Уроках математики





Скачать 163.29 Kb.
НазваниеУроках математики
Дата публикации05.07.2014
Размер163.29 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
МОУ «Сергиево-Горская основная общеобразовательная школа»

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

(обобщение педагогического опыта)

Учитель математики: Булыкова С.Б.

2010

План

  1. Введение

  2. Игровая технология.

    1. Игровая деятельность

    2. Дидактическая игра

    3. Игровые ситуации

    4. Занимательные задания

  3. Заключение

  4. Приложения


1. Введение.

Математику в школе изучают с 1 по 11 класс. Уроков за это время проводится много. А успеваемость оставляет желать лучшего. Во все времена математика считалась одним из самых сложных предметов для освоения наук.

Немало школьников считали считают математику скучной наукой. А слабый интерес (а иногда и отсутствие всякого интереса) к предмету – одна из основных причин плохой успеваемости. Задача учителя математики – с первого урока, «не теряя ни минуты», пробуждать и поддерживать интерес к предмету. Ведь умение увлечь учеников и есть педагогическое мастерство, к которому мы стремимся.

В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль учеников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся в большей степени зависит от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученики работал активно и увлеченно, и использовать как отправную точку для развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Немаловажная роль здесь отводится игровым технологиям. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием направленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

2. Игровые технологии

2.1. Игровая деятельность

Игра – наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По Г.К. Селевко «Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».

Функции игры:

  • Развлекательная

  • Коммуникативная

  • Самореализация

  • Игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности)

  • Диагностическая

  • Коррекция, внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей

  • Межнациональная коммуникация

  • Социализация

Большинству игр присущи 4 главные черты:

  1. Свободная развивающая деятельность (процедурное удовольствие)

  2. Творческий характер («поле творчества)

  3. Эмоциональная приподнятость

  4. Наличие правил игры.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольной возможностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В отличии от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учеников к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме работы происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, которое переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций педагогических игр.

По виду деятельности игры делятся:

  • Физические (двигательные)

  • Интеллектуальные

  • Трудовые

  • Социальные

  • Психологические

По характеру педагогического процесса выделяют группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, творческие;

в) коммуникативные, диагностические и другие.

2.2. Дидактическая игра

Дидактические игры очень хорошо уживаются с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания.

В термине «дидактическая игра» подчеркивается ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Поэтому есть основания утверждать, что использование дидактической игры в системе обучения математике в 5-11 классах является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников, осуществление преемственности между обучением в 1-4 классах и 5-11 классах. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.

Наблюдения показывают, что игровые приемы, использующие программный материал, и особенности игр школьников средних классов вызывают у них активизацию умственной деятельности, способствуют возникновению внутренних мотивов учения.

Игровую форму занятий можно использовать на различных этапах урока. Например, при усвоении в 8 классе теоремы «Сумма внутренних углов выпуклого n-угольника» предлагается игра «Диалог». Она направлена на повышение активности учащихся в процессе усвоения новых знаний.

Идея игры состоит в том, что учитель формулирует учебную проблему, а учащиеся стараются ее решить.

По правилам игры ученики делятся на команды, каждая команда имеет право задать учителю минимальное число вопросов с тем, чтобы извлечь из его ответов максимум информации для решения поставленной проблемы.

Учитель предлагает начертить командам 5-угольник, 6-тиульноик, семиугольник и с помощью транспортира найти градусные меры внутренних углов, а затем определить их сумму. Нестыковка: невозможно точно определить сумму внутренних углов выпуклого n-угольника одними измерениями. Значит, встает проблема: найти формулу, которая дает возможность найти сумму углов любого выпуклого n-угольника. За оригинальность вопросов и правильность ответов учащиеся получают очки.

Игры такого типа носят обучающий характер. Участвуя в них, школьники приобретают новые знания. Игровая деятельность способствовала созданию познавательного мотива, активизации мыслительной деятельности, усиливала их внимание к содержанию изучаемого материала, повышала работоспособность, а также чувство ответственности за успехи в обучении всего коллектива и за свои лично. Вместе с тем, процесс игры, ее результаты заставляли задуматься некоторых учащихся о пробелах в знаниях и путях их ликвидации.

Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушают игру.

Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся.

Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату.

Ценность дидактической игры заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу (Приложение 1).

При использовании дидактических игр важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коме случае не следует принудительно навязывать игру, т.к. она теряет свое дидактическое, развивающее значение. Важно проводить игру выразительно.

Учитель сам должен в определенной степени включаться в игру.

Умение включаться в игру – один из показателей педагогического мастерства.

Математическая сторона содержания игры всегда отчетливо выдвигается на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитания интереса к математике.

Дидактические игры можно разделить по дидактическим задачам:

- обучающие: приобретение новых знаний , умений и навыков;

- контролирующие: повторение, закрепление, проверка полученных знаний;

- обобщающие: установление межпредметных связей, направленных на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Дидактическая игра является средством умственного развития, т.к. в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы.

В конечном счете в игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, приобщения детей к научно-техническому творчеству, воспитание ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе, а главная – обучение математике.

2.3. Игровые ситуации

Важность и целесообразность использования игровых ситуаций на уроках математики в процессе изучения и закрепления нового материала различны в зависимости от дидактических целей урока.

В большинстве случаев они применяются в качестве вспомогательного средства для пробуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала и, в отличии от дидактических игр, не требует дополнительного времени для разъяснения правил игры.

Для создания игровых ситуаций на уроках математики используются исторические экскурсы, жизненные факты, занимательные задачи, научно-популярные рассказы, отрывки из литературных произведений, в математическом содержании которых содержатся противоречия научных фактов с привычными жизненными представлениями учащихся, противоречия между необходимостью выполнить определенное задание и невозможностью осуществить его. (Приложение 2)

2.4. Занимательные задания.

Все приемы занимательности можно разбить на три группы:

1. Приемы занимательности, связанные с подачей задания. Приемы этой группы дают возможность то или иное задание облечь в занимательную форму.

Примеры:

  • Математический герой, который решает то или иное задание или придумывает фокус. В 5 классе в этой роли выступают Степа Смекалкин и Клоун.

  • Необычная схема, запись, чертеж:

- занимательный квадрат

- рисование по координатам точек

- соответствие

- математические ребусы

2. Приемы, связанные со структурой задания

Примеры:

  • Найди ошибку

  • По указанным компонентам и результату отыскать действия или по указанным действиям и результату найти компоненты. Причем обучающий эффект таких заданий не меньше, чем обычных, т.к. подобные задания обычно требуют от учащихся глубокого владения программным материалом, тщательного анализа условия, сообразительности и рационального решения.

3. Приемы занимательности, связанные с организацией и процессом решения задания.

Примеры:

  • Игра с числами. Укажите как можно больше пар чисел, чтобы их сумма была равна -23

  • Тестовые вопросы

  • Зашифрованные примеры

Приемы занимательности дают толчок творческому мышлению, создают базу для творческой работы.

Достаточно продуктивны следующие общие направления мыслительной деятельности:

- необычный подход к рассмотрению вопроса

- поиск ассоциаций

- перенос идеи из другой области знаний

- «игра» с объектами и идеями.

Использование занимательных заданий целесообразно тогда, когда

- есть опасность неприятия учащимися какого-либо учебного задания;

- при прохождении сложных тем или при постановке трудных дидактических задач урока;

- при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений;

- при изучении материала, подлежащих прочному запоминанию.

Для каждого занимательного материала, который предполагается использовать на уроке, учитель должен выяснить: будет ли он занимательным для учащихся данного класса. Органично ли он войдет в структуру урока? Будет ли его использование эффективным?

Учителю надо постараться избежать таких ошибок в использовании занимательности на уроке, как отвлечение от темы и дидактических целей урока, неподготовленность занимательного задания предыдущей учебной работой на уроке, отсутствие учета всех категорий учащихся и др.

Важна также и свобода при выполнении занимательных заданий. В некоторых случаях, например, появляется возможность подготавливать учащихся к формированию умений и навыков (часто на интуитивной основе). В других, свобода помогает интуитивному усвоению идей математики и приемов умственной работы.

Таким образом, приемы занимательности часто связаны с общими проблемами обучения: развитием приемов мышления, общеучебных умений и навыков.

Значит, кроем прироста математических знаний, умений и навыков, занимательные задания часто выполняют и другие, не менее важные цели: развитие мышления и способностей ученика.

3. Заключение.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Поэтому, я на своих уроках я стараюсь довольно часто использовать вышеперечисленные технологии обучения в форме игровой деятельности. Особенно актуальная игра в 5-6 классах, когда дети еще не достигли подросткового возраста. Они активно участвуют в игре, запоминание материала, его отработка происходит быстрее, чем в традиционной форме урока. Им нравится элементы соревнования и возможности показать себя. Наряду с игровыми формами обучения, я использую и другие формы: технологию развивающего обучения, дифференцированного обучения, метод проектов. Считаю, что использование в комплексе нескольких технологий дает неплохие результаты обученности детей (приложение 3).

Приложение 1

Дидактическая игра «Математический поединок» (7 класс, «Формулы сокращенного умножения»)

Тема: Произведение суммы и разности двух одночленов.

Игра проводится на этапах урока по закреплению знаний.

Основа игры: соревнование двух команд

Игровой замысел: на основе созданной проблемной ситуации и соревнования команд активизировать мышление учащихся, превратить весь процесс обучения в процесс активной поисковой деятельности и самостоятельности открытий.

Этапы игры совпадают с этапами урока: актуализация опорных знаний, изучение нового материала, закрепление, проверка знаний учащихся по теме урока.

Правила игры состоят в том, чтобы быстро и без ошибок отвечать на вопросы учителя, выполнять нужные записи и построения в тетрадях, следить за правильностью ответа своих товарищей, решать примеры и задачи у доски, консультировать соседей по парте и при необходимости пользоваться консультацией, не нарушать дисциплину, быть внимательным и активным.

Познавательное содержание состоит в том, чтобы учащиеся усвоили формулу сокращенного умножения (а-в)(а+в) = а2 - в2 и могли применить ее при умножении чисел и двучленов определенного вида.

Примеры заданий:

  1. Выполнить устно: 251*2, 8*6, 25*12

  2. Выполнить устно: (c+d)*m

  3. Умножить двучлен на двучлен с введением новой переменной: (c+d)(a-b),

  4. Прочесть выражения: (а+в)(а-в), m(c-d)

Проблемная ситуация: устно выполнить умножение 199 и 201, 102 и 98.

Кульминационный момент мышления в поисковой деятельности есть переход от конкретного примера к общей формуле (а-в)(а+в)=а2 – в2.

Закрепление и подведение итогов игры.

Результат игры: учащиеся обогатились знаниями и умениями применять формулу сокращенного умножения для умножения чисел и двучленов.

Приложение 2

Занимательные задания

1. (5-6 классы) Улыбка чеширского кота появляется за 2 минуты до появления кота и исчезает через 3 минуты после его исчезновения. Кот отсутствовал в домике Кролика 7 минут. Сколько минут отсутствовала его улыбка?

2. (5-6) Из 9 монет – одна фальшивая (более легкая). Как определить фальшивую монету с двумя чашечками без гирь двумя взвешиваниями?

3. (8 кл) две башни на равнине находятся на расстоянии 60 локтей одна от другой. Высота одной из них – 50 локтей, высота другой – 40 локтей. Между башнями находится колодец, одинаково удаленный от вершин обеих башен. Спрашивается, как далеко находится колодец от основания каждой башни?

4. Задача Древней Греции.

- Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещает твою школу и слушает твои беседы?

- Вот сколько, - ответил философ, - половина изучает математику, четверть – музыку, седьмая часть пребывает в молчании, кроме того, есть еще три женщины.

5. (7 кл) Постройте треугольник АВС со сторонами: а) 3,7,2; б) 4,3,7 в) 3,2,8 (группами)

6. Замаскированная ошибка (7 кл)

a>b>0

  1. a(b-a)>b(b-a)

ab – a2 >b2 - ab

  1. 0>a2 – 2ab +b2, 0>(a-b)2

  2. (a-b)2, где а ≠ b есть число положительное. Получили, что положительное число меньше нуля. Где ошибка?

7. Использование ситуаций, приведенных в пословицах:

- обратная пропорциональность (убывание функции): «Дальше от кумы – меньше греха»

8. познавательные задания. Некоторые бабочки, как птицы, улетают на зимовку. Узнайте названия бабочки, которая из Северной Америки улетает в Южную, преодолевая расстояние более 3 тысяч км. Название бабочки можно узнать, правильно решив примеры:

6,8:2 80,64:8 2,4:4

10,5 :5 0,3:6 1:4

Правильные ответы написаны на карточках с буквами (монарх).

Приложение 3

Дидактическая игра «Иван – крестьянский сын и Василиса Прекрасная»

5 класс

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-крестьянский сын. (Картинка) Любил он путешествовать по белу свету. И вот как-то раз встретил он Василису Прекрасную (Картинка). Полюбили они друг друга без памяти, стали жить-поживать, загадки друг другу загадывать. А загадки-то непростые, ребусами называются. А, ну-ка, и мы попробуем их разгадать (карточки с ребусами).

Но злой Кащей Бессмертный (картинка) увидел Василису и решил на ней жениться. Налетел он страшной тучей и похитил Василисушку.

Иван, не долго думая, собрался в путь-дорогу, выручать свою суженую. Да в пути одному несподручно. Решил взять он себе в подмогу учащихся нашего класса. Пойдете ли?

Долго ли коротко, а вот встречается на пути огромный камень, от которого идут три дороги (рисунок). В царство Кащея ведет дорога с кодом 20. А найти ее можно, решив примеры:

1356+35*12-1776, 1521-1521:169-1492, 18*(39+37)-1355.

Выбрали нужную дорогу, пошли дальше. Вот и в лес дремучий пришли, на поляне стоит избушка на курьих ножках (картинка). А в избушке живут Баба-яга. Какие слова нужно сказать, чтобы повстречаться с Бабой-Ягой?

Баба-Яга давно враждовала с Кащеем и согласилась помочь Иванушке, но за небольшую плату в виде решенных уравнений:

156+у=218, 85-х=36, р-7698=2302, 3х+7=148, 4х+14х=144, 21у-4у=144, 21р-4р-17=17.

Прощаясь с Иваном Баба-Яга поведала ему о силе корней уравнений: «Как придешь к замку Кощея, там висит огромный замок. Открыть его никаким ключом нельзя, ни мечом срубить. Но на замке труднющее уравнение написано. Решишь его, произнесешь вслух корень, замок и откроется. А вот Кащея одолеть не просто. Найдешь в саду Кощея столб, на столбе задача. Решишь ее – смерть Кощею».

Черный Ворон подслушал разговор и рассказал все Кащею. Тот подстерег Ивана, схватил его и бросил в подземелье, замкнул на 5 замков. Воины-пятиклассники! Не дадим в обиду Ивана, откроем замки математические, узнаем стертые цифры на замках:

-6*84 +7*9*5 -*0*000 х318 х4*3

6** 54*76 *18** ** 2*

5761 **718 37*69 **90 *83

*54_ ***_

***** *****

Вышел Иванушка из подземелья. Идем дальше, а вот и царство Кащея, замок вист, на нем уравнение: 124: ( у – 5) = 31.

Открылись ворота, пошли искать в саду столб. Ведут к нему дороги, а вот какая? (Лабиринт)

Нашли таки столб с задачей: делая сердце для Кащея, один рабочий работал 3 дня по 7 часов в день, а другой – 2 дня по 8 часов в день. Вместе они изготовили сердце, состоящее из 481 детали. Сколько деталей изготовил каждый рабочий, если за 1 час они изготавливали деталей поровну?

Умер Кащей, и разрушились башни, вышли из них все пленники Кащея. И среди них – Василиса Прекрасная.

Иван поблагодарил нас всех за помощь и сказал, что завещает детям и внукам хорошо знать математику.

Приложение 4

Задания по теме «Координатная плоскость» 6 класс
№ 1 «Яблоко»: (2; 4); (2; 5); (0; 6); (-4; 5); (-5; 1); (-3; -2); (2; -2); (4; 2); (3; 4); (2; 4); (4; 6); (5; 4); (7; 3); (6; 5); (4; 6); (6; 6).
№ 2 «Ракета»: (4; -3); (4; 1); (2; 2); (2; 7); (0; 9); (-2; 7); (-2; 2); (-4; 1); (-4; -3); (-2; -1); (2; -1); (4; -3).
№ 3 «Домик»: (3; 3); (5; 3); (-0,5; 6); (-6; 3); (3; 3); (3; -3); (-4; -3); (-4; 3)/

(-2; 1); (-2; -1); (1; -1); (1; 1); (-2; 1).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики iconУроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития
Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики
Уроках математики iconУроках математики
Использование исторического материала по теме «Начало» Евклида на уроках математики
Уроках математики iconУроках математики Учителя начальных классов
Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением...
Уроках математики iconУроках математики в 5 и 6 классах
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому...
Уроках математики iconУроках математики в 5 классе
Формирование навыков проектной деятельности учащихся в системе работы на уроках математики в 5 классе
Уроках математики iconУроках математики
Ред собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали...
Уроках математики iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Уроках математики iconУроках математики
Цор. Использование цор на уроках математики в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество усвоения детьми...
Уроках математики iconО гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт...
Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14
Уроках математики icon«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных...
Уроках математики iconУроках математики, способствующих развитию критического мышления...
И это, конечно, правильно. Но порой это и приводит к тому, что учащиеся в определенный момент перестают делать домашнюю работу. Поэтому...
Уроках математики iconПлан работы методического объединения учителей математики на 2011-2012 учебный год
Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования...
Уроках математики iconФормирование метапредметных умений на уроках математики Номинация:...
Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Уроках математики icon«Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных...
Обобщение опыта работы учителя математики и физики первой квалификационной категории
Уроках математики iconУроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд
Теплинская А. К., учитель математики цо ОАО газпром, г. Москва, победитель городского конкурса «Учитель года 2010»
Уроках математики iconУроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие....
Публикация в сборнике «Экспериментально-инновационная работа в образовательных учреждениях Томской области»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск