Рабочая программа элективного курса «Проектно исследовательская деятельность в изучении курса физики»





Скачать 301.18 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса «Проектно исследовательская деятельность в изучении курса физики»
страница1/3
Дата публикации19.04.2015
Размер301.18 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа
  1   2   3
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №966 города Москвы



«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ №966
___________Мурачева Н.О.
«____»________2014 год

«Согласовано»
Зам. директора по УВР
___________Медведева С.А.
«____»_______2014 год

Рассмотрено на заседании методического объединения

естественных наук

Протокол № 1 от 28.08.2014г.

Руководитель МО
Никулина Е.В.





Рабочая программа

элективного курса

«Проектно – исследовательская деятельность в изучении курса физики»

7 класс

34 часа в год

(1 час в неделю)

на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа

элективного курса составлена

учителем физики

Никулиной Е.В.

г.Москва - 2014

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Проектно - исследовательская деятельность в изучении курса физики» предназначена для учащихся 7 классов, рассчитана на 34 часа. В курсе используется технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, позволяющие продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, сделать их более практико-ориентированными. Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования. Содержание курса направлено на формирование интереса к научному и учебному исследованию, выявление структуры научного исследования, выполнение отдельных исследовательских действий (выдвижение гипотез по решению проблем, постановка цели исследования, планирование исследования, описание явлений на языке физики), формирование умений фиксации и оценки результата исследования. При знакомстве с современными научными исследованиями школьники выявляют все этапы, характерные для научного исследования. Это – обнаружение проблемы и постановка проблемы; поиск путей решения проблемы; получение результата; оценка результата и способа его достижения. Элективный курс позволяет также применить на практике те умения, которые у учащихся уже сформированы: совместная работа в группе по обсуждению проблем; самостоятельное планирование презентации результатов пробной исследовательской деятельности; разработка способов оценки деятельности, рефлексия. Результаты обучения школьников исследовательским умениям, оценка отношения к исследованию определяются по анкетам и отчетам по работе. Актуальность данного курса заключается в следующем: формирование исследовательских умений поддерживает фундаментальность образования, а формирование проектных умений позволяет быть образованию современным, адаптировать школьников к быстро меняющимся изменениям в окружающем мире. Такой опыт обеспечит их дальнейшее профессиональное участие в научной или технической деятельности, связанной с физикой.

Основные формы занятий: лекции, семинары, практическая, проектная и исследовательская деятельность.

Цель курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Задачи курса:

  • сформировать у учащихся начальные навыки исследовательской и проектной работы;

  • выявить способных учащихся и вовлечь их в исследовательскую и проектную деятельность;

  • развивать познавательную активность и самостоятельность;

  • развить интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности

учащихся.

Ожидаемые результаты

По окончании курса учащиеся должны знать:

  • что такое проект и исследование, чем они отличаются;

  • основы методологии исследовательской и проектной деятельности;

  • приемы и методы исследовательской работы;

  • основные понятия исследовательской работы;

  • технологическую цепочку проекта и исследовательской работы;

  • формы защиты проекта и исследовательской работы.

Учащиеся должны уметь

  • формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать её

актуальность;

  • составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;

  • выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;

  • определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;

  • работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками

грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;

  • выбирать и применять на практике методы исследовательской

деятельности, адекватные задачам исследования;

  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты работы;

  • описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;

  • проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;

  • проводить измерения с помощью различных приборов;

  • выполнять инструкции по технике безопасности;

  • оформлять результаты исследования.

При организации проектно-исследовательской деятельности, у учащихся формируются такие компетенции как:

коммуникативная – ученик стремится быть понятым; социальная – ученику нравится работать в группе, занимая определенное положение в ней; предметная – проявление интереса и способностей в физике; исследовательская – уметь наблюдать, измерять, проводить эксперимент, строить эмпирические зависимости, индуктивные рассуждения и модели; информационная – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

автономизационная – быть способным к саморазвитию, способность к самоопределению, самообразованию.
Содержание обучения

Введение (2 часа)

Мотивация деятельности учащихся (викторина). Интересные исторические факты о научных открытиях. Особенности учебно-исследовательской работы по физике. Что такое интеллект? Как его развивать? Решение задач на смекалку, развитие внимания, логического мышления.

Методы научного исследования (5 часа).

Наблюдение и эксперимент как эмпирические методы исследования. Проведение наблюдений и экспериментов с использованием памяток. Гипотеза и ее роль в создании физической теории. Примеры заданий на выдвижение гипотез. Понятие модели. Моделирование как метод исследования физических явлений. Построение модели исследуемого физического явления.

Основы исследовательской деятельности (6 часов).

Какая задача может быть исследовательской? Разбор тем для исследований. Выбор темы исследования. Методы поиска литературы. Виды библиотечных каталогов. Составление библиографии. Оформление библиографических ссылок. Основные правила конспектирования. Оформление библиографических ссылок. Структура тезисов и доклада по физике. Поиск и обработка информации по теме исследования (занятие в библиотеке). Алгоритм научно-исследовательской работы. Описание процесса исследования. Практическая работа. Составление алгоритма самостоятельного исследования.

Разработка экспериментальной части исследования (14 часов).

Разработка плана исследования. Формулировка рабочих гипотез.

Измерение как метод исследования. Способы фиксации результатов измерений. Подготовка таблиц. Правила построения графиков. Отбор оборудования и материалов для проведения эксперимента. Проведение эксперимента по теме исследования. Обработка и интерпретация экспериментальных данных.

Погрешности измерений (2 часа).

Понятие о погрешности измерений. Относительная и абсолютная погрешности. Способы расчета погрешностей. Расчет погрешностей в исследовательской работе. Сопоставление результатов эксперимента с теорией. Анализ полученных результатов. Формулирование основных выводов.

Подготовка к научно-практической конференции (4 часа).

Требования к оформлению исследовательской работы. Оформление исследовательской работы. Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы. Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объём, шрифт, интервал, поля, нумерация, строки, заголовки, сноски и примечания, приложения. Оформление тезисов и доклада по теме исследования. Подготовка к публичной защите исследовательской работы. Представление результатов научно-исследовательской работы. Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и дискуссии.
Литература для учащихся

  1. Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение,1984.

  2. Буров В.А., Кабанов С. Ф., Свиридов В. И. Фронтальные экспериментальные задания по физике. –М. Просвещение, 1981.

3. Гальперштейн Л.Я. Здравствуй, физика, - М.: Детская литература,1973.

4. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. - М.: Просвещение,1988.

5. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. 6-7 классы. - М.:

Просвещение,1986.

6. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов

общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

7. Перельман Я.И. Занимательная физика: В 2-х т. - М.: Просвещение,1972.

8. Пёрышкин А.В. физика. 7 Кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. –

4-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2010.
Литература для учителя

  1. Буров и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах. - М.: Просвещение,1981.

  2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». – Самара, 2003.

  3. Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике / О.Ф. Кабардин. - М.: Просвещение,1988.

  4. Пиявский, С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся // Дополнительное образование. - 2001. - № 1. - С. 10–20.

  5. Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского поведения школьников [Текст] / А. И. Савенков. – М.: Сентябрь, 2003. 204 с.

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

  7. Худин А.Н., Белова С.Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // Завуч. Управление современной школой, 2006. № 4. С. 116–124.

  8. Фирсова, М. М. Исследовательская деятельность в гимназии [Текст] / М. М. Фирсова // Педагогика. - 2003. - № 8 – С. 26 – 31.



Методические рекомендации
Контроль и оценка результатов освоения курса

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА результатов освоения курса осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных проектов, исследований.


Виды деятельности, которые оцениваются

Критерии

Выполнять исследования с использованием физических приборов

Умение сформулировать цель исследования, его гипотезу, умение спланировать эксперимент, оценить полученные результаты, сделать выводы

Проводить фронтальный эксперимент

Умение сформулировать цель эксперимента, спланировать его, оценить полученные результаты, сделать выводы

Выполнять исследования с использованием компьютерных программ

Умение сформулировать цель исследования, его гипотезу, умение спланировать эксперимент, оценить полученные результаты, сделать выводы

Демонстрировать опыты

Умение сформулировать цель демонстрации, умение подобрать приборы, выделить демонстрируемое явление, объяснить результат

Осуществлять поиск и отбор информации

Привлечение различных источников информации, соответствие отобранной информации теме доклада или сообщения

Конспектировать и реферировать информацию

Умение выделить основное в отобранной информации и изложить в письменной форме

Готовить сообщения и доклады в письменном виде

Умение структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, подбирать и представлять иллюстративный материал

Выступать с сообщениями и докладами

Умение структурировать информацию, представлять ее в логической последо- вательности, четко и кратко излагать мысли, иллюстрировать рисунками, схемами и пр., делать компьютерную презентацию

Участвовать в дискуссии

Умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Вести портфолио

Умение структурировать информацию, составлять, подбирать и решать задачи, использовать справочный и табличный материал, осуществлять анализ своей учебной деятельности


Правила оформления исследовательских работ

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. К элементам исследовательской деятельности относятся:

1. Теоретические методы исследования

2. Экспериментальные методы исследования.

3. Обобщение данных и предложенные выводы.

Научно-исследовательская деятельность - это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно–исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитее у них исследовательского типа мышления.

1.Объектная область, объект и предмет.

Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Её составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине (например в области экономики, филологии, естественных наук).

Объект исследования - это определённый процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию (можно предложить проблему, которая не охвачена школьной программой, но дополняет и уточняет изученный в школе материал).

Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность (более конкретная узкая область исследований).

Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов связей, отношений в конкретной области объекта). Предмет исследования определяет тему работы.

2.Тема, проблема и актуальность исследования.

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определённом аспекте, характерном для данной работы.

Основные критерии выбора темы:

* желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный момент, но и на перспективу;

* очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения «мастер - ученик»;

* тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование работы.

3.Определение гипотезы.

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

* быть проверяемой;

* содержать предположение;

* быть логически непротиворечивой;

* соответствовать фактам.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так как...»; «при условии что...», т. е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

4.Цель и задачи исследования.

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций. Формулировку цели исследования также можно представить различными способами, традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них.

Можно поставить целью:

* выявить...;

* установить...;

* обосновать...;

* уточнить...;

* разработать....

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

5.Проведение научного исследования

Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап), аналитический, рефлексивный этап. На заключительном этапе целесообразно продумать способ представления результатов своего исследования на школьную, районную конференции, отработать формы представления в виде напечатанной работы, тезисов,электронной презентации, осмыслить возможные рекомендации по практическому применению результатов, т. е. спланировать внедренческий этап исследования.

6.Оформление научно-исследовательской работы

Принято считать, что оформление - незначительный, чисто формальный этап создания печатной статьи научного исследования. На самом деле это не так. Оформление результатов исследования - один из самых трудоемких этапов работы.

Существует несколько основных форм представления результатов научной работы:

* текст научного сочинения;

* статья, тезисы;

* доклад, сообщение;

* отчет;

* электронная презентация.

Приведем основные требования к их оформлению:

* по содержанию:

* обоснование актуальности темы;

* главный тезис;

* аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис;

* основные выводы;

Статья представляет собой самостоятельный научный текст, где исследователь излагает собственные мысли по проблеме.

Структура статьи схожа со структурой текста научного сочинения, но представляет его как бы в миниатюре. В начале статьи выдвигается ее главный тезис, который затем подвергается аргументированному доказательству в основной части.

В заключении статьи помещаются выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное.

Обе эти формы - и статья, и тезисы - создаются на основе текста собственного научного сочинения, где подробно рассматривается весь ход исследования, и описываются его результаты.

Начинается оформление итогов научной работы с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформированы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т. п.).

Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.

Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе.

Затем следует составление библиографического списка.

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам. Они предполагают указание автора работы, название темы работы, фамилии, имени, отчества и сложности, научной степени и звания научного руководителя (образец титульного листа смотри).

Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.

Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование.

Введение должно включать в себя: формулировку темы; актуальность исследования; проблему исследования; объект, предмет; цель, задачи; гипотезы; методы исследования; структуру исследования; его практическую значимость; краткий анализ литературы.

Объём введения небольшой обычно 2-3 страницы.

Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у остальных частей, объемом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы).

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа элективного курса «Проектно исследовательская деятельность в изучении курса физики» iconПрограмма элективного курса
Элективный курс «Физика в будущей профессии» позволяет расширить и систематизировать знания студентов I первого курса об автомобиле....
Рабочая программа элективного курса «Проектно исследовательская деятельность в изучении курса физики» iconРабочая программа составлена на основе программы элективного курса...
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Краеведческий подход при изучении курса «Биология. 6 класс. Живой...
Рабочая программа элективного курса «Проектно исследовательская деятельность в изучении курса физики» iconОтчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах
Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является проектно-исследовательская...
Рабочая программа элективного курса «Проектно исследовательская деятельность в изучении курса физики» iconДоклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность...
Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время
Рабочая программа элективного курса «Проектно исследовательская деятельность в изучении курса физики» iconПрограмма элективного курса «Избранные вопросы физики» (2ч в неделю, всего 68часов)
...
Рабочая программа элективного курса «Проектно исследовательская деятельность в изучении курса физики» iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Рабочая программа элективного курса «Проектно исследовательская деятельность в изучении курса физики» iconРабочая программа учебного курса «физика»
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Рабочая программа элективного курса «Проектно исследовательская деятельность в изучении курса физики» iconРабочая программа элективного курса физики в 11классе «Плазма четвертое состояние вещества»
Изучение элективного курса Плазма – четвертое состояние вещества направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа элективного курса «Проектно исследовательская деятельность в изучении курса физики» iconПрограмма элективного курса «Твердые тела» 10 класс
Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования с...
Рабочая программа элективного курса «Проектно исследовательская деятельность в изучении курса физики» iconПрограмма элективного курса по физике Программу составила
Цель курса – предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в...
Рабочая программа элективного курса «Проектно исследовательская деятельность в изучении курса физики» iconРабочая программа элективного курса по биологии «экология человека»
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...
Рабочая программа элективного курса «Проектно исследовательская деятельность в изучении курса физики» iconПрограмма представляет содержание курса «биология»
Изучение элективного курса базируется на знаниях полученных учащимися при изучении биологии в школе преподавание курса предусматривает...
Рабочая программа элективного курса «Проектно исследовательская деятельность в изучении курса физики» iconРабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop»
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6
Рабочая программа элективного курса «Проектно исследовательская деятельность в изучении курса физики» iconРабочая учебная программа элективного курса
«060103 Педиатрия» имеет право выполнять лечебно-профилактическую деятельность. Он имеет право занимать врачебные должности, не...
Рабочая программа элективного курса «Проектно исследовательская деятельность в изучении курса физики» iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Рабочая программа элективного курса «Проектно исследовательская деятельность в изучении курса физики» iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск