Скачать 128.99 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВО - ТАРАБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Элементы биофизики» для 9 общеобразовательного класса ( разработана на основе авторского элективного курса «Элементы биофизики»: 9 класс./ Н.И. Зорин-М.: ВАКО,2007.-160с.-(Мастерская учителя). Составила: Л.В.ГРИЦЕНКО, учитель физики с.Новая Тараба 2013 ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Элементы биофизики»
Программа предназначена для учащихся 9-х классов. Разработана на основе нормативных документов: Положения о рабочей программе в Ново- Тарабинской СОШ; Учебного плана на 2013-2014 уч. год и материалов: авторского элективного курса «Элементы биофизики»: 9 класс./ Н.И. Зорин-М.: ВАКО,2007.-160с.-(Мастерская учителя). Согласно учебному плану на изучение курса отводиться 1 час в неделю (34ч в год). Цель элективного курса – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественно научного профиля обучения. Характерной приметой нашего времени является взаимопроникновение отдельных наук, образование комплексных областей знания и их бурное развитие. Физика оказала огромное влияние на ряд смежных наук и производство. Биофизика – наука, изучающая действие физических факторов на живые организмы. Из нее выросла медицинская биофизика. Задачи элективного курса:
Программа курса имеет традиционное деление на рубрики: тема, ее содержание, время изучения, практические работы по теме, демонстрации, творческие задания, экспериментальные задания, экскурсии. Обобщающее занятие проводится в форме конференции. Могут быть проведены экскурсии, при этом внимание обращается на выделение физических явлений. Курс построен с опорой на знания, умения и навыки, полученные учащимися в основной школе, практический опыт учащихся с элементами опережающего обучения. Занятия могут проводиться в разнообразной форме. Дети должны научиться самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по изучаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Поэтому ведущими занятиями являются семинар и практическое занятие, конечно, есть и лекционный курс. Темы семинаров даются заранее. Практическое знакомство учащихся с экспериментальным методом изучения природы можно проводить в форме проведения небольших самостоятельных наблюдений, опытов, исследований. Учебно-тематический план (34 час)
Содержание курса (программа) 1. Биофизика и механика (6 ч.) Движение и силы. Масса. Плотность. Сила тяжести. Вес. Скорость движения различных животных, рыб в м/с, в длинах тела в секунду. Определение плотности, массы, объема различных пород деревьев, масел (льняного, подсолнечного). Определение силы тяжести различных животных, если известно их масса и наоборот. Сила трения и сопротивления в организмах животных и человека (лучшие пловцы – рыбы, дельфины, планирующий полет). Роль атмосферного давления в жизни живых организмов. Работа органов, действующих за счет атмосферного давления. Гидростатические аппараты в живой природе. Архимедова сила и животные, живущие в воде, и рыбы (водоплавающие птицы, паук-серебрянка, водные растения). Реактивное движение в живой природе. Влияние ускорений на живые организмы. Простые механизмы в живой природе. Падение живых существ. «Строительная техника» в мире живой природы. Основные демонстрации: Хватательные органы растений (шипы, усы, чешуйки, бугорки и т.п.). Простые механизмы в живой природе (скелеты животных, человека). «Строительная техника» в живой природе (паутина, стебли злаков в разрезе), раковины, кораллы и т.п. Плавание рыб и пиявок в аквариуме. Практические работы: Определение плотности биологических объектов: дерева; костей и т.п. Измерение скорости движения кошки. Определение выталкивающей силы, действующей на рыбу. Творческие задания: Подумайте и поставьте задачи, в которых использовались бы скорости различных животных и рыб. Изготовить плакат, где будут представлены различные виды хватательных органов растений и животных. Подготовить доклад об аппарате искусственного кровообращения (АИК). Исследование влияния силы тяжести на развитие растений. 2. Биофизика и колебания и звук ( 6ч.) Колебания в живой природе. Биоритмы. Голосовой аппарат человека. Голоса в животном мире. Слуховой аппарат человека. Метод выстукивания (перкуссия). Эхо в мире живой природы. Ультразвук, его роль в биологии, медицине. «Акустические» огни. Аппарат - предсказатель шторма. Элеттер. Основные демонстрации и практические работы: Кассета звуков живой природы (животных и шум леса). Ультразвуковые аппараты в медицине. Перкуссия (метод выстукивания). Аускультация (выслушивание). Регистрация звуков сердца и легких. Учебный кинофильм об эхолокации «Рукокрылые». Экскурсии и творческие работы: Ультразвуковые аппараты в медицине. Регистрация звуков сердца и легких – экскурсия. 3.Биофизика и тепловые и молекулярные явления (6 ч.) Диффузия в живой природе (диффузия и растительный мир. Пищеварение человека, дыхание, кессонная болезнь, аппарат «искусственная почка»). Капиллярные явления и растительный и животный мир. Приспособление животных к различной температуре. Влажность воздуха в жизни живых существ. Испарение в жизни растений и животных. Основные демонстрации и практические работы: Демонстрация диффундирования молекул соли или сахара через целлофановый мешочек. Демонстрация молекул воды через мешочек с более мелкими порами. Подкормка растений путем опрыскивания кроны. Растение – компас (гербарий). Творческие работы: Пчелиный улей с точки зрения теплотехники (реферат). Почему мы краснеем в жару, а в холод бледнеем и дрожим (небольшое сообщение). Закон сохранения и превращения энергии (реферат). 4. Биофизика и электричество (6 ч.) Электрические свойства тканей организма. Поражение молнией.Открытие Л. Гальвани. Электрические рыбы. Электрические явления в нервной системе животных. Биологические «усилители». Электрические явления в растениях. Растения – хищники. Регистрация биопотенциалов (ЭКГ, ЭЭГ, ЭМГ). Биоточный манипулятор (протезы). Электрические свойства в тканях животных. Применение статического электричества для очистки воздуха. Электротерапия. Электроанестезия и электросон. Поражение деревьев молнией. Статический душ, применение постоянного тока с лечебной целью, применение высокочастотных колебаний с лечебной целью, микроволновая терапия. Творческие работы: Реферат «Магниты в медицине» Применение электричества в медицине. 5. Биофизика и оптика и строение атома (6 ч.) Свет. Процесс восприятия света. Глаза различных представителей животного мира. Глаз человека. Как пчелы различают цвета. Холодное свечение в природе – биолюминесценция. Интерференция в живой природе. Оптические приборы в медицине. Радиоактивные изотопы в биологии и медицине. Биологическое действие ионизирующих излучений. Радиотелеметрия. Роль электромагнитных полей в живой природе. Лазеры в медицине. Плазменный скальпель. Основные демонстрации и практические работы: Модель глаза человека. Таблица «Как пчелы различают цвета?». Таблица свечения различных животных и грибов, бактерий. Крылья бабочек, стрекоз (интерференция). Демонстрация ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Рентгеновская трубка. Оптические приборы в медицине (микроскопы, лупы, бинокулярные лупы и т.п.), лазеры. Творческие работы: Реферат «Биологическое действие ионизирующих излучений». Реферат «Роль электромагнитных полей в жизни человека». Итоговая конференция (4ч.) Защита рефератов.
3. Планируемые образовательные результаты. Ожидаемыми результатами данного элективного курса являются:
Лучшие работы заслушиваются на общешкольной научно практической конференции, могут быть отобраны для участия в муниципальном конкурсе «Эврика».
Доступ в кабинет информатики, ПК (6 шт.), выход в Интернет. Список рекомендуемой литературы Акимушкин И. «Занимательная биология».- М.: Молодая гвардия, 1967. Безденежных Е.А., Брикман И.С. Физика в живой природе и медицине.- Киев.: Радяннська школа, 1976. Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология. - М.: Просвещение, 1977. Воронцова З. Удивительные растения. - М.: Изобразительное искусство, 1976. Воронцова З., Семенцов – Ошевский А. Мастерская природы. - М.: Изобразительное искусство, 1981. Галактионов С., Юрин В. Ботаники с гальванометром. - М.: Знание, 1979. Грегг Дж. Опыты со зрением в школе и дома. - М.: Мир, 1970. Денизова Г.А. Удивительный мир растений. - М.: Просвещение, 1981. Дре Ф. Эхология. - М.: Атомиздат, 1976. Жостан В.И. Природа наших ощущений. - М.: Просвещение, 1983. Кацц Б. Решение задач по физике живой природы // Физика в школе. -1975. - № 6. Литинецкий А.Б. Беседы о бионике. - М.: Наука, 1968. Морозов В. Занимательная биоакустика (Наука и прогресс). - М.: Знание, 1983. Оммани Ф. Рыбы. - М.: Мир, 1975. Перельман Я.И. Занимательная физика. - Кн. 1, 2. - М.: Наука, 1976. Пресман А.С. Электромагнитная сигнализация в живой природе» -. М.: Советское радио, 1974. Прокофьев О.Н. Удивительное рядом. - М.: Просвещение, 1973. |
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop» Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6 | ||
Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов | Рабочая программа элективного курса составлена на основе программы... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского... | ||
Пояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного... Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Рабочая программа элективного курса по географии «Роль географии в познании мира» Рабочая программа элективного курса «Роль географии в познании мира» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных... | Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | ||
Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на... | Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... | Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры | ||
Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | Программа «Фабрика здоровья» Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош... | ||
Программа элективного курса по химии Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих... | Рабочая программа элективного курса физики в 11классе «Плазма четвертое состояние вещества» Изучение элективного курса Плазма – четвертое состояние вещества направлено на достижение следующих целей |