Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач по физике»





НазваниеРабочая программа элективного курса «Методы решения задач по физике»
страница1/19
Дата публикации21.02.2015
Размер1.27 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кочетовская средняя общеобразовательная школа имени В.А.Закруткина»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО зам директора по УВР Директор МБОУ «Кочетовская СОШ

учителей естественно- _____________ /Мадудина Т.Н./ им. В.А.Закруткина»

математического цикла «____» _____________201__г. ___________/Шакирова Т.Г./

протокол № ____ приказ № ___________

от «____» _____________201__г. от «____» _____________201__г.

Руководитель МО

_____________ /Кириллова В.Ф./

Рабочая программа элективного курса

«Методы решения задач по физике»

для 10-11 классов.

Составитель: учитель физики и информатики

МБОУ «Кочетовская СОШ

им. В.А.Закруткина»

Семикаракорского района

Ростовской области

Раздорова Е.В.

2012 – 2013 уч.год

Пояснительная записка.

  Программа элективного курса согласована с содержанием рабочей программы среднего общеобразовательного курса физики, разработанной на основе авторской программы С.А.Тихомировой, Б.М.Яворского, и примерной программы среднего (полного) образования по физике базовый уровень Х – ХI классы, разработанной в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются творческие способности.

Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой учебной программы, целью которой являются: совершенствование познавательных коммуникативных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний по физике.

Программа рассчитана на 68 часов (34 ч в 10 классе и 34 ч в 11 классе), по 1 часу в неделю.

Занятия проводятся в кабинете физики, а практические работы с использованием компьютерных технологий и некоторые тесты в кабинете информатики.

Программа не создаёт учебных перегрузок для школьников, так как домашние задания отсутствуют или имеют рекомендательный или индивидуальный характер.

Итоговая проверка заключается в выполнении учащимися контрольных работ, включающих тестовые задания, качественные, расчётные и графические задачи различной степени сложности.
Задачи курса:


  1. Развитие мышления учащихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания.

  2. Овладение знаниями о фактах, понятиях, законах, о широких возможностях применения знаний в технике.

  3. Развитие интереса к физике, решению физических задач.

  4. Формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

  5. Подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.


Содержание обучения в рамках элективного курса включает в себя:


  • Знакомство с минимальными сведениями о понятии «задача».

  • Осознание значения задач в жизни, науке, технике, быту.

  • Знакомство с основными приемами составления задач.

  • Умение классифицировать задачу по 3-4 основаниям.

  • Решение практических задач: уметь искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различную творческую работу.

  • Владение навыками контроля и оценки своей деятельности.


Требования к уровню подготовки учащихся определены в соответствии с положениями Федерального комитета государственного общего образования и исходя из целей и задач данного курса «Методы решения задач».
Учащиеся должны уметь:


  • Классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности.

  • Выйти на теоретический уровень решения задач, осознавать выполняемые действия при решении задачи.

  • Производить самоконтроль, самооценку полученных результатов.

  • Моделировать физические явления.

  • Использовать задачи, связанные с профессиональными интересами, межпредметного содержания.


Обучение необходимо осуществлять через:


  • Рассказ и беседы учителя, подробное объяснение примеров решения задач.

  • Индивидуальной и коллективной работы по составлению текстов.

  • Конкурсы на составление лучшей, оригинальной задачи.

  • Знакомство с различными задачниками.

  • Интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры).

  • Личностно – деятельный и субъективный подход.

  • Поисковую и исследовательскую деятельность.


При организации обучения возможно использование различных видов учебных занятий:


  • Лекции, семинары, творческие отчеты, конкурсы, работа в компьютерном классе с обучающими программами.

  • Выпуск стенных газет, соответствующих профилю обучения.

  • Изготовление простейших приборов, механизмов для постановки и решения проблемных ситуаций.

  • Выпуск сборников лучших задач по отдельным темам.


Обратная связь осуществляется через способы:


  • работа с дополнительной литературой

  • лабораторные работы

  • уроки экспериментальных задач и творческого характера

  • семинары по решению задач

  • конференции

  • тестирование

  • доклады и рефераты.


Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

Список литературы (основной и дополнительной)

  1. С.А.Тихомировой, Б.М.Яворского. Физика 10– 11, М.: Просвещение, 2009 г.

  2. Тихомирова С.А. Программа и планирование. Физика-10–11. – М.: Мнемозина, 2008.

  3. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2010 г.

  4. ЕГЭ 2011. Физика. Репетитор/ В.А. Грибов, Н.К. Ханнанов. – М.: Эксмо, 2009 г.

  5. ЕГЭ. Физика. Типовые тестовые задания /Н.А. Панов, С.А. Шабунин, Ф.Ф. Тихонин. – М.: Издательство «Экзамен», 2011 г.

  6. Балаш В.А. Задачи по физике и методы решения. – М.: Просвещение, 1982г.

  7. Меледин Г.В. Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями. – М.: Наука, 1985 г.

  8. Пинский А.А. Задачи по физике. – М.: Наука, 1977 г.

  9. Слободецкий И.Ш., Орлов В.А. Всесоюзные олимпиады по физике. – М.: Просвещение, 1982 г.


Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Поурочное планирование по физике С.А.Тихомирова, Б.М. Яворский 2008г

  2. Физический эксперимент в средней школе. Н. М. Шахмаев, В. Ф. Шилов. (Оптика, квантовая физика, ядерная физика)

  3. Физический эксперимент в средней школе. Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов. (Молекулярная физика)

  4. Дидактические материалы. Физика 10 класс. А. Е. Марон. «Дрофа», Москва 2004г

  5. Контрольные работы по физике 10 – 11 классы: Кн. Для учителя/ А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2009 г.

  6. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987 г.

  7. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. – М.: Просвещение, 1984 г.

  8. Физико-математическая олимпиада. – М.: Знание, 1977 г.

  9. Кабардин О.Ф. Факультативный курс физики. – М.: Просвещение, 1973 г

  10. Цифровые образовательные ресурсы:




п/п

Наименование

Издательство

Виртуальная физическая лаборатория

1

Лабораторный практикум по физике 8 кл

Лиен

2

Лабораторные работы по физике 11 кл

Дрофа

Библиотека наглядных пособий

1

1 с: школа. Физика, 7- 11 кл

Дрофа

2

Интерактивный курс физики для 7- 11 кл

Физикон

3

Живая физика

Институт новых технологий

4

Физика 7-11 кл

Кирилл и Мефодий

5

Интерактивная энциклопедия «от плуга до лазера 2.0»

Компания «новый диск»

6

Открытая физика 1.1

Физикон

7

«Астрономия» 9-11 кл

Физикон

8

Презентации уроков по физике

(собственные)

9

Коллекция кроссвордов в среде Excel

(собственные)

10

Коллекция тестов в среде Mi Test

(собственные)


Методические рекомендации.

В программе излагается материал, который строится по принципу дополнения к двухчасовой программе, углубляя и расширяя его.

На занятиях при выполнении самостоятельной работы и объяснении тем можно использовать компьютерные технологии.

На уроках решения задач учителю необходимо подбирать задачи разного уровня соответственно возможностям учащихся и чтобы заинтересовать учащихся физикой на уроках проводить демонстрационные опыты, предложить экспериментальные задачи, а также задачи творческого характера.



Содержание программы

10 класс (34ч)
Тема I: Теория решения задач (3 ч).

  1. Что такое физическая задача. Состав задачи. Классификация задач по требованию, содержанию, способу задания, решения.

  2. Практическое занятие. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.

Тема II: Кинематика (6 ч).

  1. Работа с текстом задачи. Этапы решения физических задач. Анализ физических явлений. Формирование идеи решения (план решения). Анализ решения и его значение. Оформление решения.

  2. Типичные недостатки при решении и оформлении физических задач. Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналоги, геометрические приемы, метод размерности, графический и аналитический способы решения.

  3. Практические занятия. Защита проекта на составление физических задач различного типа.

Тема III: Механика. Динамика и статика (9ч).

  1. Координатный метод решения задач по механике.

  2. Подбор, составление и решение сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, с бытовым, техническим, краеведческим содержанием.

Тема IV: Законы сохранения (4ч).

  1. Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.

  2. Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты и явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике городских, краевых, российских олимпиад.

  3. Решение конструкторских задач и задач на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель пушки с противооткатным устройством и т.д.

Тема V: Основы молекулярно-кинетической теории (4 ч).

  1. Решение качественных задач на основные положения и основные уравнение МКТ. Использование уравнения Менделеева - Клапейрона.

  2. Решение задач на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности.

  3. Конкурс на составление графических и экспериментальных задач бытового содержания.

Тема VI: Основы термодинамики (3ч).

  1. Решение задач на первый и второй законы термодинамики, на тепловые двигатели.

  2. Экскурсия в АГУ на кафедру физики с целью сбора данных для составления задач.

  3. Решение конструкторских задач и задач на проекты: модель газового термометра, модель предохранительного клапана, проекты практического определения радиуса тонких капилляров.

Тема VII: Электростатика (5ч)

Учебно-тематический план



Наименование разделов и тем.

Количество часов

всего

Теоретические занятия

Лабораторные, практические занятия

Контрольные занятия

1

Теория решения задач

3

2

1




2

Кинематика.

6

1,5

4,5




3

Динамика.

7

1,5

4,5

1

4

Статика.

2

0,5

1,5




5

Законы сохранения в механике

4

1

3




6

Молекулярно-кинетическая теория

4

1

3




7

Основы термодинамики

3

1

2




8

Электростатика.

5

1

3

1

Всего часов:

68

9,5

22,5

2

Промежуточный и итоговый контроль




Раздел

Вид работы

Примерная дата проведения


Коррекция

даты

проведения

1

Механика.

Контрольная работа

26.12




3

Молекулярно-кинетическая теория. Свойства газов. Основы термодинамики.

Контрольная работа

29.05



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач по физике» iconРабочая программа элективного курса по химии «Решение задач по курсу...
Одним из вариантов решения этой проблемы – включение в учебный план элективного курса «Решение задач по курсу общей и неорганической...
Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач по физике» iconРабочая программа по элективному курсу «Нестандартные методы решения задач по математике»
Данная рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе составлена на основании следующих документов
Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач по физике» iconКалендарно-тематическое планирование по элективному курсу «методы решения физических задач»
Вступительный экзамен по физике в вуз проводится в письменной форме и состоит в решении достаточно большого количества задач различной...
Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач по физике» iconРабочая программа основана на авторской программе элективного курса...
Целью курса является: Содействовать формированию прочных знаний по общей биологии, умений и навыков решения задач для сдачи егэ
Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач по физике» iconРабочая программа элективного учебного предмета «Уравнения и неравенства....
Рабочая программа по элективному учебному предмету составлена на основе авторской программы элективного учебного предмета «Уравнения...
Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач по физике» iconРабочая программа по элективному курсу по физике «методы решения физических задач»
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424
Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач по физике» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по элективному курсу: «Методы решения задач по физике» для 11 класса составлена на основе авторских программ
Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач по физике» iconРабочая программа элективного курса составлена на основе программы...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского...
Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач по физике» iconБ. 3 Методы решения научно-технических задач в строительстве
Магистерская программа «Методы решения научно-технических задач в строительстве» предусматривает следующие виды деятельности: инновационную,...
Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач по физике» iconПрограмма элективного курса по химии
Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих...
Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач по физике» iconПояснительная записка Учащиеся и их родители заинтересованы в получении,...
Предлагаемая программа элективного курса «Текстовые задачи» актуальна в период перехода к новым образовательным стандартам по математике....
Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач по физике» iconУрок № Тема: Введение в комбинаторику. Танграм. Методы решения комбинаторных задач
Цель занятия: Познакомить учащихся со структурой курса. Требования к учащимся. Дать понятие комбинаторных задач. Научить строить...
Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач по физике» iconРабочая программа элективного курса по физике в 11-б классе
Элективный курс предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к физике и астрономии, желающих...
Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач по физике» iconПрограмма элективного курса по математике
Кроме того, практика последних лет говорит о необходимости формирования умений решения задач различных типов ещё и в связи с включением...
Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач по физике» iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач по физике» iconПрограмма элективного курса «Питание и здоровье» (10-11 кл.)
Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека одна из главных задач биологии. Наиболее систематично...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск