Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной категории мбоу сош №51





Скачать 183.5 Kb.
НазваниеШишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной категории мбоу сош №51
Дата публикации16.04.2015
Размер183.5 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Шишко Юлия Владимировна.

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 51

Обмен опытом по теме: «Проектно – исследовательская деятельность в преподавании истории и обществознания»

Современные требования к выпускнику изменились, теперь школа должна не только дать знания, но и воспитать качества личности важные для жизни в условиях нового открытого общества. Проектно-исследовательская деятельность это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретно жизненно важным проблемам. Актуальность метода проекта для педагога обусловлена, прежде всего, необходимостью самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и не случайно один из параметров нового качества образования – способность проектировать.

Человек познакомился с проектной деятельностью гораздо раньше, чем это может показаться на первый взгляд. Философы отмечают, что проектная активность сознания носит врожденный характер. Уже на ранних этапах развития общества она проявлялась на уровне ремесла, создания мифов, детских игр.

Впервые Ян Амос Каменский высказал идею внесения в деятельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения.

Эти идея впоследствии получили развитие в работах многих известных философов и педагогов. В частности, Жан Жака Руссо, Джон Дьюи, Карл Поппер, Герберт Саймон, В.Х. Килпатрик.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками зарубежных педагогов.

Постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осужден, так как «не давал возможности ученикам овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов», и в течение более полувека в России этот метод как самостоятельный не использовался.

В современной жизни метод проектов вновь приобрел довольно широкую популярность.

Что же касается исследовательского метода, то впервые о нем заговорил Сократ. Он – автор метода, названного впоследствии «сократической беседы». В Средневековье спад исследовательского подхода, а в эпоху Возрождения вновь на него педагоги стали обращать пристальное внимание.

Дальше идеи исследовательского обучения были присущи: Я. А. Коменскому, Джону Локку, Ж.Ж. Руссо, Иоганн Генрих Песталоцци, Иоганну Фридриху Гербарту,

Идеи исследовательского обучения находили своих сторонников и в среде ярких представителей педагогики России. Это: Федор Степанович Салтыков, Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Константин Дмитриевич Ушинский, Лев Николаевич Толстой.

Термин «исследовательское обучение» вошел в профессиональный обиход сравнительно недавно, во второй половине XX века.

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Сейчас, предложения по реализации исследовательского подхода встречаются педагогами школ неоднозначно. Учителя сетуют на занятость, на недостаточные уровень знаний в области организации исследовательской деятельности, а также плохо представляют себе результативность исследовательского подхода в обучении.

В связи с этим необходимо сказать о психолого – педагогических обоснованиях исследовательской деятельности.

От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска. Так как стремление исследовать окружающий мир – одна из самых удивительных особенностей психики живых существ.

Неудовлетворенная потребность в творческом исследовательском поведении у человека может привести:

- к тяжелым расстройствам нервной системы,

- психическим заболеваниям (Бондаренко С.М., Ротенберг В.С.).

- к проблемам в области когнитивного развития,

- задержке саморазвития личности.

Исследовательские работы – довольно сложный вид деятельности, как для школьников, так и для тех, кто руководит ими.

Мною разработана специальная программа элективного курса «Основы проектно исследовательской деятельности» рассчитанная на 2 года обучения по 34 часа в год для 6-7 классов. Для параллели 8-9 классов разработан элективный курс «Проектно – исследовательская деятельность», также рассчитанный на 2 года по 34 часа. Эту программу я начала реализовывать с прошлого года, туда ходят ребята по желанию, те которым интересно работать над собственными исследованиями. На занятиях раскрывается алгоритм проведения исследования, дается отличие учебного исследования и творческой работы от реферата. Учащиеся знакомятся с этапами проведения исследования, видами источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и их защитой. Ученики учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить социологический опрос, анкетирование, писать тезисы, выступать с докладом, готовить и представлять публике презентацию по выбранной теме. Каждое занятие состоит из трех частей: теория, практическая работа, индивидуальная консультация. Домашняя работа предполагает применение знаний, полученных на занятиях при выполнении конкретной исследовательской работы. Продуктом нашей работы стало участие в городской конференции «Шаг в будущее» ученицы 6 класса Рагимовой Карины по теме «Происхождение и значение фамилий моих одноклассников», где она стала лауреатом, а также выступление на 15 студенческой конференции исследовательских работ, которую организовал педагогический колледж.

На параллели 10-11 классов программа элективного курса реализуется с 2008 года, что позволяет нам каждый год участвовать на конференциях и конкурсах исследовательских работ различного уровня. (Работы с уровнем участия и результатами будут представлены на слайде). В этом году на городской конференции «Юность Архангельска» работа Петренко Ии по теме «Проблемы вынужденных переселенцев Северного округа города Архангельска» заняла второе место.

Но помимо внеклассной работы я применяю проектно – исследовательские технологии на уроках истории и обществознания.

В организации исследовательской деятельности учащихся на уроках можно выделить несколько этапов.

1) различные способы диагностики с целью дифференциации учащихся по познавательным интересам, практическим потребностям, по уровню подготовки и по способностям: анкетирование; тестирование; индивидуальные беседы; наблюдение и анализ; беседы с родителями и учащимися, консультации с педагогами, психологом.

Результат: дифференциация учащихся по способностям и творческой направленности, учет индивидуальных особенностей и уровня развития, обученности, компетентности.

2) развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования происходит в ходе познавательной, творческой и проектной деятельности в кабинете истории.

Стенды в кабинете истории («Священное имя - Россия», «Анапа - город воинской славы», «Архангельск вчера, сегодня, завтра», «Города воинской славы», «Великая Отечественная война в событиях и лицах», «Уголок юного историка»), экспозиции «Памятники культуры» «История глазами детей», носят не только информационный характер, но и побуждают к творчеству и исследованию. На постоянно обновляемом стенде «Сегодня на уроке» размещаются материалы учителя и учащихся, результаты их творческой и проектной деятельности, журнальные и газетные новинки по определенной тематике.

Творческие и проектные работы учащихся на уроке и во внеурочное время (рисунки, схемы, стихи, интервью, исторические сочинения, эссе) способствуют развитию интереса, навыков самостоятельной работы, поиску. Большое значение для формирования интереса к предмету имеет демонстрация примера исторических личностей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой интеллектуальной деятельности.

Результат – развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования, овладение основами проектной деятельности, подготовки презентаций.

3)подготовка и проведение нетрадиционных уроков.

В каждом классе несколько уроков обобщения наиболее интересного изученного материала мы с учащимися проводим в нетрадиционной форме: урок – путешествие, урок – деловая игра, урок-презентация, урок – семинар, диспут. При этом учащимся при подготовке к таким занятиям требуется провести небольшую исследовательскую работу. Отдельные темы или вопросы изучаются с использованием различных источников знаний: документов, справочников, энциклопедий, Интернет – сайтов. Учащимся во всех классах (с 5 по 11) в начале каждого учебного года предоставляется возможность выбрать тему для исследования в течение учебного года и затем выступить перед одноклассниками в форме, презентаций, докладов, сообщений.

Например, в 5 классе, при изучении темы «Искусство Древнего Двуречья» дается опережающее задание по 3 группам подготовить презентацию и выступление по определенной тематике: «Письменность», «Живопись», «Храмы», а одному ученику по его желанию приготовить выступление по теме «Наследие Хаммурапи». При выполнении данных заданий учащиеся проявляют самостоятельность при выборе источников знаний, формы подготовки своего выступления. Такие уроки очень нравятся ребятам и проходят всегда очень интересно и познавательно. В старших классах чаще используем форму семинара, где идет обсуждение разных точек зрения, проблемных вопросов, которые позволяют учащимся проявить их исследовательские умения и навыки. Например, в 11 классе при изучении темы «Первая мировая война», учащиеся делятся на группы по странам – главным участникам войны двух враждебных блоков (Антанты и Четверного союза). Командам даются задания ознакомить с целями их участия в первой мировой войне, ответить на проблемные вопросы («Была ли неизбежна мировая война?», «Почему война стала мировой?», Каковы главные итоги и уроки войны?»), выступить со своими предложениями о заключения мира. При изучении гражданской войны, класс делится на 3 группы: «красные», «белые», «зеленые» и учащиеся должны доказать, что именно их направления были решающими в исходе войны. Такие уроки формируют самостоятельность мышления, творческий подход и инициативность учащихся.

При работе в наиболее подготовленных классах часто занятия проходят в нетрадиционной форме: дискуссии («Феодальная раздробленность Руси: случайность или закономерность?», «Монгольское иго на Руси – добро или зло?», «Смутное время на Руси: случайность или закономерность?»). Уроки – практикумы (Манифест 17 октября Николая Второго, анализ исторических документов, например, «Повесть временных лет о первых русских князьях», на этапе закрепления часто использую работу с историческими источниками, что способствует формированию умений, столь необходимых при написании исследовательских работ). Особенно учащимся нравятся уроки-суды над знаменитыми историческими деятелями России: «Александр Невский – был ли иной путь?», «Иван Грозный – гений или злодей?», «Петр I – великий реформатор или тиран?» «Александр II – реформатор или реакционер?», «Смутное время - кто враг, кто друг?» - интегрированный урок с литературой. Такие занятия требуют большой предварительной подготовки учащихся, в том числе изучения многих исторических источников, научной литературы, умения их сопоставлять и анализировать, позволяют проявить их исследовательские и ораторские способности.

Результатом нетрадиционных форм проведения занятий являются устойчивый интерес к истории, более полное усвоение программного материала, развитие навыков устной и письменной речи, умение работать с различными источниками информации, составление плана, конспекта, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, выделение главного, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение, овладение коммуникативными навыками, повышение качества знаний и компетенций.

4) организация учебно-исследовательской деятельности на обычных уроках.

Исследовательский метод используется и на различных этапах комбинированного урока: повторение, изучение нового материала, рефлексия и при выполнении домашнего задания. Очень нравятся ребятам «Листы исследователя», которые они заполняют сами во время изучения нового термина, понятия или явления. Особенно продуктивно применять подобный прием на уроках обществознания – например, при изучении темы «Государство».

Предмет: гражданство.

Гипотеза: собственное предположение ребят.

Цель работы: прописываем вместе

Методы исследования: при первичном использовании, лучше проговорить самой, а в последующие разы учащиеся сами формулировать.

Определение понятие гражданство: результаты работы ребят.

На уроках обществознания использую проекты: класс делится на группы по 4-5 человек и учащиеся должны составить проекты фирм, которые будут актуальны для экономики нашего региона, или разработать проект конституции школы, проект – плакат «свободный человек», очень интересна была идея 11 классников, которые нарисовали белый лист бумаги и его довольно логично интерпретировали – и все это проводиться на параллели 10-11 классов. Листы исследователя чаще используются в среднем звене.

Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести небольшое учебное исследование. Большое значение для развития творческих и исследовательских качеств имеют домашние сочинения по истории. Вот список некоторых тем сочинений, выполняемых учениками:

в 5 классе - «Один день ассирийского земледельца (можно воина.), «Путешествие в Древнюю Финикию», страну можно взять любую, «Как я участвовал в восстании Спартака»; «Один день в войске Александра Македонского».

в 6 классе – «Один день рыцаря», «Путешествие в средневековый город», «Как я участвовал в крестовом походе», «Как я участвовал в Столетней войне».

в 7 классе – «Мое отношение к смуте», «Степан Разин – народный герой или разбойник?», «Мое отношение к Петру I», «Что мне запомнилось из истории России XVII-XVIII вв.», «Мой любимый исторический герой».

в 8 классе – «Как я участвовал в Отечественной войне 1812г.», «Что мне запомнилось из истории России XIX вв.», «Мой любимый исторический герой», «Мое отношение к декабристам», «Мое отношение к народникам». «Хочу ли я быть Наполеоном?».

в 9 классе – «Страшное слово ГУЛАГ», «Соловки – святость или кровь, боль и слезы?», «Гражданская война на Севере», «Что мне запомнилось из истории России XX вв.»

Результатом этого этапа является повышение мотивации к обучению, развитие самостоятельности в обучении, включение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность; формирование навыков и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности; повышение коммуникативной культуры; использование приобретенных знаний, умений, способов деятельности, необходимых для успешного обучения на следующей образовательной ступени, для формирования профессиональной ориентации.

Учащиеся, активно занимающиеся исследовательской деятельностью, ежегодно становятся победителями и занимают призовые места на различного уровня конкурсах, участвуют в городских и региональных, федеральных и даже международных конференциях, олимпиадах, успешно сдают ЕГЭ по истории и обществознанию.

Помимо работы с детьми в нашем образовательном учреждении проводится работа и с учителями по обучению проектно – исследовательской деятельности. Мною была разработана программа семинара – практикума «обучение проектно – исследовательской деятельности педагогов образовательного учреждения».

Актуальность метода проекта для педагога обусловлена, прежде всего, необходимостью самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и не случайно один из параметров нового качества образования – способность проектировать. Поэтому в современной ситуации возникла потребность в том, чтобы исследовательская деятельность педагога стала целенаправленной и профессиональной. В связи с этим на настоящем этапе развития российского образования возникает необходимость в качественно иной подготовке педагога способного осуществить исследовательско – педагогический поиск, обеспечивающий высокие учебно-воспитательные результаты. Все это может быть решено лишь в случае приобщения к исследовательской работе, как можно большего числа педагогов образовательных учреждений.

Необходимость стимулирования, развития и поощрения исследовательской деятельности педагогов и проектно – исследовательской деятельности учащихся показывает и новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. В основу, которого положены новые принципы построения современной личности - инициативной, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Естественно, что учителя вправе использовать имеющийся у них богатый опыт по организации исследовательской и проектной деятельности, чтобы решить поставленную перед школой задачу. Но, поскольку проект из частного случая превращается в массовый, предпринимаемые меры должны носить «массовый» характер.

Вполне очевидно, что добиться решения тех задач, которые перед образованием поставлены согласно ФГОС, можно только в случае, обеспеченья методическое сопровождение каждого учителя, включающегося в инновационную деятельность. В связи с этим была разработана методическая программа цикла семинарских занятий по обучению проектно-исследовательской деятельности педагогов школы № 51 города Архангельска. Но прежде чем, создавать программу, необходимо было проанализировать отношение педагогов нашей школы к проектно – исследовательской деятельности и их включенность в данную сферу.

В опросе участвовало 42 педагога.

1.Учителя признают, что в современных условиях развития общества проектно-исследовательская деятельность является

- основным направлением развития творческой личности учащегося, 65%

- позволяет увеличить профессионально-квалификационный рост учителя-исследователя, так ответили 20%

- позволяет повысить статус учебного заведения, 10% респондентов ответили.

- способствует получению качественно нового знания (инновацию).

2.педагоги признают, что заниматься исследовательской деятельностью с учащимися им мешает слабое владение методикой научного исследования, а так же недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы по данной теме, так ответили 44% опрошенных педагогов. У других 44% не хватает свободного времени, 12% мешает заниматься проектно – исследовательской деятельностью большая загруженность учащихся.

3. Причины, препятствующие научному творчеству:

- 62%педагогов не знают сам процесс работы с использованием исследовательских методов.

- 18% боятся, что сами не справятся с работой, опять таки такая неуверенность может возникнуть из-за незнания методики работы.

- 7% бояться вовлекать детей в «несвойственную им научную деятельность»;

- 8% не хотят. Видимо наступило профессиональное сгорание.

За последние три года произошло снижение процента учащихся выступающих на различных исследовательских конференциях.

Проанализировав анкетирование, стало очевидно, что обучение педагогов образовательного учреждения позволит справиться с возникшими трудностями и повысить уровень компетенции педагога, в первую очередь, и увеличить количество работ учащихся на различных учебно – исследовательских конференциях и конкурсах с одноименной тематикой во вторую очередь.

Для того чтобы преодолеть выявленные затруднения у учителей, сейчас создан информационно – методический блок, опубликованный на сайте школы, в котором содержится следующая информация:

1. толкование основных понятий по теме семинара (что такое исследование, учебное исследование и другие)

2. как правильно формулировать развивающие цели урока

3. роль родителей на каждом этапе исследовательской деятельности

4. положительные и негативные стороны исследовательской деятельности;

5. методика организации учебного исследования

6. экспертная оценка исследовательской работы

7. основные этапы выполнения проектно-исследовательской работы с учащимися.

Во - вторых, разработана программа семинара – практикума по обучению педагогов школы исследовательской деятельности. Сразу хочу отметить, что принимать участие в этой программе будет не весь педагогический состав, (а то уже вижу испуг и недоумение у некоторых педагогов школы № 51), а наиболее активные и деятельностные учителя, которым это интересно и важно. Некоторые занятия будем проводить силами школы, а те, которые связаны с методологией будут читать и консультировать сотрудники АО ИППК, и специалисты САФУ, с которыми у нас сложились партнерские отношения.

Цель программы: развитие исследовательской компетентности педагогов посредством освоения ими умений проектной и исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Проанализировать исследовательскую компетентность педагогов МБОУ СОШ №51;

  1. Организовать теоретические и практические занятия для педагогов ОУ;

  2. Провести мониторинг знаний и умений педагогов по окончанию занятий;

По окончании изучения курса предполагается, что педагоги должны знать:

  1. основы методологии исследовательской и проектной деятельности;

  2. структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.

уметь:

  1. формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;

  2. составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;

  3. выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;

  4. определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;

  5. работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;

  6. выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;

  7. оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;

  8. рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;

  9. оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов;

  10. грамотно доносить до учащихся свои исследовательские компетенции.

Программа рассчитана на 12 часов.

Первое вводное занятие включает в себя анализ состояния исследовательской деятельности в нашей школе. На втором занятии педагогам будет предложена самооценка методологической культуры учителя, готовность педагогов к исследовательской деятельности и попытка с ходу сформулировать из темы исследовательской работы правильно объект и предмет.

Третье занятие уже непосредственно будет проводиться сотрудниками АО ИППК РО, которые подробно раскроют структуру исследования, то есть умение выдвигать гипотезу, формулировать цели, задачи, объект, предмет. Учителям после занятия будет выдана памятка.

Следующий семинар будет посвящен планированию работ, то есть выделению материала, который будет использован в исследовании. Главная проблема исследовательских работ это минимальный объем и приходиться иногда настолько урезать материал, что боишься, как бы не потерялась логика и основная задумка. Необходимо уделить целое занятие, как практическое, так и теоретическое на правильность оформления работ, и презентаций.

На 6 занятие будет подведение итогов, где педагогам будет предложена работа по составлению программ саморазвития педагогического мастерства. Мы привыкли выбирать тему по самообразованию на 1 год, а здесь сотрудники института обучат, как можно составить программу на 3 года через использование технологии метода проекта. Можно провести школьную конференцию исследовательских работ учащихся. И здесь же повторное проведение анкет, которые были даны на подготовительном этапе создания семинара - практикума.




Наименование тем

Количество часов лекция практика

Краткая характеристика

1

Вводное занятие

1час




Введение, характеристика современного состояния образования.

2

Анализ уровня готовности учителей МБОУ «СОШ №51» к организации исследовательской работы на уроках и во внеурочное время.




1 час

Самооценка методологической культуры учителя.

3

Структура проектной, исследовательской деятельности.

Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования.

1 час

1час

Цель и задачи учебно-исследовательской деятельности. Объект и предмет исследования. Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Виды деятельности педагогов: работа по парам, выполнение действий по заданному алгоритму. Формы контроля: защита плана проекта. Оборудование: памятка.

4

Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария.

1 час

1 час

Выделение материала, который будет использован в исследовании;

Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные);

Вопросы, предлагаемые для обсуждения.

5

Правильность оформления исследовательской работы и презентации.

1 час

1 час

Основные правила написания исследовательской работы. Требования написания рецензии к исследовательской работе. Правила составления презентации

6

Обобщение и анализ полученных результатов. Подведение итогов обучения.

1 час

1 час

Написание мини – проектов, или исследовательских работ и их дальнейшая презентация.

7

Диагностика педагогов на выходе.

Представление программ по самообразованию.




2 часа

Повторное проведение анкет, которые были даны на подготовительном этапе создания семинара - практикума.



Прогнозируемый результат:

1. совершенствование исследовательских компетенций у педагогов школы;

2. повышение уровня мотивации педагогов к исследовательской деятельности;

3. разработка программ саморазвития профессионального мастерства через использование технологии метода проекта.

4. создание проекта по организации научного общества учеников в образовательном учреждении.

Надеемся, что запланированные результаты семинара – практикума скоро начнут осуществляться, и проектно – исследовательская деятельность перестанет быть фрагментарной, и будет носить массовый характер и принесет успех нам и нашим ученикам на различных конкурсах и конференциях.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной категории мбоу сош №51 iconРабочая программа по физике
Составитель: Урбан Валентина Владимировна, учитель физики мбоу сош №42, первой квалификационной категории
Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной категории мбоу сош №51 iconКонспект урока (фио) Вершинина Анна Владимировна учитель начальных классов мбоу «сош 76»
Мурзагареева Гульнара Рамиловна учитель истории и обществознания высшей категории
Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной категории мбоу сош №51 iconЕ. П. Блаватская астральные тела и двойники
Автор программы: Рабе Юлия Александровна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной категории мбоу сош №51 iconПанкова-Козочкина Татьяна Викторовна
Автор программы: Литвинова Юлия Сергеевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной категории мбоу сош №51 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор : Разводова Елена Владимировна учитель истории и обществознания 1 квалификационной категории мбоу «Ключевская оош» электронный...
Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной категории мбоу сош №51 iconРабочая программа по истории Древнего мира для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год
Автор программы: Литвинова Юлия Сергеевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной категории мбоу сош №51 iconРоберт Кийосаки – Заговор богатых. 8 новых правил обращения с деньгами
Автор программы: Литвинова Юлия Сергеевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной категории мбоу сош №51 iconРабочая программа по предмету «право»
Тихомирова Наталья Анатольевна, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории
Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной категории мбоу сош №51 iconПрограмма элективного курса «Решение проблемных заданий по истории Отечества»
Пивоварова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории мкоу «Туринская средняя общеобразовательная...
Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной категории мбоу сош №51 iconУчебник для 11 классов общеобразовательных учреждений базовый уровень...
Автор программы: Рабе Юлия Александровна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной категории мбоу сош №51 icon«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания»
Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется...
Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной категории мбоу сош №51 iconПолитическое лидерство и борьба за власть после смерти
Урок истории. Автор Савина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №20 г. Шахты Ростовской...
Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной категории мбоу сош №51 iconУрок в 11 классе. Тема: «Модные веяния перестройки»
Учитель: Бондаренко Марина Владимировна, учитель истории и обществознания мбоу сош с. Талдан Амурской области
Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной категории мбоу сош №51 iconПояснительная записка Данная программа написана на основе федерального...
Автор программы: Литвинова Юлия Сергеевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной категории мбоу сош №51 iconРабочая программа по английскому языку в 8 классе мбоу «Нижнеалькеевская сош»
Составила: Камальдинова Ф. М. учитель английского языка первой квалификационной категории
Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной категории мбоу сош №51 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Реферат выполнил Поносов Дмитрий Павлович, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории моу «сош №2 с углубленным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск