Скачать 435.63 Kb.
|
ГБОУ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА- ДЕТСКИЙ САД № 36 ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Отчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах Автор: учитель начальных классов ГБОУ начальной школы- детского сада № 36 Василеостровского района Санкт-Петербурга Романова Ольга Дмитриевна 2014 г. Санкт-Петербург В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образовательно-воспитательного процесса. Для достижения положительной динамики учитель одной из главных целей в своей работе ставит развитие познавательной активности обучающихся. Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является проектно-исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки. Также в процессе исследовательской деятельности развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальностьпроектной деятельности также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Цель проектной деятельности: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи проектной деятельности: 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: — умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; — формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: — воспитание целеустремленности и настойчивости; — формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Особенностью проектной технологии является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве проектная деятельность обеспечивает реализацию следующих принципов:
Осваивать проектную технологию нам очень помогают рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью, созданные авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобренные Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогают ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом. На занятиях дети постепенно шагают по ступенькам создания собственного проекта, познакомятся с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией, Занятия проектной деятельностью расширяют кругозор и обогащающих словарный запас новыми понятиями из мира проекта. Каждое занятие по курсу «Учусь создавать проект» подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики: 1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования. 2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения. 3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой. 4. Тесты и самоанализ помогают будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта. 5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию. Мы очень рекомендуем использовать данные тетради, они станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно. Для облегчения работы детям я создаю памятки и шаблоны для работы над проектами. А так как родители являются главными помощниками детей в работе над проектами то и для них печатаются рекомендации и советы, как помочь ребёнку. Проекты по программе ФГОС во 2 классе: Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Математика
Внеурочные проекты: Творческий проект «Сказочные животные Санкт-Петербурга» Социальный проект по окружающему миру «Путешествие в страну Дорожных наук» Исследовательские проекты «Мы познаём мир»:
Выводы Что же дает нам использование в работе проектных задач? 1) Обычно замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Работа в избранном направлении ведётся активно, что, несомненно, привлекает к участию в ней и родителей учащихся. 2) Дети работают увлеченно. 3) Класс глубоко прорабатывает избранную тему, дети учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся продуктивно работать сами. Работа над проектными задачами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Возможным это становится потому, что ученики, сделав свой выбор самостоятельно, действуют более активно, чем в тех случаях, когда инициатива исходит от взрослых. Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями между учителями, учениками и их родителями можно уверенно достигать заметных результатов в развитии творческого потенциала детей. Приложения. Методический паспорт проекта
Методический паспорт проекта
Методический паспорт проекта
|
Доклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность... Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время | Исследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса... Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Представляю исследовательскую работу по теме: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников и её роль в формировании... | Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной... Обмен опытом по теме: «Проектно – исследовательская деятельность в преподавании истории и обществознания» | ||
Проектно-исследовательская деятельность Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции Оведческого знания, наиболее широко представленная в егэ. Преподавание «Права» как самостоятельного отдельного предмета в классах... | ||
Конкурс публикаций «Детский сад: день за днём» Муниципальной педагогической площадки инновационного комплекса «Проектно-исследовательская деятельность» | Конкурс публикаций «Детский сад: день за днём» Муниципальной педагогической площадки инновационного комплекса «Проектно-исследовательская деятельность» | ||
Конкурс публикаций «Детский сад: день за днём» Муниципальной педагогической площадки инновационного комплекса «Проектно-исследовательская деятельность» | Общественно-активные школы в контексте современных тенденций. Проектно-исследовательская... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации фгос | ||
Публичный отчет по специальности 050709. 52 «Преподавание в начальных классах» Подготовка специалистов по специальности 050709. 52 «Преподавание в начальных классах» осуществляется с 1981г на основании приказа... | Планирование работы по образовательной области «Познание» Проектно-исследовательская... Тема № Общие требования к содержанию образования, установленные государством. Система образования в российской федерации | ||
Учебник для общеобразовательных учреждений / В. Ф. Греков, С. Е.... Форма урока: диалог; индивидуальная подготовительная работа; проектно-исследовательская деятельность, проверка выполнения знаний... | Рабочая программа элективного курса «Проектно исследовательская деятельность... Такой опыт обеспечит их дальнейшее профессиональное участие в научной или технической деятельности, связанной с физикой |