Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции





Скачать 66.16 Kb.
НазваниеПроектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции
Дата публикации10.10.2014
Размер66.16 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции
Право – одна из областей обществоведческого знания, наиболее широко представленная в ЕГЭ. Преподавание «Права» как самостоятельного отдельного предмета в классах социально-экономического профиля в течение 2 лет позволяет выпускникам школы значительно расширить объём знаний по вопросам правового характера, имеющихся в заданиях ЕГЭ.

Но для выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию не достаточно только комплекса обществоведческих знаний. Хороший результат ЕГЭ может быть обеспечен только за счёт формирования компетенций – комплекса, связывающего воедино знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать умения в конкретной ситуации. Это требуется как при выполнении задач-заданий, при выполнении теоретических заданий, а также при написании эссе. Компетентностный подход признан ведущим в построении гражданского образования.

Гражданская компетентность – это способность действовать в реальных ситуациях общественной жизни, включающая в себя исследовательскую компетентность, компетентность социального выбора, компетентность социального действия, коммуникативную компетентность и учебную компетентность. Гражданская компетентность способствует формированию активной гражданской позиции личности, способной брать на себя ответственность, участвующей в совместном принятии решений, регулирующей конфликты не насильственным путём. Необходимым условием формирования компетенций является наличие личного опыта человека по решению проблем того или иного вида. Этому способствует активное вовлечение учащихся в образовательный процесс через использование интерактивных методов обучения, к которым относится и проектная деятельность учеников.

Как отмечает Н.Ю. Пахомова в пособии для учителей и студентов педагогических вузов «Метод учебного проекта в образовательном учреждении», проектная деятельность «…позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки, а именно учить:

- проблематизации (рассмотрению проблемного поля, …формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

- целеполаганию и планированию деятельности;

- самоанализу и рефлексии;

- презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

- умению готовить материал для проведения презентаций в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

- поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

- практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

- выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Поэтому важным этапом проектной деятельности является вводный этап, на котором формулируется проблема, определяются цели и задачи, организуются группы, планируется деятельность по решению задач, оговаривается продукт деятельности и форма презентации результатов деятельности.

Поскольку, как отмечают А.Ю. Лазебникова и О.А. Котова в «Тематическом планировании уроков подготовки к экзамену» (из-во «Экзамен», М, 2005), проблемной содержательной единицей, проверяемой в рамках ЕГЭ, является тема «Правоохранительные органы», я называю учащимся данную тему как проблемную для экзаменующихся. На этом же занятии я провожу мозговой штурм, позволяющий ответить на вопрос, почему задания, связанные с характеристикой работы правоохранительных органов, вызывают затруднения. Ученики называют среди них кажущуюся общеизвестность, приводящую к поверхностному отношению к теме, также отмечают отсутствие данной информации в учебнике Никитина А.Ф. «Правоведение 10-11 кл.», по которому работают учащиеся. Отмечают и недостаточную востребованность информации в конкретных жизненных ситуациях, которые чаще касаются дееспособного взрослого населения, профориентационная работа тоже даёт лишь поверхностную характеристику профессий юридического профиля.

Отвечая на вопрос «Что делать?», мы определяем цель проекта – собрать и систематизировать материал об особенностях правоохранительной деятельности представителей юридических профессий (судья, адвокат, следователь, прокурор, нотариус, судебный пристав) в виде учебного пособия для учащихся старшей школы, который можно использовать и для подготовки к ЕГЭ, и для проведения профориентационной работы.

Напомнив учащимся, что задача проекта – это организация и проведение определённой работы для поиска способов решения проблемы, я предлагаю им сформулировать задачи проекта. Среди задач учащиеся определили:

- поиск и обработку теоретической информации о специфике той или иной юридической профессии;

- встреча с представителем профессий, выявление психологических особенностей их деятельности, социального статуса;

- изучение общественного мнения по оценке продуктивности их деятельности.

На вводном занятии оговаривается и продукт деятельности – оформление информационного материала в виде реферата, включающего и процессуальное описание проекта. Форму презентации учащиеся определяют самостоятельно, но обязательным условием является приглашение представителя той или иной профессии.

Сформировав группы по интересам, учащиеся включаются в поисково-исполнительский этап. В связи с тем, что ученики уже имеют навыки исследовательской работы, роли в группе они распределяют самостоятельно, исходя из своих желаний, умений, навыков и возможностей. Ребята самостоятельно планируют работу, но учителю важно отслеживать её и направлять в нужное русло. С этой целью провожу консультации по графику и по необходимости учащихся. Если возникают проблемы с исследованием, предлагаю составить следующую таблицу:


Какую информацию надо найти, как будет оформлен результат?

Кто будет этим заниматься и в какой роли?

Что для этого нужно сделать (что подготовить, какие ресурсы найти, куда пойти и т. д.)?

Когда это можно сделать?















В графе «Что делать?» могут быть следующие действия:

- составить анкету;

- выбрать респондентов, т.е. тех, кого нужно опросить;

- выбрать время и место опроса, заготовить первые фразы для разговора;

- провести опрос;

- обработать данные;

- написать отчёт, составить графики.

На обобщающем этапе важно научить учащихся отстаивать свою позицию по защите результатов выполненной работы и совместном оформлении продукта проектной деятельности. Предлагаю учащимся использовать уже известную им ПОПС-формулу, которую придумал профессор права Дэйвид Маккойд-Мэйсон из ЮАР, а перевёл на русский язык Аркадий Гутников – вице-президент Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование».

П – позиция (в чём заключается ваша точка зрения ) – я считаю, что …

О – обоснование (на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей

позиции) - …потому, что…

П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - …например…

С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции)

- …поэтому…

Анализируя, отбирая и оформляя собранный материал, ученики вновь обращаются к социальному опыту – своему и своих товарищей, вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, учатся находить компромисс.

Итогом деятельности обобщающего этапа – является отредактированная информационная часть проекта, его процессуальное описание и план презентации продукта деятельности. Конечный продукт учащиеся представляют в виде письменного отчёта и доклада в электронном виде.

Заключительный этап включает в себя презентацию, в ходе которой учащиеся демонстрируют, как они поняли проблему, цели и задачи проектной деятельности, как сумели спланировать и осуществить её, распределив роли при создании продукта – доклада и наглядного пособия в виде буклета.

Приглашение на урок-презентацию специалистов: следователя, прокурора, адвоката, судьи, нотариуса, судебного пристава даёт возможность каждому ученику удовлетворить свой индивидуальный запрос и задуматься над вопросами нравственности и общего блага местного сообщества, России и всех людей. На данном этапе необходимо подвести итоги деятельности и оценить работу участников проекта.

Рефлексия – осознание того, что было сделано, достигнута ли поставленная цель, что нового узнали, каким навыкам научились, как это может пригодиться в дальнейшей учебной деятельности и жизни.

Оценка проекта складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки класса, самооценки рабочей группы, оценки преподавателя и оценки приглашённого специалиста той или иной профессии правоохранительных органов.

Лучшие проекты учащиеся представляют на общешкольную научную конференцию, куда приглашаются учащиеся и преподаватели других школ города.

Возможности и условия применения опыта:

  1. использование опыта педагогами, начинающими изучать и применять метод учебного проекта;

  2. использование продукта данного проекта учителями обществознания при изучении блока правовых вопросов и при подготовке учащихся к ЕГЭ;

  3. использовать продукт данного проекта в качестве информации при проведении классных часов, связанных с профориентацией учащихся.


Перспектива развития:

- вовлечение учащихся в дальнейшую разработку социальных проектов.

Ширяева Н.В. (преподаватель обществознания и права, зав. кафедрой социально-экономических дисциплин)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции iconОбщественно-активные школы в контексте современных тенденций. Проектно-исследовательская...

Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции iconОтчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах
Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является проектно-исследовательская...
Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции iconДоклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность...
Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время
Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции icon«Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования...
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным...
Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации фгос
Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции iconМоу «Карайская средняя общеобразовательная школа»
Ноября 2012 года проводился межрегиональный семинар «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в процессе реализации фгос...
Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции iconДоклад заместителя министра образования и науки
О воспитании толерантности как основы формирования гражданской позиции молодежи в противодействии идеологии терроризма, экстремизма,...
Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции iconПроектно-исследовательская деятельность
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции iconОрганизация исследовательской и проектной деятельности как способ...
Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным...
Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции iconКол-во баллов
«Внеурочная деятельность по предмету биология как способ формирования исследовательских компетенции учащихся»
Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции iconКонкурс публикаций «Детский сад: день за днём»
Муниципальной педагогической площадки инновационного комплекса «Проектно-исследовательская деятельность»
Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции iconКонкурс публикаций «Детский сад: день за днём»
Муниципальной педагогической площадки инновационного комплекса «Проектно-исследовательская деятельность»
Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции iconКонкурс публикаций «Детский сад: день за днём»
Муниципальной педагогической площадки инновационного комплекса «Проектно-исследовательская деятельность»
Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Далее – Конкурс проводится с целью развития интереса к избирательному праву и избирательному процессу, формирования у будущих избирателей...
Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С условие формирования образовательной среды Лицея и становления гражданина XXI века. Тема отвечает содержанию Программы развития...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск