Международный Фестиваль «Звезды Нового Века»
Гуманитарные науки (от 14 до 16 лет)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Автор: Воронкова Дарья Алексеевна, 10 класс
МОУ Доволенская СОШ №2, с. Довольное
Доволенский район, Новосибирская область
Руководитель: Киселева Любовь Алексеевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МОУ Доволенская СОШ № 2.
2011 г.
Содержание
1. Введение ……………………………………………………………………………………………..3-4
2. Теоретическая часть
Возрастные особенности старших школьников……………………………………………4-5
Классификация профессий…………………………………………………………………..5-7
Главный принцип выбора профессии……………………………………………………….7-8
Практическая часть
Организация исследовательской деятельности……………………………………………..8-9
Методы и методики исследования
Анкета №1……………………………………………………………………………….9
Тип мышления……………………………………………………………………….9-10
Соответствие своих способностей и соответствующие им типы профессий ……..10
Выявление личности и индивидуально-типологических различий ………………..10
Тест Голланда (тип личности и соответствующий им профессии)………… ……..10
Медицинские ограничения при выборе профессий ……………………………..11-16
Спрос на рынке труда……………………………………………………………....16-17
Анкета №2……………………………………………………………………………...17
Анализ полученных результатов…………………………………………………………..17-19
Заключение………………………………………………………………………………………19-20
Список используемых источников………………………...…………………………………….20
Приложения
Приложение 1. Анкета №1……………………………………………………………………21
Приложение 2. Тип мышления…………………………………………………………….21-22
Приложение 3. . Соответствие своих способностей и соответствующие им типам профессий …………………………………………………………………………………..22-23
Приложение 4. Тест. Выявление индивидуально-типологических различий……........23-25
Приложение 5. Тест Голланда……………………………………………………………..25-31
Приложение 9. Анкета №2……………………………………………………………........…31
ВВЕДЕНИЕ
“Исключительное счастье человека – быть
при своем постоянном любимом деле.”
В.И. Немирович-Данченко Никто не будет спорить с утверждением, что одной из самых главных проблем современного человека является проблема выбора. Приходится выбирать постоянно: сегодняшнее общество построено на многообразии и вариативности. Есть ситуации, когда ошибка в выборе будет иметь далеко идущие последствия и может отразиться на всей дальнейшей жизни. Одна из таких ситуаций: определение человеком своего дела, или профессии.
Сегодняшним молодым людям очень сложно. Им приходится выбирать из большого числа современных специальностей. На сегодняшний день в мире насчитывается более 50 тысяч профессий, а в России наиболее распространенными являются около 7 тысяч из них. Цифры впечатляющие. Как же сориентироваться в этом многообразии старшекласснику, не имеющему еще большого жизненного опыта?
Актуальность данной проблемы очевидна, ведь каждый человек в юношеском возрасте стоит перед выбором профессии. Мне интересно было узнать, какими качествами личности обладают учащиеся 10 класса и соответствуют ли они выбранной профессии, в какой степени соответствуют и вообще, подходит ли выбранная сфера профессиональной деятельности.
Актуальность исследования: узнать профессиональные наклонности своих сверстников, узнать их качества личности, которые успешно проявились бы в профессиональной деятельности.
Проблема: Какие нужно иметь представления о будущей профессии.
Цель: помочь учащимся узнать свои личностные особенности и соотнести их с требованиями будущей профессии.
Достижение поставленной цели возможно при решении определённых задач:
Изучить литературу и интернет – ресурсы по данному направлению.
Сформировать представление учащихся о их профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий.
Провести сравнительный анализ полученных результатов исследования с требованиями к предъявляемым профессиям.
Объект исследования: профессиональное самоопределение школьника.
Предмет исследования: профессиональные намерения учащихся 10-х классов и профессионально важные качества личности.
Гипотеза: если знать профессиональные намерения, наклонности учащихся и качества личности, то можно сделать наиболее верный выбор профессии.
Методы и методики: метод опроса и следующие методики: психогеометрический тест, «ДДО» автор Климов Е.А., «Тип личности» автор Голланд, «Тип мышления», ознакомление с медицинскими противопоказаниями и спросом на рынке труда.
Практическая значимость исследования: данную работу можно использовать классными руководителями, учителями при проведении факультативов по профориентации в старших классах (9 – 11 классы) и самими учащимися.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Возрастные особенности старшего школьника
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего.
Подросток, как правило, еще не думает серьезно о своей будущей профессии, особенно если он предполагает после 9 класса учиться в школе. Конечно, и пятиклассники могут называть свою будущую профессию, но это скорее мечты о ней, часто меняющиеся. В отличие от них старшие школьники выбирают профессию продуманно, аргументируют свой выбор. Многие из них пытаются соотнести свои индивидуальные физические и психические особенности с требованиями, предъявляемыми к человеку той или иной профессией. В итоге старшие школьники, особенно десятиклассники, уже практически подходят к делу и, учитывая свои интересы и возможности, называют реальные профессии.
Характерной особенностью старшего школьника является резко избирательное отношение к профессиям. Некоторые профессии высоко оцениваются подавляющим большинством старшеклассников, социальный престиж этих профессий в глазах школьников очень велик. У других социальный престиж чрезвычайно низок.
Под влиянием чего происходит выбор профессии? Каковы мотивы этого выбора? Учащиеся мотивируют выбор будущей профессии интересом к тому или иному учебному предмету. Многие учащиеся выбирают профессии, не соотносят требования этих профессий со своими индивидуальными особенностями, способностями. Большая часть старших школьников указывает в качестве мотива выбора профессии на свои способности (о которых они судят по успеваемости, легкости овладения материалом, успешности во внешкольных занятиях и т. д.). Немалое количество учащихся указывают и на такие мотивы (чисто внешнего порядка), как наличие семейных традиций, мотив материально-бытовой обеспеченности, пример друзей и товарищей. Иногда мотивами бывают близость места работы или вуза от дома, «красивая форма» или то, что «сюда легче устроиться».
На основании бесед с учащимися приходится сделать вывод о том, что они не имеют ясного представления о большинстве профессий, не могут правильно ориентироваться в них, не знают требований, которые предъявляет данная профессия к качествам человека и не всегда умеют объективно определить свою профессиональную пригодность.
2.2. Классификация профессий
Профессия - вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня специальных знаний и умений (квалификации) и может служить источником дохода. Всего насчитывается более 6 тысяч названий профессий. Постоянно появляются новые профессии.
Профессии систематизируются по типам и классам. Тип профессии указывает на то, с кем или с чем человек имеет дело в своей профессиональной деятельности. Это могут быть люди, техника, информация, художественные образы и произведения, природные объекты. Можно выделить пять типов профессий: "Человек-человек" "Человек-техника" "Человек-знак" "Человек-художественный образ" "Человек-природа". В последнее время появился новый тип - шестой - "Человек-бизнес" (табл.1).
Класс профессии говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, определяет характер труда. Все профессии условно делятся на два класса: алгоритмический (исполнительский) и творческий (эвристический) (табл.2). Типология профессий (по Климову Е.А)
табл. 1 Типы профессий
| Примеры профессий
| Требования к качествам работника
| "Человек-человек"
| Связанные
с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитар);
с обучением и воспитанием (учитель, тренер, воспитатель);
с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант);
| Умение устанавливать и поддерживать контакты общения
Умение понимать психофизиологическое состояние людей
Умение оказывать влияние на других людей
Умение проявлять выдержку, спокойствие, доброжелательность
Наличие речевых способностей
Развитие словесно-логического мышления не ниже среднего уровня.
| "Человек-техника"
| Связанные
с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (монтажник, сварщик, инженер-конструктор)
с эксплуатацией технических средств (водитель, швея)
с ремонтом техники (механик, электромонтер, слесарь-ремонтник)
| Высокий уровень развития:
наглядно-образного мышления
пространственных представлений
технической осведомленности и сообразительности
хороших двигательных навыков, ловкости.
| "Человек-знак"
| Связанные
с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь)
с цифрами, формулами, таблицами (экономист, бухгалтер, кассир)
с чертежами, картами, схемами (чертежник, штурман)
со звуковыми сигналами (телефонист, радист)
| Способности к оперированию числами, символами к длительному и устойчивому вниманию к усидчивости
Развитие математического и словесно-логического мышления.
| "Человек-художественный образ"
| Связанные
с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор)
с воспроизведением и изготовлением произведений искусств (ювелир, столяр, закройщик, актер, цветовод-декоратор)
| Высоко развитые:
художественный вкус
эстетическая чувствительность
богатое и яркое воображение
образное мышление
| "Человек-природа"
| Связанные
с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог)
с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник)
с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар, селекционер)
| Наличие:
наблюдательности
способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов
прогностических способностей
умение менять цели в зависимости от условий
выносливости терпеливости к недостатку комфорта в работе
| |