-
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБОУ «Никольская ООШ
им. Н.М.Рубцова»
Протокол от 29.08.2013 года
№ 1
| СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР МБОУ «Никольская ООШ им. Н.М.Рубцова»
_________ (Н.А.Воронина)
| УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Никольская ООШ
им. Н.М.Рубцова»
___________ (Ю.А.Шадрина)
Приказ от 29.08.2013года № 150
| Рабочая программа профориентационного
элективного курса 9 а класс Болдырева Ольга Владимировна,
учитель труда, 2 квалификационная категория.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся 9 а класса.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
· помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
· подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
· расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
· обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
· сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
· обучить планированию профессиональной карьеры. Общая характеристика элективного курса
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Этот курс может изучаться самостоятельно, но может быть дополнен следующими программами: «Когда общение становится профессией», «Техника без тайн», «С любой информацией на «ты», «Создание красоты», «Гармония природы», которые предусматривают проведение профессиональных проб.
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. (Большая часть практических заданий представлена в «Дневнике профессионального самоопределения старшеклассника» по курсу «Человек и профессия», разработанной коллективом авторов МОУ МУК. Ссылка на задания дана в колонке «Дидактические средства». Например, задание 2.2). На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы, «Дневник профессионального самоопределения».
При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.
Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов. Место курса в учебном плане.
На элективный курс в 9а классе по учебному плану ОУ из часов школьного компонента отводится 34 часов ( 1 час внеделю) Полный учебно-методический комплект курса состоит из следующих элементов:
· программа;
· методическое пособие для учителя;
· «Дневник профессионального самоопределения»;
· дидактический материал на электронных носителях.
Методическое пособие для учителя представляет собой рекомендации по реализации программы курса. В нем содержится обширный информационный материал, отобранный и структурированный в соответствии с целями курса, необходимый учителю для проведения занятий, а также методические рекомендации по выбору форм и методов их проведения. Пособие построено по блочно-модульному принципу, что позволит педагогу конструировать и реализовывать многовариантные образовательные траектории. Результаты освоения элективного курса
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
· психологические особенности личности;
· самоопределение;
· профессиональные интересы и склонности, способности;
· классификация, типы и подтипы профессий;
· профессиограмма;
· профессиональная пригодность;
· проектирование профессионального жизненного пути;
· карьера, виды карьеры;
· личный профессиональный план;
· общение;
· самооценка;
· профпригодность;
· компенсация способностей;
· рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
· раскрывать психологические особенности своей личности;
· выявлять свои способности и профессиональные интересы;
· определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
· работать с профессиограммами;
· ориентироваться в типах и подтипах профессий;
· составлять личный профессиональный план;
· проектировать свою профессиональную карьеру.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
· междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
· интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
· обучение через опыт и сотрудничество.
Содержание элективного курса
I. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
II. Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
III. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
V. Профессиональное самоопределение
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана. VII. Обобщение
Построение личного профессионального плана. Зачет.
Учащиеся должны знать:
· определение понятия «личный профессиональный план».
Учащиеся должны уметь:
· провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».
Календарно – тематическое планирование.
n/n
| Наименование тем
| I
| Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана
| 1
| II
| Познавательные процессы и способности личности
| 6
| 2.1
| Память. Внимание
| 2
| 2.2
| Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение
| 1
| 2.3
| Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта
| 2
| 2.4
| Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей
| 1
| III
| Психология личности
| 6
| 3.1
| Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка
| 2
| 3.2
| Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды
| 2
| 3.3
| Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов
| 2
| IV
| Мир профессий
| 10
| 4.1
| Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда
| 2
| 4.2
| Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы
| 2
| 4.3
| Типы профессий. Матрица выбора профессий
| 1
| 4.4
| Характеристика профессий типа «человек – человек»
| 1
| 4.5
| Характеристика профессий типа «человек – техника»
| 1
| 4.6
| Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»
| 1
| 4.7
| Характеристика профессий типа «человек – природа»
| 1
| 4.8
| Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»
| 1
| V
| Профессиональное самоопределение
| 7
| 5.1
| Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)
| 2
| 5.2
| Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей
| 2
| 5.3
| Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)
| 1
| 5.4
| «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо»
| 1
| 5.5
| Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии
| 1
| VI
| Подготовка к будущей карьере
| 2
| 6.1
| Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования
| | |