Скачать 46.45 Kb.
|
Публикация в сборнике «Экспериментально-инновационная работа в образовательных учреждениях Томской области» Применение технологии РКМЧП на уроках математики У преподавателя математики – возможности самые широкие. Но если все отведенное на урок время он занудно натаскивает учеников на выполнение стандартных монотонных заданий, он убивает их интерес, тормозит их интеллектуальное развитие и – упускает дарованные ему возможности. Если же преподаватель бросает вызов любознательности учащихся и испытывает их способности, ставя задачи сообразные их уровню знаний, и к тому же помогает решать эти задачи с помощью наводящих вопросов, он может привить учащимся вкус к независимому мышлению и заложить его основы. Поля, 1944, предисловие к первому изданию Современная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня в России. Учебный процесс сегодня направлен на формирование ключевых компетенций, на воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формулировать и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения. Поэтому перед педагогом стоит задача развивать на уроках и во внеурочной деятельности самостоятельность мышления, формировать способность делать осознанный нравственный выбор, воспитать читателя, подготовленного к самостоятельной работе с текстом, с книгой. Помогает в этом технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) как система стратегий, обучающих школьников мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов (стадий) – «вызов», «осмысление», «рефлексия». Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретённых знаний. Фрагмент урока математики, разработанного мною по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, показывает, на мой взгляд, достоинства данной технологии. Урок проводится в 6 классе, тема урока – «Длина окружности». Тема урока не озвучена, её предстоит определить самим учащимся. Для этого на первой стадии урока – стадии вызова, стадии самостоятельной актуализации имеющихся знаний и смыслов по теме, активизации познавательной активности в связи с изучаемой темой, - показываю ученикам набор изображений: обруч, цирковая арена, монета, циркуль и портрет Архимеда. Прошу ребят высказать предположения о теме урока и аргументировать свой ответ. Как правило, ребята легко справляются с поставленной задачей, называя тему урока – «Круг». Применяя технологию РКМЧП, учителю надо быть готовым к тому, чтобы принять любые вопросы и версии. Я предвидела такой ответ своих учеников и поэтому не тороплюсь их поправлять. На доске центральное место занимает вопрос – что я знаю о круге? Ребята пока не знают, что число букв в каждом слове поможет им в дальнейшем запомнить числовое значение числа π. А пока каждому из них в течение 1-2 минут предстоит ответить на поставленный вопрос, вспомнив все, что уже известно об изучаемой теме, записать это в виде ключевых слов (прием «Ключевые слова»), затем поделиться написанным в паре или в группе, составив всей группой список ключевых слов. На обсуждение не более трех минут. Далее каждая группа по кругу спешит озвучить результат своей работы, называя какое-то одно понятие или факт, при этом не повторяя ранее сказанного. Как показывает опыт, одним из ключевых слов обязательно будет названо слово «окружность». С целью актуализации имеющегося опыта и знаний по теме «Окружность», использую прием «Верно – неверно», который провожу в виде игры в крестики–нолики. Предлагаю ученикам из предложенных утверждений выбрать верные и неверные. Например: диаметр окружности равен двум радиусам; любая хорда является диаметром; окружность – граница круга; если диаметр окружности равен 50,6 дм, то её радиус равен 25,3 см, и т.д. Прочитав первое утверждение, каждый ставит значок ( х – верно, 0 – неверно) в первую клетку, прочитав второе – во вторую, и т.д. до девятой. Таким образом, заполняются все клетки. Затем задаю вопрос: «Кто выиграл: крестики или нолики?» Проверку осуществляю с помощью электронной презентации. Благодаря стадии вызова учащиеся определяют не только уровень собственных знаний, но и формируют запрос на получение новой информации. Для этого предлагаю каждой группе решить следующие задачи:
Решение первой задачи находится учениками быстро – при помощи веревки, которую потом надо распрямить и измерить линейкой. Одна из групп предложила использовать рулетку. А вот вторая задача подвела ребят к выводу о необходимости получения формулы для вычисления длины окружности. И только теперь, я прошу ребят уточнить тему урока и сформулировать его цель. Следующий этап урока - стадия осмысления содержания, организация активной работы с информацией, самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями, переживание эффекта приобретения - своеобразная поддержка для развития мыслительных навыков, фаза непосредственной работы с текстом. Сначала, выполняя практическую работу, а затем, работая с информационным текстом (прием «Инсерт»), учащиеся выводят формулу для вычисления длины окружности. Из текста ребята находят подтверждение своей гипотезы, что слова циркуль и цирк произошли от одного и того же слова, латинского слова ««circuluscurculus»» - круг. Сам по себе отпал вопрос, который был задан ими в начале урока и записан на доске: какая связь между цирком и портретом Архимеда? Стало понятным и значение вопроса «что я знаю о круге?» Завершающая стадия урока – рефлексия, самостоятельная систематизация нового материала, «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. На этом этапе ученикам было предложено решить много интересных задач. Например, вообразите, что земной шар плотно обтянут по экватору стальной проволокой. Сможет ли между землей и проволокой проскочить мышь, если длину проволоки увеличить на 1 м? Ребята сначала высказали свои предположения, а потом, решив задачу, получили неожиданный ответ – сможет проскочить не только мышь, но и кот (ответ: зазор =16 см). В конце урока учащимся было предложено закончить предложение или предложения на выбор:
Ценность технологии РКМЧП очевидна. Применение данной технологии повышает мотивацию к обучению, позволяет формировать ключевые компетенции и навыки самообразования. Е.Н. Сыркина, учитель математики МОУ «Вертикосская СОШ» |
Уроках математики Цор. Использование цор на уроках математики в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество усвоения детьми... | Уроках математики и во внеурочное время Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время" | ||
Уроках математики и информатики «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» | Уроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики | ||
Уроках математики Использование исторического материала по теме «Начало» Евклида на уроках математики | Уроках математики Учителя начальных классов Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением... | ||
Урок математики Встанем! – громко сказала учительница математики Мария Егоровна. Ученики пятого «Б» класса встали послушно, почти бесшумно, если... | Уроках математики в 5 и 6 классах Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому... | ||
Уроках математики Возможности индивидуального и возрастного развития детей поистине поразительны. И эти природные безграничные возможности ребенка... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическое объединение учителей математики продолжало работу над темой: «Создание условий для самореализации личности ученика через... | ||
Совершенствование лекционного курса высшей математики в техническом... В современной науке и технике математические методы играют всё большую роль. Это обусловлено быстрым ростом вычислительной техники,... | Уроках математики в 5 классе Формирование навыков проектной деятельности учащихся в системе работы на уроках математики в 5 классе | ||
Анализ урока 16 февраля 2010 год Сш №2 г. Витебска я присутствовала на уроке математики в 6 «А» классе. Урок проводился учителем математики Халимоненко Валентиной... | Урок математики в 7 классе с использованием технологии деятельностного... Каждому рязанскому школьнику – инновационный урок математики (из опыта работы учителей математики и учителей начальных классов образовательных... | ||
Урок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала.... Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | Уроках математики Математику в школе изучают с 1 по 11 класс. Уроков за это время проводится много. А успеваемость оставляет желать лучшего. Во все... |