Скачать 105.14 Kb.
|
Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек» 2 ступень – 9 класс Базовый уровень Срок реализации – 1 год Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений по биологии Составитель программы Морозова Л.В. 2012г. Пояснительная запискаЦелью курса является профилизация предмета биологии. В курсе отражены основные задачи биологических наук – сохранение окружающей среды и здоровья человека, воспитание молодежи в свете представлений о месте человека в биосфере, о единстве происхождения и существования живой природы и человека. В курсе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и изменениям учащихся по каждому разделу. Курс имеет опору на знания, полученные учащимися при изучении биологии младших классов, химии, физики, истории, географии. В логическую цепь объединяются эволюционное учение, история развития органического мира, антропогенез и разделы, изучающие взаимоотношения отдельного организма и окружающей среды. В результате при изучении курса учащиеся должны приобрести знания: -об особенностях жизни как формы существовании материи; -о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами; -об основных теориях биологии – эволюционной, антропогенеза; -о соотношении социального и биологического в эволюции человека; -об основных областях применения биологических знаний. Умения: -пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на земле; -давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; -работать с учебной и научно-популярной литературой; -владеть терминологией предмета; -осуществлять проектно-исследовательскую деятельность. Курс рассчитан на 34 часа. Примерное тематическое планирование (1 ч. в неделю, всего 34 ч.)
Краткое содержание курса по темам Занятие 1 Биосфера, её структурные компоненты, круговорот веществ и энергии в биосфере. Занятие 2 Теологические и научные представления о происхождении жизни на Земле. Коацерватная теория, гипотеза панспермизма. Занятие 3 Биологическая эволюция как следствие химической эволюции. Абиогенный синтез. Протобионты и первые клеточные организмы. Пути совершенствования уровня организации живых существ. Занятие 4 Определение жизни. Важнейшие критерии живых систем. Вероятность возникновения жизни в наше время. Занятие 5 Важнейшие систематические единицы (царства, типы, отделы, классы, порядки, семейства, роды и виды). Основы современной систематики. Занятие 6 Особенности строения вирусов. Признаки, характеризующие вирусы как живые существа или органические вещества. Современные представления о природе и происхождении вирусов. Занятие 7 Строение клетки и её эволюционные преимущества по сравнению с организмами неклеточного строения. Обмен веществ живой клетки. Занятие 8 Бактерии как представители прокариот. Особенности строения бактериальной клетки. Факторы эволюции бактерий. Занятие 9 Классификация бактерий (бактерии-гетеротрофы, хемотрофы, автотрофы, аэробные и анаэробные бактерии). Виды хемосинтезирующих бактерий. Занятие 10 Роль бактерий в окружающей среде и для человека. Биохимические, окислительно-восстановительные, концентрационные функции выполняемы бактериями в биосфере. Занятие 11 Особенности строения растительных клеток и организмов растений. Классификация растений. Занятие 12 Растительные ткани, их строение, эволюция, выполняемые функции, особенности клеток различных тканей. Занятие 13 Сравнительная характеристика важнейших представителей растительного царства (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные). Важнейшие физиологические процессы растений (фотосинтез, дыхание, транспирация и др.). Занятие 14 Пути эволюции растений. Основные ароморфозы, приводящие к появлению растительных организмов, осваивающих новую среду обитания. Причины господства покрытосеменных растений. Занятие 15 Отличительные особенности строения и обмена веществ, классификация представителей царства грибов. Занятие 16 Симбиоз. Симбиотическое взаимодействие грибов и растений. Микориза. Лишайники как пример самостоятельных симбиотических организмов. Занятие 17 Биологическая роль грибов в природе и для человека. Занятие 18 Особенности строения животных клеток и организмов. Классификация животных. Занятие 19 Животные ткани. Строение клеток, их образующих, выполняемая функция, взаимодействие различных тканей в организме. Органы и системы органов. Занятие 20 Важнейшие ароморфозы, приводящие к образованию крупных систематических единиц (класс рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Занятие 21 Сравнительная характеристика строения и жизнедеятельности основных систем органов животных организмов. Повышение уровня организации как следствие эволюционного процесса. Занятие 22 Роль нервной системы в животном организме. Типы нервных систем. Усложнение организации нервной системы в связи с общим усложнением плана строения животных. Занятие 23 Место человека в современной систематике. Признаки строения и жизнедеятельности, объединяющие человека с другими животными и отличающие человека от других организмов. Занятие 24 Этапы антропогенеза. Эволюционные изменения строения, физиологии, психики человека. Возможные направления эволюции человека в будущем. Занятие 25 «Сверхчеловеческие» возможности - примеры выдающихся физических и умственных способностей человека. Загадки человеческой психики (гипноз, чтение мыслей, способность к предсказанию и т.д.). Занятие 26 Учение В.И. Вернадского о ноосфере - области творчества человеческого разума. Положительная и отрицательная антропогенное влияние на биосферу. Занятие 27 Творческая работа учащихся на тему «Место человека в биосфере. Пути сохранения биосферы». Занятие 28-32 Организация самостоятельной поисково-исследовательской работы учащихся по выполнению докладов, рефератов, проектов. Занятие 33-34 Отчет учащихся о проведенной работе. Методические рекомендации При преподавании данного курса рекомендуется использовать Интернет-ресурсы: 1.Сайты учителей биологии А.Г.Козленко, А.П.Позднякова. 2. Био-Дан: тропинка в загадочный мир. 3. Теория эволюции как она есть. 4. Иллюстрированная энциклопедия животных . Используемая литература:
. |
Рабочая программа элективного курса по биологии «Биосфера и человек» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Отрокская общеобразовательная школа | Программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной... | ||
Пояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного... Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся... | Пояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена... Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки | ||
Рабочая программа элективного предмета «Человек и его здоровье» Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Человек и его здоровье», составленного группой авторов Л. В.... | Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8... Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша Биология в основной школе:... | ||
Рабочая учебная программа по биологии для 10 класса Рабочая учебная... Программы основного общего образования по биологии для 10 класса «Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11... | Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного... | ||
Теоретические основы курса "экология" биосфера и человек Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:... | Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов | ||
Рабочая программа учебного курса биологии 8 класс Учитель: Краюхина... Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»... | Программа элективного курса по основам исторической антропологии «Человек и эпоха» Программа элективного курса «Человек и эпоха» предназначена для изучения учащимися 10 классов. Курс рассчитан на 36 часов (количество... | ||
Рабочая программа элективного курса по биологии «экология человека» Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает... | Рабочая программа элективного курса составлена на основе программы... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского... | ||
Программа элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы» Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса | Рабочая программа по биологии 6 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... |