулировка должна быть проблемной: «Человек наедине с собой» по «Войне и миру», «Человеческие страсти в контексте Евангелия» по «Маленьким трагедиям», «Содержанием ее жизни была любовь» - о Наташе Ростовой, «Хотела бы я знать, какие вы, мужчины?» (мужские характеры в «Войне и мире»), Размышления над ценой прогресса, «В чем же истинное наслаждение по Бунину и по-вашему» («Господин из Сан-Франциско»). Очень интересным и не менее важным, чем обычное сочинение, является сочинение-миниатюра.

После рассказа Л. Андреева «Бездна» тема сочинения появилась сама по себе, как крик нашей общей больной души - «Бездна в каждом из нас». В этом сочинении ученица 11 "В" класса Дьячкова Мария поставила !.

Бездна в каждом из нас!

Зиночка и Немовецкий полны надежд на будущее. Мечтают о возвышенной, жертвенной любви и, возможно, считают, что любят друг друга.

Л. Андреев начинает свой рассказ с романтических нот: тихий вечер, красивая пара, потрясающий закат.

К выражению «бездна» прибегают многие и почти всегда вкладывают в него одинаковый смысл. И все же, что такое бездна? Есть ли выход из нее? Как человек, верящий в силу подсознания, говорю: «да!» нужно лишь вовремя ухватиться за выступ, любой выступ: Любви, Чести, Уважения, Сострадания, Надежды, ведь много существует благородных качеств личности, и карабкаться вверх, к Свету, благо Совесть подсадит, почему-то часто забываемая где-то внизу, в глубине.

Ну а сорвавшийся должен бы разбиться, достигнув низшей точки - конца. И тут напрашивается вопрос: «Есть ли предел низости?» Мне кажется, такого понятия нет, значит «жертва» будет все дальше и глубже скрываться в пучине мрака. Так и Немовецкий, закрыв глаза на воспитание, принципы, отдался губительной пропасти без дна.

Трудно писать о недостатках «человека разумного», настолько мы бываем несовершенны, порочны, слабы.

И какой сильной и властной бывает погода. Она непостоянна: то сурова, то мягка, то капризна, но всегда решительна.

Вот и в этот злополучный вечер она решительно менялась; достигая застенчивую пару, появилась черная, страшная, на все небо туча. Затем осталась ночь, месяц и облака, обходившие его. Я люблю ночь за теплое ощущение сладости сна и покоя. А Немовецкий под лунным светом стал почти невменяем и сохранил лишь одно человеческое качество - способность лгать. Найдя бедную Зиночку в кустах, холодную, полумертвую, осознав все произошедшее здесь недавно, поняв для себя, что никогда не свяжет с ней жизнь, позволил дикой, животной страсти накрыть себя, и тем самым молодой образованный человек становится морально ниже, гаже пьяных бродяг.

Что будет с Зиночкой после всего, я еще представляю, но вот с «героем» все сложнее. И как будто продолжаю рассказ своими словами: Немовецкий, сокрушаемый невыносимой жалостью над самим собой и колющей болью где-то внутри, возвращается в ров, ложится на черную землю, последний раз пытается найти в черном небе месяц, давно уже скрывшийся за облаками, засыпает, и теперь уже навсегда... Бездна!...

Описание нетрадиционных зачетов.

Кроме сочинения, итогом работы могут стать нетрадиционные формы контроля: круглый стол, ролевая игра, дискуссия.

Круглый стол предполагает итоговое обсуждение, с применением всех знаний, полученных на предыдущих уроках. Завязкой (интригой) урока может быть высказывание известного человека, цитата из текста или точка зрения учащихся. Сначала следует свободный обмен мнениями, в результате которого класс разбивается на несколько групп (чаще их бывает две). Каждый стремится обосновать правильность своего суждения.

Во время проведения Круглого стола учитель отмечает не только удачные ответы учеников, но и их затруднения, неспособность ответить или неточность, неполноту ответа. Для этого уместно иметь особую тетрадь, где против каждой фамилии ученика ставить оценки за различные операции, проводимые им. Это может быть по следующим разделам:

  1. эмоциональное восприятие;

  2. осмысление содержания;

  3. воображение;

  4. восприятие художественной формы (стилистический анализ, объяснение слов-образов и приемов повествования автора, сопоставление произведения и его реальной основы).

Цель Круглого стола – не привести всех к единому мнению, а заставить задуматься, попытаться убедительно обосновать свою точку зрения.

Ролевая игра требует опережающего задания. Школьники должны быть готовы выступать от имени или литературного героя, или представителя литературного течения. Распределение ролей происходит по желанию учащихся, так как игра предъявляет требования к артистизму, умению вжиться в образ. Здесь используется метод идентификации, способность встать на позицию героя. В конце такого урока обязательно творческое задание, в котором учащийся осмысливает происшедшее. Это может быть групповое сочинение – обращение к автору, индивидуальная работа, необычное задание, формулирование неожиданных выводов, к которым пришел во время урока ученик.

Анализ результатов творческих зачетов показывает рост качества знаний при проведении нетрадиционных зачетов.

Рост качества знаний – необходимый, но не самый главный показатель. Наряду с обучающей литературе отведена воспитательная роль. Целью опроса на сегодняшний день остается учет знаний. Но необходимо наряду с этим проверять развитие читательских качеств школьника. А для этого мы должны принимать во внимание их индивидуальность. Массовое распространение фронтального опроса приведет лишь к тому, что ученики разучатся произносить монологи, довольствуясь лишь репликами на уроке. В школе не может быть места мелочам. При опросе, ориентированном на развивающее обучение, мы должны контролировать не только конкретные знания и степень их освоенности, способность к «переносу», но и определенные умения и навыки, важные для деятельности читателя в целом. При этом изучение литературы должно заканчиваться выработкой каких-либо новых особенностей умственного склада

Прочитав книгу Левитеса о преподавании литературы в школе, мы обратили внимание на высказывание учительницы одной из московских школ: «Я знаю, они не любят меня, я знаю, они не любят литературы. Но знать ее они у меня будут». Никогда не будут. Возвращаясь к началу выступления, скажу, что в центре урока должен быть и учитель, и ученик, и писатель. Но если в силу каких-то причин ученик не захочет встать в центр урока, то урок теряет всяческий смысл, а ученик никогда не получит знаний и не станет настоящим читателем.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы iconТема работы шмо: Использование педагогических технологий, форм и...
Отчет о работе шмо русского языка и литературы мбоу «сош №15» 2011-2012 учебный год
Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы iconУрок русского языка «Не с причастиями»
«Повышение мотивации к обучению и успешной сдаче итоговой аттестации посредством использования разнообразных методических форм на...
Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы icon3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные...
Некоторые аспекты работы с текстом на уроках русского языка и литературы в свете подготовки к выполнению задания части С.(Левахина...
Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы iconИнтерактивные доски smart board на уроках русского языка и литературы
Фгос общего образования является широкое исполь­зование в учебном процессе активных и интерак­тивных форм проведения занятий. С применением...
Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы iconНа уроках русского языка и литературы
Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы iconПриемы работы с интерактивной доской на уроках русского языка и литературы
Деятельность учителя на современном этапе образовательного процесса направлена на постоянное совершенствование форм и методов преподавания...
Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы iconРазмышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы iconНа уроках русского языка и литературы
В двадцать первом веке объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску...
Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы iconОтчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за...
Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы icon«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н
Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы iconПрименение it на уроках русского языка и литературы
Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира
Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы icon«Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»
Педагогами кафедры русского языка и литературы были даны открытые уроки на высоком методическом уровне
Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы iconИз опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной...
Приемы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск