На уроках русского языка и литературы





Скачать 127.78 Kb.
НазваниеНа уроках русского языка и литературы
Дата публикации09.07.2014
Размер127.78 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


учитель русского языка и литературы

Долгова Диана Вячеславовна
Перспективной для современной школы представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. В двадцать первом веке объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению проектов. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем другие.

Проект пробуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. Проектной деятельности может предшествовать «мозговой штурм», в процессе которого обозначатся новые интересные проблемы для учащихся. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового проектов.

Современный образовательный проект – это дидактическое средство активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности, формирование личностных качеств обучаемого. Использование метода проектов, в частности, на уроках русского языка и литературы, позволяет учащимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать. Учащиеся овладевают умением не только понимать цель своего обучения, но и самостоятельно ее ставить, определять конкретные задачи, программировать собственную деятельность, отбирать адекватные средства достижения цели, определять последовательность действий, определять последовательность действий. Необходимым этапом  в работе над проектом является объективная оценка конечных и промежуточных результатов своих действий. Существенным в этом процессе является умение корректировать свои действия, то есть реконструировать эти действия таким образом, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям. С этой целью обязательно проведение рефлексии каждого этапа проектной деятельности.

Таким образом, в основе проектного обучения лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. При рефлексивно-деятельностном способе обучения меняется позиция преподавателя, а также требования к его профессиональным качествам. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся, выполняя роль компетентного консультанта. Рефлексивно-деятельностное обучение предполагает три основные функции учителя. Первая и основная – создание условий для включения учащихся в самостоятельную познавательную творческую деятельность. Вторая – стимулирование ситуации успеха для каждого ученика. И, наконец, третья – проведение вместе с учениками рефлексии деятельности, процесса самоизменения. Среди оптимальных примеров проведения рефлексии можно отметить такие, как рефлексивная мишень, рефлексивный круг, мини-сочинения.

Приоритетной формой взаимодействия на уроках с использованием проектной деятельности является «учитель – группа».

В основе проектной деятельности лежит коллективная работа над решением жизненных, самими учащимися поставленных практических задач.

Значительная часть проектной деятельности – собирание материалов, применение на практике добытых результатов, главнейшие моменты, на которых ученики познают жизнь и учатся применять к ней свои знания, - происходит вне стен школы. Лабораторией для проектного метода является вся окружающая жизнь, а учебным пособием – все окружающие предметы и явления, подлежащие изучению в связи с намеченным заданием. Навыки в работе, в том числе и учебные, приобретаются в самом процессе работы и тем быстрее и прочнее, чем больше заинтересованы учащиеся в достижении намеченной цели.

Проектное обучение базируется на самостоятельной активности учащихся, так как истинное обучение идет через деятельность. Учитель должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству. Метод проектов совершенно уничтожает казенное отношение к делу, позицию учеников, приходящих в класс, чтобы послушать определенные темы в изложении учителя. Внимание учащихся все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами намечать себе программу занятий и интенсивно выполнять ее для того, чтобы, успешно проработав одно задание, приниматься за другое. Таким образом, использование проектной  деятельности позволяет сблизить учебную работу с исследовательской.

С пятого класса для адаптации учащихся нужно постепенно вводить мини – проекты, краткосрочные и недельные проекты. Время подготовки не должно быть длительным, потому что ребята часто забывают или откладывают работу на последний день. При этом обязательны консультационные дни (количество консультаций зависит от продолжительности проекта и расписания). По характеру результата вначале лучше использовать продукционный проект (учащиеся, сделав что – то своими руками, будут более удовлетворены: в наличии есть оценка и «вещь») или информационный проект (получить информацию в наше время не составляет труда, остается ее только преподнести на должном уровне).

Мини-проект, с одной стороны является легким вариантом проведения части урока, а с другой стороны, представляет опасность того, что цель урока не будет достигнута. Основными трудностями осуществления данного вида проекта является ограниченность во времени, неумение учеников сосредоточенно трудиться, наладить совместную результативную работу группы. Поэтому знакомство с мини – проектом, на мой взгляд, нужно начинать не ранее, чем с 6 класса. К этому времени учащиеся уже адаптировались после перехода во вторую ступень средней школы, привыкли к требованиям учителей, ознакомились с основными принципами работы с проектами, бережно. А в 5классе продуктивнее заниматься исследовательской деятельностью.

Приведу пример фрагмента урока, требующего от учащихся активной исследовательской деятельности. Урок в 5 классе «Гласные о-а в корне кас-кос».

Начинаем урок с мобилизующего этапа.

Учитель записывает на доске предложения:

1.Ребята расположились на берегу реки.

2.Продавец предлагает товар покупателю.

3.Мяч коснулся пола.

4.Кусты ивы касались воды.

Далее работа осуществляется таким образом:

- Прочитайте написанные на доске предложения. Найдите, что в них есть общего. При ответе соблюдайте порядок рассуждений.

Ответы учащихся могут быть такими:

- Все предложения повествовательные, т.к. в них о чем-либо сообщается.

- Все предложения простые, в них одна грамматическая основа.

- Все предложения распространенные, т.к. в них есть второстепенные члены.

- Подчеркните во всех предложениях грамматическую основу.

- Выделите корни в словах, являющихся сказуемыми.

- Скажите, что такое корень слова? (учащиеся дают определение корня слова).

- Назовите известные вам орфограммы в корнях этих четырех слов. Объясните их написание. Установите, с написанием каких гласных и в каких корнях мы не знакомились, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- С правописание гласных о-а в корне касс-кос мы не знакомились. Значит, тема сегодняшнего урока «Гласные о-а в корне кас-кос». Учитель записывает на доске сформулированную учащимися тему урока. Далее класс приступает к формулированию его цели.

- Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цель нашего урока.

На доске запись:

Цель урока: 1)познакомиться с …

2) учиться …

Учащиеся формулируют цель урока:

- познакомиться с правописанием гласных о-а в корне касс-кос; учиться писать слова с этими корнями.

(С помощью такого подхода к формулированию темы и цели урока у учащихся создается самоустановка на достижение этой цели).

Во время изучения нового учебного материала эффективность работы подкрепляется за счет широкого использования исследовательских методов. Поэтому при подготовке учителем исходного учебного материала, нужно обязательно предусматривать последовательность мыслительных операций, а на уроке направлять ход учебных действий. Учащиеся осуществляют предлагаемые учителем практические операции и поэтапно формулируют правило (или определяют понятие).

Вот как можно направлять ход мыслительных операций учащихся на данном уроке.

На доске таблица со следующими записями:

Полагать

а//о

положение

Прикасаться

а//о

прикосновение


- Прочитайте слова, записанные в первом столбике.

- Выделите в них корень.

- Вспомните, когда в корне лаг-лож пишется гласная о, а когда гласная а?

- Прочитайте слова, записанные в первом столбике.

- Выделите корень.

- Как вы думаете, что есть общего в правописании гласных о-а, в данных корнях? От чего зависит выбор гласной?

- Сформулируйте правило правописания гласных о-а в корне касс-кос.

Закрепление можно построить на упражнениях комплексного типа, с помощью которых одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся (интеллектуальное - речь, внимание, память, мышление и др.; лингвистическое - процесс активной речемыслительной деятельности). Во время выполнения каждого комплексного задания ученик совершает несколько умственных операций (например, сравнение, группировку, обобщение).

В рассматриваемой теме урока можно предложить такое упражнение. Учитель делает запись на доске:

К_сание мяча выловить рыбу

Прик_снулся к дереву сложить вдвое

Сложить вдвое бежать по полю

Соприк_снулись в воздухе залечить раны

Предлагаем учащимся задание:

- Внимательно прочитайте словосочетания в левом и правом столбике.

- Исключите одно из них по нескольким признакам одновременно обоснуйте свой ответ.

Необходимо добиваться от учащихся приблизительно такого ответа:

- Надо выписать словосочетания: касание мяча, прикоснулся к дереву, соприкоснулись в воздухе.

- Исключить надо словосочетание касание мяча, т.к. в корне пишется буква а, а в двух других словосочетаниях буква о, кроме того, это словосочетание состоит из существительного и существительного, а остальные - из глагола и существительного.

В качестве дополнительного задания можно дать такое задание:

- Найдите в данном упражнении слово, в котором все согласные звуки мягкие (мяча).

Ко многим упражнениям на уроке учащимся придумывают задания самостоятельно.

Например, на доске оформляется запись:

1.Золотые руки, ….

2.Коснуться стены….

3.Уютно расположиться.

Для справок: молодой месяц, осторожно прикасаться, полосатый жилет, записать предложение, прилагать усилия, легкое прикосновение.

- Внимательно прочитайте данную запись. Сформулируйте к ней свое задание, не забывая о теме урока.

Учащиеся могут сформулировать примерно вот такое задание:

- Написать три ряда словосочетаний, используя слова для справок.

Если учащиеся затрудняются (но чаще всего сильные ребята формулируют все задание сразу), то учитель может задать наводящий вопрос:

- По какому признаку вы будете подбирать словосочетание для этих рядов.

Учащиеся должны ответить, что словосочетания нужно подбирать по имеющейся в корне орфограмме.

Для проверки усвоения изучаемой темы можно предложить упражнение с пропущенными в корне гласными со следующим заданием: «Сгруппируйте слова с пропущенными буквами по орфограммам. Объясните их написание. Уместно будет на таких уроках давать задание, включающее какой-либо вид грамматического разбора. Например:

- Назовите предложение, в котором основа состоит из одного слова.

- Подчеркните слова, в которых есть все морфемы.

- Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв и т.д.

Итог урока - это выделение учащимися того основного, о чем шла речь на уроке. Ребята повторяют изученное правило, соблюдая условие учителя (нельзя повторять уже звучавшие на уроке примеры).

Проведение таких уроков дает положительный результат: повышается активность и осознанность действий учащихся, улучшается качество их знаний, развивается речемыслительная деятельность, а самое главное, учебно-исследовательская деятельность становится неким фундаментом и ведущей составной частью проектной деятельности учащихся.

С учащимися 6 класса продолжается работа над проектами, однако типы проектов могут меняться и ребята должны приобрести больший опыт в работе с данным методом. Так, при изучении басен группа ребят 6-го класса к уроку готовили информативную стенгазету «Мораль сей басни такова…», в которой обучающиеся представили информацию об истории басен, родоначальниках басни, интересные факты из жизни авторов басен и другие интересные факты по этой теме, дополнив стенгазету собственными иллюстрациями.

На уроках русского языка при изучении фразеологизмов 6-тиклассники готовили индивидуальные мини-проекты. Каждый выбирал фразеологизм, делал иллюстрацию к нему и рассказывал историю создания своего фразеологического оборота.

Обучающиеся 7 класса чаще всего работают над презентациями о жизни и творчестве отдельного писателя, поэта.

Работа над проектами ставит уровень преподавания на более высокую ступень. Учащиеся 5 - 7 классов обогащают словарный запас, совершенствуют речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки. Школьники учатся выделять главную и второстепенную информацию, выбирать уместный тон речи при чтении вслух. При говорении они уже не только доказательно отвечают на вопросы учителя, но и сами выдвигают тезисы, аргументируют свою позицию, соблюдают правила ведения диалога.

Метод проектов помогает учащимся видеть и понимать межпредметные связи. Они научились передавать с помощью рисунков языковые явления, иллюстрировать художественные произведения. Творчески подходят к достижению целей, поставленных перед выполнением проекта, учатся применять научные методы в своей работ, самостоятельно искать, отбирать, анализировать и использовать информацию из разных областей знаний.

Изучая языковые явления, учащиеся учатся выдвигать гипотезы, определять цели и задачи проекта, выбирать методы исследования, создавать план, программу, организовывать деятельность по реализации проекта. Такая работа служит развитию коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций, то есть формированию компетентности личности. 

Использование метода проектов, в частности, на уроках русского языка и литературы, позволяет учащимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать. В основе проектной деятельности лежит коллективная работа над решением жизненных, самими учащимися поставленных практических задач. Поэтому в настоящее время особенно актуальным становится изучение отдельных тем русской орфографии или морфологии  в старшей школе при подготовке к тестированию через проекты. Эти задачи неизбежно ведут к комплексной проработке всего необходимого материала.

При изучении русской литературы проектная деятельность приобретает особенно жизненный характер, так как влечет за собой объединение многих тем и предметов гуманитарного цикла.

Список использованной литературы


  1. Амбушева Т. М.и др. «Русский язык. Исследовательские работы. Волгоград, издательство «Учитель», 2009г.

  2. Ашевская Л. А. «Развитие творческих способностей и личности учащихся», ж-л РЯШ №6, 2001г.

  3. Бакулина Г. А. «Интеллектуально-речевое развитие школьников на уроках русского языка» ж-л РЯШ №1, 2002г.

  4. Безрукова В. С. «Все о современном уроке: проблемы, решения», «Сентябрь», 2004г.

  5. Кашлева Н. В.и др. «Школьная проектная лаборатория», Волгоград, изд-во «Учитель», 2009г.

  6. Козырева Н. Л. «Урок русского языка: результативно и интересно», ж-л РЯШ №1, 2003г.

  7. Коротаева Е. В. «Технология встречных усилий на уроках русского языка», ж-л РЯШ №4, 2001г.

  8. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. «Современный урок», изд. Учитель, 2005г.

  9. Московкина И. И. Урок-исследование. Специалист 1999, № 7

  10. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003г.

  11. „Педагогическое творчество в школе“ (из опыта работы педагогов России), изд. НИИ школ МО », 2001г.

  12. Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе»//Литература в школе.-2004.№12. с.25-28

  13. Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. – с.102-106.

  14. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.

  15. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.

  16. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.

  17. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.

  18. Синицын В. А. «Праздник творчества на уроках русского языка», ж-л РЯШ №6, 2000г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На уроках русского языка и литературы iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
На уроках русского языка и литературы iconИсследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы
С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:...
На уроках русского языка и литературы iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
На уроках русского языка и литературы iconНа уроках русского языка и литературы
Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
На уроках русского языка и литературы icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
На уроках русского языка и литературы iconРазмышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
На уроках русского языка и литературы iconОтчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за...
Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
На уроках русского языка и литературы icon«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н
На уроках русского языка и литературы iconПрименение it на уроках русского языка и литературы
Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира
На уроках русского языка и литературы icon«Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»
Педагогами кафедры русского языка и литературы были даны открытые уроки на высоком методическом уровне
На уроках русского языка и литературы iconИз опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной...
Приемы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы
На уроках русского языка и литературы iconНикитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы...
«икт на уроках русского языка и литературы как эффективное средство повышения качества преподавания предметов»
На уроках русского языка и литературы iconРазвитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы
В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая...
На уроках русского языка и литературы iconТема работы шмо: Использование педагогических технологий, форм и...
Отчет о работе шмо русского языка и литературы мбоу «сош №15» 2011-2012 учебный год
На уроках русского языка и литературы iconГ. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник
«Развитие творческой, исследовательской деятельности на уроках русского языка» Кекух О. Л., учитель русского языка и литературы
На уроках русского языка и литературы icon«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка...
Опыт работы учителя русского языка и литературы муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск