Скачать 163.29 Kb.
|
МОУ «Сергиево-Горская основная общеобразовательная школа» ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (обобщение педагогического опыта) Учитель математики: Булыкова С.Б. 2010 План
1. Введение. Математику в школе изучают с 1 по 11 класс. Уроков за это время проводится много. А успеваемость оставляет желать лучшего. Во все времена математика считалась одним из самых сложных предметов для освоения наук. Немало школьников считали считают математику скучной наукой. А слабый интерес (а иногда и отсутствие всякого интереса) к предмету – одна из основных причин плохой успеваемости. Задача учителя математики – с первого урока, «не теряя ни минуты», пробуждать и поддерживать интерес к предмету. Ведь умение увлечь учеников и есть педагогическое мастерство, к которому мы стремимся. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль учеников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся в большей степени зависит от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученики работал активно и увлеченно, и использовать как отправную точку для развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Немаловажная роль здесь отводится игровым технологиям. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием направленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. 2. Игровые технологии 2.1. Игровая деятельность Игра – наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По Г.К. Селевко «Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». Функции игры:
Большинству игр присущи 4 главные черты:
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольной возможностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. В отличии от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учеников к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме работы происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, которое переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций педагогических игр. По виду деятельности игры делятся:
По характеру педагогического процесса выделяют группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, творческие; в) коммуникативные, диагностические и другие. 2.2. Дидактическая игра Дидактические игры очень хорошо уживаются с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. В термине «дидактическая игра» подчеркивается ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Поэтому есть основания утверждать, что использование дидактической игры в системе обучения математике в 5-11 классах является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников, осуществление преемственности между обучением в 1-4 классах и 5-11 классах. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Наблюдения показывают, что игровые приемы, использующие программный материал, и особенности игр школьников средних классов вызывают у них активизацию умственной деятельности, способствуют возникновению внутренних мотивов учения. Игровую форму занятий можно использовать на различных этапах урока. Например, при усвоении в 8 классе теоремы «Сумма внутренних углов выпуклого n-угольника» предлагается игра «Диалог». Она направлена на повышение активности учащихся в процессе усвоения новых знаний. Идея игры состоит в том, что учитель формулирует учебную проблему, а учащиеся стараются ее решить. По правилам игры ученики делятся на команды, каждая команда имеет право задать учителю минимальное число вопросов с тем, чтобы извлечь из его ответов максимум информации для решения поставленной проблемы. Учитель предлагает начертить командам 5-угольник, 6-тиульноик, семиугольник и с помощью транспортира найти градусные меры внутренних углов, а затем определить их сумму. Нестыковка: невозможно точно определить сумму внутренних углов выпуклого n-угольника одними измерениями. Значит, встает проблема: найти формулу, которая дает возможность найти сумму углов любого выпуклого n-угольника. За оригинальность вопросов и правильность ответов учащиеся получают очки. Игры такого типа носят обучающий характер. Участвуя в них, школьники приобретают новые знания. Игровая деятельность способствовала созданию познавательного мотива, активизации мыслительной деятельности, усиливала их внимание к содержанию изучаемого материала, повышала работоспособность, а также чувство ответственности за успехи в обучении всего коллектива и за свои лично. Вместе с тем, процесс игры, ее результаты заставляли задуматься некоторых учащихся о пробелах в знаниях и путях их ликвидации. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушают игру. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату. Ценность дидактической игры заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу (Приложение 1). При использовании дидактических игр важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коме случае не следует принудительно навязывать игру, т.к. она теряет свое дидактическое, развивающее значение. Важно проводить игру выразительно. Учитель сам должен в определенной степени включаться в игру. Умение включаться в игру – один из показателей педагогического мастерства. Математическая сторона содержания игры всегда отчетливо выдвигается на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитания интереса к математике. Дидактические игры можно разделить по дидактическим задачам: - обучающие: приобретение новых знаний , умений и навыков; - контролирующие: повторение, закрепление, проверка полученных знаний; - обобщающие: установление межпредметных связей, направленных на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях. Дидактическая игра является средством умственного развития, т.к. в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. В конечном счете в игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, приобщения детей к научно-техническому творчеству, воспитание ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе, а главная – обучение математике. 2.3. Игровые ситуации Важность и целесообразность использования игровых ситуаций на уроках математики в процессе изучения и закрепления нового материала различны в зависимости от дидактических целей урока. В большинстве случаев они применяются в качестве вспомогательного средства для пробуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала и, в отличии от дидактических игр, не требует дополнительного времени для разъяснения правил игры. Для создания игровых ситуаций на уроках математики используются исторические экскурсы, жизненные факты, занимательные задачи, научно-популярные рассказы, отрывки из литературных произведений, в математическом содержании которых содержатся противоречия научных фактов с привычными жизненными представлениями учащихся, противоречия между необходимостью выполнить определенное задание и невозможностью осуществить его. (Приложение 2) 2.4. Занимательные задания. Все приемы занимательности можно разбить на три группы: 1. Приемы занимательности, связанные с подачей задания. Приемы этой группы дают возможность то или иное задание облечь в занимательную форму. Примеры:
- занимательный квадрат - рисование по координатам точек - соответствие - математические ребусы 2. Приемы, связанные со структурой задания Примеры:
3. Приемы занимательности, связанные с организацией и процессом решения задания. Примеры:
Приемы занимательности дают толчок творческому мышлению, создают базу для творческой работы. Достаточно продуктивны следующие общие направления мыслительной деятельности: - необычный подход к рассмотрению вопроса - поиск ассоциаций - перенос идеи из другой области знаний - «игра» с объектами и идеями. Использование занимательных заданий целесообразно тогда, когда - есть опасность неприятия учащимися какого-либо учебного задания; - при прохождении сложных тем или при постановке трудных дидактических задач урока; - при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений; - при изучении материала, подлежащих прочному запоминанию. Для каждого занимательного материала, который предполагается использовать на уроке, учитель должен выяснить: будет ли он занимательным для учащихся данного класса. Органично ли он войдет в структуру урока? Будет ли его использование эффективным? Учителю надо постараться избежать таких ошибок в использовании занимательности на уроке, как отвлечение от темы и дидактических целей урока, неподготовленность занимательного задания предыдущей учебной работой на уроке, отсутствие учета всех категорий учащихся и др. Важна также и свобода при выполнении занимательных заданий. В некоторых случаях, например, появляется возможность подготавливать учащихся к формированию умений и навыков (часто на интуитивной основе). В других, свобода помогает интуитивному усвоению идей математики и приемов умственной работы. Таким образом, приемы занимательности часто связаны с общими проблемами обучения: развитием приемов мышления, общеучебных умений и навыков. Значит, кроем прироста математических знаний, умений и навыков, занимательные задания часто выполняют и другие, не менее важные цели: развитие мышления и способностей ученика. 3. Заключение. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Поэтому, я на своих уроках я стараюсь довольно часто использовать вышеперечисленные технологии обучения в форме игровой деятельности. Особенно актуальная игра в 5-6 классах, когда дети еще не достигли подросткового возраста. Они активно участвуют в игре, запоминание материала, его отработка происходит быстрее, чем в традиционной форме урока. Им нравится элементы соревнования и возможности показать себя. Наряду с игровыми формами обучения, я использую и другие формы: технологию развивающего обучения, дифференцированного обучения, метод проектов. Считаю, что использование в комплексе нескольких технологий дает неплохие результаты обученности детей (приложение 3). Приложение 1 Дидактическая игра «Математический поединок» (7 класс, «Формулы сокращенного умножения») Тема: Произведение суммы и разности двух одночленов. Игра проводится на этапах урока по закреплению знаний. Основа игры: соревнование двух команд Игровой замысел: на основе созданной проблемной ситуации и соревнования команд активизировать мышление учащихся, превратить весь процесс обучения в процесс активной поисковой деятельности и самостоятельности открытий. Этапы игры совпадают с этапами урока: актуализация опорных знаний, изучение нового материала, закрепление, проверка знаний учащихся по теме урока. Правила игры состоят в том, чтобы быстро и без ошибок отвечать на вопросы учителя, выполнять нужные записи и построения в тетрадях, следить за правильностью ответа своих товарищей, решать примеры и задачи у доски, консультировать соседей по парте и при необходимости пользоваться консультацией, не нарушать дисциплину, быть внимательным и активным. Познавательное содержание состоит в том, чтобы учащиеся усвоили формулу сокращенного умножения (а-в)(а+в) = а2 - в2 и могли применить ее при умножении чисел и двучленов определенного вида. Примеры заданий:
Проблемная ситуация: устно выполнить умножение 199 и 201, 102 и 98. Кульминационный момент мышления в поисковой деятельности есть переход от конкретного примера к общей формуле (а-в)(а+в)=а2 – в2. Закрепление и подведение итогов игры. Результат игры: учащиеся обогатились знаниями и умениями применять формулу сокращенного умножения для умножения чисел и двучленов. Приложение 2 Занимательные задания 1. (5-6 классы) Улыбка чеширского кота появляется за 2 минуты до появления кота и исчезает через 3 минуты после его исчезновения. Кот отсутствовал в домике Кролика 7 минут. Сколько минут отсутствовала его улыбка? 2. (5-6) Из 9 монет – одна фальшивая (более легкая). Как определить фальшивую монету с двумя чашечками без гирь двумя взвешиваниями? 3. (8 кл) две башни на равнине находятся на расстоянии 60 локтей одна от другой. Высота одной из них – 50 локтей, высота другой – 40 локтей. Между башнями находится колодец, одинаково удаленный от вершин обеих башен. Спрашивается, как далеко находится колодец от основания каждой башни? 4. Задача Древней Греции. - Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещает твою школу и слушает твои беседы? - Вот сколько, - ответил философ, - половина изучает математику, четверть – музыку, седьмая часть пребывает в молчании, кроме того, есть еще три женщины. 5. (7 кл) Постройте треугольник АВС со сторонами: а) 3,7,2; б) 4,3,7 в) 3,2,8 (группами) 6. Замаскированная ошибка (7 кл) a>b>0
ab – a2 >b2 - ab
7. Использование ситуаций, приведенных в пословицах: - обратная пропорциональность (убывание функции): «Дальше от кумы – меньше греха» 8. познавательные задания. Некоторые бабочки, как птицы, улетают на зимовку. Узнайте названия бабочки, которая из Северной Америки улетает в Южную, преодолевая расстояние более 3 тысяч км. Название бабочки можно узнать, правильно решив примеры: 6,8:2 80,64:8 2,4:4 10,5 :5 0,3:6 1:4 Правильные ответы написаны на карточках с буквами (монарх). Приложение 3 Дидактическая игра «Иван – крестьянский сын и Василиса Прекрасная» 5 класс В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-крестьянский сын. (Картинка) Любил он путешествовать по белу свету. И вот как-то раз встретил он Василису Прекрасную (Картинка). Полюбили они друг друга без памяти, стали жить-поживать, загадки друг другу загадывать. А загадки-то непростые, ребусами называются. А, ну-ка, и мы попробуем их разгадать (карточки с ребусами). Но злой Кащей Бессмертный (картинка) увидел Василису и решил на ней жениться. Налетел он страшной тучей и похитил Василисушку. Иван, не долго думая, собрался в путь-дорогу, выручать свою суженую. Да в пути одному несподручно. Решил взять он себе в подмогу учащихся нашего класса. Пойдете ли? Долго ли коротко, а вот встречается на пути огромный камень, от которого идут три дороги (рисунок). В царство Кащея ведет дорога с кодом 20. А найти ее можно, решив примеры: 1356+35*12-1776, 1521-1521:169-1492, 18*(39+37)-1355. Выбрали нужную дорогу, пошли дальше. Вот и в лес дремучий пришли, на поляне стоит избушка на курьих ножках (картинка). А в избушке живут Баба-яга. Какие слова нужно сказать, чтобы повстречаться с Бабой-Ягой? Баба-Яга давно враждовала с Кащеем и согласилась помочь Иванушке, но за небольшую плату в виде решенных уравнений: 156+у=218, 85-х=36, р-7698=2302, 3х+7=148, 4х+14х=144, 21у-4у=144, 21р-4р-17=17. Прощаясь с Иваном Баба-Яга поведала ему о силе корней уравнений: «Как придешь к замку Кощея, там висит огромный замок. Открыть его никаким ключом нельзя, ни мечом срубить. Но на замке труднющее уравнение написано. Решишь его, произнесешь вслух корень, замок и откроется. А вот Кащея одолеть не просто. Найдешь в саду Кощея столб, на столбе задача. Решишь ее – смерть Кощею». Черный Ворон подслушал разговор и рассказал все Кащею. Тот подстерег Ивана, схватил его и бросил в подземелье, замкнул на 5 замков. Воины-пятиклассники! Не дадим в обиду Ивана, откроем замки математические, узнаем стертые цифры на замках: -6*84 +7*9*5 -*0*000 х318 х4*3 6** 54*76 *18** ** 2* 5761 **718 37*69 **90 *83 *54_ ***_ ***** ***** Вышел Иванушка из подземелья. Идем дальше, а вот и царство Кащея, замок вист, на нем уравнение: 124: ( у – 5) = 31. Открылись ворота, пошли искать в саду столб. Ведут к нему дороги, а вот какая? (Лабиринт) Нашли таки столб с задачей: делая сердце для Кащея, один рабочий работал 3 дня по 7 часов в день, а другой – 2 дня по 8 часов в день. Вместе они изготовили сердце, состоящее из 481 детали. Сколько деталей изготовил каждый рабочий, если за 1 час они изготавливали деталей поровну? Умер Кащей, и разрушились башни, вышли из них все пленники Кащея. И среди них – Василиса Прекрасная. Иван поблагодарил нас всех за помощь и сказал, что завещает детям и внукам хорошо знать математику. Приложение 4 Задания по теме «Координатная плоскость» 6 класс № 1 «Яблоко»: (2; 4); (2; 5); (0; 6); (-4; 5); (-5; 1); (-3; -2); (2; -2); (4; 2); (3; 4); (2; 4); (4; 6); (5; 4); (7; 3); (6; 5); (4; 6); (6; 6). № 2 «Ракета»: (4; -3); (4; 1); (2; 2); (2; 7); (0; 9); (-2; 7); (-2; 2); (-4; 1); (-4; -3); (-2; -1); (2; -1); (4; -3). № 3 «Домик»: (3; 3); (5; 3); (-0,5; 6); (-6; 3); (3; 3); (3; -3); (-4; -3); (-4; 3)/ (-2; 1); (-2; -1); (1; -1); (1; 1); (-2; 1). |
Уроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики | Уроках математики Использование исторического материала по теме «Начало» Евклида на уроках математики | ||
Уроках математики Учителя начальных классов Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением... | Уроках математики в 5 и 6 классах Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому... | ||
Уроках математики в 5 классе Формирование навыков проектной деятельности учащихся в системе работы на уроках математики в 5 классе | Уроках математики Ред собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали... | ||
Уроках математики и во внеурочное время Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время" | Уроках математики Цор. Использование цор на уроках математики в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество усвоения детьми... | ||
О гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт... Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14 | «Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой... Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных... | ||
Уроках математики, способствующих развитию критического мышления... И это, конечно, правильно. Но порой это и приводит к тому, что учащиеся в определенный момент перестают делать домашнюю работу. Поэтому... | План работы методического объединения учителей математики на 2011-2012 учебный год Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования... | ||
Формирование метапредметных умений на уроках математики Номинация:... Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов | «Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных... Обобщение опыта работы учителя математики и физики первой квалификационной категории | ||
Уроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд Теплинская А. К., учитель математики цо ОАО газпром, г. Москва, победитель городского конкурса «Учитель года 2010» | Уроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие.... Публикация в сборнике «Экспериментально-инновационная работа в образовательных учреждениях Томской области» |