Уроках математики





Скачать 88.57 Kb.
НазваниеУроках математики
Дата публикации08.10.2014
Размер88.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Применение ЦОРов на уроках математики

Бондарева Галина Павловна

учитель математики МБОУ «СОШ с.Грачёв Куст Перелюбского муниципального района

Саратовской области»

После того как образовательные учреждения пополнились компьютерной техникой у каждого учителя появилась возможность разнообразить виды учебной деятельности школьников, сделать учебный материал более содержательным, наглядным и привлекательным. Имея в классе компьютеры и интерактивную доску, использую их на каждом уроке математики, на разных его этапах. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия. Одним из условий эффективной работы учителя математики является применение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Использование ЦОР на уроках математики в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество усвоения детьми учебного материала, предоставляет достаточно широкие возможности для организации занятий по математике, выстроенных как в традиционных, так и инновационных формах.

Прежде чем применять ЦОРы , я познакомилась с содержанием коллекций ЦОР по математике, имеющимися в Интернете, проанализировала возможности их применения на уроках математики. Изучила особенности современных ЦОР по математике, их существенные методические характеристики. Наиболее удобными для применения на уроках считаю материалы, размещенные на портале Федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://www.fcior.edu.ru.

Для того, чтобы использовать эти ресурсы, на компьютер устанавливается проигрыватель ресурсов версии 1.0.0.91 для ОС Windows.

Необходимое условие успешной организации уроков с применением ЦОР - отбор материала по содержанию; структурная организация учебного материала, включение учащихся в процесс обучения; выбор типов упражнений из ЦОР; применение интерактивных информационных обучающих систем; комплектование иллюстративного ряда, графических изображений.

Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) www.fcior.edu.ru направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования, обеспечивает каталогизацию ресурсов. На портале представлены ОМС, объединяющие автономные электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. В соответствии с программой обучения весь школьный курс по математике разбит на разделы, темы и т.д. Коллекция включает 1611 модулей по математике. Модули каталогизированы по указанным выше признакам (класс, тип, уровень ). Часть модулей предназначена для обучения учащихся на базовом уровне, часть – на углубленном. Например, в 10 классе при изучении геометрической темы «Взаимное расположение прямых в пространстве» для закрепления знаний теоретического материала использую модуль http://fcior.edu.ru/card/627/vzaimnoe-raspolozhenie-pryamyh-i-ploskostey-v-prostranstve-ugol-mezhdu-dvumya-peresekayushimisya-pry.html

Данный модуль состоит из 5 заданий. Задания предназначены для практической проверки усвоения учащимся способов взаимного расположения прямых и плоскостей; овладения умениями находить угол между двумя пересекающимися прямыми, скрещивающимися прямыми, прямой и плоскостью, а также угол между плоскостями. Все задания данного учебного модуля параметризированы. Это позволяет формировать индивидуальные задания для каждого учащегося. Дети работают с данным модулем самостоятельно, они имеют возможность быстро проверить выполненное задание, найти ошибки, исправить их. На уроке алгебры в 7 классе при изучении нового материала по теме «Взаимное расположение графиков линейных функций» пользуюсь модулем http://fcior.edu.ru/card/9013/vzaimnoe-raspolozhenie-grafikov-lineynyh-funkciy-i1.html

Данный информационный модуль представляет собой анимированный ролик со звуком. Состоит из логически законченных частей, которые можно проигрывать как последовательно, так и в любом порядке по желанию учащегося. Каждая часть состоит из двух блоков: видеоряд и сопровождающий текст. Видеоряд может быть увеличен на весь экран (щелчок мышкой по пиктограмме «лупа с плюсом»). В этом режиме видеоряд проигрывается без сопровождающего текста. В любом режиме воспроизведения учащийся может включить/выключить звуковое сопровождение видеоряда (щелчок мышкой по пиктограмме «громкоговоритель»). Учащиеся самостоятельно изучают новый материал, при желании, его можно просмотреть несколько раз. Опыт показывает, что подобный метод изучения новой темы заставляет каждого ученика класса включиться в активную мыслительную деятельность, пробуждает интерес к изучаемому материалу. Чаще всего с модулями подобного типа старшеклассники работают индивидуально, и только слабоуспевающих ребят объединяю в пары со «среднячками», совместная работа помогает ребятам чувствовать себя более уверенно, проявлять инициативу.

Многие модули позволяют учителю осуществлять быструю обратную связь, контролировать и объективно оценивать уровень усвоения знаний каждым учеником.

Примером может быть применение модуля http://fcior.edu.ru/card/7014/deystviya-s-obyknovennymi-i-desyatichnymi-drobyami-k2.html

Данный модуль представляет собой задание повышенной сложности, состоящее из трех уровней. Для прохождения каждого уровня учащемуся необходимо два раза подряд правильно выполнить задание, при этом не использовать решение с ответом. Задание направлено на отработку умений учащихся выполнять совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. Все задания данного учебного модуля параметризированы. Это позволяет формировать индивидуальные задания для каждого учащегося.

Очень интересно и занимательно оформлены ОМС для учащихся 5-6 классов. Многие из них анимированы, оформлены в виде комиксов, например: http://fcior.edu.ru/card/5756/zadanie-v-kartinkah-po-teme-perevod-smeshannogo-chisla-v-nepravilnuyu-drob-p2.html

Данный модуль представляет собой иллюстрированное задание в виде комикса. Задание направлено на отработку умения учащихся переводить смешанные числа в неправильную дробь. При решении задания учащемуся предоставляется возможность прочитать условие задания в классическом виде, использовать наводящие и пошаговые подсказки. В случае затруднения учащийся может посмотреть развернутое решение с ответом.

Для проверки знаний использую тесты и упражнения с различными учебными целями. Но главное – это цели урока, задачи урока, индивидуальный подход в обучении, прогнозируемый результат. ЦОР на уроках математики в условиях введения ФГОС предполагает индивидуальный подход ко всем учащимся, можно организовать работу в уровневых группах, в парах, индивидуальные образовательные траектории. Критерии оценки должны быть сообщены учащимся для того, чтобы зафиксировать, качество выполнения требуемого действия, чтобы считать обучение законченным. Это позволяет ученику самостоятельно оценить и скорректировать личные результаты обучения. На уроке учащиеся учатся определять условия, при которых должно выполняться задание; устанавливают источники информации, к которым могут обратиться для выполнения учебной задачи, выяснить способы, методику выполнения задания. Но учитель должен понимать, что ЦОР это не самоцель, а инструменты, позволяющие активизировать учебную деятельность учащихся, ресурсы призванные помогать интересно и доступно объяснять математические понятия, решать различные задачи, контролировать знания учащихся и т.д. А учителю в первую очередь следует четко определить цели и задачи урока, его место в учебном плане. Выбрать тип урока, форму урока, последовательность изложения учебного материала, ЦОР, способ подачи информации, продумать доступность и целостность изложения материалов урока, достаточность методических комментариев, набор упражнений, средств контроля и самоконтроля.

Также, учителю важно помнить, что одним из основных условий эффективности ЦОРов является уместность их применения . Живое общение учитель - ученик никто и никогда не заменит.
Хочу остановиться на ещё одном способе применения ЦОРов, который, по моему мнению, способствует повышению эффективности урока -
мультимедийная презентация.

Я бы отметила наиболее эффективное применение следующих их типов:
- Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. п. Такая презентация будет производить больший эффект, если приготовлена самим учителем, исходя из особенностей данного класса при соблюдении всех требований цветовой гаммы, шрифтам, наличию анимаций.
- Наглядная демонстрация процесса, например, построение диаграмм.
- Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов. Это бесспорная возможность для учащихся применения своих творческих качеств, способствует развития навыков публичных выступлений, применению умения пользоваться программой PowerPoint Например, ребята готовят презентации о жизни и научных открытиях учёных-математиков, о типах многогранников и их свойствах и т.д..
- Слайд-шоу. Подразумевает практически полное отсутствие текста и акцент на яркие, крупные изображения. (Может демонстрироваться в начале, в конце, или в середине урока, ставя своей целью создание определенного эмоционального настроя). Например, «Симметрия в природе, в архитектуре», «Правильные многогранники вокруг нас» и т.п.
- Анимированные схемы. В этом варианте презентации особый упор сделан на различных графиках и схемах. Изобразительный ряд – минимален. Например, смещение графиков вдоль координатных осей, построение сечений в стереометрии.
- Заполнение таблиц. Вариант презентации рекомендуемый при проведении занятий, связанных с систематизацией какого-либо материала, повторением, контролем. Например, заполнение таблицы «Свойства четырехугольников», «Свойства квадратичной функции», « Симметрия правильных многогранников», нахождение координат вектора, длины вектора и координат середины отрезка по заданным координатам точек начала и конца вектора и.т.п.
- Тестирование. Вариант, который также может быть рекомендован при проведении повторительно-обобщающего урока, при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

- Тренажеры. Выполнение заданий по карточкам – инструкторам с настроенными гиперссылками с подсказкой нужной формулы (для слабоуспевающих учащихся).
Поэтому особенно хочется отметить роль тех презентации, которые выполнены самими учащимися, не только как продукт выполнения проекта, но и как результат составления какого-то алгоритма, например «Решения квадратного уравнения», «Построения графика квадратичной функции». При составлении тестов, тренажеров, ученики самостоятельно изучают новый или дополнительный материал, закрепляют изученный материал, умения в процессе такой работы превращаются в навыки.
При использовании компьютерной презентации необходимо помнить:
- ученикам необходимо давать время не только для записи, но и для осмысления записанного, не стоит подгонять учащихся;
- при подготовке презентации необходимо соблюдать правила их оформления (сочетание цветов, шрифтов, анимаций).

Компьютерное тестирование – один из способов организации эффективного контроля.
Оно позволяет учителю проверить различные аспекты знаний учащихся всего класса в короткий срок. Для тестирования использую приложение PowerPoint, а так же тесты составленные в приложении Excel. При составлении таких тестов стараюсь учесть интересы не только учителя, но и учащихся (узнать оценку, увидеть, где ошибся, и узнать как правильно). Компьютерное тестирование провожу в классе, где установлено 11 компьютеров. При такой организации работы экономится время и учитель получает полную картину знаний. Особенно, если вопросы для тестов он формулировал сам с учетом возможных ошибок своих учеников. Широкие возможности для проверки знаний учащихся и самоподготовки предоставляет Интернет, где можно найти он-лайн тесты, как тематические, так и для проверки знаний по темам. Такие тесты выбираю заранее, с адаптированные для конкретного класса и конкретной программы. Смело можно применять для учеников он-лайн тесты для подготовки к ГИА и ЕГЭ, составленные из упражнений Открытого банка заданий
Сканирование материалов.
Оснащение современных классов позволяет превратить в ЦОР тетрадь любого ученика. Отсканировав страницу тетради, учитель получает возможность:
1. провести работу над ошибками;
2. предложить ученикам осуществить поиск ошибок;
3. проверить свою работу по предложенным ответам
4. предложить ученикам сверить свою работу с эталонной;
5. предложить выставить оценку за данную работу.
Видеоматериалы – вид ЦОР, который нечасто применяется на уроках математики. Однако есть необходимость применения видеороликов при демонстрации тел в стереометрии, их сечений.
Очень эффективно в этом случае применение небольших отрывков демонстраций с диска «Открытая математика. Стереометрия»
Интерактивная доска позволяет применять презентации более эффективно. Учитель и ученики могут вносить изменения в материал презентации, отмечать точки в координатной плоскости, вместе заполнять таблицы, достраивать графики, создавать графические рисунки, используя возможности такой доски. У учителя есть возможность привлекать учащихся к объяснению нового материала, делая их своими содокладчиками, или привлекать детей к организации повторения ранее изученного материала. Например, при повторении основных тем стереометрии, учащиеся 11 класса готовят презентации каждого вида геометрических тел, где описывают их основные свойства. Это, конечно же, способствует повышению мотивации, разнообразит урок, привлекает своими возможностями не только малышей, но и старших школьников.
Таким образом, использование ЦОРов на уроках математики становится объективной необходимостью. Их всесторонне продуманное применение позволит и в дальнейшем повысить эффективность урока, содействовать обеспечению
«… инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, включая: обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода;..»

Используемые материалы.

1.http://letopisi.ru/index.php/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4_%D0%B2_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8

2.Маркова А.К. Мотивация учения школьников. - М.: Просвещение, 1984.

3. http://vrogdchasty.ucoz.ru/publ/9-1-0-18

НовиковаЕ.А. Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики.

4. http://festival.1september.ru/articles/411543/

Горохова Л.И. Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках математики.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики iconУроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития
Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики
Уроках математики iconУроках математики
Использование исторического материала по теме «Начало» Евклида на уроках математики
Уроках математики iconУроках математики Учителя начальных классов
Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением...
Уроках математики iconУроках математики в 5 и 6 классах
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому...
Уроках математики iconУроках математики в 5 классе
Формирование навыков проектной деятельности учащихся в системе работы на уроках математики в 5 классе
Уроках математики iconУроках математики
Ред собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали...
Уроках математики iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Уроках математики iconО гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт...
Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14
Уроках математики icon«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных...
Уроках математики iconУроках математики, способствующих развитию критического мышления...
И это, конечно, правильно. Но порой это и приводит к тому, что учащиеся в определенный момент перестают делать домашнюю работу. Поэтому...
Уроках математики iconПлан работы методического объединения учителей математики на 2011-2012 учебный год
Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования...
Уроках математики iconФормирование метапредметных умений на уроках математики Номинация:...
Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Уроках математики icon«Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных...
Обобщение опыта работы учителя математики и физики первой квалификационной категории
Уроках математики iconУроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд
Теплинская А. К., учитель математики цо ОАО газпром, г. Москва, победитель городского конкурса «Учитель года 2010»
Уроках математики iconУроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие....
Публикация в сборнике «Экспериментально-инновационная работа в образовательных учреждениях Томской области»
Уроках математики iconУроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск