Элективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Гоманюк Т. Д., учителя истории.





Скачать 120.22 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Гоманюк Т. Д., учителя истории.
Дата публикации02.03.2015
Размер120.22 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > История > Элективный курс




Элективный курс «Историческая личность»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Гоманюк Т. Д., учителя истории.

Элективный курс «Историческая личность» предназначен для учащихся 9 класса. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.

При изучении курса осуществляется связь с такими предметами как: экономика, культурология, краеведение, информатика.

Особое внимание в программе уделяется организации самостоятельной деятельности учащихся на всех этапах работы. Учебный процесс предусматривает классно – урочную систему.

В зависимости от имеющегося учебного типового оборудования, а также особенностей класса, учителю предоставляется право вносить коррективы в планирование и методику проведения занятий.

Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации.

Цели курса:

  • осмысление роли великих деятелей в судьбе России;

  • осознание роли личности в истории;

  • ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства;

  • развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;

  • совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Задачи:

  • расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;

  • через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;

  • развивать умения составлять характеристику исторической личности;

  • определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;

  • воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;

  • воспитывать патриотические чувства.

Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:

  • проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);

  • создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;

  • большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;

  • в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.

Данная программа рассчитана всего 17 часов. Программа ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, а также заложено использование таких видов контроля, как тестирование, написание и защита рефератов, написание эссе. Курс может завершаться защитой проектных работ по одной или нескольким темам, проект может быть как индивидуальным, так и групповым.

Практическое занятие

Это форма занятия, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической и творческой деятельности или осваивают сложные познавательные приёмы, необходимые для серьёзного и активного изучения прошлого.

Структура практического занятия по решению познавательных задач.

1-й этап – организационный. Сообщается тема занятия, его задачи, условия проведения, формы работы учеников: индивидуальная, групповая, фронтальная. Если необходимо, распределяются роли консультантов, спикеров, экспертов, формируются рабочие группы.

2-й этап – решение познавательных задач.

3-й этап – обсуждение готовых решений.

4-й этап – подведение итогов

Предполагаемые результаты.

Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс позволяет познакомиться и с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России. В текущем году 20% учащихся выбрали курс по истории с целью подготовки к ЕГЭ.

Содержание программы

Раздел 1. Земля русская (5 часов)

Тема 1. Первые князья. (1 ч.)

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.

Тема 2. Первые святые на Руси. (1 ч.) Борис и Глеб – князья мученики.

Тема 3. Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. (1 ч.)

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц. Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.

Тема 4. Князья периода феодальной раздробленности. (1 ч.)

Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности. Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.

Тема 5. Деятели русской церкви и культуры. (1 ч.)

Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский.

Раздел 2. Московская Русь. (2 часов)

Тема 1. Иван Калита, Дмитрий Донской. (1 ч.)

Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений. Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.

Тема 4. Иван III, Иван IV Грозный. (1 ч.)

Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.

Раздел 3. Россия в XVII веке. (3 часов)

Тема 1. Борис Годунов. (1 ч.)

Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

Тема 2. Алексей Михайлович «Тишайший». (1 ч.)

Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства. XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.

Тема 3. Церковный раскол, деятели культуры. (1 ч.)

Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы. Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.

Раздел 4. Россия в XVIII веке. (4часов)

Тема 1. Петр Первый. (1 ч.) Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика. Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков.

Тема 2. Женщины на престоле. (1 ч.)

Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.

Тема 3. Елизавета Петровна. (1 ч.)

Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.

Тема 4. Екатерина Великая. (1 ч.)

Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства. Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева. Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов, Ушаков.

Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов. (2 часа)

Тема 1. Александр I. (1 ч.)

“Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика. Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка. Витте С.Ю. Министр путей сообщения. Министр финансов. Денежная реформа. “Золотой червонец”. Винная монополия. Подписание Портсмудского мирного договора.

Тема 2. Столыпин П.А. (1 ч.) Биография Петра Аркадьевича Столыпина. Начало служебной деятельности в министерстве внутренних дел. На посту Гродненского губернатора. Деятельность в Саратовской губернии. Новое назначение: П.А. Столыпин – министр внутренних дел. Аграрные преобразования. “Капитализация” деревни. Меры по разрушению общины. Переселенческая политика. Защита помещичьего землевладения. Противоречивость и незавершенность реформы. Трагический финал.

Итоговое повторение (1 час)

Учебно-тематическое планирование курса



Раздел, тема занятия.

Количество часов

Форма занятия

Форма контроля

Земля русская (5 часов)

1

Первые князья.

1

Лекция

Проблемное задание

2

Первые святые на Руси. Борис и Глеб – князья мученики.

1

Лекция

Сообщения

3

Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

1

Лекция

Сообщение

4

Князья периода феодальной раздробленности.

1

Практикум

Работа с картой.

Сравнительная таблица

5

Деятели русской церкви и культуры.


1

Деловая игра

Таблица

Московская Русь (2 часов)

6

Иван Калита, Дмитрий Донской.

1

Практикум


Сравнительная таблица

7

Иван III, Иван IV Грозный.

1

Практикум


Схема

Россия в XVII веке (3 часов)

8

Борис Годунов.

1

Беседа

План

9

Алексей Михайлович «Тишайший».

1

Лекция

Реферат

10

Церковный раскол, Деятели культуры.

1

Дискуссия.

Конспект

Россия в XVIII веке (5 часов)


11

Петр Первый

1

Урок-конференция; дискуссия.

Эссе, тест.

12

Женщины на престоле.

1

Работа с Интернет-ресурсами

Конспект

13

Елизавета Петровна.

1

Урок-конференция.

Схема

14

Екатерина Великая

1

Урок-конференция

Конспект, таблица

Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов. (2)

15

Александр I.

1

Рассказ учителя, со­общение учащегося по теме

Тест

16

Столыпин П.А.

1

Урок-конференция

Таблица.

17

Итоговое повторение

1

Защита рефератов, проектов, тест.




Всего

17







Рекомендуемая литература.

  1. Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб., 1997.

  2. Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 1991.

  3. Васильева Л.Н. Жены русской короны. М, 1999.

  4. Женщины в исторических судьбах России. Кострома, 1995.

  5. История России в лицах. СД. Отличник.

  6. История России в лицах и датах. М., 1995.

  7. История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник. КНоРус, 2007.

  8. Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М., Школа-Пресс, 2002.

  9. Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М., Школьная пресса, 2002.

  10. Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX в. М., Школьная пресса, 2003.

  11. Манько А.В. Выдающиеся деятели XX в. М., Школьная пресса, 2004.

  12. Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

  13. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. Издательство "Мысль", 1985.

  14. Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862–1917 гг. М., 1997.

  15. Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

  16. Сороткина Н.М. История России в лицах. Терра, 2003.

  17. Энциклопедия по истории России. Ариада, 1998–1999 г.

  18. Энциклопедия по истории России. Русика, 2003 г.

  19. Энциклопедический справочник школьника. История России. М., 1997.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Гоманюк Т. Д., учителя истории. iconПрограмма «Фабрика здоровья»
Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош...
Элективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Гоманюк Т. Д., учителя истории. iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Элективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Гоманюк Т. Д., учителя истории. iconЭлективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного...
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Элективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Гоманюк Т. Д., учителя истории. iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Элективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Гоманюк Т. Д., учителя истории. iconРабочая программа разработана на основе разработана на основе Программы...
Программы элективного курса «Полезные навыки»,созданной группой педагогов пензенских школ Гришаковой Е. А учителя технологии моусош...
Элективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Гоманюк Т. Д., учителя истории. iconРабочая программа элективный курс по истории
Программа элективного курса «История в лицах. Реформы и реформаторы» предназначена для изучения учащимися 9 классов и составлена...
Элективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Гоманюк Т. Д., учителя истории. iconПояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных...
Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология
Элективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Гоманюк Т. Д., учителя истории. iconПояснительная записка
...
Элективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Гоманюк Т. Д., учителя истории. iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Элективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Гоманюк Т. Д., учителя истории. iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Элективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Гоманюк Т. Д., учителя истории. iconПрограмма элективного курса 10 класс Часовская С. М. учитель мхк...
Элективный курс «Культурное наследие нашего края» для учащихся старшей школы рассчитан на 34 часа
Элективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Гоманюк Т. Д., учителя истории. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа элективного курса разработана на основе программы Леготиновой С. Н. Графический редактор Photoshop. Элективный...
Элективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Гоманюк Т. Д., учителя истории. iconПояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена...
Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки
Элективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Гоманюк Т. Д., учителя истории. iconЭлективный курс «Естественнонаучная картина мира» является адаптированным....
Однако в связи с этим сама наука претерпевает существенную трансформацию. В ней происходит переход от фрагментного, мозаичного познания...
Элективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Гоманюк Т. Д., учителя истории. iconРабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории»
«Личность в истории», разработанного Сиденко Е. В., учителем истории моу «сош №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского...
Элективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Гоманюк Т. Д., учителя истории. iconЭлективный курс по теме «Алгебра матриц. Методы решения систем линейных...
Данный элективный курс рассчитан на 14 часов. Разработаны конспекты всех уроков элективного курса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск