МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТАЙСУГАНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель МО
учителей естественно-математического……………… цикла:
_____________ва/ / «_____»___________2013г.
| «СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по учебно- воспитательной работе:
____________/А.Б.Газизова/ «_____»___________2013г.
| «УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ
«Тайсугановская ООШ»:
_________/Г.А.Мавлетбаева/ Приказ от «______»________2013г.
№_________
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по БИОЛОГИИ для 9 класса
учителя биологии
Султангировой Гульзании Явдатовны
РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
ПРОТОКОЛ ОТ «______»_______2013Г. №______
2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по биологии для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, Программой основного общего образования по биологии для 9 класса «Биология. Общие закономерности» авторы С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин , Базисного учебного плана РТ, учебного плана МБОУ «Тайсугановская ООШ» Альметьевского муниципального района РТ на 2012-2013 учебный год, Положения о рабочей программе МБОУ «Тайсугановская ООШ». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по биологии представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, критерии оценивания в 9 классе, контрольно- измерительные материалы по биологии для 9 класса и календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Биология 9 класс как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.
В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а так же применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Цели обучения
Курс биологии в 9 классе направлен на достижение следующих целей:
дать представление о специфике биологии в 9 классе, о биологии как науке, ее достижениях, методах исследования и значении;
выявить общие признаки живых организмов и уровни их организации;
рассмотреть (изучить) общие признаки живых организмов на молекулярном, клеточном и организменном уровнях – особенности химического состава, внутриклеточный обмен веществ, клеточное строение и жизненные процессы на клеточном уровне, размножение и индивид, развитие организмов, вопросы наследственности и изменчивости организмов; дать понятие о селекции и ее методах; основы экологии – экосистемный (биоценотический) и биосферный уровни жизни, современные проблемы экологии и пути их решения;
изучить основные вопросы синтетической теории эволюции (популяционно-видовой уровень жизни);
Место предмета « Биология » в Базисном учебном плане РТ и учебном плане МБОУ «Тайсугановская ООШ».
Общий объем часов, отводимых на изучение биологии в основной школе согласно действующему федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации составляет 245 часов. Базисный учебный план для образовательных учреждений Республики Татарстан предусматривает обязательное изучение биологии в 9 классе 70 часов. В учебном плане МБОУ «Тайсугановская ООШ» на изучение предмета «биологии» предусмотрено 68 ч. Рабочая программа рассчитана на 68 часов , из расчета 2 учебных часа в неделю,(по учебному плану школы) неделю . Из общего количества часов, отводимых на изучение биологии в 8 классе на лабораторные работы отводится 7 ч.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Работать с учебником: использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
Анализировать и сравнивать.
Обобщать и делать выводы.
Объяснять явления и процессы.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Раздел II. Содержание тем учебного курса. го процесса и нацеленные на ре-
№
| Содержание тем учебного курса
| Количество часов в примерной программе
| Количество часов в рабочей программе
| Примечания
| 1
| Введение
| 1
| 1
|
|
| Раздел 1. Эволюция живого мира на земле
| 18
| 19
| Из резерва
| 2
| Тема 1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов
| 1
| 2
|
| 3
| Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период
| 1
| 1
|
| 4
| Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
| 3
| 3
|
| 5
| Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
| 2
| 2
|
| 6
| Тема 1.5. Микроэволюция
| 3
| 3
|
| 7
| Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция
| 3
| 3
|
| 8
| Тема 1.7 Возникновение жизни на Земле
| 2
| 2
|
| 9
| Тема 1.8 Развитие жизни на Земле
| 3
| 3
|
|
| Раздел II. Структурная организация живых организмов
| 14
| 14
|
| 10
| Тема 2.1 Химическая организация клетки
| 4
| 4
|
| 11
| Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке
| 3
| 3
|
| 12
| Тема 2.3. Строение и функции клеток
| 7
| 7
|
|
| Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов
| 5
| 5
|
| 13
| Тема 3.1. Размножение организмов
| 2
| 2
|
| 14
| Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов
| 3
| 3
|
|
| Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов
| 12
| 13
| Из резерва
| 15
| Тема 4.1. Закономерности наследования признаков
| 5
| 6
|
| 16
| Тема 4.2. Закономерности изменчивости
| 4
| 4
|
| 17
| Тема 4.3. Селекция животных, растений, микроорганизмов
| 3
| 3
|
|
| Раздел 5. Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии
| 12
| 12
|
| 18
| Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции
| 8
| 8
|
| 19
| Тема 5.2. Биосфера и человек
| 4
| 4
|
|
| Обобщение
| 4
| 4
|
|
| Резервное время
| 2
| -
|
|
| Итого
| 70
| 68
|
|
|