Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек»





Скачать 105.14 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек»
Дата публикации26.02.2015
Размер105.14 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая учебная программа
Рабочая учебная программа

элективного курса

по биологии для 9 класса

«Биосфера и человек»

2 ступень – 9 класс
Базовый уровень
Срок реализации – 1 год
Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений по биологии

Составитель программы

Морозова Л.В.


2012г.

Пояснительная записка



Целью курса является профилизация предмета биологии. В курсе отражены основные задачи биологических наук – сохранение окружающей среды и здоровья человека, воспитание молодежи в свете представлений о месте человека в биосфере, о единстве происхождения и существования живой природы и человека.

В курсе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и изменениям учащихся по каждому разделу. Курс имеет опору на знания, полученные учащимися при изучении биологии младших классов, химии, физики, истории, географии. В логическую цепь объединяются эволюционное учение, история развития органического мира, антропогенез и разделы, изучающие взаимоотношения отдельного организма и окружающей среды.

В результате при изучении курса учащиеся должны приобрести знания:

-об особенностях жизни как формы существовании материи;

-о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами;

-об основных теориях биологии – эволюционной, антропогенеза;

-о соотношении социального и биологического в эволюции человека;

-об основных областях применения биологических знаний.

Умения:

-пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на земле;

-давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

-работать с учебной и научно-популярной литературой;

-владеть терминологией предмета;

-осуществлять проектно-исследовательскую деятельность.
Курс рассчитан на 34 часа.

Примерное тематическое планирование

(1 ч. в неделю, всего 34 ч.)



Наименование тем

Кол-во часов

Виды деятельности

ЦОРы

1.

Биосферный уровень организации живой материи

1

Конференция




2.

Гипотезы происхождения жизни на Земле

1

Семинар




3.

Эволюция биосферы

1

Лекция




4.

Характеристика и свойства живого вещества

1

Семинар




5.

Современная систематика живых организмов

1

Семинар

Тестирование

презентация

6.

Вирусы: существа или вещества?

1

Диспут




7.

Строение и метаболизм организма клеточного строения

1

Лекция




8.

Характеристика царства бактерий

1

Семинар, биологический диктант

таблицы

9.

Метаболизм бактерий. Хемосинтез.

1

Лекция




10.

Бактерии: враги или друзья человека?

1

«Круглый стол»

таблицы

11.

Характеристика царства растений

1

Семинар, терминологический диктант




12.

Клетки и ткани растений

1

Семинар

Презентация

13.

Строение и физиология растений

1

Семинар, тестирование

таблицы

14.

Важнейшие ароморфозы в эволюции растений.

1

Лекция




15.

Характеристика царства грибов

1

Семинар, биологический диктант




16.

Симбиотические связи грибов и растений

1

«Устный журнал»

таблицы

17.

О пользе и вреде грибов.

1

Конференция




18.

Характеристика царства животных

1

Семинар, биологический диктант




19.

Клетки и ткани животных организмов

1

Семинар

Презентация

20.

Важнейшие ароморфозы в эволюции животных

1

Лекция, работа с текстом




21.

Усложнение плана строения позвоночных

1

Лекция

видеофильм

22.

Эволюция нервной системы

1

Лекция




23.

Отличительные особенности человека

1

Семинар, биологический диктант




24.

Эволюция и перспектива развития человеческого организма

1

Творческие работы учащихся




25.

Паранормальные возможности человека

1

Сообщения учащихся




26.

Учение о ноосфере

1

Лекция




27.

Творческая роль человека в биосфере

1

Семинар




28.

Организация проектно-исследовательской деятельности уч-ся

5

Творческие работы учащихся




29.

Защита проектов учащихся

2

Доклады уч-ся





Краткое содержание курса по темам
Занятие 1

Биосфера, её структурные компоненты, круговорот веществ и энергии в биосфере.

Занятие 2

Теологические и научные представления о происхождении жизни на Земле. Коацерватная теория, гипотеза панспермизма.

Занятие 3

Биологическая эволюция как следствие химической эволюции. Абиогенный синтез. Протобионты и первые клеточные организмы. Пути совершенствования уровня организации живых существ.

Занятие 4

Определение жизни. Важнейшие критерии живых систем. Вероятность возникновения жизни в наше время.

Занятие 5

Важнейшие систематические единицы (царства, типы, отделы, классы, порядки, семейства, роды и виды). Основы современной систематики.

Занятие 6

Особенности строения вирусов. Признаки, характеризующие вирусы как живые существа или органические вещества. Современные представления о природе и происхождении вирусов.

Занятие 7

Строение клетки и её эволюционные преимущества по сравнению с организмами неклеточного строения. Обмен веществ живой клетки.

Занятие 8

Бактерии как представители прокариот. Особенности строения бактериальной клетки. Факторы эволюции бактерий.

Занятие 9

Классификация бактерий (бактерии-гетеротрофы, хемотрофы, автотрофы, аэробные и анаэробные бактерии). Виды хемосинтезирующих бактерий.

Занятие 10

Роль бактерий в окружающей среде и для человека. Биохимические, окислительно-восстановительные, концентрационные функции выполняемы бактериями в биосфере.

Занятие 11

Особенности строения растительных клеток и организмов растений. Классификация растений.

Занятие 12

Растительные ткани, их строение, эволюция, выполняемые функции, особенности клеток различных тканей.

Занятие 13

Сравнительная характеристика важнейших представителей растительного царства (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные). Важнейшие физиологические процессы растений (фотосинтез, дыхание, транспирация и др.).

Занятие 14

Пути эволюции растений. Основные ароморфозы, приводящие к появлению растительных организмов, осваивающих новую среду обитания. Причины господства покрытосеменных растений.

Занятие 15

Отличительные особенности строения и обмена веществ, классификация представителей царства грибов.

Занятие 16

Симбиоз. Симбиотическое взаимодействие грибов и растений. Микориза. Лишайники как пример самостоятельных симбиотических организмов.

Занятие 17

Биологическая роль грибов в природе и для человека.

Занятие 18

Особенности строения животных клеток и организмов. Классификация животных.

Занятие 19

Животные ткани. Строение клеток, их образующих, выполняемая функция, взаимодействие различных тканей в организме. Органы и системы органов.

Занятие 20

Важнейшие ароморфозы, приводящие к образованию крупных систематических единиц (класс рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Занятие 21

Сравнительная характеристика строения и жизнедеятельности основных систем органов животных организмов. Повышение уровня организации как следствие эволюционного процесса.

Занятие 22

Роль нервной системы в животном организме. Типы нервных систем. Усложнение организации нервной системы в связи с общим усложнением плана строения животных.

Занятие 23

Место человека в современной систематике. Признаки строения и жизнедеятельности, объединяющие человека с другими животными и отличающие человека от других организмов.

Занятие 24

Этапы антропогенеза. Эволюционные изменения строения, физиологии, психики человека. Возможные направления эволюции человека в будущем.

Занятие 25

«Сверхчеловеческие» возможности - примеры выдающихся физических и умственных способностей человека. Загадки человеческой психики (гипноз, чтение мыслей, способность к предсказанию и т.д.).

Занятие 26

Учение В.И. Вернадского о ноосфере - области творчества человеческого разума. Положительная и отрицательная антропогенное влияние на биосферу.

Занятие 27

Творческая работа учащихся на тему «Место человека в биосфере. Пути сохранения биосферы».

Занятие 28-32

Организация самостоятельной поисково-исследовательской работы учащихся по выполнению докладов, рефератов, проектов.

Занятие 33-34

Отчет учащихся о проведенной работе.

Методические рекомендации

При преподавании данного курса рекомендуется использовать Интернет-ресурсы:

1.Сайты учителей биологии А.Г.Козленко, А.П.Позднякова.

2. Био-Дан: тропинка в загадочный мир.

3. Теория эволюции как она есть.

4. Иллюстрированная энциклопедия животных .

Используемая литература:


  1. В.Б. Захаров и др. «Общая биология 10-11 класс», М., Дрофа, 2002г.

  2. Д.К. Беляев и др. «Общая биология 10-11 класс», М., Просвещение, 1991г.

  3. Н.П. Дубинин «Общая биология. Пособие для учителя», М., Просвещение, 1980г.

  4. А.В. Онищенко «Биология в таблицах и схемах», С-Петербург, Полиграфуслуги, 2005г.

  5. С.Г. Мамонтов «Биология для поступающих в ВУЗы», М., Высшая школа, 1992г.

  6. Д.И. Трайтак, Н.И. Клинковская «Биология. Справочные материалы», М., Просвещение, 1983г.

  7. Б.А. Кузнецов «Биология», М., Высшая школа, 1975г.

.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек» iconРабочая программа элективного курса по биологии «Биосфера и человек»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Отрокская общеобразовательная школа
Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек» iconПрограмма элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса
Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной...
Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек» iconПояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного...
Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся...
Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек» iconПояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена...
Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки
Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек» iconРабочая программа элективного предмета «Человек и его здоровье»
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Человек и его здоровье», составленного группой авторов Л. В....
Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек» iconРабочая программа основного общего образования по биологии для 8...
Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша Биология в основной школе:...
Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек» iconРабочая учебная программа по биологии для 10 класса Рабочая учебная...
Программы основного общего образования по биологии для 10 класса «Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11...
Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек» iconРабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье»
«Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного...
Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек» iconТеоретические основы курса "экология" биосфера и человек
Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:...
Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек» iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек» iconРабочая программа учебного курса биологии 8 класс Учитель: Краюхина...
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»...
Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек» iconПрограмма элективного курса по основам исторической антропологии «Человек и эпоха»
Программа элективного курса «Человек и эпоха» предназначена для изучения учащимися 10 классов. Курс рассчитан на 36 часов (количество...
Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек» iconРабочая программа элективного курса по биологии «экология человека»
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...
Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек» iconРабочая программа элективного курса составлена на основе программы...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского...
Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек» iconПрограмма элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы»
Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса
Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек» iconРабочая программа по биологии 6 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск