Скачать 141.26 Kb.
|
СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой детской хирургии, Декан педиатрического факультета, д.м.н. Турабов И.А. д.м.н._Турабов И.А. «_02»_сентября 2014 г. «_3 » сентября 2014г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Элективного курса По дисциплине _ Детская хирургия По направлению подготовки__Педиатрия_____063103______________ Курс ____6_______________________________________________ Практические занятия-56 часов Самостоятельная работа -28 часов Вид промежуточной аттестации ( зачет)___ 11 семестр Кафедра _Детской хирургии________ Трудоемкость дисциплины _84 часа Архангельск, 2014 1. Цель и задачи освоения дисциплины Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации (приказ Госкомвуза РФ от 05.03.94 г. № 180). Квалификация выпускника - Врач. Объектом профессиональной деятельности выпускников является пациент. Врач - выпускник по специальности «060103 Педиатрия» имеет право выполнять лечебно-профилактическую деятельность. Он имеет право занимать врачебные должности, не связанные с непосредственным ведением больных: научно-исследовательская и лабораторная деятельность по теоретическим и фундаментальным направлениям медицины. Область профессиональной деятельности специалистов включает совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения путем обеспечения надлежащего качества оказания педиатрической помощи (лечебно-профилактической, медико-социальной) и диспансерного наблюдения. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: дети в возрасте от 0 до 15 лет; подростки в возрасте от 15 до 18 лет; совокупность средств и технологий, направленных на создание условий для сохранения здоровья, обеспечения профилактики, диагностики и лечения заболеваний у детей и подростков. Специалист по направлению подготовки (специальности) 060103 Педиатрия готовится к следующим видам профессиональной деятельности: профилактическая; диагностическая; лечебная; реабилитационная; психолого-педагогическая; организационно-управленческая; научно-исследовательская. I. Цели и задачи дисциплины Цель преподавания электива по детской хирургии на педиатрическом факультете: углубление у обучающихся теоретических и практических знаний и умений по вопросам семиотики, клиники, диагностики, дифференциальной диагностики, тактики лечения и оказания неотложной помощи при пороках развития, хирургических заболеваниях, травматических повреждениях, опухолях, критических состояниях у детей различных возрастных групп. Задачи изучения элективного курса по детской хирургии на педиатрическом факультете заключаются в выработке у обучающихся умения: - обследовать детей с разнообразной хирургической патологией; - диагностировать у детей пороки развития, хирургические заболевания, травматические повреждения, опухоли, критические состояния; - оказывать неотложную помощь при них; - решать вопросы о тактике дальнейшего лечения и наблюдения; - решать вопросы профилактики возникновения хирургической патологии и ее осложнений у детей. 2.Место дисциплины в структуре ОП Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО по направлению подготовки Педиатрия, изучается на одиннадцатом, семестре. Электив «Избранные вопросы детской хирургии» относится к дисциплине по выбору Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются: - в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, биоэтика; психология, педагогика; правоведения, история медицины; латинский язык; иностранный язык); - в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия, анатомия человека, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология, гистология; нормальная физиология; патологическая анатомия, патофизиология; микробиология, вирусология; иммунология, клиническая иммунология; фармакология); - в цикле медико-профессиональных и клинических дисциплин (медицинская реабилитация; гигиена; общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения; оперативной хирургии и топографической анатомии, лучевой диагностики и терапии, общей, факультетской и госпитальной хирургии, травматологии и ортопедии, анестезиологии и реаниматологии, педиатрии). 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: 1. Этиопатогенез хирургических заболеваний, пороков развития, травматических повреждений и критических состояний у детей различных возрастных групп. 2. Клиническую картину перечисленных патологических состояний и ее особенности в зависимости от возраста детей. 3. Диагностику (клиническую, лабораторную, инструментальную) и дифференциальную диагностику. 4. Хирургическую тактику врача-педиатра, рациональные сроки лечения. 5. Методику и технику кормления здоровых и больных детей раннего возраста 6. Методику обследования пациентов с определенной патологией 7 Особенности оказания неотложной помощи и интенсивной терапии при хирургических заболеваниях и критических состояниях у детей различных возрастных групп. 8. Диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию при изучаемых заболеваниях. Уметь: 1. Собрать анамнез жизни и заболевания ребенка. 2. Провести физикальное обследование детей различных возрастных групп. 3. Уметь осуществлять психологический и речевой контакт со здоровыми и больными детьми. 4. Составить план клинического обследования. 5. Интерпретировать данные клинического, лабораторного, инструментального методов обследования. 6. Поставить предварительный диагноз и определить тактику лечения. 7. Определять палатный режим, лечебный стол, оптимальный режим дозирования, кратность и длительность введения лекарственного средства при изучаемой патологии. 8. Оказать неотложную помощь при хирургических заболеваниях и критических состояниях у детей различных возрастных групп. 9. Оказать реанимационное пособие на догоспитальном и госпитальном этапах. 10.Планировать индивидуально диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больным детям; 11. Самостоятельно работать с информацией (учебной, научной, нормативной справочной литературой и другими источниками); Владеть (в соответствии с задачами дисциплины в области формирования практических навыков): 1. профессиональным алгоритмом решения практических задач диагностики, дифференциальной диагностики, лечения и профилактики острых и хронических заболеваний у детей различных возрастно-половых групп; 2. медицинской этикой и деонтологией; 3. навыками правильного построения своих взаимоотношений с родителями больного ребенка; 4. методикой расспроса (жалобы, история болезни, история жизни); 5. методикой клинического исследования (осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация легких, сердца); 6. навыками оценки результатов инструментальных методов исследования; 7. навыками оценки результатов клинико-лабораторного, микробиологического исследования мокроты, периферической крови, желудочного содержимого, желчи, мочи, кала; 8. проводить подготовку и оценивать результаты рентгенологического исследования органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, почек и мочевыводящих путей; 9. оценивать результаты биохимического исследования периферической крови, мочи, желчи; 10. владеть принципами и приемами неотложной помощи и интенсивной терапии при различных заболеваниях у детей. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
4.1Семестр и вид отчетности по элективу.
5. Содержание дисциплины: 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
5.3.Тематическое планирование
7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
8.Формы контроля 8.1. Формы текущего контроля - устные (собеседование, доклад) - письменные (проверка тестов, рефератов, конспектов, решение задач). Перечень тем рефератов, докладов, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «С 8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет) Этапы проведения зачета
Вопросы к зачету приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций». 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 9.1. Основная литература 1. Амбулаторная хирургия детского возраста: учеб пособие/ В.В. Леванович, Н.Г. Жила., И.А. Комиссаров. – М .- ГЗОТАР-Медиа, 2014 – 144 с.: ил. 2. Детская хирургия: учебник/под ред Ю.Ф. Исакова., А.Ю. Разумовского. – М.: ГЗОТАР-Медиа, 2014.– 1040 с.: ил. 3. Детская хирургия: нац рук/Ассоц мед о-ств по качеству: под ред Ю.Ф. Исакова, А.Ф. Дронова – М.: ГЭОТАР – Медиа. 2009 – 1164 с.(24 экз.) 4.Исаков Ю.Ф. Хирургические болезни детского возраста: учеб в 2 т– М.: ГЭОТАР – МЕД. 2008 – 632 с. 5.Кудрявцев В.А. Детская хирургия в лекциях. Учеб для мед вузов, СГМУ – Архангельск: ИЦ СГМУ. 2007 – 467 с. 4.Анестезиология и реаниматология: учебник для студентов мед вузов/ под ред. О.А. Долиной – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2007. – 569 с. 9.2. Дополнительная литература 1. Детская онкология. Национальное руководство/ Под ред. М.Д. Алиева В.Г. Полякова, Г.Л. Менткевича, С.А. Маяковой. – М.: Издательская группа РОНЦ, Практическая медицина, 2012. – 684 с.:ил.
4. Ширяев Н.Д., Каганцов И.М. Очерки реконструктивной хирургии наружных половых органов у детей Часть 1, Часть 2. Монография. – Сыктывкар, 2012. – 96 с. 5. Онкологические и опухолеподобные заболевания детского возраста: учебное пособие для студентов медицинских вузов/ И.А. Турабов, М.П. Разин. – Архангельск; Из-во Северного государственного медицинского университета , 2013. – 105 с.: ил. 6. Эхографическое исследование полых органов желудочно-кишечного тракта при хирургической патологии у детей. Гидроэхоколонография: монография/ М.Ю. Яницкая, И.А. Кудрявцев, В.Г. Сапожников и др. – Архангельск: Из-во Северного государственного медицинского университета , 2013. – 128 с.: ил. 7. Гидроэхоколография – диагностика и лечение заболеваний толстой кишки у детей методические рекомендации / М.Ю Яницкая. – Архангельск; Из-во Северного государственного медицинского университета , 2013. – 83 с.: ил. 9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины Приводится перечень: - оборудованных аудиторий (студенческие практикумы (4)); Чтение лекций сопровождается демонстрацией компьютерных презентаций при помощи мультимедиа-проектора (на кафедре имеется ноутбук и мультимедийный проектор). Практические занятия сопровождаются демонстрацией больных. Учебные фильмы, демонстрируемые на лекциях и практических занятиях: - аудиовизуальных, технических и компьютерных средств обучения; 1. Таблицы.
4 Муляж скелет человека - наглядные пособия
2. Рентгенограммы больных с различными заболеваниями.
|
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop» Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6 | ||
Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов | Рабочая программа элективного курса составлена на основе программы... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского... | ||
Пояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного... Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Рабочая программа элективного курса по географии «Роль географии в познании мира» Рабочая программа элективного курса «Роль географии в познании мира» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных... | Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | ||
Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на... | Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры | Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... | ||
Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек» Целью курса является профилизация предмета биологии. В курсе отражены основные задачи биологических наук сохранение окружающей среды... | ||
Программа «Фабрика здоровья» Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош... | Программа элективного курса по химии Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих... |