Программа
элективного курса
по физике
Программу составила
учитель первой категории Мальковская Н.Г.
Пояснительная записка
Программа курса по выбору рассчитана на 17 часов для учащихся 9 классов.
Цель курса – предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в быту, физики человека в процессе познавательной и творческой деятельности на основе имеющихся базовых знаний и умений.
Основной задачей курса является помощь ученику в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения.
Программа включает новые для учащихся знания не содержащиеся в базовых программах, вызывающие познавательный интерес учащихся.
Познавательный интерес только тогда имеет прочную основу для своего развития, когда прослеживается связь между содержанием учебного материала и его назначения в жизни.
Выполнение практических, творческих работ, решение качественных задач позволит учащимся применять приобретенные знания в нестандартной обстановке для объяснения известных им явлений.
Главным содержанием курса является рассмотрение связи изучаемого материала с назначением его в жизни, практической деятельности.
Вопросы курса имеют интегративный, межпредметный характер, дают возможность показать учащимся универсальный характер естественнонаучной деятельности, видеть общее в разных областях знания, осваивать новые сферы деятельности.
Основные формы проведения занятий: лекции, практические работы, защита творческих работ и проектов, решение качественных задач.
Итоговый контроль осуществляется в виде научно-практической конференции или защиты творческих работ, защиты сообщений с презентациями, физическими опытами, театрализованными представлениями и др. Программа курса состоит из 7 разделов:
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание программы.
Темы проектов, рефератов и сообщений.
Качественные задачи.
Описание практических работ.
Литература.
Учебно-тематический план.
№
п/п
|
Тема
| Всего
часов
| В том числе
| Форма контроля
| лекции
| практика
| 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
| Измерения в повседневной жизни. Свет и цвет в твоём доме.
Мир звука.
Радиоволны. Средства связи.
Физика на кухне.
Физика на садовом участке. Итоговое занятие.
| 4
3
2
2
2
2
2
| 1
2
1
2
2
2
| 3
1
1
2
| Практические работы
Практические работы
Практическая работа Доклады, сообщения
Качественные задачи
Защита проектов
|
| Всего:
| 17
| 10
| 7
|
|
Содержание программы 1.Измерения в повседневной жизни. Измерительные приборы применяемые в быту. Единицы и эталоны величин. Абсолютные и относительные погрешности прямых измерений. Измерение времени. Методы измерения тепловых величин. Методы измерения электрических величин. Влажность воздуха и способы её измерения. Что такое артериальное давление. Измерение артериального давления. Практические работы.
Изготовление измерительных приборов: клепсидра, солнечные часы, психрометр, волосной гигрометр и др.
Измерение влажности воздуха.
Измерение ЧСС и артериального давления.
2. Свет и цвет в твоем доме. Бытовые источники света. Законы распространения света. Зрение человека. Зрительные иллюзии. Как правильно рассматривать фотографии, картины. Свет и цвет. Сложение цветов. Взаимодействие света и вещества. Демонстрации:
Получение сплошного спектра на экране.
Сложение спектральных цветов.
Фотолюминесценция.
Наблюдение репродукции картины в лучах лампы дневного света и лампы накаливания.
Практические работы:
Определение горизонтального и вертикального полей зрения глаз.
Слепое пятно нашего глаза.
Определение разрешающей способности глаза.
3. Мир звука. Распространение звука в различных средах. Особенности звуковосприятия человека. Влияние шумов на организм человека. Борьба с шумами. Аудиоаппаратура в твоем доме. Практическая работа:
Оценка чувствительности звуковосприятия в области частот за пределами речевого спектра.
Радиоволны и средства радиосвязи.
Представление о принципе беспроводной передачи информации с помощью электромагнитных волн. Знакомство с устройством радиопередатчика и радиоприемника. Основы телевидения. Сотовая связь. Вред сотовых телефонов – реальность. Демонстрации:
Передача и прием радиоволн.
Физика на кухне.
Кухонные установки, основанные на учете явления теплопроводности. Кухонные установки, основанные на кипении при различных давлениях.
Электрические кухонные установки.
Кухонные установки с моторами.
Кухонные принадлежности, в основе принципа действия которых лежит зависимость силы давления от величины площади опоры.
Кухонные установки, основанные на совместном применении рычага, ворота, и винта. Демонстрации:
Демонстрация различной теплопроводности материалов.
Демонстрация закипания воды при пониженной температуре.
Демонстрация зависимости силы давления от площади опоры.
Демонстрация получения выигрыша в силе или расстоянии с помощью простых механизмов.
Физика на садовом участке.
Сезонные работы на садовом участке и физические явления. Капиллярные явления. Фотосинтез.
Разбор качественных задач, готовящих к работе на садовом участке.
Темы проектов и презентаций Зрение.
Физика и музыка.
Физика и живопись.
Физика в профессии повара.
Полезные советы («Хозяйке на заметку»)
Интерьер жилого помещения.
Что, где и как измеряют.
Самостоятельные исследования
Телевизор и дезодорант.
Параллельно экрану работающего телевизора на расстоянии 0,2м распылите на короткое время дезодорант. Пронаблюдайте за движением потока частиц распыленной жидкости. Объясните результат наблюдения.
Сколько соли в столовой ложке.
Определите массу соли в столовой ложке. Оборудование подберите сами.
3.Изготовьте электромагниты и проведите с ними ряд исследований:
а) Поместите в зону действия магнита на разные промежутки времени сухие семена лука, редиса, моркови, а затем проверьте их на всхожесть.
Сравните всхожесть ваших семян и семян, которые не были в магнитном поле (контрольных образцов).
б) проделайте те же опыты с увлажненными семенами.
Темы рефератов и докладов История изобретения радио.
Физические измерения и познание природы.
Модели механизмов слуха.
Плюсы и минусы плеера.
Влияние шумов на организм человека.
Уют и тепло в твоем доме.
Основы телевидения.
Происхождение цветовых оттенков в природе.
Качественные задачи
Из какого материала и как можно сделать самому простейший термос? Как без термоса в жаркую погоду получить холодный компот.
Желая охладить квартиру, хозяин открыл дверку холодильника (при включенном электромоторе). Станет ли холоднее в квартире, если холодильник поработает некоторое время?
В домашней кофемолке работает электродвигатель небольшой мощности. Готовя кофе для гостей, сможете ли вы определить направление вращения ротора двигателя?
Стекло поглощает звук меньше, чем воздух. Почему же уличный шум лучше слышен при открытых окнах?
Какую из полимерных пленок – полиэтиленовую или полиэтилхлоридную – целесообразнее использовать для парников, если известно, что первая пропускает 80% инфракрасных лучей, а вторая – 20%?
С какой целью нужно белить стволы деревьев ранней весной? (Опрос учащихся показал: 56% считают, что это делается для красоты.)
Почему не рекомендуется поливать растения в жаркое время дня?
Для чего весной после посева почву желательно уплотнить?
Долгое время не было дождя. Чтобы улучшить питание растений в саду, один садовод «прикатал» грядки маленьким катком, а другой – разрыхлил почву. Кто из садоводов поступил правильно?
Какая почва – глинистая или черноземная – имеет большую теплопроводность?
Что такое сухой полив?
Какой грунт быстрее высохнет после дождя: песчаный или глинистый?
Какая земля нагревается в солнечную погоду быстрее: вскопанная или не вскопанная? Сухая или влажная? Что теплее: взрыхленная почва или нет?
Почему камни поднимаются из глубины почвы к поверхности, хотя их плотность выше, чем плотность почвы?
Почему вы ощущаете болезненную резь в глазах, резко закрыв их после того, как долго работали на солнце?
Струя воды льется из лейки сначала сплошным потоком, а затем становится всё тоньше и разделяется на отдельные капельки. Почему?
Почему искусственный шум (например, от работающего трактора) неприятен, а природные звуки (шум дождя, шелест листьев, потрескивание огня) действуют благотворно?
Зачем тянуть за ботву морковь (и другие корнеплоды0 надо медленно?
Почему срезать цветы лучше не ножницами, а острым ножом?
Как дольше сохранить свежей срезанную в огороде зелень?
Практические работы
Определение горизонтального и вертикального полей зрения глаз. Приборы и материалы:
Линейка, миллиметровая бумага, река, калькулятор. Поле зрения глаза – максимальный угол видения.
Поле зрения неподвижного глаза около 60 по горизонтали и около 30 по вертикали.
Для определения поля зрения на линейке длиной а=50см нанесите три метки – одну в центре и две в крайних точках. Приближая линейку к глазу, измерьте минимальное расстояние в, когда глаз видит обе крайние метки.
Рассчитайте угол по формуле:
tg =a/2b; = 2.
Ход работы
Установите перед правым глазом линейку в горизонтальном положении и, приближая её, наблюдайте центральную и крайние метки. Определите минимальное расстояние в, на котором ещё видны обе метки. Повторите опыт 2-3 раза и рассчитайте среднее значение.
Повторите опыт для левого глаза.
Рассчитайте поле зрения каждого глаза.
результаты занесите в таблицу, сделайте вывод о горизонтальном поле зрения
Глаз
| а,см
| в,см
|
| α
| Левый
|
|
|
|
| Правый
|
|
|
|
|
5 – 8. Аналогично п.1-4 определите вертикальное поле зрения установив линейку вертикально.
☺ Определение разрешающей способности глаза. Оборудование: игла, миллиметровая бумага, белая бумага, рулетка, штангенциркуль. Разрешающая способность глаза как оптической системы зависит от диаметра зрачка. Если перед глазом расположен непрозрачный экран с отверстием ,диаметр которого меньше диаметра зрачка ,то разрешающая способность глаза уменьшается вследствие дифракции света на отверстии.
Для проведения исследования необходимо подготовить объект наблюдения -непрозрачный экран в виде полосы миллиметровой бумаги ,в которой следует проколоть иглой ряд отверстий диаметром 0,3;0,5;1;1,5;2 мм, и лист бумаги с двумя черными точками ,расположенными на расстоянии 1 мм одна от другой .Выполнять работу удобнее
вдвоем. Один наблюдает через отверстие в экране черные точки ,а второй измеряет максимальное расстояние от глаза наблюдателя до этого листа ,при котором через данное отверстие две точки еще видны раздельно. Ход работы: 1.Установить перед правым глазом экран из миллиметровой бумаги и наблюдайте через отверстие диаметром 0,3 мм в экране две точки на листе бумаги, находящиеся на расстоянии L=1 мм. Определите максимальное расстояние R, на котором две точки еще не слились в одну ,а видны раздельно.
2.Такие же наблюдения выполните с отверстиями диаметром 0.5;1;1,5;2 мм.
3.Вычислите минимальное угловое расстояние между точками (разрешающую способность) при наблюдении через отверстия диаметром 0,3;0,5;1;1,5;2 мм по формуле =1/R (рад). =(L/2R) 360=3438 L/R угл. мин
4.Результаты занесите в таблицу . Сделайте вывод о разрешающей способности глаза.
-
Диаметр отверстия,мм
| Расстояние между точками ,мм
| Расстояние до точек,мм
| Разрешающая способность ,угл.мин
| 0,3
|
|
|
| 0,5
|
|
|
| 1
|
|
|
| 1,5
|
|
|
| 2
|
|
|
|
(Группа может выполнить работу с одним диаметром и заносить свой результат в таблицу)
Слепое пятно нашего глаза
Расположите на расстоянии 20см от вашего правого глаза (закрыв левый) рисунок.
Смотря на крестик слева, медленно приближайте рисунок к глазу, - непременно наступит момент, когда большое черное пятно исчезнет, а обе окружности справа и слева от него будут отчетливо видны.
Вы его не видите, хотя оно остается в пределах видимого участка.
«Слепое пятно» - это место сетчатой оболочки, где зрительный нерв соединяется с глазным яблоком и еще не разветвляется на чувствительные к свету элементы.
Измерение ЧСС и артериального давления
Оборудование: секундомер, тонометр, фонендоскоп, ростомер, медицинские весы, калькулятор.
Определите пульс (ЧСС).
Сравните с нормативными параметрами
-
ЧСС
|
| 32-48
| Выраженная брахикардия
| 49-59
| Умеренная брахикардия
| 60-84
| Норма
| 85-95
| Тахикардия
| 96-118
| Выраженная тахикрдия
| 119-134
| Значительно выраженная тахикардия
|
Измерьте артериальное давление и сравните с нормативными параметрами
-
Возраст
| Значение давления
| До 15 лет
| САД=2 х возраст + 80
ДАД=1.6 х возраст + 42
| С 16 до 20 лет
| САД=1.7 х возраст + 83
ДАД=1.6 х возраст + 42
| От 20 до 80 лет
| САД=0.4 х возраст + 109
ДАД=0.3 х возраст + 67
|
Определите степень адаптации системы кровообращения
КЗ – коэффициент здоровья
КЗ=0,011 х ЧСС + 0,014 х САД + 0,008 х ДАД + 0,014 х возраст(лет) + 0,009 х масса тела(кг) + 0,004 х пол (мужчина-1,женщина-2) – 0,009 х рост (см) – 0,273
Сравните результат и сделайте вывод.
5 – плохая адаптация
4 – кратковременная адаптация
3 – неполная адаптация
2 – удовлетворительная адаптация
1 – оптимальная адаптация
Измерение влажности воздуха
Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра и гигрометра.
Оборудование: психрометр бытовой, гигрометр волосной. Существует несколько методов измерения относительной влажности воздуха. В данной работе её измеряют с помощью психрометра и волосного гигрометра.
Психрометром – по разности температур термометров, резервуар у одного из них окружен полоской ткани, опущенной в воду, а у другого остается сухим и специальной таблице.
Волосным гигрометром непосредственно измеряют относительную влажность воздуха в процентах.
Проверку и установку волосного гигрометра производят на основании определения относительной влажности воздуха с помощью психрометра. Порядок выполнения работы.
Ознакомьтесь с устройством психрометра.
Определите показания его термометров и вычислите разность температур.
По психрометрической таблице определите относительную влажность воздуха.
Ознакомьтесь с устройством и принципом действия волосного гигрометра. Сравните его показания с результатами предыдущих опытов.
Подышите на волос гигрометра и понаблюдайте за поведением стрелки.
Литература для учителя:
Бражников В.К.Оптические иллюзии и физика хх века.// «Физика»(Первое сентября).-№41-2004
Ланина И.Я. 100 игр по физике. –М.: Просвещение, 1995
Книга для учителя.
Ланина И.Я. Не уроком единым. Развитие интереса к физике.-
М.: Просвещение, 1991
Малафеев Р.И. Творческие задания по физике. Пособие для учителей.- М.:Просвещение,1971
Полат Е.С. Метод проектов в современной школе./Сб «Методология учебного проекта»-М.:МИП-КРО, 2001
Литература для учащихся:
Завельский Ф.С. Время и его измерение.-М.:Наука,1972
Китайгородский А.И. Физика для всех. -М.: Наука,1979
Лабутин В.К., Мачалов А.П. Модели механизмов слуха-М.:Энергия,1973
Майоров А.Н. Физика для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. -Ярославль.: Академия развития, Академия и К,1999
Родионова Е.А. Анализ звуковых сигналов в слуховой системе.-М.: Наука, 1987
Человек. Энциклопедия для детей. Т.18-М.: Аванта + , 2001
|