Скачать 93.95 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Отрокская общеобразовательная школа Рассмотрено на Утверждена приказом метод. совете директором МКОУ протокол №___ Отрокская сош от_____________ __________ ( Л.В. Верещагиной) № __________от____________ Рабочая программа элективного курса по биологии « Биосфера и человек» 9 класс Григорьева Н.Н. 2012-2013 учебный год Пояснительная запискаЦель курса: профилизация предмета общей биологии в 9 классе. Задачи: - изучение основных понятий биологии и закономерностей; – развитие знаний о сохранении окружающей среды и здоровья человека; - воспитание молодежи в свете представлений о месте человека в биосфере; -развитие понимания о единстве происхождения и существования живой природы и человека. В курсе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и изменениям учащихся по каждому разделу. Курс имеет опору на знания, полученные учащимися при изучении биологии младших классов, химии, физики, истории, географии. В 9 классе в курсе «Человек и биосфера» биологические объекты изучаются на уровнях: организменном, популяционно-видовом, биогеоценотическом, биосферным. В логическую цепь объединяются эволюционное учение, история развития органического мира, антропогенез и разделы, изучающие взаимоотношения отдельного организма и окружающей среды. В результате при изучении курса учащиеся должны приобрести знания: -об особенностях жизни как формы существовании материи; -о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами; -об основных теориях биологии – эволюционной, антропогенеза; -о соотношении социального и биологического в эволюции человека; -об основных областях применения биологических знаний. Умения: -пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на земле; -давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; -работать с учебной и научно-популярной литературой; -владеть терминологией предмета; -осуществлять проектно-исследовательскую деятельность. Итогом изучения курса является презентация научно-исследовательских проектов. Примерное тематическое планирование (1 ч. в неделю, всего 34 ч.)
Краткое содержание курса по темам Занятие 1 Биосфера, её структурные компоненты, круговорот веществ и энергии в биосфере. Занятие 2 Теологические и научные представления о происхождении жизни на Земле. Коацерватная теория, гипотеза панспермизма. Занятие 3 Биологическая эволюция как следствие химической эволюции. Абиогенный синтез. Протобионты и первые клеточные организмы. Пути совершенствования уровня организации живых существ. Занятие 4 Определение жизни. Важнейшие критерии живых систем. Вероятность возникновения жизни в наше время. Занятие 5 Важнейшие систематические единицы (царства, типы, отделы, классы, порядки, семейства, роды и виды). Основы современной систематики. Занятие 6 Особенности строения вирусов. Признаки, характеризующие вирусы как живые существа или органические вещества. Современные представления о природе и происхождении вирусов. Занятие 7 Строение клетки и её эволюционные преимущества по сравнению с организмами неклеточного строения. Обмен веществ живой клетки. Занятие 8 Бактерии как представители прокариот. Особенности строения бактериальной клетки. Факторы эволюции бактерий. Занятие 9 Классификация бактерий (бактерии-гетеротрофы, хемотрофы, автотрофы, аэробные и анаэробные бактерии). Виды хемосинтезирующих бактерий. Занятие 10 Роль бактерий в окружающей среде и для человека. Биохимические, окислительно-восстановительные, концентрационные функции выполняемы бактериями в биосфере. Занятие 11 Особенности строения растительных клеток и организмов растений. Классификация растений. Занятие 12 Растительные ткани, их строение, эволюция, выполняемые функции, особенности клеток различных тканей. Занятие 13 Сравнительная характеристика важнейших представителей растительного царства (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные). Важнейшие физиологические процессы растений (фотосинтез, дыхание, транспирация и др.). Занятие 14 Пути эволюции растений. Основные ароморфозы, приводящие к появлению растительных организмов, осваивающих новую среду обитания. Причины господства покрытосеменных растений. Занятие 15 Отличительные особенности строения и обмена веществ, классификация представителей царства грибов. Занятие 16 Симбиоз. Симбиотическое взаимодействие грибов и растений. Микориза. Лишайники как пример самостоятельных симбиотических организмов. Занятие 17 Биологическая роль грибов в природе и для человека. Занятие 18 Особенности строения животных клеток и организмов. Классификация животных. Занятие 19 Животные ткани. Строение клеток, их образующих, выполняемая функция, взаимодействие различных тканей в организме. Органы и системы органов. Занятие 20 Важнейшие ароморфозы, приводящие к образованию крупных систематических единиц (класс рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Занятие 21 Сравнительная характеристика строения и жизнедеятельности основных систем органов животных организмов. Повышение уровня организации как следствие эволюционного процесса. Занятие 22 Роль нервной системы в животном организме. Типы нервных систем. Усложнение организации нервной системы в связи с общим усложнением плана строения животных. Занятие 23 Место человека в современной систематике. Признаки строения и жизнедеятельности, объединяющие человека с другими животными и отличающие человека от других организмов. Занятие 24 Этапы антропогенеза. Эволюционные изменения строения, физиологии, психики человека. Возможные направления эволюции человека в будущем. Занятие 25 «Сверхчеловеческие» возможности - примеры выдающихся физических и умственных способностей человека. Загадки человеческой психики (гипноз, чтение мыслей, способность к предсказанию и т.д.). Занятие 26 Учение В.И. Вернадского о ноосфере - области творчества человеческого разума. Положительная и отрицательная антропогенное влияние на биосферу. Занятие 27 Творческая работа учащихся на тему «Место человека в биосфере. Пути сохранения биосферы». Занятие 28-32 Организация самостоятельной поисково-исследовательской работы учащихся по выполнению докладов, рефератов, проектов. Занятие 33-34 Отчет учащихся о проведенной работе. Используемая литература:
|
Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек» Целью курса является профилизация предмета биологии. В курсе отражены основные задачи биологических наук сохранение окружающей среды... | Программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной... | ||
Рабочая программа элективного предмета «Человек и его здоровье» Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Человек и его здоровье», составленного группой авторов Л. В.... | Пояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного... Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся... | ||
Пояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена... Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки | Рабочая программа элективного курса по биологии «экология человека» Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает... | ||
Рабочая программа элективного курса составлена на основе программы... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского... | Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного... | ||
Программа элективного курса по основам исторической антропологии «Человек и эпоха» Программа элективного курса «Человек и эпоха» предназначена для изучения учащимися 10 классов. Курс рассчитан на 36 часов (количество... | Рабочая программа учебного курса биологии 8 класс Учитель: Краюхина... Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»... | ||
Программа «Фабрика здоровья» Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош... | Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | ||
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Программа элективного курса «Питание и здоровье» (10-11 кл.) Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека одна из главных задач биологии. Наиболее систематично... | ||
Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают... «человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное... | План элективного курса «Репетитор по биологии» Изучение данного курса направлено на углубление и расширение знаний учащихся по всем разделам школьного курса биологии. В ходе изучения... |