Уроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие. Но если все отведенное на урок время он занудно натаскивает учеников на





Скачать 46.45 Kb.
НазваниеУроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие. Но если все отведенное на урок время он занудно натаскивает учеников на
Дата публикации14.07.2014
Размер46.45 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок

Публикация в сборнике «Экспериментально-инновационная работа в образовательных учреждениях Томской области»


Применение технологии РКМЧП на уроках математики
У преподавателя математики – возможности самые широкие. Но если все отведенное на урок время он занудно натаскивает учеников на выполнение стандартных монотонных заданий, он убивает их интерес, тормозит их интеллектуальное развитие и – упускает дарованные ему возможности. Если же преподаватель бросает вызов любознательности учащихся и испытывает их способности, ставя задачи сообразные их уровню знаний, и к тому же помогает решать эти задачи с помощью наводящих вопросов, он может привить учащимся вкус к независимому мышлению и заложить его основы.

Поля, 1944, предисловие к первому изданию
Современная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня в России. Учебный процесс сегодня направлен на формирование ключевых компетенций, на воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формулировать и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения. Поэтому перед педагогом стоит задача развивать на уроках и во внеурочной деятельности самостоятельность мышления, формировать способность делать осознанный нравственный выбор, воспитать читателя, подготовленного к самостоятельной работе с текстом, с книгой. Помогает в этом технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) как система стратегий, обучающих школьников мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов (стадий) – «вызов», «осмысление», «рефлексия». Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретённых знаний.

Фрагмент урока математики, разработанного мною по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, показывает, на мой взгляд, достоинства данной технологии. Урок проводится в 6 классе, тема урока – «Длина окружности». Тема урока не озвучена, её предстоит определить самим учащимся. Для этого на первой стадии урока – стадии вызова, стадии самостоятельной актуализации имеющихся знаний и смыслов по теме, активизации познавательной активности в связи с изучаемой темой, - показываю ученикам набор изображений: обруч, цирковая арена, монета, циркуль и портрет Архимеда. Прошу ребят высказать предположения о теме урока и аргументировать свой ответ. Как правило, ребята легко справляются с поставленной задачей, называя тему урока ­­­­– «Круг». Применяя технологию РКМЧП, учителю надо быть готовым к тому, чтобы принять любые вопросы и версии. Я предвидела такой ответ своих учеников и поэтому не тороплюсь их поправлять. На доске центральное место занимает вопрос – что я знаю о круге? Ребята пока не знают, что число букв в каждом слове поможет им в дальнейшем запомнить числовое значение числа π. А пока каждому из них в течение 1-2 минут предстоит ответить на поставленный вопрос, вспомнив все, что уже известно об изучаемой теме, записать это в виде ключевых слов (прием «Ключевые слова»), затем поделиться написанным в паре или в группе, составив всей группой список ключевых слов. На обсуждение не более трех минут. Далее каждая группа по кругу спешит озвучить результат своей работы, называя какое-то одно понятие или факт, при этом не повторяя ранее сказанного. Как показывает опыт, одним из ключевых слов обязательно будет названо слово «окружность». С целью актуализации имеющегося опыта и знаний по теме «Окружность», использую прием «Верно – неверно», который провожу в виде игры в крестики–нолики. Предлагаю ученикам из предложенных утверждений выбрать верные и неверные. Например: диаметр окружности равен двум радиусам; любая хорда является диаметром; окружность – граница круга; если диаметр окружности равен 50,6 дм, то её радиус равен 25,3 см, и т.д. Прочитав первое утверждение, каждый ставит значок ( х – верно, 0 – неверно) в первую клетку, прочитав второе – во вторую, и т.д. до девятой. Таким образом, заполняются все клетки. Затем задаю вопрос: «Кто выиграл: крестики или нолики?» Проверку осуществляю с помощью электронной презентации.

Благодаря стадии вызова учащиеся определяют не только уровень собственных знаний, но и формируют запрос на получение новой информации. Для этого предлагаю каждой группе решить следующие задачи:

  • Вам необходимо измерить длину бордюра круглой формы (длину цирковой арены). Как это можно сделать?

  • Вам необходимо измерить длину экватора (траектории спутника Земли) Как это можно сделать?

Решение первой задачи находится учениками быстро – при помощи веревки, которую потом надо распрямить и измерить линейкой. Одна из групп предложила использовать рулетку. А вот вторая задача подвела ребят к выводу о необходимости получения формулы для вычисления длины окружности. И только теперь, я прошу ребят уточнить тему урока и сформулировать его цель.

Следующий этап урока - стадия осмысления содержания, организация активной работы с информацией, самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями, переживание эффекта приобретения - своеобразная поддержка для развития мыслительных навыков, фаза непосредственной работы с текстом. Сначала, выполняя практическую работу, а затем, работая с информационным текстом (прием «Инсерт»), учащиеся выводят формулу для вычисления длины окружности. Из текста ребята находят подтверждение своей гипотезы, что слова циркуль и цирк произошли от одного и того же слова, латинского слова ««circuluscurculus»» - круг. Сам по себе отпал вопрос, который был задан ими в начале урока и записан на доске: какая связь между цирком и портретом Архимеда? Стало понятным и значение вопроса «что я знаю о круге?»

Завершающая стадия урока – рефлексия, самостоятельная систематизация нового материала, «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. На этом этапе ученикам было предложено решить много интересных задач. Например, вообразите, что земной шар плотно обтянут по экватору стальной проволокой. Сможет ли между землей и проволокой проскочить мышь, если длину проволоки увеличить на 1 м? Ребята сначала высказали свои предположения, а потом, решив задачу, получили неожиданный ответ – сможет проскочить не только мышь, но и кот (ответ: зазор =16 см). В конце урока учащимся было предложено закончить предложение или предложения на выбор:

  1. На уроке я понял…

  2. Я узнал, что …

  3. Для меня было неожиданным …

  4. Оказывается, что до наших дней …

  5. Теперь я…

Ценность технологии РКМЧП очевидна. Применение данной технологии повышает мотивацию к обучению, позволяет формировать ключевые компетенции и навыки самообразования.
Е.Н. Сыркина, учитель математики МОУ «Вертикосская СОШ»





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие. Но если все отведенное на урок время он занудно натаскивает учеников на iconУроках математики
Цор. Использование цор на уроках математики в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество усвоения детьми...
Уроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие. Но если все отведенное на урок время он занудно натаскивает учеников на iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Уроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие. Но если все отведенное на урок время он занудно натаскивает учеников на iconУроках математики и информатики
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
Уроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие. Но если все отведенное на урок время он занудно натаскивает учеников на iconУроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития
Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики
Уроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие. Но если все отведенное на урок время он занудно натаскивает учеников на iconУроках математики
Использование исторического материала по теме «Начало» Евклида на уроках математики
Уроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие. Но если все отведенное на урок время он занудно натаскивает учеников на iconУроках математики Учителя начальных классов
Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением...
Уроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие. Но если все отведенное на урок время он занудно натаскивает учеников на iconУрок математики
Встанем! – громко сказала учительница математики Мария Егоровна. Ученики пятого «Б» класса встали послушно, почти бесшумно, если...
Уроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие. Но если все отведенное на урок время он занудно натаскивает учеников на iconУроках математики в 5 и 6 классах
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому...
Уроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие. Но если все отведенное на урок время он занудно натаскивает учеников на iconУроках математики
Возможности индивидуального и возрастного развития детей поистине поразительны. И эти природные безграничные возможности ребенка...
Уроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие. Но если все отведенное на урок время он занудно натаскивает учеников на iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическое объединение учителей математики продолжало работу над темой: «Создание условий для самореализации личности ученика через...
Уроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие. Но если все отведенное на урок время он занудно натаскивает учеников на iconСовершенствование лекционного курса высшей математики в техническом...
В современной науке и технике математические методы играют всё большую роль. Это обусловлено быстрым ростом вычислительной техники,...
Уроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие. Но если все отведенное на урок время он занудно натаскивает учеников на iconУроках математики в 5 классе
Формирование навыков проектной деятельности учащихся в системе работы на уроках математики в 5 классе
Уроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие. Но если все отведенное на урок время он занудно натаскивает учеников на iconАнализ урока 16 февраля 2010 год
Сш №2 г. Витебска я присутствовала на уроке математики в 6 «А» классе. Урок проводился учителем математики Халимоненко Валентиной...
Уроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие. Но если все отведенное на урок время он занудно натаскивает учеников на iconУрок математики в 7 классе с использованием технологии деятельностного...
Каждому рязанскому школьнику – инновационный урок математики (из опыта работы учителей математики и учителей начальных классов образовательных...
Уроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие. Но если все отведенное на урок время он занудно натаскивает учеников на iconУрок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала....
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Уроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие. Но если все отведенное на урок время он занудно натаскивает учеников на iconУроках математики
Математику в школе изучают с 1 по 11 класс. Уроков за это время проводится много. А успеваемость оставляет желать лучшего. Во все...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск