Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Гуманитарные науки (от 8 до 10 лет) «этимология слов школьной тематики»





Скачать 143.31 Kb.
НазваниеМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Гуманитарные науки (от 8 до 10 лет) «этимология слов школьной тематики»
Дата публикации15.07.2013
Размер143.31 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > История > Исследование


Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» - 2013

Гуманитарные науки (от 8 до 10 лет)


«ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВ ШКОЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ»

Боканяева Ксения , 9 лет,
обучающаяся 3 класса
Руководитель работы:

Бачкина Елена Николаевна,

учитель начальных классов
МБОУ «Бурлаковская СОШ»

Прокопьевского района

Кемеровской области




2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ


  1. Введение……………………………………………………….……

3

  1. Этимология слов школьной тематики……………………………...

6

  1. Исследование знаний одноклассников о первоначальном значении слов школьной тематики…………………………….....


11

  1. Результаты исследования…………………………………………...

13

  1. Заключение…………………………………………………………...

17

  1. Список литературы и источников…………………………………..

19










  1. Введение

Наверняка нет на свете человека, который не задумывался бы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг именно так называется. Как рождаются слова, когда и кем создаются?

Ежедневно мы посещаем школу. Слова, связанные с учёбой, стали не только знакомыми с первого класса, но и привычными, прочно вошли в наш лексикон.

Школа. Урок. На уроке мы знакомимся с происхождением и написанием многих слов. Меня заинтересовало значение тех слов, которые мы, ученики, постоянно используем в своей речи. Я узнала, что существует наука, изучающая происхождение слов – этимология. Поэтому я решила обратиться к этимологическим словарям.

Объектом моей работы стали существительные, обозначающие предметы школьной тематики.

Предметом рассмотрения явилось происхождение этих существительных.

Проблема заключается в том, что отсутствуют сводные сведения о происхождении этих существительных, они есть в отдельных словарных статьях различных словарей. Кроме того, исследовательской деятельностью я занялась впервые, поэтому мне предстояло узнать не только, какие методы исследования существуют, но и изучить требования к построению и оформлению исследовательских работ.

Исследование способствовало обобщению знаний о происхождении слов школьной тематики. В этом я вижу актуальность своей работы.

Целью данного исследования является изучение происхождения школьной тематики и выяснение того, знают ли мои одноклассники и старшие ребята об этимологии привычных слов.

Для реализации цели я поставила ряд задач:

  1. Выбрать из массива языковых данных существительные школьной тематики.

  2. Изучить их этимологические особенности.

  3. Выявить знания моих одноклассников о происхождении слов школьной тематики и их первоначальном значении.

  4. Разработать ряд мероприятий по применению изученного материала.

Для достижения цели и решения поставленных задач мной были использованы следующие методы:

практические (изучение этимологических словарей, периодической печати);

сбор информации (анализ, синтез, сравнение, обобщение, беседа, анкетирование, наблюдение, фотографирование);

качественные (выявление происхождения, толкование смысла).

Гипотеза исследования строится на предположениях:

многие слова школьной тематики первоначально имели другое значение;

люди не задумываются над происхождения слов, ставших привычными.

Основными структурными элементами моей работы стали следующие: этимология слов школьной тематики, исследование знаний одноклассников первоначального значения слов школьной тематики, обобщение результатов исследования.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при изучении тем «Лексика» и «Словообразование» в школьном курсе русского языка, а также могут быть собраны в школьный этимологический словарик слов школьной тематики, которым могут пользоваться мои одноклассники как для подготовки к урокам, так и в качестве материала к конкурсам для познавательных программ, викторин, КВНов и других мероприятий познавательного характера.


  1. Этимология слов школьной тематики

Лексика русского языка находится в состоянии непрерывного изменения и развития. Она складывалась в течение многих веков.

Этимология тесно связана со всеми разделами языкознания. Без данных этимологии трудно, а иногда невозможно разобраться в сложных смысловых изменениях, которым подвергалось слово в процессе исторического развития.

Есть два пути формирования лексики:

1 - «прямой» путь, при котором из имеющихся в языке элементов возникают так называемые исконные слова языка;

  1. - путь заимствования слов из других языков.

Если проанализировать слова школьной тематики с точки зрения их происхождения, то можно выделить две группы:

1 - общеславянские и собственно русские;

2 - заимствованные из разных языков.

Среди слов школьной тематики общеславянскими являются дневник, клей, краски, ручка, точилка, учебник, чернила.

В современном русском языке слово чернила имеет значение «красящая жидкость для писания», причём жидкость эта, как известно, бывает не только чёрного, но и синего, зелёного, красного, фиолетового цвета. Значит, связь с корнем – черн – только историческая, оставшаяся с тех времён, когда чернила делались из сажи и были чёрными.

Приглядитесь повнимательнее к слову урок и вы увидите: да это же почти точная копия слова уговор: приставка та же самая, а основа – говор (говорить) заменена тут новой – рок, - рек, того же корня, что слово реку – говорю, речь. У-рок – это у-словие. Наши современные значения его: задание, а также время занятий – образовалось от этого, древнейшего.

Словари не указывают точного появления  слов «клей», «краски», «ручка», «точилка». Значит, они были в языке наших предков ещё до XVII в.

Но большая часть слов школьной тематики  является заимствованными из различных языков: английского, греческого, латинского, немецкого, польского, тюркского, французского.

Из тюркского языка в XVIII в. пришло слово  «карандаш». Оно образовано от тюркского «кара», что означает «чёрный», и «таш – «камень». Свой путь карандаш начинает от свинцовых палочек, служивших для письма. След от такого карандаша оставался очень слабый, а руки покрывались серым налётом. Потом появились чёрные палочки, стали готовить для них «одежду» - кожаную, металлическую и, наконец, деревянную. Теперь стерженёк может быть разного цвета, но по-прежнему пользуемся словом карандаш.

Самая большая группа слов – это слова греческого происхождения. Так, например, всеми знакомое слово «тетрадь» произошло от греческого «тетро» – «сложенный вчетверо». Попробуйте перегнуть лист пополам, а потом ещё раз пополам. Остаётся разрезать эту книжечку и сшить её посередине - тетрадь готова. В ней будет четыре листа. Именно такими были первые тетради.

Представляю, как вы удивитесь, если узнаете, что «школа» по-гречески значит «досуг». Не правда ли странно: школа – и вдруг досуг? Дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге, беседы мудрецов-философов со своими учениками о разных науках. Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счёт, гимнастику, музыку, поэзию, ораторское искусство.

Из латинского языка в XIX в. пришли слова «альбом», «ластик», «пенал».

По- латыни альбом означает «белый». Нынешние альбомы не всегда белые, хотя и называются по-старому. Альбомы бывают не только для рисования, но и для марок, фотографий, почтовых открыток, гербариев, стихов.

Почему резинка называется резинкой, это, наверное, всем понятно. Она делается из резины. Но у неё есть другое название – ластик. Дело в том, что резина делается из каучука. А «каучук» по-латыни называется «гумми эластикум». Отсюда образовалось «ластик», что значит «Упругий», «хорошо растягивающийся».

Перо по-латыни будет пена. А где хранят перья? В специальной коробочке, которую назвали «пенал». Теперь мы в неё складываем и ручки, и карандаши, и даже для ластика найдётся там местечко. А название этой коробочки произошло, как мы уже знаем, от слова «пена» (перо). Кстати сказать, раньше писали настоящими гусиными перьями. И хотя потом они были заменены более удобными металлическими пластинками для письма, название перо, перья по традиции сохранились.

Наверное, нет на свете школьника, который бы не любил каникул. А вот происхождение этого слова знают далеко не все. Если перевести его с латыни на русский язык, то получится… «собачка», «щенок». «Каникулой» древние римляне стали называть самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые жаркие дни солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Слово перешло в русский язык и тоже означает «перерыв в занятиях». Но уже не только летом.

Слово «портфель» пришло к нам в XIX в. из французского языка и образовано от двух слов: «порте» (носить) и «фель» (лист). Теперь вы, конечно, догадались, что портфель назвали так потому, что в нём носят листы бумаги, тетради, книги. А вообще-то в него можно положить что угодно, но от этого название, когда-то данное ему, уже не изменится. Да, кстати, все французские слова имеют ударение в конце. Поэтому ни в коем случае нельзя произносить это слово с ударением на первом слоге – это грубая ошибка.

Сто раз на день школьник повторяет: «Парта, на парте, за партой». А откуда взялось это слово, даже и учёные не очень-то ясно себе представляют. Скорее всего оно произошло от французского апарт – «особо», «в отдельности»: когда-то партами называли сиденья для одного или двух учеников, в противоположность длинным, многоместным общим школьным столам и скамьям.

А польскому языку мы обязаны появлению в речи российских школьников слова «шпаргалка». Россия – одна из немногих цивилизованных стран, где ещё пользуются подсказками на уроках, шпаргалками на контрольных и прочее. Надеюсь, что теперь, ознакомившись с историей слова «шпаргалка», многие ученики благоразумно перестанут заниматься этим делом. Шпаргалка означает… «лохмотья», «пелёнка». В польском языке так называли измаранный, негодный клочок бумаги. Интересно, поубавилось бы любителей составлять шпаргалки, если бы они узнали, что носят на урок или экзамен грязные детские пелёнки?

Время появления слов школьной тематики довольно разнообразно: с дописьменного периода до наших дней.

В некоторых словах мы совсем не ощущаем их нерусского происхождения, так как они прочно вошли в наш язык. При переходе из одного языка в другой слово осваивается, как бы приспосабливается к фонетике, графике и грамматике нового для неё языка. Чужие, чуждые звуки заменяются своими или вовсе исчезают из слова. Например, из греческого слова historia русский язык исключил придыхательное [h], и мы говорим история.

В английском языке у существительных нет рода. А в русском языке слова английского происхождения блокнот, тест, фломастер относятся к мужскому роду.

По законам русского языка от заимствованного слова могут быть образованы новые слова: альбом – альбомчик, альбомный; блокнот – блокнотик, блокнотный; линейка – линеечка; тетрадь – тетрадочка, тетрадка, тетрадный.

Заимствованное слово подчиняется правилам русской грамматики: существительные, например, приобретают русские падежные окончания. Так и наш знакомый портфель: в языке -первоисточнике слово не изменяется, а по-русски мы говорим без портфеля, с портфелем, в портфеле.

Также может происходить переразложение слова по составу. Например, немецкое слово состоит из двух корней Rück – спина + sak – мешок, а в русском языке всё слово является корнем.



  1. Исследование знаний одноклассников первоначального значения слов школьной тематики

Я узнала очень много нового и интересного. И мне хотелось выяснить, знают ли другие ребята о первоначальном значении таких знакомых и привычных слов.

С этой целью я разработала анкету и попросила одноклассников заполнить её.







В анкете я задала 5 вопросов и попросила выбрать нужный из вариантов ответа или дописать свой, в том случае, если я его не предусмотрела.

Вопросы были следующие:

  1. Как ты считаешь, слова «школа», «тетрадь», «портфель», «ластик», «урок», «карадаш», «парта», «чернила», «альбом», «шпаргалка», «каникулы» появились вместе с теми предметами, которые они обозначают? Выдели нужный ответ.

Для этого вопроса я приготовила 4 варианта ответа:


Да




Нет




Некоторые слова появились раньше предметов




Сначала появились предметы, потом возникло название






  1. Как ты считаешь, первоначальное значение слов «школа», «тетрадь», «портфель», «ластик», «урок», «карадаш», «парта», «чернила», «альбом», «шпаргалка», «каникулы» было таким же, как в наше время?

Выдели нужный ответ.


Да




Нет







  1. Объясни, почему ты так думаешь?

  2. Объясни, что, на твой взгляд, первоначально обозначали следующие слова.

Здесь я перечислила слова, которые обозначают предметы, ежедневно находящиеся в нашем использовании.

  1. Изучал ли ты происхождение этих слов?


Да




Нет





  1. Результаты исследования

Взяв в руки заполненные анкеты, я удивилась. Оказывается, слова и предметы, которые они обозначают, настолько привычны, что ребята даже не задумывались над тем, что они пришли к нам из иностранных языков, а также что знакомые слова когда-то имели совсем другое значение.

На первый вопрос (Как ты считаешь, слова «школа», «тетрадь», «портфель», «ластик», «урок», «карандаш», «парта», «чернила», «альбом», «шпаргалка», «каникулы» появились вместе с теми предметами, которые они обозначают?) все тринадцать моих одноклассников ответили положительно.

Второй вопрос (Как ты считаешь, первоначальное значение слов «школа», «тетрадь», «портфель», «ластик», «урок», «карандаш», «парта», «чернила», «альбом», «шпаргалка», «каникулы» было таким же, как в наше время?) дал такие результаты.

На мою просьбу объяснить, почему они так думают большинство одноклассников ответили: «Потому что предмет и слово. Которое его обозначает, появились вместе и вместе существовали».

В результате анкетирования я выяснила, что никто не обращался к этимологическим словарям, чтобы узнать происхождение слов школьной тематики.

Я попросила объяснить, что, по их мнению, обозначало слово первоначально. При обобщении этих ответов я выделила для себя 4 варианта: 1 – ответили верно, 2 – были близки к истине, 3 – абсолютно неверное объяснение, 4 – вообще не смогли ответить.

Вот такие результаты я получила.

Первоначальное значение слова «школа» объяснить правильно не мог ни один человек, приблизился к истине 1 человек (7, 7%), 12 человек дали неверное объяснение (92,4%).

Слово «тетрадь» - правильных объяснений нет, никто не смог приблизиться к верному ответу, ответили неверно 13 человек (100%).

«Портфель» - правильных ответов не дал никто, приблизились к истине 4 человека (30,8%), неверно ответили 9 человек (69,3%), не справившихся с заданием нет.

Слово «ластик» - верных объяснений нет, приблизились к верному ответу 5 человек (38,5%), неверное ответили 7 человек (53,9%), один человек не смог объяснить (7,7%).

Слово «урок» - верных и приблизительно верных ответов нет, неправильно ответили 9 человек (69,3%), не смогли ответить 4 человека (30,8%).

О слове «карандаш» никто не смог написать правильно, приблизительно верных ответов также нет, неверных ответов - 12 человек (92,4 %), 1 человек не смог объяснить (7,7%).

Слово «парта» никто не дал верных и приблизительно верных ответов, неправильно ответили 11 человек (84,7%), не смогли ответить 2 человека (15,4%).

Слово «чернила» - верных ответов нет, приблизительно верный – 1 человек (7,7%), неправильных ответов – 12 человек (92, 4%).

О слове «альбом» верно и приблизительно верно не написал никто, неверных 9 ответов (69,3%), не ответили 4 человека (30,8%).

Любимое слово «каникулы» вызвало массу положительных эмоций, но верно ответить никто не смог. Приблизительно верно ответили 5 человек (38,5%), неверно - 8 человек (61,6%).

Слово «шпаргалка» вообще вызвало затруднение у моих одноклассников. Правильных и приблизительно верных ответов нет, неправильных 7 ответов (53,9%), не смогли ответить 6 человек (46,2%).

Наглядно результаты анкетирования можно увидеть на диаграмме.





Когда я объяснила моим одноклассникам и всем ребятам, желающим узнать происхождение и первоначальное значение знакомых и таких незнакомых слов, больше всего споров вызвало значение слова «школа».



Теперь и я, и мои одноклассники интересуемся этимологией и бережнее и внимательнее относимся к родному языку.




  1. Заключение.


Выполняя своё исследование этимологии слов школьной тематики, я очень много узнала нового и интересного. Но мне хочется, чтобы и другие ребята, не только мои одноклассники, сделали для себя открытие в области знакомых и ставших привычными слов.
Я решила изготовить этимологический словарик «Моя привычная незнакомая школа», для которого я использую весь собранный мною материал. Этот словарик может храниться в классе и использоваться как для уроков русского языка, так и в качестве материалов для подготовки внеклассных мероприятий.







Кроме того вместе со своими одноклассниками, которые с удовольствием поддержали моё предложение, мы решили организовать и провести конкурсно-познавательное мероприятие для обучающихся начальной школы.


6. Список литературы и источников

1. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов [Текст] / С. И. Ожегов; Под общ. Ред. Проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2004. – 896 с.

2. Хачатурян, Д. К. Словарь иностранных слов [Текст] / Д. К. Хачатурян. – М.: Омега, 1999. – 304 с.

3. Шанский, Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей [Текст] / Н. М. Шанский и др. Под ред. С. Г. Бархударова. Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1975. – 543 с.

4. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся [Текст] / В. В. Одинцов, Г. П. Смолицкая, Е. И. Голованова, И. А. Василевская; Под. Ред В. В. Иванова. – М.: Просвещение, 1983. – 207 с.

5. Этимологический словарь русского языка для школьников [Текст] / М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2000. – 438 с.

6. Этимологический словарь М. Р. Фасмера [Электронный ресурс]. – http://vasmer.narod.ru

7. Фотографии из личного архива.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Гуманитарные науки (от 8 до 10 лет) «этимология слов школьной тематики» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Гуманитарные науки...
Закон РФ от 10. 06. 1993 n 5154-1 "О стандартизации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27. 12. 2002 n 184-фз...
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Гуманитарные науки (от 8 до 10 лет) «этимология слов школьной тематики» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Гуманитарные науки...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №48 «Журавлик»
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Гуманитарные науки (от 8 до 10 лет) «этимология слов школьной тематики» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Гуманитарные науки...
Развивать интерес к предмету, умение логически излагать свои мысли, развивать коммуникативные навыки при работе в группах
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Гуманитарные науки (от 8 до 10 лет) «этимология слов школьной тематики» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Точные науки (от...
Цель работы: Исследование развития криптографии и способов применения шифров в деятельности человека
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Гуманитарные науки (от 8 до 10 лет) «этимология слов школьной тематики» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Естественные науки (от 8 до 10 лет)
«Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова»
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Гуманитарные науки (от 8 до 10 лет) «этимология слов школьной тематики» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Точные науки (от 11 до 13 лет) «Высота светил»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Гуманитарные науки (от 8 до 10 лет) «этимология слов школьной тематики» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Естественные науки...
Автор: Жигунова Г. В., кандидат философских наук, доцент кафедры «социальных наук»
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Гуманитарные науки (от 8 до 10 лет) «этимология слов школьной тематики» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Точные науки (от...
Оформление и оборудование: картинки и плакаты о спорте, здоровье, шары, игровое поле для игры „Крестики нолики”, музыка, задания...
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Гуманитарные науки (от 8 до 10 лет) «этимология слов школьной тематики» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
Известно, что молодёжь, общаясь с иностранцами, сталкивается с трудностями в общении из-за непонимания ряда слов, с которыми им не...
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Гуманитарные науки (от 8 до 10 лет) «этимология слов школьной тематики» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Естественные науки...
Охватывает все разделы курса «Русский язык». Основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимодействии....
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Гуманитарные науки (от 8 до 10 лет) «этимология слов школьной тематики» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
Модель лексико-семантического поля fashion (на материале журналов Cosmopolitan и Glamour начала XXI века)
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Гуманитарные науки (от 8 до 10 лет) «этимология слов школьной тематики» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
Приложение. Соответствие своих способностей и соответствующие им типам профессий
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Гуманитарные науки (от 8 до 10 лет) «этимология слов школьной тематики» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» Естественные науки (от...
Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по...
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Гуманитарные науки (от 8 до 10 лет) «этимология слов школьной тематики» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
Россия, Краснодарский край, г. Новороссийск, ст. Раевская, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная...
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Гуманитарные науки (от 8 до 10 лет) «этимология слов школьной тематики» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
Проектно-исследовательская работа «Права и обязанности ребенка в сказочных произведениях» подготовлена ученицей 6 «А» класса средней...
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Гуманитарные науки (от 8 до 10 лет) «этимология слов школьной тематики» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
С самого раннего детства, как только мы начинаем осознавать себя, мама читает нам сказки. Сначала это русские народные сказки, затем...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск