Рабочая программа по истории Древнего мира для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год





НазваниеРабочая программа по истории Древнего мира для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год
страница1/6
Дата публикации08.08.2013
Размер0.63 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
МБОУ «Лицей №9»

Утверждаю

директор лицея №9

Филимонов Г.Ф.

______________________

15.08.2010


Рабочая программа по истории Древнего мира

для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год

Автор программы:Литвинова Юлия Сергеевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории.

Объем учебных часов на учебный год: 70 часов , 2 часа в неделю.

Содержание определено программами: Программа «Российская и Всеобщая история» 5-9 кл. Данилов Д.Д.

Учебники: Данилов Д.Д., Сизова Е.В. и др. Всеобщая история. История Древнего мира, 5 кл., Баласс, 2010

2010


Пояснительная записка



  1. Обоснование актуальности курса

Курс Всемирной истории в 5 классе начинается историей Древнего мира, являясь одним из ключевых учебных курсов в системе исторического школьного образования. История, как учебная дисциплина призвана заложить основы гражданственности и исторического мышления. Отечественная история является составной частью Всемирной истории, появляясь в учебном плане с 6 класса, а в 5 классе курс истории Древнего мира закладывает основы для дальнейшего изучения исторического прошлого как мира, так и нашего государства.


  1. Цели рабочей программы: создание условий для начала формирования открытого исторического мышления и гражданской позиции обучающихся.

Задачи:

  1. Ознакомить обучающихся с комплексом знаний об истории Первобытного и Древнего миров, основными понятиями, хронологией.

  2. Создать условия для развития у обучающихся умения определять причинно-следственные связи, объяснять мотивы поведения исторических персонажей и групп, работать с источниками исторической информации, ставить проблему и находить пути ее решения, формулировать и грамотно аргументировать свою позицию.

  3. Создать условия для формирования системы ценностей обучающихся, гражданской позиции, толерантности.

Подробнее см. Требования к уровню подготовки учащихся в 5 классе и Содержание программы.

Данные цели и задачи соответствуют как Государственному образовательному стандарту1, так и образовательной системе «Школа 2100»2, на основании программы которой и составлена данная рабочая программа.
3.Нормативные документы:

  1. Сборник нормативных документов. История/Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, М, 2004

  2. Программа «Российская и Всеобщая история» 5-9 кл.3


В основу данной рабочей программы положена Программа Д.Д.Данилова, написанная на базе Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года по предмету «История», а также в соответствии с концепцией и психолого-педагогическими принципами развивающей Образовательной системы «Школа 2100».

В соответствии с формой Государственного образовательного стандарта и принципом минимакса «Школы 2100» уровень предъявления в программе больше, чем уровень требований, иными словами: даем возможность ученикам взять материал по максимуму, а спрашиваем и контролируем по необходимому минимуму.

Кроме того, в тексте программы указаны наиболее важные научные и учебные проблемы, обсуждение и поиск решения которых предлагается ученикам на каждом уроке изучения нового материала в соответствии с принятой в Образовательной системе «Школа 2100» технологией проблемно-диалогического обучения

Данная рабочая программа продолжает на уровне средней школы линию Образовательной системы «школа 2100» по предмету История, что позволяет простроить единое образовательное пространство на параллелях 1-5 классов, не разрывая преемственности с начальной школой.

Технология проблемно-диалогического обучения, лежащая в основе Образовательной системы «школа 2100», соответствует лицейской концепции деятельностного подхода. Что позволяет повысить качество образовательного процесса.
4.Данный курс включен в базовый учебный план и рассчитан на 70 учебных часов.

Программа рассчитана на учащихся 5 классов. Данному возрасту соответствует развитие теоретического рефлексивного мышления, формируется умение рассуждать в чисто словесном плане, абстрагируясь от конкретного, возможность строить гипотезы и проверять их.

В этот период начинает становление основ мировоззрения, что очень тесно связано с интеллектуальным развитием.

Данный контингент учащихся уже владеет пропедевтическими основами курса истории (4 кл.) , что является фундаментом для работы в 5 классе.
5.Основные технологии: проблемно-диалогическая, в основу которой положены проблемное обучение и деятельностный подход, элементы игрового обучения.
6.Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

  1. Групповая (игры, работа с источниками исторической информации, театрализация)

  2. Индивидуальная (решение проблемных задач, проекты, контрольная работа, самостоятельная работа, работа с источниками исторической информации)

  3. Фронтальная (полилог, работа с источниками исторической информации, экскурсии).

7. Прогнозируемые результаты.

На конец учебного года обучающиеся должны знать основные понятия курса, исторических личностей, даты. Уметь извлекать информацию из исторического текста, самостоятельно ставить учебную проблему и определять пути ее решения, понимать суть причинно-следственных связей и уметь их объяснять на примере истории Древнего мира; определять свое собственное отношение по различным моментам истории Древнего мира и уметь аргументировать его.
8.Условиями реализации программы являются:

Наличие полного комплекта УМК у учителя и учебной литературы (учебник, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта) у обучающихся.

Наличие дополнительной литературы и электронных пособий в библиотеке лицея.

Оборудование учебных аудиторий ТСО.
9.Содержание программы.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (70 ч)

1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории: происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные. 

3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в Первобытном и Древнем мире. 

4-я линия развития. Видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ. 

5-я линия развития. Отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру.

Содержание.

Здесь и далее в тексте программы подчеркнуты понятия, обязательные для изучения в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

Курсивом выделены темы, обязательные для изучения, но не для контроля. Все содержание, кроме выделенного курсивом, предназначено и для изучения, и для контроля.

Модуль 1. Первая историческая эпоха

Вводная тема (2–3 ч.)

Что изучает история – проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.). История Отечества – часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.

Тема 1. Первобытный мир (6 ч.)

Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн. л.н.) и его развитие к современному виду людей – «человек разумный разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в Ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.

Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.

Обобщение и контроль (2 ч.)
Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока

Тема 2. Древний Египет (5 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.

Тема 3. Древние цивилизации Азии (7–8 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность).Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (шестидесятиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индиизанятия жителейвозникновение государстваОсобенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, десятичная система счета.

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства).Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др. Общие черты цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль (2 ч.)
Модуль 3. Первая цивилизация Запада

Тема 4. Зарождение цивилизации Древней Греции (7 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о троянской войне, «темные века», возникновение полисов – городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).

Культурное наследие Древней Греции: поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г.до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.

Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации (4–5 ч.)

Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г.до н.э., Ферпопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.), качества проявленные греками-эллинами, итоги войн.

Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.

Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля. Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль (2 ч.) 
Модуль 4. Империи эллинов и римлян.

Тема 6. Эллинизм – встреча Запада и Востока (3–4 ч.)

Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины,основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.

Тема 7. Цивилизация Древнего Рима (7 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу)Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Ю. Цезаря, падение республики.

Тема 8. Античная греко-римская цивилизация (6–7 ч.)

Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.

Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе). Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане.Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета.Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.)Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).

Тема 9. Сибирь с первобытность до V в. н.э. (7 ч.)

Первобытные охотники и собиратели на территории Сибири. Первобытное искусство на территории Сибири. Эпоха неолита на территории Сибири. Природа Сибири. Первые скотоводы и земледельцы. Религиозные верования народов Сибири в древности. Быт сибиряков в древности. Городища на территории Сибири.

Обобщение и контроль (2ч.)

Резерв (4 ч.)

10. Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе
1-я и 2-я линии развития. Умение объяснять разнообразие современного мира.

1. Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций.

2. Определять и доказывать, какое человеческое общество находится на ступени первобытности, а какое – взошло на ступень цивилизации.

  1. Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.

  2. Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство, философия.

3-я линия развития. Умение рассматривать общественные процессы в развитии.

5. Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.

6. Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.

4-я линия развития. Нравственное самоопределение.

  1. Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, иудизма, христианства.

  2. При оценке таких явлений как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.

5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.

  1. Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи).

  2. Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по истории Древнего мира для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год iconЗадания: 6 «а» §5-7 учить даты и новые слова в конце параграфа
«История Древнего Мира», Москва, издательство «Дрофа» под редакцией Е. В. Саплиной, Б. С. Ляпустина. А. И. Саплина, 2010 год, рабочая...
Рабочая программа по истории Древнего мира для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год iconУрок по разделу «Древняя Греция» Форма урока: виртуальная экскурсия по древней Греции
«История Древнего Мира», Москва, издательство «Дрофа» под редакцией Е. В. Саплиной, Б. С. Ляпустина. А. И. Саплина, 2010 год, рабочая...
Рабочая программа по истории Древнего мира для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год iconРабочая программа по Истории древнего мира ( 5 класс) на 2011-2012...
Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «циви­лизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение...
Рабочая программа по истории Древнего мира для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год iconРабочая программа по истории Древнего мира для 5-х классов (фгос) Пояснительная записка
России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной...
Рабочая программа по истории Древнего мира для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год iconРабочая программа по истории для 5 класса на 2011-2012 учебный год...
А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2006
Рабочая программа по истории Древнего мира для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год iconПрограммам по истории 5 класс Рабочие программы по истории Древнего...
Рабочие программы по истории Древнего мира для учащихся 5 абвгд классов составлены на основе примерной программы и авторской программы...
Рабочая программа по истории Древнего мира для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год iconРабочая программа по истории Древнего мира 5 класс Пояснительная записка
Рабочая программа курса истории древнего мира для 5-х классов создана на основе следующих документов
Рабочая программа по истории Древнего мира для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год iconРабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе федерального...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного...
Рабочая программа по истории Древнего мира для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год iconРабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса на 2013/2014 учебный год
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №316
Рабочая программа по истории Древнего мира для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год iconРабочая программа по истории Древнего мира 5 класс на 2012-2013 уч...
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного ) общего образования 2004...
Рабочая программа по истории Древнего мира для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год iconРабочая программа по предмету «История» 5класс Разработчик: Бушманова...
Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих...
Рабочая программа по истории Древнего мира для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год iconРабочая учебная программа по истории Древнего мира в 5 классе Год...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чутеевская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по истории Древнего мира для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ...
Рабочая программа по истории Древнего мира для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год iconСамообследование работы школы за 2010-2011 учебный год
В 2010/2011 учебном году в школе обучались 1130 учащихся, составивших 46 классов-комплектов
Рабочая программа по истории Древнего мира для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год iconКалендарно-тематический план для 5 классов по истории Древнего мира...
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государст­венного стандарта общего образования, примерной...
Рабочая программа по истории Древнего мира для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год iconРабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена на основе
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск