Международный Фестиваль «Звезды Нового Века»





Скачать 255.28 Kb.
НазваниеМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
Дата публикации14.08.2014
Размер255.28 Kb.
ТипСказка
100-bal.ru > Право > Сказка
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» - 2013

Гуманитарные науки (от 11 до 13 лет)
Проектно-исследовательская работа

«Права и обязанности ребенка в сказочных произведениях»





Автор: Аккуратнова Анна Николаевна

7 А класс МБОУ «СОШ №17»

Руководитель: Воронина Любовь Геннадьевна

Учитель истории

Рязань

2012-2013 уч.год

Рецензия

на проектно-исследовательскую работу

«Права и обязанности ребенка в сказочных произведениях»

Аккуратновой Анны

Рязанская область

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17»

город Рязань

7 класс

Проектно-исследовательская работа «Права и обязанности ребенка в сказочных произведениях» подготовлена ученицей 6 «А» класса средней школы № 17 Аккуратновой Анной.

В проектно-исследовательской работе обозначена одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня - проблема правовой безграмотности. В условиях развития тоталитарного государства о правовом воспитании речи и не могло быть. Поэтому отсутствие правовой культуры родителей порождает бесправие детей. В представленной работе идет попытка осмысления правовых документов через призму сказочных произведений, в которых сказочные герои подпадают под действие правового поля. Аня через анализ правовых документов и сказочных произведений пытается решить один из сложнейших вопросов правовой культуры - знание прав и обязанностей. Автор приводит в сравнение поведения сказочных героев и их анализ с нормативно-правовыми актами. Анна рассматривает очень интересную тему, которая была актуальна всегда. Эта тема – отсутствия достаточной осведомленности подрастающего поколение об их правах и обязанностях.

Работа носит исследовательский и познавательно-воспитательный характер. Результат проектно-исследовательской работы «Права и обязанности ребенка в сказочных произведениях» представляет собой реферат и красочно иллюстрированный буклет «Права и свободы ребенка».

Работа соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению исследовательских работ. Она состоит из содержания, введения, основной части,

заключения, списка литературы, приложения.

Для раскрытия темы, были выдвинуты следующие цели:

  • выяснить, как через сказочные произведения формируется правовая культура ребенка;

  • поделиться своими знаниями с одноклассниками;

  • сформировать и развить проектно-исследовательские компетенции;

  • и как итог проделанной работы, создать буклет и его презентацию, раскрывающие права и свободы ребенка в сказочных произведениях.

Была сформулирована интересная гипотеза:

Маша села почитать,

Мама стала объяснять.

Сказка ложь, да в ней намек:

Правовой ей дан урок.

Выбраны различные методы работы:

  • исследование статей и литературы, с целью уточнения полноты

-1-

отражения заявленной темы в имеющихся источниках;

  • анкетирование и социологический опрос, нацеленный на выявление знаний о правах и свободах ребенка;

  • анализ Конвенции о правах ребенка и сказочных произведений;

  • классификация прав и свобод;

  • обобщение полученной информации в виде реферата, выпуск буклета и создание презентации, рассказывающей о правах и свободах ребенка.

Совместно с Аней, мы разработали этапы деятельности.

Этапы

Содержание деятельности

Поисковый

Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка целей и задач проекта.

Аналитический

Анализ имеющей информации, поиск оптимального способа достижений целей проекта, построение алгоритма деятельности. Пошаговое планирование.

Практический

Выполнение запланированных действий по реализации проекта.

Презентационный

Подготовка и проведение презентаций.

Рефлексия

Анализ результатов. Оценка качества проекта.

Цели, поставленные в начале, работы достигнуты: создан красочный буклет. Гипотеза подтвердилась: в сказочных произведениях рассматриваются права и свободы ребенка. Подготовлена презентация проектно-исследовательской работы.

Работа над проектом оказалась трудной, но интересной.

В ходе работы над проектом:

  • овладела методами поиска недостающей информации;

  • научилась работать с различными источниками информации;

  • может поставить перед собой задачу и планировать дальнейшую деятельность;

  • получила навыки интервьюирования и социологического опроса;

  • свободно пользуется информационно-коммуникационными технологиями (научилась делать анимацию проекта и др.);

  • научилась планировать деятельность, время, ресурсы;

  • научилась строить диаграммы различного вида по результатам опроса;

  • научилась азам дизайнерского проектирования;

  • расширила свой кругозор в изучаемой области;

  • приобрела навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией;

  • овладела проектно-исследовательскими компетенциями.

Анной проделана большая работа и было сделана следующее:

  • посещение библиотек города, с целью изучения литературы по заданной теме;

  • проведение анкетирования и социологического опроса по теме;

  • провела классный час с использованием игры «Права и свободы



  • ребенка в сказочных произведениях»;

  • создан буклет «Права и обязанности ребенка в сказочных произведениях».

Изучив проектно- исследовательскую работу «Права и обязанности ребенка в сказочных произведениях», можно прийти к выводу: сделана попытка решения вопроса о том, что данную информацию можно получить через прочтение сказок и их осмысления. Информация, представленная в сказках, дает возможность расширить представления о правах и обязанностях детей и родителей.

Автор работы представляет собственное видение вопросов, связанных с правовой культурой, её формированием как в детской, так во взрослой среде.

В ходе своего исследования автор изучает процессы формирования правового поля в современном обществе.

Считаю, что проектно-исследовательская работа «Права и обязанности ребенка в сказочных произведениях» представляет собой достаточно цельное изложение темы, материал очень интересен и полезен, имеет воспитательное значение, может быть использован для дискуссий на классных часах, статей в СМИ, предложен специалистам (школьным учителям, социальным педагогам и работникам, а также администрации), на уроках правоведения, обществознания, а также родительских собраниях в дошкольных учреждениях и школах.

Работа актуальна особенно сейчас, когда происходит процесс формирования правовой культуры общества, в условиях развития демократических принципов правового государства.

Проектно-исследовательская работа написана интересно и доступно, прослеживается логичность, яркость и образность изложения, чувствуется

заинтересованность автора затронутой темой, желание проиллюстрировать прав и свободы ребенка в сказочных произведениях. Она заслуживает внимания и достойной оценки.
Руководитель Воронина Л.Г.

Содержание

  1. Введение………………………………………………………3-4

  2. Правопонимание сегодня…………………………………….5-6

  3. Определение прав и обязанностей ребенка в нормативно-правовых актах……………………………………………………………7- 11

  4. Права и обязанности в сказках…………………..……………11-14

  5. Отношение к правам и обязанностям в сегодня……………..15-16

  6. Заключение……………………………………………………..17-18

Список литературы………………………………………….19

Приложение …………………………………………………20

-2-

Введение

В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла чрезвычайно остро. В России ещё многие взрослые - педагоги, медики, работники правоохранительных органов, родители и сами дети не знают о правах ребёнка. Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окружения, годы учебы в школе во многом определяют душевный настрой подростка на будущее. Утверждение идеи приоритета прав ребенка, защита его прав в значительной степени зависят от того, насколько хорошо люди осведомлены о своих правах, правах детей и о механизмах, которые имеются для обеспечения соблюдения этих прав. Поскольку все дети имеют права и обязанности, то взрослые, чтобы объяснить их детям, приводят в пример различные сказочные произведения, которые в основном читали сами. Например: «Приключения Буратино», «Колобок», «Красная шапочка», «Золушка» и другие. Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но по данному вопросу практически нет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему. Особенно остро стоит вопрос в системе школьного правового образования в России. Мало помощи от государства - считается, что предмет «Права человека» не относится к обязательным для преподавания в школьной программе.

Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. «Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10% из них погибают. 60% сирот, достигших трех лет, попадают в специнтернаты…»1

Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения, как детьми, так и родителями знаний в области прав ребенка, а помимо них еще и преподавателями школ, детскими врачами и многими другими специалистами.

В этой связи большое значение для воспитания имеют правовые нормы,

-3-

регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать те права и обязанности, которые закреплены в действующих правовых актах за ними.

Гипотеза: «Маша села почитать,

Мама стала объяснять.

Сказка ложь, да в ней намек:

Правовой ей дан урок.»

Цель исследования: выяснить, как через сказочные произведения формируется правовая культура ребенка.

Задачи исследования:

  • Изучить нормативно-правовые документы, ознакомиться со сказочными произведениями;

  • Провести анкетирование и социологический опрос среди учащихся и взрослых.



Объект исследования: учащиеся школ и взрослые.

Предмет исследования: права и обязанности ребенка, сказочные произведения.

Методы исследования:

  • Сравнительно- правовой;

  • Анализ;

  • Анкетирование;

  • Статистический;

  • Обобщение.

-4-

Правопонимание сегодня.

В последнее время в юридической литературе большую дискуссию вызывают проблемы правопонимания, сущности права. Существуют различные школы, которые пытаются ответить на вопрос «что такое право?».

Теория естественного права: Сократ, Аристотель, Т. Гоббс,  Г.Гроций, Дж. Локк,  Вольтер,  Монтескье, Жан-Жак Руссо,  А.Н.Радищев. Главное — это духовное, идейное, нравственное начало. Приоритет над нормативным и реальным началами. Право — это возведённая в закон справедливость, в рамках данной доктрины разделяется право и закон, так как закон может быть не правовым. Право возникает естественным путём, появляется раньше государства, а нормы права лишь воплощают эти идеи. Само право даровано богом или природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека (право на жизнь, имя, собственность, создание семьи и др.).

Материалистическая теория права: К.Маркс , Ф.Энгельс. Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление. Содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть. Право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.


В.С. Нерсесянц подчёркивает, что вопрос, «что такое право?», имеет фундаментальное значение для философии права, как вопрос, «что такое истина?», для философии и человеческого познания в целом.2 Суть нормативизма состоит в том, что право и обязанность рассматриваются как явление должного упорядочения системы норм.

Историческая школа права (Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.) исходит из того, что право есть общее убеждение, общий «национальный» дух, а законодатель выступает главным его представителем. Все решения относительно прав и

-5-

обязанностей поддерживаются государственным принуждением, так как

государство есть сила, создающая право. Это принуждение и есть обязанности.

Государство непосредственно связано с правом и обязанностью и проводит через них свои установления. Право не существует без государства, оно является его непосредственным продуктом. Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные на обеспечение нормального развития общества, поэтому выполняет по отношению к государству роль организующего фактора. Но право, конечно, не является универсальным средством организации государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой государством. Следовательно, право является инструментом политики, а обязанность – формой государственного принуждения.

Особенно остро стоит вопрос о системе правовой культуры в России. Это вызвано тем, с одной стороны, что правовая система России, провозглашенная демократическим правовым государством, претерпела значительные изменения. В рамках правовой реформы произошло демократическое обновление законодательства, права и свободы человека и гражданина признаны в обществе как высшее достижение демократии, в обществе пробуждается интерес к правовым институтам и праву в целом. С другой стороны, эти процессы не подкреплены правовой традицией, в массовом сознании право не является безусловной ценностью и общественной нормой жизни. Наблюдается разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем правосознания населения.

Как же преодолеть эти проблемы?

Правительство и большинство людей согласны с тем, что детям необходимо знать свои права и обязанности и для этого вести среди детей и родителей разъяснительную работу. Соблюдение прав ребенка, начиная с самого раннего возраста, очень важно. Без этого невозможно уважение растущего человека, а значит и его развитие, воспитание в нем ответственности – в противовес социальной беспомощности.
-6-
Определение прав и обязанностей ребенка в нормативно-правовых актах. При рождении ребенка между ним и его родителями возникают определенные отношения. Одни из этих отношений регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие нормами - права, в частности, нормами семейного права, которое устанавливает условия и порядок вступления в брак и его прекращения, регулирует личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, другими

родственниками, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Нормы законодательства закрепляют необходимость учета интересов детей и обеспечения их интересов.

После создания в 1948 году Организации Объединенных Наций принимается Всеобщая декларация прав человека, в статье 25.2 которой отмечается, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь.

В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Будучи документом особого значения, она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права, устанавливая приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества и семьи.3

Большое значение этой Конвенции заключается в том, что она является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция ценна еще и тем, что она является обязательством на будущее, ибо призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир. Но и в ближайшее десятилетие влияние этого документа на мировой порядок может быть значительным. Нормы, зафиксированные в нем, будут служить ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в
-7-

их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, рационально мобилизовать для этого необходимые ресурсы.4

Часто при защите прав детей применяются различные статьи Конвенции, среди которых, например:

  • предусматривающие свободу от пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ст. 3)- а вот в сказке «Золушка» нарушены права Золушки мачехой и сестрами, которые постоянно унижают и заставляют работать с утра до ночи и никогда не благодарят за выполненную работу;



  • провозглашающие право на справедливый суд (ст. 6) - Маугли показали совету стаи, где он получил защиту медведя Балу и пантеры Багиры от Шерхана, посягавшего на его жизнь (сказка Р.Киплинга «Маугли»);



  • где говорится о праве на уважение семейной жизни, о положении незаконнорожденных детей, о концепции действий Суда в интересах ребенка ( выбор религии, имени и др.), о передаче государству права на опеку над ребенком, о случаях разлучения родителей и детей по причине


-8-

депортации родителей (ст. 8) - сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», в которой Баба Яга, лишив жизни сестрицу Алёнушку забрала Иванушку и превратила его в козленочка.



  • о праве на образование (протокол 1 к Конвенции ст. 2) -папа Карло, предоставив Буратино, букварь отправил его в школу, а Карабас-Барабас, оповещая о выступлении театра кукол, лишил права Буратино на получение образования.



На основании названных статей Конвенции Европейским Судом были разработаны в международном праве стандарты, регулирующие положение детей и, в частности, касающиеся их положения в семье.5 Поскольку Российская

-9-

Федерация является государством правовым, то необходимость соблюдения международных гуманитарных правовых документов очевидна.

Семья является одним из древнейших социальных институтов, получивших

свое начало еще в недрах первобытно-общинного строя и прошедших несколько этапов развития. В современном обществе семья представляет собой основанную на браке или кровном родстве малую группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Государством осознается важность семьи в жизни общества. Поэтому семейная политика признана одним из приоритетных направлений его социальной деятельности. Государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышения качества жизни семьи.

В раннем детстве родителей любят безоглядной любовью. Позже в чувствах появляется сдержанность, а порой и резкость. Почему? Надо беречь здоровье самых близких людей. И как бы не пытались заменить их друзьями, в самые трудные и горькие дни все равно обращаетесь к родителям. Вот здесь и складываются взаимоотношения между детьми и их родителями.

Когда дети маленькие, то заботу о них проявляют их родители. Но вот дети повзрослели и должны оказывать помощь своим родителям, хотя родители по-прежнему не выпускают из поля зрения своё чадо, оберегая его и опекая заботой. Но как бы общество не старалось, природу не обмануть и дети уже взрослые, а взрослые дети просто обязаны проявлять заботу о своих престарелых родителях, оказывая им помощь. Так возникают семейные отношения.

Эти отношения регулируются нормами Семейного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, ребенок должен получать так же, как и взрослый полноценную и достоверную информацию о своих правах. На мой взгляд, это можно сделать через различные игровые уроки правоведения в школе. Об этом я спросила у своих сверстников «Знают ли они, что такое право?» На что был дан следующий

-10-

ответ: 98 %- да, и только 2 %- нет . Но ребята знают лишь поверхностно о том, что такое право, поскольку данный предмет преподается не во всех учебных заведения. О чем они сильно сожалели.


Права и обязанности в сказках.

Некоторые положения правовых документов новы для современного сознания, достойны специального обсуждения. Например, в Конвенции впервые, столь определенно, зафиксировано право каждого ребенка, свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его интересы. Что же могут сделать родители, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным? А родители могут сделать для ребенка достаточно много. Но можно начать с малого. Прежде всего, вместе с ребенком читать сказки и пытаться объяснять, какие поступки совершают сказочные герои, сопоставляя поступки героев с правовыми документами.

Почему же права и обязанности отражены в сказках? Есть версия, что писатели - сказочники придумывали свои произведения на основе прав и обязанностей ребенка. Возможно, во времена этих писателей тоже стоял вопрос о том, как объяснить ребенку его права, но при этом не забыть и об обязанностях, и они придумали решение этой проблемы - использовать в качестве помощников сказочных героев, которые попадали и сталкивались с различными жизненными ситуациями. В игровой форме, даже «трудное» и «скучное» усваивается лучше. Кроме того игра развивает активность, творческое мышление, формирует навыки практического использования знаний. Считается, что этот метод является на сегодня самым эффективным в разъяснении прав и обязанностей ребенка.

Взрослые понимают, что из бесправного, запуганного ребенка может вырасти бесправный, запуганный взрослый, который не сможет писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое.

На основании выше изложенного, я считаю, что каждый ребенок должен знать свои права и обязанности. А вот какие права и обязанности есть у ребенка и достаточно ли их, государство через нормативно-правовые документы их и

-11-

гарантирует.

Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, могут быть как личными, так и имущественными. Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, так свидетельствует статья 58 Семейного кодекса РФ «Как

бы мне её назвать?- раздумывал Карло.- Назову- ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье. Я знал одно семейство- всех их звали Буратино…Все они жили весело и беспечно…»

«К важнейшим личным правам ребенка относится право на защиту»- гласит статья 56 Семейного кодекса РФ – «Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов соответствует обязанность родителей защищать права детей». «Старая злая крыса Шушера обернулась и с бешеной злобой набросилась, чтобы перегрызть Буратино горло… Дверь распахнулась, вошел папа Карло. Стащил с ноги деревянный башмак и запустил им в крысу».

Во многих сказочных произведениях нарушаются важнейшие права человека, так, например, в сказках «Красная Шапочка» и «Белоснежка», «Колобок» и «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк» главные герои лишаются жизни, нарушаются личная неприкосновенность и свобода.



До настоящего времени ведется спор о том, имеет или не имеет право государство отнимать жизнь у человека. Но уголовная статистика показывает, что введение смертной казни, ни в одной стране не уменьшило числа убийств и других тяжких преступлений. Что позволяет сделать неожиданный вывод: в странах, где смертная казнь отменена или не применяется, количество убийств значительно меньше, чем в тех странах, где она предусмотрена. В странах, где применяется эффективная замена смертной казни длительным сроком тюремного заключения, преступность снижает свои показатели.6 Прочитав, например сказку

-12-

«Лиса и заяц», как родители, так и дети понимают, что Лиса нарушила право Зайца на неприкосновенность жилища, ведь у Зайца изба - лубяная, а у Лисы – ледяная, которая с приходом весны растаяла. Когда Мишка - Косолапый

попросился в теремок, зная, что он велик для него, все равно попытался в него пролезть, при этом просто его разрушил.



Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка- путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на свободное передвижение,



а вот Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался правом на труд. И перечислять

можно очень долго и долго все сказочные произведения, в которых нарушаются права главных героев. Но немало сказочных произведений, в которых герои выполняют определенные обязанности, например, в сказке Д. Мамина - Сибиряка «Серая Шейка», мать - утка обязана была заботиться о своей больной Серой Шейке, у которой было сломано крыло, что ярко свидетельствует о применении статьи 65 Семейного кодекса РФ.



В целях обеспечения статей Семейного кодекса РФ Красная Шапочка обязана

-13-

была отнести больной бабушке пирожки и проведать её (статья 95 СК РФ), в сказке «Госпожа Метелица» Девушка обязана была каждый день выполнять определенные обязанности, сидеть у колодца и прясть пряжу по приказу мачехи (статья 97).

Утверждение идеи приоритета прав ребенка, защита его прав в значительной степени зависят от того, насколько хорошо люди осведомлены о своих правах, правах детей и о механизмах, которые имеются для обеспечения соблюдения этих прав. Поскольку все дети имеют права и обязанности, то взрослые, чтобы объяснить их детям, приводят в пример различные сказочные произведения, которые в основном читали сами. Например: «Приключения Буратино», «Колобок», «Красная шапочка», «Золушка» и другие. Вот и получается, что ребенок должен получать так же, как и взрослый полноценную и достоверную информацию о своих правах и обязанностях. На мой взгляд, это можно сделать через различные игровые уроки правоведения в школе.

Конечно, дети понимают свои права, тем более ,когда о них рассказывают в игровой форме на занятиях в школе, а еще и дома объясняют родители.

Иногда читая сказки, дети узнают свои права, даже не замечая этого. Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окружения, годы учебы в школе во многом определяют душевный настрой подростка на будущее.

-14-

Отношение к правам и обязанностям сегодня.

Чтобы разобраться с вопросом, насколько современные родители и дети знают права и обязанности, я провела социологический опрос. Были опрошены как дети - 60 человек, так и взрослые - 30.

По итогам опроса я получила следующие данные: на вопрос «Знаете ли вы, что такое права?» дети ответили «да»- 54 человека, нет- 6, а взрослые, как оказалось, знают все что такое права- 30 человек (приложение II). По вопросу об обязанностях получились данные, которые свидетельствуют о том, что даже у некоторых взрослых проявляется незнание о наличии обязанностей (приложение III). В связи с чем, я задала следующий вопрос только взрослым «Как вы считаете, воспитание детей – это…». Взрослые ответили так: 12 человек считают, что это право родителей, 9 - обязанность родителей, и 11 человек ответили, что это и право и обязанность родителей (приложение IV). Как видим, мнения расходятся в связи с тем, что наши взрослые в основном не изучали право в школе, поскольку в советских школах ни о каких правах речи и быть не могло. А ведь право - это система общеобязательных социальных норм, также как и обязанность, но разница состоит в том, что за неисполнение обязанностей следует наказание. Таким образом изучать права можно и через сказки, обращая при прочтении внимание на действия героев сказок, их ошибки или проступки, на высказывания. Что поможет ребенку серьезно оценить сказочных героев. Поэтому был задан вопрос «Знаете ли вы, что в сказках нарушаются права?» (приложение V), далее следовал вопрос «Знаете ли вы, что в сказках отражаются обязанности?» ( приложение VI). Теперь был задан вопрос не только детям, но и родителям «Нужно ли говорить детям об их правах?», на который я получила следующий ответ: дети - 30 человек; взрослые: да - 10 человек; нет - 15 человек; не знаю- 8 человек; частично - 7 человек. Вот и получается, что права должны знать и учить все (приложение VII). Но незнание прав не освобождает от ответственности. В связи, с чем был задан следующий вопрос «Как вы считаете, является ли знание прав и обязанностей показателем высокой культуры общества?» мнения разошлись. Дети этим не интересуются - 26 человек, и только 2 взрослых ответили, что да (приложение VIII). Вот и получается, что

-15-

отсутствие правовых традиций общества формирует правовое бескультурье. А преодолевать ту преграду предстоит молодому поколению, то есть – нам, «Нужно ли вообще знание прав и обязанностей?», из опрошенных детей только 7 ответили, что нет, не нужно, а взрослых вдвое больше - 14, при варианте ответа, что дети и так много знают - 9 человек (приложение IX).

Таким образом, все выше изложенное ставит задачи по пересмотру правового образования. Приоритетными ориентирами для личности в период её осмысленного взросления становятся умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.

-16-

Заключение

Проблема воспитания в семье очень актуальна в настоящее время. Этому вопросу большое внимание уделяют как международные документы: Конвенция о правах ребенка, Всеобщая декларация прав человека, так и российские – Конституция, Семейный кодекс. Ратифицировав Конвенцию прав ребенка многие государства, в том числе и Россия, признали то, что ребенку до полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Нарушение прав детей - вечная проблема, которую необходимо решать. Ребенок практически не знает свои права, ему не хватает источников информации о них.

В ходе исследовательской работы мною были сделаны выводы о том, что сказочные произведения, хотя и являются фактическим вымыслом, но все-таки содержат в себе правовые основы.

На основе выше изложенного мною была подтверждена гипотеза:

Маша села почитать,

Мама стала объяснять.

Сказка ложь, да в ней намек:

Правовой ей дан урок.

ведь сказка всего лишь вымысел, но действительно отражает права детей, стоит ребенку её лишь прочитать, а взрослому объяснить.

Результаты проведенного социологического опроса показали, что в семьях с низкой правовой культурой воспитываются дети с отсутствием правовой грамотности, а поскольку наше общество не имеет правовых традиций, то многие и не видят необходимости изучения правоведения как предмета или стремления ликвидировать правовую безграмотность. На основании проведенного исследования предлагаю:

  1. Ознакомить детей и родителей с информацией, изложенной в данной работе.

  2. Рекомендовать администрации школы ввести предмет «Правоведение» во всех классах без исключения, начиная с начального звена.

-17-

  1. Для родителей проводить правовой ликбез, хотя бы один раз в месяц.

  2. Для того, чтобы дети знали больше о своих правах, родители должны об этом говорить, читать с детьми и объяснять, как можно

поступать, а как нельзя; что правильно, а что нет.

Государство также должно защищать права детей, но обязывать их исполнение.

Никого не требуется убеждать в том, что маленький ребенок лучше растет и развивается в семье: у старших членов семьи он учится не только родной речи, но и основам нравственного поведения, выполнению определенных обязанностей, а также он чувствует себя защищенным и уверенно смотрит в будущее.

И пока не исчезнут люди с дурными помыслами и намерениями, детям нужно защищаться, знать, куда и к кому обратиться в случае опасности, и какими правами они обладают.

-18-

Список литературы


  1. Конвенция о правах ребенка.

  2. Конституция РФ.

  3. Всеобщая декларация прав человека.

  4. Основы правовых знаний- уч. В 2-х частях, М.: Вита-пресс, 2003.

  5. Защита прав ребенка, М.: «Эксмо», 2005.

  6. Защита прав ребенка в современной России., Москва, 2005.

  7. Шнекендорф З.К. Всероссийский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка. М., 1999.

  8. А.Ф.Никитин. Правоведение. М.: Просвещение, 2006.


-19-

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение I Анкета

  1. Знаете ли вы, что такое права?

А) да;

Б) нет.

  1. У вас есть обязанности?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю;

Г) не задумывался.

  1. Как вы считаете, воспитание детей- это…

А) право родителей;

Б) обязанность родителей

В) право и обязанность родителей.

  1. Знаете ли вы, что в сказках нарушаются права?

А) да;

Б) нет.

  1. Знаете ли вы, что в сказках отражаются обязанности?

А) да;

Б) нет;

В) не задумывался.

  1. Нужно ли говорить детям об их правах?»

А) да;

Б) нет;

В) не знаю;

Г) частично.

  1. Как вы считаете, является ли знание прав и обязанностей показателем высокой культуры общества?

А) да;

Б) нет

В) не задумывался;

Г) меня это не интересует.

  1. Нужно ли вообще знание прав и обязанностей?

А) считаю, что нужно;

Б) нет, не нужно;

В) дети и так много знают;

Г) прав много, а обязанностей нет.
Приложение II



Приложение III

Приложение IV





Приложение VI





Приложение VII

НУЖНО ЛИ ДЕТЯМ ГОВОРИТЬ ОБ ИХ ПРАВАХ?



Приложение VIII





Приложение IX



1 Шнекендорф З.К. Всероссийский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка. М., 1999.


2 Нерсесянц В.С. Философия права.

3 Шнекендорф З.К. Всероссийский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка. М., 1999.

4 А.Ф.Никитин. Правоведение. М.: Просвещение, 2006.

5 Шнекендорф З.К. Всероссийский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка. М., 1999.


6 Шнекендорф З.К. Всероссийский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка. М., 1999.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
Модель лексико-семантического поля fashion (на материале журналов Cosmopolitan и Glamour начала XXI века)
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
Приложение. Соответствие своих способностей и соответствующие им типам профессий
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Естественные науки (от 8 до 10 лет)
«Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова»
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
Россия, Краснодарский край, г. Новороссийск, ст. Раевская, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная...
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Точные науки (от 11 до 13 лет) «Высота светил»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
Известно, что молодёжь, общаясь с иностранцами, сталкивается с трудностями в общении из-за непонимания ряда слов, с которыми им не...
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Точные науки (от...
Цель работы: Исследование развития криптографии и способов применения шифров в деятельности человека
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Гуманитарные науки...
Закон РФ от 10. 06. 1993 n 5154-1 "О стандартизации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27. 12. 2002 n 184-фз...
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Гуманитарные науки...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №48 «Журавлик»
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Гуманитарные науки...
Развивать интерес к предмету, умение логически излагать свои мысли, развивать коммуникативные навыки при работе в группах
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Естественные науки...
Автор: Жигунова Г. В., кандидат философских наук, доцент кафедры «социальных наук»
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Точные науки (от...
Оформление и оборудование: картинки и плакаты о спорте, здоровье, шары, игровое поле для игры „Крестики нолики”, музыка, задания...
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
С самого раннего детства, как только мы начинаем осознавать себя, мама читает нам сказки. Сначала это русские народные сказки, затем...
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Гуманитарные науки...
Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по...
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» Естественные науки (от...
Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по...
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
Питаются преимущественно насекомыми, отчасти зернами. Эти птицы живут, чаще всего, вблизи жилья человека. Так как гнезда вороны и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск