Скачать 0.63 Mb.
|
МБОУ «Лицей №9» Утверждаю директор лицея №9 Филимонов Г.Ф. ______________________ 15.08.2010 Рабочая программа по истории Древнего мира для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год Автор программы:Литвинова Юлия Сергеевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории. Объем учебных часов на учебный год: 70 часов , 2 часа в неделю. Содержание определено программами: Программа «Российская и Всеобщая история» 5-9 кл. Данилов Д.Д. Учебники: Данилов Д.Д., Сизова Е.В. и др. Всеобщая история. История Древнего мира, 5 кл., Баласс, 2010 2010 Пояснительная записка
Курс Всемирной истории в 5 классе начинается историей Древнего мира, являясь одним из ключевых учебных курсов в системе исторического школьного образования. История, как учебная дисциплина призвана заложить основы гражданственности и исторического мышления. Отечественная история является составной частью Всемирной истории, появляясь в учебном плане с 6 класса, а в 5 классе курс истории Древнего мира закладывает основы для дальнейшего изучения исторического прошлого как мира, так и нашего государства.
Задачи:
Подробнее см. Требования к уровню подготовки учащихся в 5 классе и Содержание программы. Данные цели и задачи соответствуют как Государственному образовательному стандарту1, так и образовательной системе «Школа 2100»2, на основании программы которой и составлена данная рабочая программа. 3.Нормативные документы:
В основу данной рабочей программы положена Программа Д.Д.Данилова, написанная на базе Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года по предмету «История», а также в соответствии с концепцией и психолого-педагогическими принципами развивающей Образовательной системы «Школа 2100». В соответствии с формой Государственного образовательного стандарта и принципом минимакса «Школы 2100» уровень предъявления в программе больше, чем уровень требований, иными словами: даем возможность ученикам взять материал по максимуму, а спрашиваем и контролируем по необходимому минимуму. Кроме того, в тексте программы указаны наиболее важные научные и учебные проблемы, обсуждение и поиск решения которых предлагается ученикам на каждом уроке изучения нового материала в соответствии с принятой в Образовательной системе «Школа 2100» технологией проблемно-диалогического обучения Данная рабочая программа продолжает на уровне средней школы линию Образовательной системы «школа 2100» по предмету История, что позволяет простроить единое образовательное пространство на параллелях 1-5 классов, не разрывая преемственности с начальной школой. Технология проблемно-диалогического обучения, лежащая в основе Образовательной системы «школа 2100», соответствует лицейской концепции деятельностного подхода. Что позволяет повысить качество образовательного процесса. 4.Данный курс включен в базовый учебный план и рассчитан на 70 учебных часов. Программа рассчитана на учащихся 5 классов. Данному возрасту соответствует развитие теоретического рефлексивного мышления, формируется умение рассуждать в чисто словесном плане, абстрагируясь от конкретного, возможность строить гипотезы и проверять их. В этот период начинает становление основ мировоззрения, что очень тесно связано с интеллектуальным развитием. Данный контингент учащихся уже владеет пропедевтическими основами курса истории (4 кл.) , что является фундаментом для работы в 5 классе. 5.Основные технологии: проблемно-диалогическая, в основу которой положены проблемное обучение и деятельностный подход, элементы игрового обучения. 6.Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
7. Прогнозируемые результаты. На конец учебного года обучающиеся должны знать основные понятия курса, исторических личностей, даты. Уметь извлекать информацию из исторического текста, самостоятельно ставить учебную проблему и определять пути ее решения, понимать суть причинно-следственных связей и уметь их объяснять на примере истории Древнего мира; определять свое собственное отношение по различным моментам истории Древнего мира и уметь аргументировать его. 8.Условиями реализации программы являются: Наличие полного комплекта УМК у учителя и учебной литературы (учебник, рабочая тетрадь, атлас, контурная карта) у обучающихся. Наличие дополнительной литературы и электронных пособий в библиотеке лицея. Оборудование учебных аудиторий ТСО. 9.Содержание программы. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (70 ч) 1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории: происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные. 3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в Первобытном и Древнем мире. 4-я линия развития. Видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ. 5-я линия развития. Отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру. Содержание. Здесь и далее в тексте программы подчеркнуты понятия, обязательные для изучения в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Курсивом выделены темы, обязательные для изучения, но не для контроля. Все содержание, кроме выделенного курсивом, предназначено и для изучения, и для контроля. Модуль 1. Первая историческая эпоха Вводная тема (2–3 ч.) Что изучает история – проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.). История Отечества – часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний. Тема 1. Первобытный мир (6 ч.) Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн. л.н.) и его развитие к современному виду людей – «человек разумный разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в Ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли. Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности. Обобщение и контроль (2 ч.) Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока Тема 2. Древний Египет (5 ч.) Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства. Тема 3. Древние цивилизации Азии (7–8 ч.) Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность).Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (шестидесятиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона. Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, десятичная система счета. Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства).Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др. Общие черты цивилизаций Древнего Востока. Обобщение и контроль (2 ч.) Модуль 3. Первая цивилизация Запада Тема 4. Зарождение цивилизации Древней Греции (7 ч.) Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о троянской войне, «темные века», возникновение полисов – городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль). Культурное наследие Древней Греции: поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г.до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания. Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации (4–5 ч.) Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г.до н.э., Ферпопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.), качества проявленные греками-эллинами, итоги войн. Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла. Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля. Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока. Обобщение и контроль (2 ч.) Модуль 4. Империи эллинов и римлян. Тема 6. Эллинизм – встреча Запада и Востока (3–4 ч.) Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины,основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада. Тема 7. Цивилизация Древнего Рима (7 ч.) Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу). Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Ю. Цезаря, падение республики. Тема 8. Античная греко-римская цивилизация (6–7 ч.) Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья. Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе). Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане.Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета.Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы). Тема 9. Сибирь с первобытность до V в. н.э. (7 ч.) Первобытные охотники и собиратели на территории Сибири. Первобытное искусство на территории Сибири. Эпоха неолита на территории Сибири. Природа Сибири. Первые скотоводы и земледельцы. Религиозные верования народов Сибири в древности. Быт сибиряков в древности. Городища на территории Сибири. Обобщение и контроль (2ч.) Резерв (4 ч.) 10. Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе 1-я и 2-я линии развития. Умение объяснять разнообразие современного мира. 1. Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций. 2. Определять и доказывать, какое человеческое общество находится на ступени первобытности, а какое – взошло на ступень цивилизации.
3-я линия развития. Умение рассматривать общественные процессы в развитии. 5. Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации. 6. Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ. 4-я линия развития. Нравственное самоопределение.
5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
|
Задания: 6 «а» §5-7 учить даты и новые слова в конце параграфа «История Древнего Мира», Москва, издательство «Дрофа» под редакцией Е. В. Саплиной, Б. С. Ляпустина. А. И. Саплина, 2010 год, рабочая... | Урок по разделу «Древняя Греция» Форма урока: виртуальная экскурсия по древней Греции «История Древнего Мира», Москва, издательство «Дрофа» под редакцией Е. В. Саплиной, Б. С. Ляпустина. А. И. Саплина, 2010 год, рабочая... | ||
Рабочая программа по Истории древнего мира ( 5 класс) на 2011-2012... Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение... | Рабочая программа по истории Древнего мира для 5-х классов (фгос) Пояснительная записка России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной... | ||
Рабочая программа по истории для 5 класса на 2011-2012 учебный год... А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2006 | Программам по истории 5 класс Рабочие программы по истории Древнего... Рабочие программы по истории Древнего мира для учащихся 5 абвгд классов составлены на основе примерной программы и авторской программы... | ||
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс Пояснительная записка Рабочая программа курса истории древнего мира для 5-х классов создана на основе следующих документов | Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе федерального... Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного... | ||
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса на 2013/2014 учебный год Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №316 | Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс на 2012-2013 уч... Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного ) общего образования 2004... | ||
Рабочая программа по предмету «История» 5класс Разработчик: Бушманова... Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих... | Рабочая учебная программа по истории Древнего мира в 5 классе Год... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чутеевская средняя общеобразовательная школа» | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира... Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ... | Самообследование работы школы за 2010-2011 учебный год В 2010/2011 учебном году в школе обучались 1130 учащихся, составивших 46 классов-комплектов | ||
Календарно-тематический план для 5 классов по истории Древнего мира... Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной... | Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена на основе Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего... |