Рабочая программа разработана на основе разработана на основе Программы элективного курса «Полезные навыки»





Скачать 321.35 Kb.
НазваниеРабочая программа разработана на основе разработана на основе Программы элективного курса «Полезные навыки»
страница1/2
Дата публикации25.03.2015
Размер321.35 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2


Пояснительная записка


Данная рабочая программа разработана на основе разработана на основе Программы элективного курса «Полезные навыки»,созданной группой педагогов пензенских школ Гришаковой Е.А(учителя технологии МОУСОШ №8 г.Каменка, М.А.Рожковой, зам. директора по УВР МОУ СОШ с. Трескино, О.А.Кузнецовой, Т.П.Ерышовой МОУ СОШ с.Лунино

Элективный курс» Полез ные навыки» состоит из шести модулей:
1.Ведение домашнего хозяйства.

2.Здоровье и безопасность.

3.Культурный досуг.

4.Познай себя.

5.Приусадебное хозяйство.

6.Техника и технология.

Согласно Учебному плану МОУ СОШ с. Кириллово на изучение элективного курса «Полезные навыки» в 8классе отводится 1 час в неделю (всего 35 часов в год).
Модуль «Ведение домашнего хозяйства» 5часов

Основные задачи курса6

Образовательные

• подготовить учащихся к пониманию жизни, тех забот и проблем, с которыми они столкнутся, став взрослыми.

Развивающие

• познакомить учащихся с примерным ведением домашнего хозяйства;

• изучение азов садоводства, цветоводства и огородничества;

Воспитательные

• воспитывать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней;

• помочь учащимся синтезировать разрозненные знания о ведении домашнего хозяйства, добытые из множества источников;

• пробудить у ребят любознательность, добрые чувства ко всему, что дано природой.

Темы:

Комнатные растения и уход за ними. Вертикальное озеленение. Ваш цветник в саду. Умейте говорить с цветами.

История садоводства. Освоение садового участка. Плодово-ягодные культуры. Уход за садом.

Встреча с садоводами-любителями.(экскурсия на участки односельчан)

Факторы роста и развития овощных культур.Способы посева и посадки. Особенности ухода за овощными культурами. Заготовки из овощей.

Экзотические лекарственные и овощные растения.Целебные пряности. Ягодные культуры. Пришельцы из других стран. Целебные культуры в кулинарии.




В гармонии с природой.

5




1

Зеленые оазисы дома

1

Проблемная беседа

2

Блаженство – творить в природе

1

1

Встреча с садоводами-любителями










3

Посев рассады

Практическое занятие

4

Когда зазеленеют грядки

1

Практическое занятие

5

Удивительное на грядке

1

Экскурсия в ботанический сад



Модуль

«Здоровье, имидж и социальный успех»

I. Пояснительная записка
Имидж – продукт цивилизации, до недавних пор для отечественного менталитета во многом чуждый. Однако в последние годы наша страна стремительно вошла в систему западных межличностных и прежде всего деловых отношений, поэтому познание имиджа и освоение технологий его создания становится россиянам всё более необходимым для достижения успеха в новых условиях.

Понятия «здоровье», «имидж» и «социальный успех» взаимосвязаны. Любая социальная роль предполагает определённый образ, и только соответствие ему способствует достижению успеха. Но понимают это далеко не все. Часто по причине имиджелогической и психологической неподготовленности. Поэтому технологиям создания имиджа и достижения социального успеха необходимо учить. Даже фрагментарное знакомство с имиджелогией помогает избежать ошибок во взаимоотношениях с людьми и в профессиональной деятельности.

Данный курс предусматривает обширный содержательный материал и разнообразные формы работы, такие как групповая, индивидуальная, самостоятельная, решение проблемных ситуаций, дифференцированные задания, диспуты, работа на компьютере с различными программами и тестами.

Содержание курса качественно отличается от базовой программы тем, что базовая программа не предусматривает рассмотрение большинства тем данного курса, в ней нет взаимосвязи имиджа и социального успеха, а данная программа построена именно на этом. В базовой программе не предусмотрены часы на практические работы на компьютере с рядом программ по данной теме, что является межпредметной связью с информатикой, очень интересно и наглядно демонстрирует материал. Практические работы выходят за стены кабинета технологии. Уроки проводятся в кабинете информатики, медицинском кабинете, спортивном зале, « Салоне красоты», городской службе занятости населения, что позволяет наиболееполно применить предпрофильную подготовку.

В связи с тем, что мною собран огромный учебный и вспомогательный материал по данной теме это позволяет использовать набор тестов по каждому разделу, тем сам осуществлять контроль знаний уч-ся. Использование цифровой камеры, мультимедиа, компьютерных программ: «Салон красоты», «1000 причесок», «Выбор профессии», DVD дисков «Массаж красоты», «Стильно или модно», «Твой творческий потенциал», «Зарядка и осанка».

Успехи в изучении данного курса возможно оценить самостоятельных, письменных, творческих работ, тестов, проектов, компьютерным программам, составлению автобиографии, резюме, самопризентации.

В процессе работы необходимо фиксировать динамику интереса к данному курсу с помощью карты по следующим параметрам: доступность материала, проявленный интерес к данной теме, доля самостоятельности уч - цы, необходимость материала по данной теме в обыденной жизни, степень предпрофильной подготовки, желание продолжить работу над данной темой.

В программе «Имидж и социальный успех» на занятиях предусмотрена большая доля самостоятельности уч-ся. Самостоятельная постановка проблемы и ее решение, диспуты на заданную тему, беседы со специалистами по вопросам интересующим учащихся, самостоятельное составление собственного имиджа все это способствует снижению замкнутости, умению самостоятельно ставить и решать определенные задачи, что в конечном итоге при продолжении работы в этом направлении ведет к самосознанию социальноуспешного современного человека.

Цель: формирование практических и теоритических навыков по взаимодействию здоровья, имиджа и социального успеха.
Курс ставит своей целью следующие задачи:

  1. Формирование у детей желания и умения добывать нужный материал;

  2. формировать посредствам организации широкого общения с руководителем курса, между членами курса умение создавать имидж способствующий социальному успеху;

  3. развитие навыков создания имиджа;

  4. учится выявлять и осознавать свои склонности и способности в той или иной сфере деятельности;

  5. формировать умение самостоятельной разработки и создания образа;

  6. обучать умению ухода за лицом, волосами, искусной речи, красивой походке, стилю в одежде, правилам хорошего тона;

  7. готовить молодежь к выбору профессии;

  8. прививать осознание неразделимости имиджа и социального успеха;

  9. учить умению преподать себя в обществе, устройстве на работу.


После окончания курса обучения, предусмотренного этой программой, учащиеся получат следующие знания:

    • -- смысл понятий здоровье, имидж и социальный успех, и их взаимосвязь;

    • -- взаимосвязь внешней красоты и физического здоровья;

    • -- последовательность и правильность нанесения макияжа;

    • -- искусство речи;

    • -- стиль в одежде;

    • -- правила хорошего тона;

    • -- комплекс упражнений по коррекции фигуры, осанки и улучшению

    • походки;

    • -- способы определения своих склонностей и способностей.

Учащиеся приобретут следующие умения:

  • -- видеть свои положительные и отрицательные стороны, уметь скрывать

недостатки и подчеркивать достоинства;

  • -- проводить очищение кожи, массаж лица и рук, составлять и наносить

маски;

  • -- создавать на компьютере макияж и прически на собственном

  • -- составлять резюме;

  • -- правильно и красиво ходить;

  • -- одеваться стильно;

  • -- создавать план достижения социального успеха;

  • -- вежливо разговаривать, правильно здороваться, есть и пить за столом,

  • вести себя в кино, театре, общественном транспорте, на деловом приеме.



II. Учебно-тематический план


п/п

Раздел

Темы

Кол-во часов

Теория

Практика



I.



Введение.
1.Основные составляющие имиджа. Здоровье, имидж и социальный успех




1



0,5




0,5



II.


Красота и здоровье.

«С лица воды не пить» или «Лицо является безмолвной рекомендацией»
1.Уход за кожей.

2.Уход за ногтями.

3.Основы макияжа.

4.Уход за волосами.





4




2



2



III.



Искусная речь.
1.Правильность, точность, ясность, логичность и простота речи.

2.Составление резюме.




2



1



1



IV.



Походка говорит о многом.
1.Как научиться ходить красиво?

2.Как подкорректировать недостатки фигуры.




2




1



1



V.



Стиль в одежде.
1.Модно или стильно? Выбор одежды.

3.Десять цветных советов.




2



1



1


VI.


Основные правила хорошего тона.
1.Общие правила этикета.

2.Психология поведения.



4


2



2





ИТОГО:



15 часов


7,5


7,5



III.Содержание программы
I.Введение (1 час)

1.Основные составляющие имиджа. Имидж + социальный успех.
Ознакомление с программой. Демонстрация работ, изготовленных учащимися в прошлом учебном году. Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы на занятиях. Правила безопасности труда и личной гигиены.

Знакомство учащихся с понятиями «здоровье», «имидж» и «социальный успех». Неразрывность этих двух понятий. Основные составляющие имиджа: внешняя привлекательность, походка, умение стильно одеваться, искусная речь, знание правил хорошего тона.

Просмотр видео-фильма «здоровье, имидж и социальный успех».

Практическая работа. Составление плана достижения социального успеха, диспут по данной теме.

.
II.Красота и здоровье (4 часа)
1.Уход за кожей.

Правильное питание, очищающие процедуры, массаж лица и рук, определение типа кожи, составление рецептов масок для различных типов кожи.

Практическая работа: проведение очищения, массажа и наложение масок.
2.Уход за ногтями.

Маникюр. Болезни ногтей и борьба с ними. Этапы покраски ногтей.

Практическая работа: составить рецепты по лечению ломких и слоящихся ногтей,укрепление ногтей, проведение маникюра, покраска ногтей.
3.Основы макияжа.

Стили макияжа 20 века. Виды макияжа. Сезонный макияж. Исправление дефектов и подчеркивание достоинств с помощью макияжа.

Практическая работа: работа на компьютере, подбор макияжа к своему лицу, программа «Салон красоты».
4.Уход за волосами.

Типы волос. Составляющие ухода за волосами. Лечение волос. Причёски на длинных и коротких волосах. Исправление дефектов внешности с помощью причёски.

Практическая работа. Подбор причёсок к своей внешности с помощью компьютерной программы «Салон красоты» и «1000 причёсок», составление рецептов лечебных и питательных масок для различных типов волос.

.

III.Искусная речь (2 часа)
1.Искусная речь.

Соответствие нашей речи принятым литературно-языковым нормам. Необходимость соответствия изложения материала мыслям говорящего, доступности пониманию слушателей естественности и отсутствие вычурности, разнообразия используемых языковых средств.

Практическая работа. составить автобиографии.
2.Составление резюме.

Правила составления резюме. Необходимость умения составления резюме.

Практическая работ:. составить собственное резюме и резюме своим родителям.
IV.Походка говорит о многом (2 часа)
1.Как научиться ходить красиво.

Определение характера человека по походке. Упражнения для улучшения походки. Что такое неправильная осанка и как её исправить.

Практическая работа. Проводится в спортивном зале. Комплекс упражнений по улучшению походки, для равновесия, для мышц шеи, выпрямляющие спину, для мышц живота, для ног, на устранения плоскостопия.
V.Стиль в одежде (2 часа)
1.Модно или стильно? Выбор одежды.

Определение того, что важнее мода или стиль в одежде. Виды стилей. Подчёркивание достоинств и сокрытие недостатков с помощью одежды.

Практическая работа. Дефеле «Создание образа по заданному времени года, месту и времени проведения того или иного мероприятия», диспут на тему «Что лучше быть модным или стильным?»

.
2.Десять «цветных» советов.

Соответствие цвета одежды цвету кожи и волос. Сочетаемость цветов в одежде. Определение характера и настроения человека по цвету его костюма.

Практическая работа.составить таблицу:

1.предпочтительных цветов в соответствии с цветом кожи волос и глаз;

2.сочетаемости цветов в одежде.
VI.Основные правила хорошего тона (4 часа)
1.Общие правила этикета.

Как правильно здороваться. Вежливость при разговоре. Как вести себя в гостях и принимать их дома. Посещение больных. Как делать и принимать подарки. Сервировка стола. Что и как едят и пьют? Поведение на улице, в общественном транспорте, театре и кино, в магазине.

Практическая работа: составить брошюрку «Свод правил хорошего тона», провести игровую викторину для младших школьников.
2.Психология поведения.

Как завоевать авторитет в любом коллективе. Проблемы, которые могут этому помешать. Излишняя скромность – это враг. Как познакомится с незнакомым человеком.

Практическая работа. Психологическая игра «Я – ты, ты – я», тест «Осознаешь ли ты себя привлекательной»

.

Условия реализации.

Для осуществления данной программы необходимо: видео-фильм «Здоровье, имидж и социальный успех», компьютерные программы, цифровая камера, мультимедиа, компьютерные программ: «Салон красоты», «1000 причесок», «Выбор профессии», DVD дисков «Массаж красоты», «Стильно или модно», «Твой творческий потенциал», «Зарядка и осанка»; дидактическая папка по составлению резюме; комплекс упражнений по улучшению походки, для равновесия, для мышц шеи, выпрямляющие спину, для мышц живота, для ног, на устранения плоскостопия; методические рекомендации психологической игры «Я – ты, ты – я», косметические средства, маникюрные наборы.

Перечень учебных пособий,

рекомендуемых к использованию в процессе занятий

по элективному курсу «Здоровье, имидж и социальный успех»
1.Н.Н. Чистякова, Учителю труда о профессиональной ориентации учащихся. – М.: Просвещение, 1982. – 175 с. (Б-ка учителя труда)

2.Н.В. Синицына, Гигиена девушки – М.: 2000 г.

3.А.А. Михайлов, Ориентация школьников на профессии сферы обслуживания (Из опыта работы). Пособие для учителя / Сост. А.А. Михайлов, Под ред. Л.П. Шило. – М.: Просвещение, 1981 – 125 с.

4.С.Ю. Сахарова, Академия Домашних Волшебников: Научно-художественная лит. / - 4-е изд., доп. – М.: Детская лит., 1992 – 272 с.: ил.

5.Журнал, Биология №42 / 1995, Питание и здоровье с. 5-7

6.Журнал, Биология №10 / 1997, Урок-концепция по теме «Гигиена кожи», с.32

7.Иванова И.И. Причёски: утром – в офис, вечером в клуб // Лиза 2006, №5 с.7-8

8.Двадцать маленьких подсказок на пути к успеху // Лиза 2007, №9 с.10

9.Советы по уходу за волосами // Лиза 2007, №5 с.16

10.Здоровые волосы // Лиза 2007, №6 с.17

11.Модный наряд для ногтей // Лиза 2006, №3 с.18

12.Выпадение волос: новые методы лечения // Лиза 2006 с.21

13.Безукоризненный макияж // Лиза 2007, №10 с.24

14.Масленков А.М. 258 рецептов народной медицины и косметики

15.Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: 8-11 кл. – М.: Просвещение, 1995

16.Твоя профессиональная карьера: 8-11 кл. / Под ред. С.Н. Чистяковой и Т.И. Шалавиной – М.: Просвещение, 2000

17.Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс / Сост. Л.П. Барылкина, С.Е. Соколова М.: 5 за знания, 2006 – 208 с. (Методическая библиотека).

18.Морозова Л.Н. Технология в 5-11 классах: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2007. 204 с.

19.Широкова Л.П., Богатырёва Л.В. Культура дома (учебное пособие). – Пенза.: Издательство ИПК и ПРО, 2003. 79 с.

20.Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха: Эксперим.учебн.для 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2001 – 144 с.

21.Сыэрд Ю. Индивидуальность подростка и выбор профессии – Таллин: Валгус, 1988. 56 с.

22.Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. Учебник для учащихся 10-11 общеобразовательных школ, гимназий, лицеев – М.: «Вента – Графт», 2001 – 176 с.
Модуль «Приусадебное хозяйство»

Пояснительная записка

Данная программа модуля “Приусадебное хозяйство” включена в курс «Полезные навыки» Программа ориентирована на попытку воспитания у подростков стремления к ведению своего хозяйства, став хорошими семьянинами и домохозяйками.

Основные цели курса:

•формирование у учащихся готовности к ведению домашнего хозяйства;

•научить находить способы преодоления проблем с экономией, рачительностью;

•попытаться выяснить, что нужно делать, чтобы стать хорошими домохозяйками и по возможности одарить счастьем всех тех, с кем сталкивает жизнь.

Основные задачи курса:

Образовательные

•дать учащимся представление об индивидуальных особенностях и способностях человека;

•подготовить учащихся к пониманию жизни, тех забот и проблем, с которыми они столкнутся, став взрослыми.

Развивающие

• познакомить учащихся с примерным ведением домашнего хозяйства;

• изучение азов садоводства, цветоводства и огородничества;

• расширить уровень знаний по ведению фермерского хозяйства.

Воспитательные

• воспитывать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней;

• помочь учащимся синтезировать разрозненные знания о ведении домашнего хозяйства, добытые из множества источников;

• пробудить у ребят любознательность, добрые чувства ко всему, что дано природой.

Планируемый результат:

В результате проведенного учебного курса учащиеся

должны иметь представление:

• какой должна быть экономика в быту;

• о значении садоводства и огородничества в домашнем хозяйстве;

• о выращивании комнатных растений и об уходе за ними;

• о разбивке грядок, посеве и посадке садовых и овощных культур и уходе за ними ;

• об экзотических лекарственных растениях;

• о содержании и разведении домашних птиц и животных;

• о ведении домашнего хозяйства;

должны знать:

• основные понятия и термины;

• виды расходов калорий в продуктах;

• как экономить и распределять доходы и расходы в домашнем хозяйстве;

• элементарные способы посева и посадки садово-огородных культур;

• виды плодово-ягодных культур;

• названия болезней и вредителей садово-огородных культур;

• о целебных свойствах овощных и лекарственных растений;

• простейшие рецепты овощных салатов;

• некоторые породы домашней птицы и домашних животных;

должны уметь

• вести контроль расходов и доходов в хозяйственных книгах;

• правильно покупать продукты и хранить их.

• правильно ухаживать за комнатными, садово-огородными растениями;

• правильно содержать домашних животных и птиц, ухаживать за ними;

• отличать органические удобрения от минеральных;

•применять полученные знания в жизни;

• правильно распределять силы и ресурсы при ведении домашнего хозяйства.

Программа и учебный план

Определение понятия “Приусадебное хозяйство”.Домоводство не только женская работа. Хозяин дома и его дом. Умение вести контроль расходов и доходов.

Тема 1. Экономика и быт – 2 часа

Трудолюбие как качество личности. Умение считать. Как стать стратегом в доме. Умение вести хозяйственную и кассовую книги.

Питание – неотъемлемая составная часть жизни.Умение говорить с продуктами на “вы”. Поговорим о культуре питания. Расход калорий в различных продуктах. Умеем ли мы хранить продукты. Круглый стол.

Тема 3. В гармонии с природой - 2 часа

Встреча с садоводами-любителями.(экскурсия на участки односельчан)

Факторы роста и развития овощных культур.Способы посева и посадки. Особенности ухода за овощными культурами. Заготовки из овощей.

Тема 4. Домашняя птица –3 часа

Выбор пород кур. Содержание и разведение молодняка. Использование мяса, яиц кур.

Выбор пород уток. Разведение уток. Использование мяса и пуха уток.

Выбор пород гусей. Содержание и разведение гусей. Использование мяса и пуха гусей.

Тема 5. Домашнее животноводство –1час

Подбор пород кроликов. Содержание и кормление кроликов. Использование мяса и шкурок кролика.

Тема 17. Домоводство – это для нас – 1 час

Защита рефератов, проектов по темам. Защита дизайн-папок по цветоводству, садоводству, птицеводству, животноводству. Составление фотоальбомов.

Основные формы и методы работы:

Для достижения поставленных целей и задач особое место в программе занимают следующие формы работы:

  • лекционные занятия (беседы, мини-лекции)

  • встречи (садоводы-любители, кролиководы, птицеводы, животноводами)

  • защита проектов, рефератов, фотоальбомов .

Основные понятия курса:

- домоводство, цветоводство, садоводство,огородничество, животноводство.

Оценка качества знаний:

При оценке качества знаний учитывать обширность материала реферата, его оформление,самостоятельную работу ученика.

Оформление фотоальбомов должно быть с качественными фотографическими изображениями и краткими описаниями того или иного объекта и с описанием ухода за ним.

Списки тем сообщений:

Для каждого дня и для каждого дома.
Легенды и были о продуктах.
Мы и наша семья.
Народные приметы в домашнем хозяйстве.
Сад и огород в комнате.
Сад и огород в доме.
Уголок природы в твоем сердце.
Умный огород в твоем хозяйстве.
Умный сад – как отдых для души.
Хлеб в нашем доме.
Цветы – радость жизни.
Экзотика на нашем столе.
Экономика должна быть экономной.

№№ п. п.

Тема занятия

Время на изучение

Формы и методы работы




Уроки экономики в быту

2




1

Наш дом и мы в нем хозяева

1

Проблемная беседа

2

Каждая крошка в ладошку

1

Круглый стол




В гармонии с природой.

2




3

Когда зазеленеют грядки

1

Практическое занятие

4

Удивительное на грядке

1

Экскурсия в ботанический сад




Домашняя птица

3




5

Курочка-ряба

1

Проблемная беседа

6

Серая шейка

1

Проблемная беседа

7

Гуси-лебеди

1

Проблемная беседа




Домашнее животноводство

1




8

разведение кроликов

1

Проблемная беседа

9

Домоводство – это для нас

1

Защита проектов, рефератов
фотоальбомов




Всего:

9





Список использованной литературы при подготовке программы:

  1. “Приусадебное хозяйство”, ежемесячный журнал, за 2000 – 2004 гг.

  2. Умный огород в деталях. Н. И. Курдюмов, Ростов н/Д, 2003 г.

  3. Умный сад в подробностях. Н. И. Курдюмов, Ростов н/Д, 2003 г.

  4. Популярная кулинария. А. В. Самсонов, Ижевск,1994 г.

  5. 1000 советов любителю мастерить. Х. Г. Кучушев, Казань,1984 г.

  6. Программы общеобразовательных учреждений, М., 2001 г.

  7. Уроки экономики в быту, Е. М. Каневский, Э. В. Краснянский, М. М. Лысов, М.,1985 г. Для дома, для семьи. Х. Г. Кучушев, Казань, 1987 г.

  8. Советы на каждый день. Книга-календарь, М., 2007 г.

  9. Разносолы деревенской кухни. А. Э. Головков, М., 1989г.

  10. Календарь овощевода-любителя. А. Т. Лебедева, А. Г. Туленкова, М.,1992 г.

  11. Удивительное на грядке. В. С. Лихарев, Саратов, 1992 г.

  12. Зеленые оазисы на работе и дома. В. Ф. Бибикова, Ю. А. Бибиков, М. Ф. Капельян, Минск, 1989 г.

  13. Садоводство. Универсальный справочник. Т. А. Корецкая, А. П. Моисеев, Урал, 2000 г.

  14. Куры. Утки Гуси. В. Смирнов, М., 2001 г.

  15. Козы. Овцы. Кролики. В. Смирнов, м., 2001 г.

  16. Введение в социальную философию. Т. П. Малькова, М. А. Фролова, м., 1995 г.

Список литературы, рекомендованной для учащихся:

  1. “Приусадебное хозяйство”, ежемесячный журнал, за 2000 – 2004 гг.

  2. Умный огород в деталях. Н. И. Курдюмов, Ростов н/Д, 2003 г.

  3. Умный сад в подробностях. Н. И. Курдюмов, Ростов н/Д, 2003 г.

  4. Популярная кулинария. А. В. Самсонов, Ижевск,1994 г.

  5. 1000 советов любителю мастерить. Х. Г. Кучушев, Казань,1984 г.

  6. Уроки экономики в быту, Е. М. Каневский, Э. В. Краснянский, М. М. Лысов, М.,1985 г.

  7. Для дома, для семьи. Х. Г. Кучушев, Казань, 1987 г.

  8. Разносолы деревенской кухни. А. Э. Головков, М., 1989 г.

  9. Календарь овощевода-любителя. А. Т. Лебедева, А. Г. Туленкова, М.,1992 г.

  10. Удивительное на грядке. В. С. Лихарев, Саратов, 1992 г.

  11. Зеленые оазисы на работе и дома. В. Ф. Бибикова, Ю. А. Бибиков, М. Ф. Капельян, Минск, 1989 г.

  12. Садоводство. Универсальный справочник. Т. А. Корецкая, А. П. Моисеев, Урал, 2000 г.

  13. Куры. Утки Гуси. В. Смирнов, М., 2001 г.

  14. Козы. Овцы. Кролики. В. Смирнов, М., 2001 г.

Кролики. В. Смирнов, М., 2001 г.

Модуль «Формирование эффективных стратегий поведения в трудных ситуациях общения»

Направление – «Познай себя»
Пояснительная записка

В настоящее время перед образованием поставлены новые цели и задачи – формирование личности гражданина демократического правового общества. Все качества гражданина (активность, толерантность, способность к самоопределению и т.д.) связаны с функционированием определенных психологических механизмов личности как субъекта собственной жизнедеятельности и общественной жизни.

Выпускнику современной школы необходимо быть социально компетентным, чтобы успешно реализовать себя в дальнейшей жизнедеятельности. В контексте формирования социальной компетентности учащихся актуализируется необходимость развития их коммуникативной компетентности, в частности, компетентности в контексте трудных ситуаций общения.

Цель предлагаемого модульного курса: развитие у учащихся коммуникативной компетентности в ситуациях затрудненного общения.

Общая цель конкретизируется в задачах курса:

  • ознакомление с основными понятиями психологии общения

  • развитие у учащихся навыков конструктивного взаимодействия

  • развитие коммуникативных способностей учащихся

  • формирование умения анализировать коммуникативную ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей

  • формирование умения быть независимым, отстаивать свою позицию конструктивными способами.

Курс рассчитан на 3 часа

В программе курса особое внимание уделяется активным формам работы. Поэтому, в содержание курса, помимо блока теоретической информации, включены психотехнические игры, элементы психологического тренинга, проективные методики, приемы ролевой игры, рефлексивный и мотивационный диалоги, ролевые этюды и упражнения. На каждом занятии предусматривается вовлечение школьников в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками, участие в различных упражнениях и ролевых играх. Занятия проводятся в неформальной обстановке.

При проведении курса рекомендуется опираться на авторские программы работы с подростками и старшеклассниками А.Г. Лидерса, А.М. Прихожан, А.С. Прутченкова, П.П. Пономаренко и Р.В. Белоусовой, К.В. Васильченко, С.К. Нартовой-Бочавер, М.Ю. Савченко. Конкретные упражнения, игры, психодраматические техники могут использоваться вариативно, в зависимости от социально-психологической характеристики конкретной группы учащихся.

Результатом обучения является повышение уровня коммуникативной компетентности учащихся, конкретными проявлениями которой можно считать повысившиеся уровни толерантности, эмоциональной устойчивости, эмпатии, ассертивности, и понижение агрессивности, конформизма, тревожности в межличностных контактах. Все эти личностные свойства могут быть фиксированы в психодиагностических процедурах.

Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Форма занятия

1

Конструктивное общение.

1

тренинг

2

Конфликт. Стили разрешения конфликтов. Самоконтроль в общении.

1

диагностика, проблемная лекция, тренинг

3

«Я»-высказывание и «Я»-слушание.

1

тренинг




итого

3




Содержание курса.
Тема 3. Конструктивное общение. (1 ч.)

Характеристики конструктивного общения. Тренинговое занятие (на основе разработок А.Г. Лидерса, А.М. Прихожан, А.С. Прутченкова и др.), в ходе которого ведущий акцентирует внимание учащихся на степени конструктивности коммуникаций участников тренинга.

Тема 5. Конфликт. Стили разрешения конфликтов. Самоконтроль в общении. (1ч.)

Пять основных стилей разрешения конфликта: стиль конкуренции, стиль уклонения, стиль приспособления, стиль сотрудничества, стиль компромисса. Тест К. Томаса “Стили разрешения конфликтов”. Тест М. Снайдера “Оценка самоконтроля в общении”. Обсуждение результатов тестирования.
Тема 6. «Я»-высказывание и «Я»-слушание. (1 ч.)

«Я»-высказывание и «Я»-слушание как индикаторы конструктивного общения. Правила построения «Я»-высказывания. Основные приемы «Я»-слушания. Тренинговое занятие.
Список литературы, рекомендуемой учителю:


  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга.- М.: изд-во «Ось», 2001.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, с участие ООО «Творческий центр сфера», 2000.

  3. Горянина, В.А. Психология общения - М.: Академия, 2002.

  4. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения.- Новосибирск, 1997 г.

  5. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.- Екатеринбург, 1997.

  6. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. – М.: "КСП", 1997.

  7. Кривцова С.В. Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками – М.: Генезис, 2004.

  8. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. - М.: "Академия", 2001

  9. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. — М.: «ЭКСМО-Пресс», 2001.

  10. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников. Пособие для педагога – М.: Владос, 2001.

  11. Прихожан А.М., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. - М.: Творческий центр "Сфера". 2000.

  12. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. - М.: Новая школа, 1993

  13. Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов - Ярославль:Академия развития, 2001.

  14. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. - М.: «Вако», 2005г.

  15. Смирнова Е. Е. Психология общения. - СПб.: Каро. 2005


Список литературы, рекомендуемой учащимся:
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа разработана на основе разработана на основе Программы элективного курса «Полезные навыки» iconПрограмма «Фабрика здоровья»
Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош...
Рабочая программа разработана на основе разработана на основе Программы элективного курса «Полезные навыки» iconПрограмма разработана на основе авторской программы Л. Ф. Греханкиной
Рабочая программа регионального курса «Краеведение» разработана на основе примерной программы по географии Московской области Л....
Рабочая программа разработана на основе разработана на основе Программы элективного курса «Полезные навыки» iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе
Данная рабочая программа разработана на основе программы авторского курса химии О. С. Габриеляна (Сборник: Программа курса химии...
Рабочая программа разработана на основе разработана на основе Программы элективного курса «Полезные навыки» iconРабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента...
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа разработана на основе разработана на основе Программы элективного курса «Полезные навыки» iconРабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента...
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа разработана на основе разработана на основе Программы элективного курса «Полезные навыки» iconКонцепция, на основе которой разработана программа, включает в себя следующие направления
Формирование общих компетенций в рамках программы элективного курса по немецкому языку
Рабочая программа разработана на основе разработана на основе Программы элективного курса «Полезные навыки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа элективного курса разработана на основе программы Леготиновой С. Н. Графический редактор Photoshop. Элективный...
Рабочая программа разработана на основе разработана на основе Программы элективного курса «Полезные навыки» iconРабочая программа элективного курса «Элементы биофизики»
Программа предназначена для учащихся 9-х классов. Разработана на основе нормативных документов
Рабочая программа разработана на основе разработана на основе Программы элективного курса «Полезные навыки» iconРабочая программа по литературе для 9 б класса разработана на основе:...
Программа разработана на основе программы В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2009
Рабочая программа разработана на основе разработана на основе Программы элективного курса «Полезные навыки» iconРабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка....
Рабочая программа разработана на основе разработана на основе Программы элективного курса «Полезные навыки» iconПрограмма элективного курса основы лесоводства 2012 г. Программа...
...
Рабочая программа разработана на основе разработана на основе Программы элективного курса «Полезные навыки» iconРабочая программа по русскому языку для 8 класса, базовый уровень,...
Рабочая программа) разработана на основе авторской программы М. М. Разумовской для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Сборник...
Рабочая программа разработана на основе разработана на основе Программы элективного курса «Полезные навыки» iconРабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской...
Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 4 класс» (Воронеж,...
Рабочая программа разработана на основе разработана на основе Программы элективного курса «Полезные навыки» iconРабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента...
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа разработана на основе разработана на основе Программы элективного курса «Полезные навыки» iconРабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента...
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа разработана на основе разработана на основе Программы элективного курса «Полезные навыки» iconРабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента...
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск