Рабочая учебная программа элективного курса





Скачать 141.26 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа элективного курса
Дата публикации28.05.2015
Размер141.26 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Право > Рабочая учебная программа







МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации



СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой детской хирургии, Декан педиатрического факультета,

д.м.н. Турабов И.А. д.м.н._Турабов И.А.

«_02»_сентября 2014 г. «_3 » сентября 2014г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса


По дисциплине _ Детская хирургия

По направлению подготовки__Педиатрия_____063103______________

Курс ____6_______________________________________________

Практические занятия-56 часов

Самостоятельная работа -28 часов

Вид промежуточной аттестации ( зачет)___ 11 семестр

Кафедра _Детской хирургии________

Трудоемкость дисциплины _84 часа

Архангельск, 2014


1. Цель и задачи освоения дисциплины

Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации (приказ Госкомвуза РФ от 05.03.94 г. № 180). Квалификация выпускника - Врач. Объектом профессиональной деятельности выпускников является пациент. Врач - выпускник по специальности «060103 Педиатрия» имеет право выполнять лечебно-профилактическую деятельность. Он имеет право занимать врачебные должности, не связанные с непосредственным ведением больных: научно-исследовательская и лабораторная деятельность по теоретическим и фундаментальным направлениям медицины.

Область профессиональной деятельности специалистов включает совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения путем обеспечения надлежащего качества оказания педиатрической помощи (лечебно-профилактической, медико-социальной) и диспансерного наблюдения.

Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:

дети в возрасте от 0 до 15 лет;

подростки в возрасте от 15 до 18 лет;

совокупность средств и технологий, направленных на создание условий для сохранения здоровья, обеспечения профилактики, диагностики и лечения заболеваний у детей и подростков.

Специалист по направлению подготовки (специальности) 060103 Педиатрия готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

профилактическая;

диагностическая;

лечебная;

реабилитационная;

психолого-педагогическая;

организационно-управленческая;

научно-исследовательская.

I. Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания электива по детской хирургии на педиатрическом факультете: углубление у обучающихся теоретических и практических знаний и умений по вопросам семиотики, клиники, диагностики, дифференциальной диагностики, тактики лечения и оказания неотложной помощи при пороках развития, хирургических заболеваниях, травматических повреждениях, опухолях, критических состояниях у детей различных возрастных групп.

Задачи изучения элективного курса по детской хирургии на педиатрическом факультете заключаются в выработке у обучающихся умения:

- обследовать детей с разнообразной хирургической патологией;

- диагностировать у детей пороки развития, хирургические заболевания, травматические повреждения, опухоли, критические состояния;

- оказывать неотложную помощь при них;

- решать вопросы о тактике дальнейшего лечения и наблюдения;

- решать вопросы профилактики возникновения хирургической патологии и ее осложнений у детей.
2.Место дисциплины в структуре ОП

Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО по направлению подготовки Педиатрия, изучается на одиннадцатом, семестре.

Электив «Избранные вопросы детской хирургии» относится к дисциплине по выбору

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, биоэтика; психология, педагогика; правоведения, история медицины; латинский язык; иностранный язык);

- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия, анатомия человека, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология, гистология; нормальная физиология; патологическая анатомия, патофизиология; микробиология, вирусология; иммунология, клиническая иммунология; фармакология);

- в цикле медико-профессиональных и клинических дисциплин (медицинская реабилитация; гигиена; общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения; оперативной хирургии и топографической анатомии, лучевой диагностики и терапии, общей, факультетской и госпитальной хирургии, травматологии и ортопедии, анестезиологии и реаниматологии, педиатрии).

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. Этиопатогенез хирургических заболеваний, пороков развития, травматических повреждений и критических состояний у детей различных возрастных групп.

2. Клиническую картину перечисленных патологических состояний и ее особенности в зависимости от возраста детей.

3. Диагностику (клиническую, лабораторную, инструментальную) и дифференциальную диагностику.

4. Хирургическую тактику врача-педиатра, рациональные сроки лечения.

5. Методику и технику кормления здоровых и больных детей раннего возраста

6. Методику обследования пациентов с определенной патологией

7 Особенности оказания неотложной помощи и интенсивной терапии при хирургических заболеваниях и критических состояниях у детей различных возрастных групп.

8. Диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию при изучаемых заболеваниях.

Уметь:

1. Собрать анамнез жизни и заболевания ребенка.

2. Провести физикальное обследование детей различных возрастных групп.

3. Уметь осуществлять психологический и речевой контакт со здоровыми и больными детьми.

4. Составить план клинического обследования.

5. Интерпретировать данные клинического, лабораторного, инструментального методов обследования.

6. Поставить предварительный диагноз и определить тактику лечения.

7. Определять палатный режим, лечебный стол, оптимальный режим дозирования, кратность и длительность введения лекарственного средства при изучаемой патологии.

8. Оказать неотложную помощь при хирургических заболеваниях и критических состояниях у детей различных возрастных групп.

9. Оказать реанимационное пособие на догоспитальном и госпитальном этапах.

10.Планировать индивидуально диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больным детям;

11. Самостоятельно работать с информацией (учебной, научной, нормативной справочной литературой и другими источниками);
Владеть (в соответствии с задачами дисциплины в области формирования практических навыков):

1. профессиональным алгоритмом решения практических задач диагностики, дифференциальной диагностики, лечения и профилактики острых и хронических заболеваний у детей различных возрастно-половых групп;

2. медицинской этикой и деонтологией;

3. навыками правильного построения своих взаимоотношений с родителями больного ребенка;

4. методикой расспроса (жалобы, история болезни, история жизни);

5. методикой клинического исследования (осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация легких, сердца);

6. навыками оценки результатов инструментальных методов исследования;

7. навыками оценки результатов клинико-лабораторного, микробиологического исследования мокроты, периферической крови, желудочного содержимого, желчи, мочи, кала;

8. проводить подготовку и оценивать результаты рентгенологического исследования органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, почек и мочевыводящих путей;

9. оценивать результаты биохимического исследования периферической крови, мочи, желчи;

10. владеть принципами и приемами неотложной помощи и интенсивной терапии при различных заболеваниях у детей.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:



Вид учебной работы

Трудоемкость


Аудиторные занятия (всего)

56

В том числе:




Лекции (Л)

16

Клинические практические занятия (КПЗ)

40

Самостоятельная работа (всего)

28

Зачет




Общая трудоемкость (час.)


84



4.1Семестр и вид отчетности по элективу.



Семестр

Вид отчетности

11

Зачет



5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1.

Неотложная хирургия новорожденных

Хирургическая неонатология (НЭК, кисты брюшной полости, гастростомия) (лекция КПЗ)

Хирургическая неонатология (аноректальные аномалии, диафрагмальные грыжи) лекция КПЗ)

2.

УЗИ в диагностике и лечение хирургических заболеваний у детей

Малоинвазивные операции по УЗИ-контролем у детей лекция КПЗ)

Эхография полых органов ЖКТ у детей лекция КПЗ)

3.

Детская урология-андрология

Нарушение мочеиспускания у детей лекция КПЗ)

4.

Детская онкология

Саркомы костей у детей (лекция КПЗ)

Герминогенные опухоли (лекция КПЗ)

5.

Пограничные вопросы детской хирургии и анестезиологии-реанимации

Интенсивная терапия периоперационного периода (лекция КПЗ)



5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

(трудоемкость)


Практические занятия

1

2

3

7

1.

Неотложная хирургия новорожденных

4

10

2.

УЗИ в диагностике и лечение хирургических заболеваний у детей

4

10

3.

Детская урология-андрология

2

5

4.

Детская онкология

4

10

5.

Пограничные вопросы детской хирургии и анестезиологии-реанимации

2

5







16

40


5.3.Тематическое планирование



п/п

Наименование раздела дисциплины

лекции

Практические занятия

1

2




3

1.

Неотложная хирургия новорожденных

Хирургическая неонатология (НЭК, кисты брюшной полости, гастростомия)

Хирургическая неонатология (аноректальные аномалии, диафрагмальные грыжи)

1.Хирургическая неонатология (НЭК, кисты брюшной полости, гастростомия)

2.Хирургическая неонатология (аноректальные аномалии, диафрагмальные грыжи)

2.

УЗИ в диагностике и лечение хирургических заболеваний у детей

Малоинвазивные операции по УЗИ-контролем у детей

Эхография полых органов ЖКТ у детей

1.Малоинвазивные операции по УЗИ-контролем у детей

2.Эхография полых органов ЖКТ у детей

3.

Детская урология-андрология

Нарушение мочеиспускания у детей

1.Нарушение мочеиспускания у детей

4.

Детская онкология

Саркомы костей у детей

Герминогенные опухоли

1.Саркомы костей у детей

2.Герминогенные опухоли

5.

Пограничные вопросы детской хирургии и анестезиологии-реанимации

Интенсивная терапия периоперационного периода


1.Интенсивная терапия периоперационного периода



7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1.

Неотложная хирургия новорожденных





Подготовка доклада по теме занятия в виде презентации

Устная

(выступление с докладом)

2.

УЗИ в диагностике и лечение хирургических заболеваний у детей


Подготовка доклада по теме занятия в виде презентации

Устная

(выступление с докладом)

Разбор клинического случая в виде презентации

Устная

(выступление с докладом)

3

Детская урология-андрология

Разбор клинического случая в виде презентации

Устная

(выступление с докладом)

4.

Детская онкология


Подготовка доклада по теме занятия в виде презентации

Устная

(выступление с докладом)

Разбор клинического случая в виде презентации


Устная

(выступление с докладом)




5

Пограничные вопросы детской хирургии и анестезиологии-реанимации

Разбор клинического случая в виде презентации

Устная

(выступление с докладом)


8.Формы контроля

8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад)

- письменные (проверка тестов, рефератов, конспектов, решение задач).

Перечень тем рефератов, докладов, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «С

8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет)

Этапы проведения зачета

Семестр

Формы промежуточной аттестации

11

зачет

Вопросы к зачету приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

1. Амбулаторная хирургия детского возраста: учеб пособие/ В.В. Леванович, Н.Г. Жила., И.А. Комиссаров. – М .- ГЗОТАР-Медиа, 2014 – 144 с.: ил.

2. Детская хирургия: учебник/под ред Ю.Ф. Исакова., А.Ю. Разумовского. – М.: ГЗОТАР-Медиа, 2014.– 1040 с.: ил.

3. Детская хирургия: нац рук/Ассоц мед о-ств по качеству: под ред Ю.Ф. Исакова, А.Ф. Дронова – М.: ГЭОТАР – Медиа. 2009 – 1164 с.(24 экз.) 4.Исаков Ю.Ф. Хирургические болезни детского возраста: учеб в 2 т– М.: ГЭОТАР – МЕД. 2008 – 632 с.

5.Кудрявцев В.А. Детская хирургия в лекциях. Учеб для мед вузов, СГМУ – Архангельск: ИЦ СГМУ. 2007 – 467 с.

4.Анестезиология и реаниматология: учебник для студентов мед вузов/ под ред. О.А. Долиной – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2007. – 569 с.

9.2. Дополнительная литература

1. Детская онкология. Национальное руководство/ Под ред. М.Д. Алиева В.Г. Полякова, Г.Л. Менткевича, С.А. Маяковой. – М.: Издательская группа РОНЦ, Практическая медицина, 2012. – 684 с.:ил.

  1. Дурнов Л.А., Голдобенко Г.В. Детская онкология: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Медицина. 2009.

  2. Подкаменев В.В. Хирургические болезни детского возраста: учебное пособие для мед вузов – М.: Медицина. 2005. – 236 с. 3..Ф.Шир.М.Ю.Яницкая (Научная редакция и подготовка текста на русском языке) Лапароскопия у детей. Архангельск, Изд центр СГМУ, 2008.

4. Ширяев Н.Д., Каганцов И.М. Очерки реконструктивной хирургии наружных половых органов у детей Часть 1, Часть 2. Монография. – Сыктывкар, 2012. – 96 с.

5. Онкологические и опухолеподобные заболевания детского возраста: учебное пособие для студентов медицинских вузов/ И.А. Турабов, М.П. Разин. – Архангельск; Из-во Северного государственного медицинского университета , 2013. – 105 с.: ил.

6. Эхографическое исследование полых органов желудочно-кишечного тракта при хирургической патологии у детей. Гидроэхоколонография: монография/ М.Ю. Яницкая, И.А. Кудрявцев, В.Г. Сапожников и др. – Архангельск: Из-во Северного государственного медицинского университета , 2013. – 128 с.: ил.

7. Гидроэхоколография – диагностика и лечение заболеваний толстой кишки у детей методические рекомендации / М.Ю Яницкая. – Архангельск; Из-во Северного государственного медицинского университета , 2013. – 83 с.: ил.
9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

  1. www.consilium-medicum.comМедицинский сервер с обширной базой данных новостей, публикаций и ссылок на другие профильные ресурсы.

  2. www.medicusamicus.com – Медицинская газета для врачей. Области интересов издания: организация здравоохранения, социальная медицина, клиническая медицина, фармакология и фармация, медицинская техника, медицинское образование, новости медицинской науки, случаи из практики, юридическая консультация, книжная полка, профессиональные научные события, история медицины, многие другие проблемы, с которыми сталкивается в своей профессиональной деятельности врач.

  1. http://remedium.ru – информационно-аналитический портал.

  2. www.mediasphera.ru – медицинские журналы, периодические издания, электронная подписка, новости.

  3. http://www.it-med.ru – справочная информация, статьи, рефераты, консультации онлайн, рассылка информации.

  4. www.medportal.ru – самые свежие новости, комментарии, научные статьи, пресс-релизы. На сайте раздел "Медэнциклопедия", содержащий архив научно-популярных статей.

  1. http://www1.worldbank.org/hnp/

  2. http://www1.worldbank.org/hnp/publichealth.asp

  3. http://www.undp.org

  4. http://www.who.int

  5. http://www.euro.who.int/observatory




  1. http://www1.worldbank.org/hnp/

  2. http://www1.worldbank.org/hnp/publichealth.asp

  3. http://www.undp.org

  4. http://www.who.int

  5. http://www.euro.who.int/observatory


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Приводится перечень:

- оборудованных аудиторий (студенческие практикумы (4));

Чтение лекций сопровождается демонстрацией компьютерных презентаций при помощи мультимедиа-проектора (на кафедре имеется ноутбук и мультимедийный проектор).

Практические занятия сопровождаются демонстрацией больных. Учебные фильмы, демонстрируемые на лекциях и практических занятиях:

- аудиовизуальных, технических и компьютерных средств обучения;

1. Таблицы.

  1. Фотографии.

  2. Учебные фильмы

4 Муляж скелет человека

- наглядные пособия

    1. Учебные истории болезни

2. Рентгенограммы больных с различными заболеваниями.

  1. Образцы анализов (кровь, моча)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа элективного курса iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Рабочая учебная программа элективного курса iconРабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop»
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6
Рабочая учебная программа элективного курса iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Рабочая учебная программа элективного курса iconРабочая программа элективного курса составлена на основе программы...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского...
Рабочая учебная программа элективного курса iconПояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного...
Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся...
Рабочая учебная программа элективного курса iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Рабочая учебная программа элективного курса iconРабочая программа элективного курса по географии «Роль географии в познании мира»
Рабочая программа элективного курса «Роль географии в познании мира» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных...
Рабочая учебная программа элективного курса iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Рабочая учебная программа элективного курса iconРабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста»
Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на...
Рабочая учебная программа элективного курса iconЭлективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного...
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Рабочая учебная программа элективного курса iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры
Рабочая учебная программа элективного курса iconПрограмма элективного курса «Химия и окружающая среда»
Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие...
Рабочая учебная программа элективного курса iconПрограмма элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда"
Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий....
Рабочая учебная программа элективного курса iconРабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек»
Целью курса является профилизация предмета биологии. В курсе отражены основные задачи биологических наук сохранение окружающей среды...
Рабочая учебная программа элективного курса iconПрограмма «Фабрика здоровья»
Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош...
Рабочая учебная программа элективного курса iconПрограмма элективного курса по химии
Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск