Отчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах





Скачать 435.63 Kb.
НазваниеОтчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах
страница1/4
Дата публикации24.02.2015
Размер435.63 Kb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Информатика > Отчет
  1   2   3   4
ГБОУ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА- ДЕТСКИЙ САД № 36

ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Отчёт по методической теме:

Проектно-исследовательская деятельность

в начальных классах

Автор: учитель начальных классов

ГБОУ начальной школы- детского сада № 36

Василеостровского района Санкт-Петербурга
Романова Ольга Дмитриевна

2014 г.

Санкт-Петербург

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образовательно-воспитательного процесса. Для достижения положительной динамики учитель одной из главных целей в своей работе ставит развитие познавательной активности обучающихся. Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является проектно-исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки.
Также в процессе исследовательской деятельности развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.


Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальностьпроектной деятельности также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Цель проектной деятельности: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи проектной деятельности:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Особенностью проектной технологии является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве проектная деятельность обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Осваивать проектную технологию нам очень помогают рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью, созданные авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобренные Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогают ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.

На занятиях дети постепенно шагают по ступенькам создания собственного проекта, познакомятся с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией,

Занятия проектной деятельностью расширяют кругозор и обогащающих словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Каждое занятие по курсу «Учусь создавать проект» подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогают будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Мы очень рекомендуем использовать данные тетради, они станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.

Для облегчения работы детям я создаю памятки и шаблоны для работы над проектами. А так как родители являются главными помощниками детей в работе над проектами то и для них печатаются рекомендации и советы, как помочь ребёнку.
Проекты по программе ФГОС во 2 классе:
Русский язык

  • И в шутку, и всерьёз (презентация занимательных заданий)

  • Пишем письмо (письмо Деду Морозу)

  • Рифма (составление словарика собственных рифм)

  • В словари – за частями речи

Литературное чтение

  • О чём может рассказать школьная библиотека. («Почему нам интересно ходить в библиотеку»)

  • Мой любимый детский журнал

  • Мой любимый писатель-сказочник

Окружающий мир

  • Родной город

  • Красная книга, или Возьмём под защиту

  • Профессия

  • Родословная

  • Города России

  • Страна мира

Математика

  • Математика вокруг нас. Узоры на посуде

  • Оригами


Внеурочные проекты:
Творческий проект «Сказочные животные Санкт-Петербурга»

Социальный проект по окружающему миру «Путешествие в страну Дорожных наук»

Исследовательские проекты «Мы познаём мир»:

  • Животные Красной книги России

  • Вазы Эрмитажа

  • Мой предок

  • Раз словечко два словечко будет песенка

  • Все – все на свете, На свете нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Выводы

Что же дает нам использование в работе проектных задач?

1) Обычно замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Работа в избранном направлении ведётся активно, что, несомненно, привлекает к участию в ней и родителей учащихся.

2) Дети работают увлеченно.

3) Класс глубоко прорабатывает избранную тему, дети учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся продуктивно работать сами.

Работа над проектными задачами занимает особое место  в  системе  образования,  позволяя  учащимся   приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Возможным это  становится потому, что ученики, сделав свой выбор самостоятельно, действуют более активно, чем в тех случаях, когда инициатива исходит от взрослых.

Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями между учителями, учениками и их родителями можно уверенно достигать заметных результатов в развитии творческого потенциала детей.

Приложения.

Методический паспорт проекта



Название проекта

Вазы Эрмитажа



Руководитель проекта

Романова О.Д.



Консультант проекта

Денисова И.Е., экскурсовод ГМ Эрмитаж



Возраст учащихся (или класс), на которых рассчитан проект

2 класс



Количество участников

10



Тип проекта




По доминирующей деятельности учащихся:

Творческий, практически-ориентированный

По комплексности:


Межпредметный (литературное чтение, окружающий мир, изо, технологии)

по характеру контактов между участниками:


Классный

По продолжительности:

Долговременный



Проблемная ситуация

Слабые знания учащихся о достопримечательностях Санкт-Петербурга

Не умение работать в группе по правилам; выслушивать точку зрения каждого; активно участвовать в процессе общения на уроке,.



Проблема проекта

Познакомить с декоративно-прикладным искусством на примере изделий из камня; выставленных в Эрмитаже, воспитывать уважение к личности другого человека, взаимопонимание, взаимопомощь.



Цель проекта

Формирование у учащихся знаний о разнообразии экспозициях Эрмитажа.

Формирование умения работать в группе, активно участвовать в процессе общения на уроке.

Формирование умения самостоятельно находить материал по данной теме, знакомиться с ним.



Задачи проекта

- Указать на разнообразие предметов декоративно-прикладного искусства в Эрмитаже,

- познакомить с изделиями из поделочного камня (малахита, лазурита, яшмы)

-развивать интерес к экспозициям различных музеев,

- развитие моральных качеств, трудовых навыков, навыков самостоятельной работы, эстетические чувства



Форма организации детей

Групповая и индивидуальная работа.



Используемые технологии

Дифференцированное обучение, использование ИКТ, экскурсия



Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)

Для чего создавались вазы и изделия из камня, встреченные в Эрмитаже?

В чем сказка, в чем реальность сказа П.Бажова «Малахитовая шкатулка»?

Как изготавливались изделия из малахита?



Режим работы (организационная форма)

Урочно-внеурочный



Техническое оснащение

Компьютер, мультимедийный проектор, фотоаппарат, DVD-проигрыватель,



Учебно-методическое оснащение

Санкт-Петербург. Детям о музеях./сост. Алексеева О.Н.. – СПб.: Паритет, 2012

О.Тарутин Что я видел в Эрмитаже. Прогулка по музею в стихах.- СПб., ДЕТГИЗ, 2011.



Информационное оснащение

http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/08/hm89_0_1_65.html

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://festival.1september.ru/articles/625743/

http://tineydgers.ru/load/41-1-0-3798

http://www.catalogmineralov.ru/



Предполагаемые продукты проекта

Отчет о проделанной работе с использованием изображений ваз, выполненных детьми



Вид презентации проекта

Устный рассказ с использованием презентации PowerPoint, рисунки.

l:\dcim\100photo\sam_1555.jpgl:\dcim\100photo\sam_1540.jpg

Методический паспорт проекта



Название проекта

Сказочные звери Санкт-Петербурга



Руководитель проекта

Романова О.Д., Епифанова В.В.



Консультант проекта

Денисова И.Е., экскурсовод ГМ Эрмитаж



Возраст учащихся (или класс), на которых рассчитан проект

2 класс



Количество участников

10



Тип проекта




по доминирующей деятельности учащихся:


Информационный

по комплексности:


Межпредметный (окружающий мир, литературное чтение, развитие речи)

по характеру контактов между участниками:


Внутришкольный

по продолжительности:

Недельный (4 недели)



Проблемная ситуация

Не умение работать в группе по правилам; выслушивать точку зрения каждого; активно участвовать в процессе общения на уроке, слабые знания учащихся о сокровищах Санкт-Петербурга.



Проблема проекта

Познакомить с скульптурным многообразием Санкт-Петербурга; воспитывать уважение к личности другого человека, взаимопонимание, взаимопомощь.



Цель проекта

Формирование у учащихся знаний о скульптурных изображениях нашего города, о символах в изображениях сказочных животных.

Формирование умения работать в группе, активно участвовать в процессе общения на уроке.

Формирование умения самостоятельно находить материал по данной теме, знакомиться с ним.



Задачи проекта

- Указать на богатство архитектурных и скульптурных памятников Санкт-Петербурга

-познакомить учащихся с символикой «сказочных» животных, их многообразием,

-учить находить элементы изображений грифонов, сфинксов, ши-цза в архитектуре и предметах интерьеров (во время экскурсий в Эрмитаж)

- развитие моральных качеств, трудовых навыков, навыков самостоятельной работы, эстетические чувства



Форма организации детей

Групповая и индивидуальная работа.



Используемые технологии

Театрализация, рисунки.



Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)

Какие памятники животным существуют в нашем городе?

Все ли они изображают реальных животных?

На кого похожи «сказочные» животные?

Из каких стран они приехали в наш город?



Режим работы (организационная форма)

Урочно-внеурочный



Техническое оснащение

Компьютер, мультимедийный проектор, фотоаппарат, DVD-проигрыватель,



Учебно-методическое оснащение

Солнцева О.В. Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом: учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2013



Информационное оснащение

Диск с мультимедийной программой «Встречи с Санкт-Петербургом»

http://www.uchportal.ru

http://spbfoto.spb.ru/

http://interaktiveboard.ru/

http://festival.1september.ru




Предполагаемые продукты проекта

Отчет о проделанной работе с использованием театрализации, рисунки животных



Вид презентации проекта

Устный рассказ с использованием презентации PowerPoint, театрализация



l:\dcim\100photo\sam_1275.jpg

l:\dcim\100photo\sam_1318.jpg

Методический паспорт проекта



Название проекта

Музеи Санкт-Петербурга



Руководитель проекта

Романова О.Д.



Консультант проекта






Возраст учащихся (или класс), на которых рассчитан проект

2 класс



Количество участников

10



Тип проекта




По доминирующей деятельности учащихся:


Информационный

По комплексности:


Предметный (окружающий мир)

по характеру контактов между участниками:


Классный

По продолжительности:

Недельный



Проблемная ситуация

Не умение работать в группе по правилам; выслушивать точку зрения каждого; активно участвовать в процессе общения на уроке, слабые знания учащихся о достопримечательностях Санкт-Петербурга.



Проблема проекта

Познакомить с многообразием музеев Санкт-Петербурга; воспитывать уважение к личности другого человека, взаимопонимание, взаимопомощь.



Цель проекта

Формирование у учащихся знаний о разнообразии музеев города их экспозициях.

Формирование умения работать в группе, активно участвовать в процессе общения на уроке.

Формирование умения самостоятельно находить материал по данной теме, знакомиться с ним.



Задачи проекта

- Указать на богатство архитектурных памятников Санкт-Петербурга,

-развивать интерес к экспозициям различных музеев,

- развитие моральных качеств, трудовых навыков, навыков самостоятельной работы, эстетические чувства



Форма организации детей

Групповая и индивидуальная работа.



Используемые технологии

Дифференцированное обучение, использование ИКТ.



Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)

Для чего нужны музеи?

Какие музеи города вы знаете?

На какие группы можно разделить музеи нашего города?



Режим работы (организационная форма)

Урочно-внеурочный



Техническое оснащение

Компьютер, мультимедийный проектор, фотоаппарат, DVD-проигрыватель,



Учебно-методическое оснащение

Георгиев И. Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. – СПб, Паритет,2000 г.

Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Методическое пособие по курсу истории города для начальной и средней школы.- СПб, Корона принт, 2006.

Солнцева О.В. Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом: учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2013




Информационное оснащение

http://www.uchportal.ru

http://spbfoto.spb.ru/

http://interaktiveboard.ru/

http://festival.1september.ru

Диск с мультимедийной программой «Встречи с Санкт-Петербургом»



Предполагаемые продукты проекта

Отчет о проделанной работе с использованием наглядных материалов



Вид презентации проекта

Устный рассказ с использованием презентации PowerPoint, рисунки, презентация стенгазеты.

l:\dcim\100photo\sam_1562.jpg

l:\dcim\100photo\sam_1563.jpg
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах iconДоклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность...
Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время
Отчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Отчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Представляю исследовательскую работу по теме: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников и её роль в формировании...
Отчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах iconШишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной...
Обмен опытом по теме: «Проектно – исследовательская деятельность в преподавании истории и обществознания»
Отчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах iconПроектно-исследовательская деятельность
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Отчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах iconПроектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции
Оведческого знания, наиболее широко представленная в егэ. Преподавание «Права» как самостоятельного отдельного предмета в классах...
Отчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах iconКонкурс публикаций «Детский сад: день за днём»
Муниципальной педагогической площадки инновационного комплекса «Проектно-исследовательская деятельность»
Отчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах iconКонкурс публикаций «Детский сад: день за днём»
Муниципальной педагогической площадки инновационного комплекса «Проектно-исследовательская деятельность»
Отчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах iconКонкурс публикаций «Детский сад: день за днём»
Муниципальной педагогической площадки инновационного комплекса «Проектно-исследовательская деятельность»
Отчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах iconОбщественно-активные школы в контексте современных тенденций. Проектно-исследовательская...

Отчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время
Отчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации фгос
Отчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах iconПубличный отчет по специальности 050709. 52 «Преподавание в начальных классах»
Подготовка специалистов по специальности 050709. 52 «Преподавание в начальных классах» осуществляется с 1981г на основании приказа...
Отчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах iconПланирование работы по образовательной области «Познание» Проектно-исследовательская...
Тема № Общие требования к содержанию образования, установленные государством. Система образования в российской федерации
Отчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах iconУчебник для общеобразовательных учреждений / В. Ф. Греков, С. Е....
Форма урока: диалог; индивидуальная подготовительная работа; проектно-исследовательская деятельность, проверка выполнения знаний...
Отчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах iconРабочая программа элективного курса «Проектно исследовательская деятельность...
Такой опыт обеспечит их дальнейшее профессиональное участие в научной или технической деятельности, связанной с физикой


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск