Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кочетовская средняя общеобразовательная школа имени В.А.Закруткина» «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО зам директора по УВР Директор МБОУ «Кочетовская СОШ
учителей естественно- _____________ /Мадудина Т.Н./ им. В.А.Закруткина»
математического цикла «____» _____________201__г. ___________/Шакирова Т.Г./
протокол № ____ приказ № ___________
от «____» _____________201__г. от «____» _____________201__г.
Руководитель МО
_____________ /Кириллова В.Ф./
Рабочая программа элективного курса
«Методы решения задач по физике»
для 10-11 классов.
Составитель: учитель физики и информатики
МБОУ «Кочетовская СОШ
им. В.А.Закруткина»
Семикаракорского района
Ростовской области
Раздорова Е.В.
2012 – 2013 уч.год
Пояснительная записка.
Программа элективного курса согласована с содержанием рабочей программы среднего общеобразовательного курса физики, разработанной на основе авторской программы С.А.Тихомировой, Б.М.Яворского, и примерной программы среднего (полного) образования по физике базовый уровень Х – ХI классы, разработанной в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются творческие способности.
Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой учебной программы, целью которой являются: совершенствование познавательных коммуникативных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний по физике.
Программа рассчитана на 68 часов (34 ч в 10 классе и 34 ч в 11 классе), по 1 часу в неделю.
Занятия проводятся в кабинете физики, а практические работы с использованием компьютерных технологий и некоторые тесты в кабинете информатики.
Программа не создаёт учебных перегрузок для школьников, так как домашние задания отсутствуют или имеют рекомендательный или индивидуальный характер.
Итоговая проверка заключается в выполнении учащимися контрольных работ, включающих тестовые задания, качественные, расчётные и графические задачи различной степени сложности. Задачи курса:
Развитие мышления учащихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания.
Овладение знаниями о фактах, понятиях, законах, о широких возможностях применения знаний в технике.
Развитие интереса к физике, решению физических задач.
Формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
Подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Содержание обучения в рамках элективного курса включает в себя:
Знакомство с минимальными сведениями о понятии «задача».
Осознание значения задач в жизни, науке, технике, быту.
Знакомство с основными приемами составления задач.
Умение классифицировать задачу по 3-4 основаниям.
Решение практических задач: уметь искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различную творческую работу.
Владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся определены в соответствии с положениями Федерального комитета государственного общего образования и исходя из целей и задач данного курса «Методы решения задач». Учащиеся должны уметь:
Классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности.
Выйти на теоретический уровень решения задач, осознавать выполняемые действия при решении задачи.
Производить самоконтроль, самооценку полученных результатов.
Моделировать физические явления.
Использовать задачи, связанные с профессиональными интересами, межпредметного содержания.
Обучение необходимо осуществлять через:
Рассказ и беседы учителя, подробное объяснение примеров решения задач.
Индивидуальной и коллективной работы по составлению текстов.
Конкурсы на составление лучшей, оригинальной задачи.
Знакомство с различными задачниками.
Интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры).
Личностно – деятельный и субъективный подход.
Поисковую и исследовательскую деятельность.
При организации обучения возможно использование различных видов учебных занятий:
Лекции, семинары, творческие отчеты, конкурсы, работа в компьютерном классе с обучающими программами.
Выпуск стенных газет, соответствующих профилю обучения.
Изготовление простейших приборов, механизмов для постановки и решения проблемных ситуаций.
Выпуск сборников лучших задач по отдельным темам.
Обратная связь осуществляется через способы:
работа с дополнительной литературой
лабораторные работы
уроки экспериментальных задач и творческого характера
семинары по решению задач
конференции
тестирование
доклады и рефераты.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Список литературы (основной и дополнительной)
С.А.Тихомировой, Б.М.Яворского. Физика 10– 11, М.: Просвещение, 2009 г.
Тихомирова С.А. Программа и планирование. Физика-10–11. – М.: Мнемозина, 2008.
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2010 г.
ЕГЭ 2011. Физика. Репетитор/ В.А. Грибов, Н.К. Ханнанов. – М.: Эксмо, 2009 г.
ЕГЭ. Физика. Типовые тестовые задания /Н.А. Панов, С.А. Шабунин, Ф.Ф. Тихонин. – М.: Издательство «Экзамен», 2011 г.
Балаш В.А. Задачи по физике и методы решения. – М.: Просвещение, 1982г.
Меледин Г.В. Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями. – М.: Наука, 1985 г.
Пинский А.А. Задачи по физике. – М.: Наука, 1977 г.
Слободецкий И.Ш., Орлов В.А. Всесоюзные олимпиады по физике. – М.: Просвещение, 1982 г.
Перечень учебно-методического обеспечения
Поурочное планирование по физике С.А.Тихомирова, Б.М. Яворский 2008г
Физический эксперимент в средней школе. Н. М. Шахмаев, В. Ф. Шилов. (Оптика, квантовая физика, ядерная физика)
Физический эксперимент в средней школе. Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов. (Молекулярная физика)
Дидактические материалы. Физика 10 класс. А. Е. Марон. «Дрофа», Москва 2004г
Контрольные работы по физике 10 – 11 классы: Кн. Для учителя/ А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2009 г.
Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987 г.
Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. – М.: Просвещение, 1984 г.
Физико-математическая олимпиада. – М.: Знание, 1977 г.
Кабардин О.Ф. Факультативный курс физики. – М.: Просвещение, 1973 г
Цифровые образовательные ресурсы:
-
№п/п
| Наименование
| Издательство
| Виртуальная физическая лаборатория
| 1
| Лабораторный практикум по физике 8 кл
| Лиен
| 2
| Лабораторные работы по физике 11 кл
| Дрофа
| Библиотека наглядных пособий
| 1
| 1 с: школа. Физика, 7- 11 кл
| Дрофа
| 2
| Интерактивный курс физики для 7- 11 кл
| Физикон
| 3
| Живая физика
| Институт новых технологий
| 4
| Физика 7-11 кл
| Кирилл и Мефодий
| 5
| Интерактивная энциклопедия «от плуга до лазера 2.0»
| Компания «новый диск»
| 6
| Открытая физика 1.1
| Физикон
| 7
| «Астрономия» 9-11 кл
| Физикон
| 8
| Презентации уроков по физике
| (собственные)
| 9
| Коллекция кроссвордов в среде Excel
| (собственные)
| 10
| Коллекция тестов в среде Mi Test
| (собственные)
|
Методические рекомендации.
В программе излагается материал, который строится по принципу дополнения к двухчасовой программе, углубляя и расширяя его.
На занятиях при выполнении самостоятельной работы и объяснении тем можно использовать компьютерные технологии.
На уроках решения задач учителю необходимо подбирать задачи разного уровня соответственно возможностям учащихся и чтобы заинтересовать учащихся физикой на уроках проводить демонстрационные опыты, предложить экспериментальные задачи, а также задачи творческого характера.
Содержание программы
10 класс (34ч) Тема I: Теория решения задач (3 ч).
Что такое физическая задача. Состав задачи. Классификация задач по требованию, содержанию, способу задания, решения.
Практическое занятие. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Тема II: Кинематика (6 ч).
Работа с текстом задачи. Этапы решения физических задач. Анализ физических явлений. Формирование идеи решения (план решения). Анализ решения и его значение. Оформление решения.
Типичные недостатки при решении и оформлении физических задач. Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналоги, геометрические приемы, метод размерности, графический и аналитический способы решения.
Практические занятия. Защита проекта на составление физических задач различного типа.
Тема III: Механика. Динамика и статика (9ч).
Координатный метод решения задач по механике.
Подбор, составление и решение сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, с бытовым, техническим, краеведческим содержанием.
Тема IV: Законы сохранения (4ч).
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты и явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике городских, краевых, российских олимпиад.
Решение конструкторских задач и задач на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель пушки с противооткатным устройством и т.д.
Тема V: Основы молекулярно-кинетической теории (4 ч).
Решение качественных задач на основные положения и основные уравнение МКТ. Использование уравнения Менделеева - Клапейрона.
Решение задач на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности.
Конкурс на составление графических и экспериментальных задач бытового содержания.
Тема VI: Основы термодинамики (3ч).
Решение задач на первый и второй законы термодинамики, на тепловые двигатели.
Экскурсия в АГУ на кафедру физики с целью сбора данных для составления задач.
Решение конструкторских задач и задач на проекты: модель газового термометра, модель предохранительного клапана, проекты практического определения радиуса тонких капилляров.
Тема VII: Электростатика (5ч)
Учебно-тематический план
№
| Наименование разделов и тем.
| Количество часов
| всего
| Теоретические занятия
| Лабораторные, практические занятия
| Контрольные занятия
| 1
| Теория решения задач
| 3
| 2
| 1
|
| 2
| Кинематика.
| 6
| 1,5
| 4,5
|
| 3
| Динамика.
| 7
| 1,5
| 4,5
| 1
| 4
| Статика.
| 2
| 0,5
| 1,5
|
| 5
| Законы сохранения в механике
| 4
| 1
| 3
|
| 6
| Молекулярно-кинетическая теория
| 4
| 1
| 3
|
| 7
| Основы термодинамики
| 3
| 1
| 2
|
| 8
| Электростатика.
| 5
| 1
| 3
| 1
| Всего часов:
| 68
| 9,5
| 22,5
| 2
| Промежуточный и итоговый контроль
№
| Раздел
| Вид работы
| Примерная дата проведения
|
Коррекция
даты
проведения
| 1
| Механика.
| Контрольная работа
| 26.12
|
| 3
| Молекулярно-кинетическая теория. Свойства газов. Основы термодинамики.
| Контрольная работа
| 29.05
|
| |