Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
“Новонадыровская средняя общеобразовательная школа”
Альметьевского муниципального района
Республика Татарстан
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено
Директор Новонады- Зам. директора на заседании МО
ровской СОШ по УВР Протокол №___от
________________ _______________ “___”______2012г.
“___”________2012 г. “___”________2012г. Рабочая учебная программа
по элективному курсу
“Методы решения задач по физике”
с повышенной трудностью
11 класс
Составила программу учитель__1__кв.категории
Газизова Гульфия Асгатовна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №__ от
“___”___________ 20___ 2012-2013 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по элективному курсу: «Методы решения задач по физике» для 11 класса составлена на основе авторских программ:
1. В. Л. Орлов, Ю. А. Сауров, «Методы решения задач по физике», М., Дрофа, 2005 год.
2. Н. И. Зорин. Элективный курс «Методы решения физических задач: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 год (мастерская учителя).
Элективный курс рассчитана на учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, где физика преподается по базовому уровню. Программ элективного курса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования, концентрической программы для общеобразовательных школ и включает в себя отдельные элементы программы для классов с углубленным изучением физики.
Программа курса по физике содержит материал по более углубленному изучению в школьной программе разделов: законы сохранения в механике и законы сохранения в разделе «Электричество». Включение дополнительных вопросов преследует две взаимосвязанные цели. С одной стороны, это создание в совокупности с основными разделами курса базы удовлетворения интереса и развития способностей учащихся, имеющих склонность к физике, с другой – восполнение пробелов в содержании основного курса, что придаёт курсу необходимую целостность.
Цели элективного курса:
1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
2. совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
3. формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
4. применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Задачи курса:
1. углубление и систематизация знаний учащихся;
2. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
3. овладение основными методами решения задач.
Изменения, внесённые в авторскую программу 1. Программа элективного курса сокращена с 68 ч на 34 ч и рассчитана только для изучения в 11 классе.
2. Внесены корректировки в содержание программы и учебно-тематический план.
3. Изменен список литературы. Количество учебных часов Данная программа рассчитана на 34 часа, 1 час в течение года
Формы организации учебного процесса
На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему, подготовка учащихся к ЕГЭ по физике и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения курса учащиеся должны:
Понимать сущность метода научного познания окружающего мира:
- приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и законы: относительность механического движения; существование двух видов (знаков) электрического заряда; закон Кулона;
- приводить примеры опытов, позволяющих проверить законы и их следствия, подтвердить теоретические о природе физических явлений; закон сохранения импульса;
- используя теоретические модели, объяснить физические явления: независимость ускорения от массы тел при их свободном падении;
- указывать границы применимости научных моделей, закона сохранения импульса; закона сохранения механической энергии; механики Ньютона (классической механики);
Владеть понятиями и законами физики:
- раскрывать смысл физических законов: закона Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и энергии, сохранения электрического заряда, Кулона, закона Ома для полной цепи, законов Кирхгофа;
- вычислять: ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе; скорости тел после неупругого столкновения по заданным скоростям и массам сталкивающихся тел; скорость тела, используя закон сохранения механической энергии; силу взаимодействия между двумя точечными неподвижными зарядами в вакууме; силу, действующую на электрический заряд в электрическом поле; ЭДС источника тока, силу тока, напряжение и сопротивление в электрических цепях;
- определять вид движения электрического заряда в однородном электрическом поле;
-описывать преобразования энергии при свободном падении тел; движении тел с учётом трения; протекании электрического тока по проводнику. Элективный курс создаёт условия для развития познавательных, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, для выполнения экспериментальных исследований, других творческих работ, вокруг которых строится обсуждение на семинарских занятиях.
Элективный курс позволяет воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного решения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказанной позиции; позволяет использовать приобретённые знания и умения для решения практических жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Анализ решений, разбор задач и вопросов позволит глубже понять сущность явлений и процессов. При этом возникает устойчивая обратная связь «учитель – ученик», у ученика появляется стимул к поиску, инициативе, умению выдвигать обоснованную гипотезу, развивается речь, закрепляются вычислительные навыки, умение работать со справочной и научно-популярной литературой.
В ходе изучения данного элективного курса особое внимание обращается на развитие умений учащихся решать графические, качественные и экспериментальные задачи, использовать на практике межпредметные связи.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она направлена на развитие логического мышления, умений и творческих способностей учащихся.
При решении задач учащиеся должны уметь:
классифицировать предложенную задачу,
анализировать физическое явление,
последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач,
анализировать полученный ответ,
составлять простейшие задачи,
решать задачи средней трудности,
решать комбинированные задачи,
владеть различными методами решения задач:
аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
владеть методами самоконтроля и самооценки.
Учебно-тематический план
№
п/п
|
Тема
| Количество часов
| По программе
В.А.Орлова, Ю.А. Саурова
| По рабочей программе
| 1.
| Физическая задача. Классификация задач
| 4
| 1
| 2.
| Электрическое и магнитное поля
| 5
| 8
| 3.
| Постоянный электрический ток в различных средах
| 9
| 9
| 4.
| Электромагнитные колебания и волны
| 14
| 14
| 5
| Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач.
| 2
| 2
|
| Итого:
| 34
| 34
| |