Скачать 205.08 Kb.
|
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» - 2012 Гуманитарные науки (от 8 до 10 лет) «Кем был твой прадед на Руси? Свою фамилию спроси…» (происхождение фамилий учеников 4 В класса) Земскова Дарья Владимировна, 10 лет ученица 4 класса МБОУ «Лицей №44» города Чебоксары Руководитель работы: Земскова Татьяна Петровна, учитель русского языка, Кудисова Надежда Михайловна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей №44» г.Чебоксары 2012 г. Оглавление: Введение............................................................................................................................2 Происхождение фамилий учеников 4 В класса МБОУ «Лицей №44» г.Чебоксары Часть 1. История происхождения русских фамилий…………........................ ............3 Часть 2. Происхождение фамилий учеников 4 В класса МБОУ «Лицей №44» ........4 Заключение........................................................................................................................5 Список литературы...........................................................................................................5 Приложения……………………………………………………………………………...6 Кем был твой прадед на Руси? Свою фамилию спросиЕсть в каждом классе Кузнецов, Кто прадед Кузнецова? Он был из рода кузнецов, Отец отца отцова… Звучат, как музыка, как стих, Фамилии простые. Вглядись, и ты увидишь в них Историю России. Г. Граудин «Прадед» Введение. Каждый день, смотря телевизор, слушая радио, читая книги, мы сталкиваемся с множеством фамилий. Дежуря в классе, раздавая тетради, мы читаем и произносим фамилии своих одноклассников, а что они обозначают, откуда они появились? У каждого человека своя фамилия и это очень важно, ведь если бы люди имели только одну фамилию, была бы неразбериха. Каждый из нас хотя бы раз задавал себе вопрос: что это за фамилия? Никогда не слышал... А как произошла моя собственная фамилия? А фамилии моих друзей? Существует наука, изучающая фамилии – антропонимика. Изучение фамилии ценно для науки. Оно позволяет полнее представить исторические события последних столетий, равно как и историю науки, литературы, искусства. Фамилии – своего рода живая история. История труда и быта, социальных отношений, обычаев и обрядов – все это оставило свой след в фамилиях. Многие фамилии рассказывают о былых суевериях, немало могут они рассказать и об истории языка. Изучение фамилий представляет большой интерес и в наши дни, как с научной, так и с познавательной точки зрения. Поэтому считаю изучение истории происхождения фамилий актуальной темой. Проблема заключается в том, что многие дети и даже взрослые не знают происхождение своей фамилии. Новизна нашей темы в том, что фамилии учеников 4 в класса ещё никем не были рассмотрены, а интерес к этому вопросу у школьников большой. Цель: изучение происхождения фамилий и их значения. Многие ученые занимались сбором фамилий, но еще далеко до составления полного списка. Для примера можно сказать, что известно более 200 тысяч русских фамилий. Мы начали с изучения своей фамилии и фамилий одноклассников. В работе мы попытались решить следующие задачи:
Гипотеза: происхождение большинства фамилий можно найти по уже имеющимся источникам информации. В ходе работы мы опирались на следующие методы исследования:
Изучение фамилий – работа для увлеченных. Анализ каждой фамилии - научная задача, нелёгкая, трудоёмкая и, к сожалению, не всегда решаемая. Изучение фамилий позволит более внимательно отнестись к памяти предков, кому-то продолжить семейные традиции, кому-то узнать, кем были его предки, где они жили, чем занимались и доказать, что фамилия – это непросто набор букв, доставшийся нам случайно. Происхождение фамилий учеников 4 В класса МБОУ «Лицей №44» г.Чебоксары Часть 1. История происхождения русских фамилий.ФАМИЛИЯ – наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени. («Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова). Фамилии возникли поздно на севере Италии в X-XI вв., потом постепенно распространились по всей Франции. На рубеже XV-XVI веков фамилии достигли Дании, затем Германии. Само слово фамилия вошло в русский язык относительно поздно. Происходит от латинского слова фамилиа - семья. В русском языке мы иногда употребляем это слово с тем же значением: фамильные реликвии, фамильные драгоценности, фамильное серебро, т.е. издавна находившиеся во владении данной семьи. В выражении не позорь нашу фамилию подразумевается не только семья, но и семейное имя. Но основное назначение слова фамилия в русском языке - обозначить специальное семейное имя, которым зовётся вся семья: Кусковы, Субботины, Аникины и т.д. Слово фамилия пришло в Россию и в повседневную жизнь после указов Петра I. Однако фамилии как элемент именования русских людей существовали и раньше, но назывались они прозвищами, прозваниями. В царских указах о проведении переписи населения обычно говорилось, что следует записать всех людей, проживающих в таких-то местностях, «по именам с отцы и с прозвищи», т.е. по имени, отчеству, фамилии. Первыми получили фамилии представители знати, князья, бояре (в XIV - XV веках). Их фамилии нередко отражали названия их владений: Тверской, Вяземский, Коломенский и т.д. Следующая категория фамилий принадлежала торговым и служилым людям (XVII - XIX века). В ней так же, как и в княжеских фамилиях, отражались географические названия, но не как наименования объектов, находившихся в их владении, а как обозначения мест, откуда вышли сами эти люди: Тамбовцев, Ростовцев, Брянцев, Астраханцев, Смолянинов, Москвичев, и др. В XIX веке складывались фамилии русского духовенства. Среди них много искусственно образованных от различных слов не только русского, но и церковнославянского, латинского, греческого и других языков. Значительную группу представляют фамилии, образованные от названий церквей и церковных праздников: Успенский, Богоявленский, Рождественский. Самая многочисленная часть русского населения - крестьянство не имело юридически закрепленных фамилий до XIX века, а некоторые представители крестьян получили фамилии только после Октябрьской революции. Как правило, человек знает происхождение своей фамилии в том случае, если она очень понятна, «прозрачна». Например, ясно, что фамилия Никитин в своей основе имеет личное имя Никита, а фамилия Петров имеет в своей основе личное имя Петр или отчество («Петров сын»). В большинстве же случаев человек не может дать точный ответ о происхождении и значении, смысле его фамилии. Это и не удивительно, поскольку решить такую задачу (и то не всегда) могут лишь опытные специалисты - лингвисты. По мнению ученых – антропонимистов, российские фамилии можно разделить на следующие основные группы:
Русские фамилии, а также фамилии, созданные по их образу и подобию, распространены на большей части территории России и во многих странах ближнего зарубежья. Десять самых распространенных выглядят так (справа от фамилии указан % от общего числа населения России):
В ходе исследования был проведен опрос одноклассников. Ученикам был задан один вопрос: знаете ли Вы происхождение своей фамилии? Оказалось, что из 26 человек только пять (19 % ) смогли ответить на вопрос, а остальные (81 %) не знали о происхождении своей фамилии ничего. Результаты этого опроса отражены в диаграмме. (Приложение 1) Часть 2. Происхождение фамилий учеников 4 В класса Изучая происхождение фамилий, я нашла информацию о своей фамилии (Земсков) и хочу вам рассказать об этом. Моя фамилия имеет смешанное русско-украинское происхождение. Чаще всего, такие фамилии встречаются среди потомков донских казаков. Большая часть фамилий на –сков образована из фамилий на –ский. Эта фамилия имеет польское происхождение и происходит либо из самой Польши, либо из граничащих с ней стран (Украина, Белоруссия). Возможно, что далёкий предок носителя такой фамилии принадлежал к польской шляхте или древнему украинскому казачеству. Фамилия указывает, как правило, на место, где жили дальние предки человека или же тот город или село, откуда, по легендам, происходит этот род, но может происходить и от имени дальнего предка её носителя, и от должности предка. Сельского писаря - помощника старосты - при крепостном праве иногда величали земским. В «Истории села Горюхино» Пушкина читаем: «...староста объявил, что от барина получена грамота, и приказал земскому прочесть ее во услышание мира». Изучив фамилии своих одноклассников, мы выяснили, что по-своему происхождению они делятся на следующие группы: (Приложение 2)
Мы разместили результаты поиска значений фамилий учеников в виде таблицы и диаграммы. В этом нам помогли словари, энциклопедия русских фамилий и информация из Интернета. (Приложение 3). Заключение Фамилий оказалось много. Собирая материал для работы, мы много нового узнали о фамилиях. Теперь знаем, как произошли некоторые из них. Мы убедились в том, что эта тема актуальна, так как школьники не знают, но хотят узнать, отчего же произошла их фамилия. В работе мы попытались проанализировать фамилии учеников 4 В класса, выявить наиболее распространенные. Для того чтобы определить способы образования фамилий и выявить лидирующие группы, обратились за помощью к словарям русских фамилий и проанализировали по ним фамилии. В исследовательской части работы разместили результаты поиска значений фамилий своих одноклассников, которые отражены в таблице и на диаграмме. В ходе работы наша гипотеза подтвердилась. Мы, действительно, смогли выяснить происхождение фамилий всех учеников класса и пришли к таким выводам: 1. как богаты и разнообразны корни языка, так многообразны и источники фамилий; 2. большая часть фамилий учеников 4 В класса складывалась естественным путем: от личных имен, от прозвищ, от профессии, должности, от окружающей природы; 3. выявлена лидирующая группа: больше всего фамилий, образованных от крестильного имени человека. Практическая значимость работы мы видим в том, что эти сведения могут быть интересны и другим ученикам нашей школы А сами «владельцы» фамилий расскажут интересные сведения своим родственникам. Исследование по изучению фамилий не только интересно, но и полезно, оно может быть продолжено и дальше. Ведь фамилии – это наша история, в них отражается и быт, и мировоззрение, и творчество народа, и исторические контакты. Безусловно, мы согласны с Сергеем Владимировичем Михалковым, что "...может некий Комаров иметь характер львиный, И некий Барсов или Львов умишко комариный... А Грибоедов, Пирогов прославились навеки. ...Вывод, стало быть, таков: Все дело не в фамилии, а в ЧЕЛОВЕКЕ!" Список источников информации и иллюстраций: Литература: 1. Ведина Т.Ф. Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения. – М.: Астрель: АСТ, 2008. 2. Горбаневский М.В. «В мире имен и названий». – М.: «Знание», 1983. 3. Зубкова Е.И., Титкова Т.В., Щеглова О.А. «Тайна вашего имени, фамилии, отчества» (Серия «Библиотека эрудита») «Дом Славянской книги/ЛА, Парус» 4.Никонов В.А. Словарь русских фамилий. М.: Школа-пресс, 1993. 5.А.В.Суперанская, А.В. Суслова «О русских фамилиях» (Серия «Русская словесность»).Изд. «Азбука», 2007 6. Унбегаун Б. Русские фамилии. /Общ. ред. Б.А.Успенского. – М., Прогресс, 1995. Сайты в Интернете: 1.http://www.imena.org 2. http://ru.wikipedia.org Приложение 1. «Знаете ли вы происхождение своей фамилии?» (результаты опроса учеников 4 В класса) Приложение 2. Происхождение фамилий учеников 4 В класса.
Приложение 3. Происхождение и значение фамилий учеников 4 В класса.
|
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Гуманитарные науки... Закон РФ от 10. 06. 1993 n 5154-1 "О стандартизации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27. 12. 2002 n 184-фз... | Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Гуманитарные науки... Развивать интерес к предмету, умение логически излагать свои мысли, развивать коммуникативные навыки при работе в группах | ||
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Естественные науки (от 8 до 10 лет) «Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова» | Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2012 Точные науки (от 11 до 13 лет) «Высота светил» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Гуманитарные науки... Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Точные науки (от... Цель работы: Исследование развития криптографии и способов применения шифров в деятельности человека | ||
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Естественные науки... Автор: Жигунова Г. В., кандидат философских наук, доцент кафедры «социальных наук» | Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Точные науки (от... Оформление и оборудование: картинки и плакаты о спорте, здоровье, шары, игровое поле для игры „Крестики нолики”, музыка, задания... | ||
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» Модель лексико-семантического поля fashion (на материале журналов Cosmopolitan и Glamour начала XXI века) | Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» Приложение. Соответствие своих способностей и соответствующие им типам профессий | ||
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» Естественные науки (от... Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по... | Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Естественные науки... Охватывает все разделы курса «Русский язык». Основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимодействии.... | ||
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» Россия, Краснодарский край, г. Новороссийск, ст. Раевская, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная... | Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» Проектно-исследовательская работа «Права и обязанности ребенка в сказочных произведениях» подготовлена ученицей 6 «А» класса средней... | ||
Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» Известно, что молодёжь, общаясь с иностранцами, сталкивается с трудностями в общении из-за непонимания ряда слов, с которыми им не... | Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» Питаются преимущественно насекомыми, отчасти зернами. Эти птицы живут, чаще всего, вблизи жилья человека. Так как гнезда вороны и... |