Скачать 1.04 Mb.
|
программа курса «подготовка к егэ по биологии»,автор учитель высшей категории Юсупова Л.Э. Программа представляет содержание курса «биология» как материалы более высокого уровня обучения, . она позволяет слушателям реализовать свой творческий потенциал, получить необходимую базу для выбора будущей профессии и успешно сдать экзамены в вуз или другое учебное заведение. содержание программы позволяет достаточно четко представить образовательный маршрут и его альтернативные варианты изучения биологии .программа данного курса имеет ряд особенностей, она предусматривает: - использование разнообразных наглядных материалов –презентаций, анимаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний; -использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов егэ, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий; - применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам егэ по биологии и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания егэ. - дифференцированный подход к слушателям при подготовке к егэ с учетом уровня их обучаемости, за счет повторения разделов биологии на базовом, повышенном и углубленном уровне. кроме того, прилагаемые к программе задания систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом. содержание предлагаемой программы включает в себя сведения о строении и принципах функционирования основных регуляторных систем организма человека и животных. в курсе освящены вопросы организации живой материи от молекулярного до биосферного, законы генетики и их цитологические основы, основные этапы и направления эволюции органического мира, происхождение человека, биохимические процессы, протекающие в клетке и организме. изучение элективного курса базируется на знаниях полученных учащимися при изучении биологии в школе. преподавание курса предусматривает использование различных методов и методических приемов, , что способствует лучшей подготовке к егэ слушателей . при изучении курса осуществляются межпредметные связи:
цели курса: - качественная подготовка к ЕГЭ по биологии, на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий; - развитие умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ; -систематизация знаний и умений слушателей по курсу биологии.; -формирование практических навыков при решении задач и работы со схемами и рисунками; -психологическая подготовка слушателей к сдаче ЕГЭ по биологи Задачи курса: -ликвидация пробелов в умениях применять биологические знания для решения задач по цитологии, генетике, обоснования здорового образа жизни; -формировать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; -отработка навыка работы с кимами по биологии; - расширить , углубить и сформировать систему знаний по ботанике, зоологии, анатомии и общей биологии, которые обеспечат успешность сдачи экзамена по биологии; -научить слушателей решать биологические задачи повышенного уровня; - повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов; - развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования; - использование приобретенных знаний и умений для поступления в вуз; -научить качественно решать биологические задачи , понимать биологическую терминологию. Ведущие методы: - словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия); - наглядный (, презентаций, таблиц, схем в цифровом формате); - частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи); - практический (выполнение генетических задач, доказательство на основе опыта и др.). Формы обучения: - коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.); - групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.); - индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др). Основные средства обучения: - электронные учебные пособия; - теоретические материалы в электронном и печатном формате; - фотографии, таблицы, схемы в электронном формате; - различные варианты контрольно-измерительных материалов егэ по биологии; - типовые тестовые задания егэ по всем разделам и темам (задания части а, в и с); - другие наглядные материалы (таблицы по биологии; и другое) Формы контроля: - текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов,); - тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования); - итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов кимов) Ожидаемые результаты: - обеспечение устойчивой позитивной динамики повышения качества биологического образования в результатах егэ по биологии. -успешная сдача егэ. в результате изучения курса слушатель должен: знать/понимать -основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория; -наследственности; учений (о путях и направлениях эволюции; сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов ) -наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; -взаимодействия генов и их цитологических основ); -правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); -сущность биологических процессов, происходящих в организмах всех царств живой природы; -классификацию, строение, многообразие и значение растений, животных, бактерий, грибов; Уметь: -решать генетические задачи; -объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, -родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное; -влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; -влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; -причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, -наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, -устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов; -устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; -движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции; -решать задачи разной сложности по биологии; -составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания,пищевые сети); -описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; -выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; - отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем,взаимосвязи организмов в экосистеме, программа курса включает в себя содержание, планирование занятий по разделам и темам (в часах), формы контроля и критерии оценки работ по разделам, учебно-методическое обеспечение, перечень цифровых образовательных и интернет ресурсов, требования к знаниям и умениям учащихся, список литературы. в качестве приложений даются теоретические материалы по всем разделам и темам, типовые задания, систематизированные по основным разделам и темам биологии. программа курса рассчитана на часов Изучение каждого раздела начинается с лекции .в конце раздела сначала индивидуально выполняются тесты, аналогичные части а. задания части в и с по изученной теме выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение. по результатам выполнения различных вариантов кимов проводятся индивидуальные консультации. Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Интернет-ресурсы: www.ed.gov.ru – министерство образования российской Федерации www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование" www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников www.school.mos.ru – сайт "Школьник" http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии. http://www.rnmc.ru/pro/bio/bio.html - Вебсайт Республиканского мультимедиа центра, страничка поддержки ЭИ «Биология 6-11 класс http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал http://rudocs.exdat.com/docs/index-1475.html http://edu.1c.ru www.som.sio.ru единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/. Фипи www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование" www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников www.school.mos.ru – сайт "Школьник" http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии. http://www.rnmc.ru/pro/bio/bio.html - Вебсайт Республиканского мультимедиа центра, страничка поддержки ЭИ «Биология 6-11 класс http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал http://rudocs.exdat.com/docs/index-1475.html Материально-техническое обеспечение программы 1. Наличие компьютера, проектора и экрана. 2. Наличие необходимых учебников и электронных учебных пособий по биологии. 4. Наличие различных вариантов контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии в печатном и электронном формате. 5. Наличие тематических тестов, аналогичных заданиям ЕГЭ по биологии. Информационное обеспечение программы Литература: 1. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6класс. 2. Многообразие живых организмов. 7 класс Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология.. 3. Биология. Животные.7 класс. Латюшин В. В., Шапкин В. А 4. Биология. Человек. 8 кл. Колесов В. Д., Маш Р. Д. и др. 5. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. 6. Биология. Человек. 9 класс, Батуев А. С. и др. 7. Общая биология. 10—11кл.на профильном уровне 8. Общая биология. 10-11 класс. Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И. Учебные пособия для учащихся: 1. Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки/Г.И. Лернер – М., Просвещение, ЭКСМО, 2005. 2. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005. 3. Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2005. 4. Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2005. 5. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10,11 классы. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005. Электронные учебные пособия: 1. Учебное электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий. 2. Учебное электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий 3. Полный интерактивный курс биологии «Физикон» 4. Учебное электронное пособие «Экология» 1С:Образование3.0. 5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 7. Электронное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека» («Просвещение»). 8. Электронное пособие «Биология. Решебник – Биоэнциклопедия» (компания «Русс Бит-М»). 9.учебно-тренировочные материалы для подготовки к егэ г. министерство образования рф. 10.журнал «биология в школе» 2008-2012 г. 11.тесты по биологии для поступающих в вузы. шалапенок е. , камлюк л. 12.биология реальные варианты егэ. федеральный институт педагогических измерений. москва. 13.егэ биология 2012-москва «просвещение» 2012г. 14.сборник задач по генетике с решениями. саратов «лицей» 15.широкий выбор электронных пособий представлен в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/. 16.электронная библиотека. просвещение. мультимедийное учебное пособие м просвещение медиа 2003г17..эйдос-центр дистанционного образования www. km. ru /education 17. большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное учебное издание),2009 18тренинг курс егэ (электронное учебное издание),2009 Структура рабочей программы Курс «Подготовка к ЕГЭ по биологии» состоит из 4 разделов: 1. Вирусы. Грибы и царство растений (24 ч.) 2. Царство животных (36 Ч.) 3. Анатомия и физиология человека (27 ч.) 4.Общая биология (28 ч.) Изучения курса построено в направлении усложнения органического мира. В первом разделе изучается строение и многообразие вирусов, бактерий, грибов и растений. Уделяется внимание формированию знаний о различных отделах растительного царства и особенностях их строения, размножения высших споровых растений, о строении вегетативных и генеративных органов цветкового растения, видоизменения корней и побега. В разделе «Царство животных» учащиеся знакомятся с типами питания и тканями животных. Рассматривается вопрос о влиянии паразитарных одноклеточных и многоклеточных организмов на жизнедеятельность человека и животных, об особенностях строения беспозвоночных и позвоночных животных, эволюции основных систем животных. Раздел «Анатомия и физиология человека» знакомит слушателей с действием гормонов на организм человека, механизмом иммунитета, влиянием условий окружающей среды на сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Рассматривается механизм действия ВИЧ на организм. Уделяется внимание профилактике ВИЧ инфекции. Тема включает региональный компонент: статистические данные о СПИДе по городу и области. В этом же разделе учащиеся изучают процессы кровообращения, дыхания, выделения, пищеварения и виды регуляции. А также вопросы о влиянии вредных привычек на здоровье подростка, о профилактике заболеваний, связанных с недостатком йода. В последнем разделе включены сведения об органических и минеральных веществах клетки и основных процессах протекающих в ней. Уделяется внимание способам деления клетки и последствиям возникающим при нарушении деления. В этом же разделе рассматриваются факторы, направления и результат эволюции. Изучение курса заканчивается знакомством экологических проблем и состоянием биосферы. Последние занятия направлены на решение задач и работу по схемам и КИМам. Календарно-тематический план для слушателей курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии»для поступающих в ВУЗЫ
|
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной,... | Пояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных... Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология | ||
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека и животных,... «020201 Биология», представляет собой первую часть общего курса «Физиология человека и животных». Программа разработана с учетом... | Программа курса основы общей экологии и рационального природпользования... Программа курса предназначена для студентов 4 курса биологического факультета по специальностям «биология» и«биоэкология» | ||
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Рабочая программа учебного курса по литературе в 10 классе создана на основе следующих документов | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... ... | ||
Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Биология животных» В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова учебник «Биология (Общая биология) базовый уровень» 10 – 11 класс – М.: Дрофа,... | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую... | ||
Программа курса по выбору «Орнитология» предназначена для студентов... «Биология»; 050102, 032400. 00 «Биология с дополнительной специальностью География» | Рабочая программа по биологии представляет собой целостный документ,... Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую... | ||
Рабочая программа по биологии представляет собой целостный документ,... Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую... | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Iii. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 10 класса | ||
Биология – 8 класс: протисты, животные Биология неотъемлема часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности... | Пояснительная записка Программа представляет содержание обществоведческого... Программа предназначена для изучения обществознания в 5 классе в течение 34 часов | ||
Рабочая программа по биологии «Общая биология» «Общая биология» автора Н. И. Сонина /Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.... | Рабочая программа по биологии представляет собой целостный документ,... Настоящая программа по биологии для 9 класса создана на основе следующих документов |