Рабочая программа элективного курса «Элементы биофизики»





Скачать 128.99 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса «Элементы биофизики»
Дата публикации06.04.2015
Размер128.99 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВО - ТАРАБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР
______ Анохина Т.Л.
______________2013

УТВЕРЖДАЮ

директор школы
_____ Канунникова Л.В

_____________2013



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Элементы биофизики» для 9 общеобразовательного класса

( разработана на основе авторского элективного курса «Элементы биофизики»: 9 класс./ Н.И. Зорин-М.: ВАКО,2007.-160с.-(Мастерская учителя).

Составила:

Л.В.ГРИЦЕНКО, учитель физики
с.Новая Тараба

2013

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Элементы биофизики»




  1. Пояснительная записка

Программа предназначена для учащихся 9-х классов. Разработана на основе нормативных документов:

Положения о рабочей программе в Ново- Тарабинской СОШ;

Учебного плана на 2013-2014 уч. год

и материалов:

авторского элективного курса «Элементы биофизики»: 9 класс./ Н.И. Зорин-М.: ВАКО,2007.-160с.-(Мастерская учителя).

Согласно учебному плану на изучение курса отводиться 1 час в неделю (34ч в год).
Цель элективного курса – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественно научного профиля обучения.

Характерной приметой нашего времени является взаимопроникновение отдельных наук, образование комплексных областей знания и их бурное развитие. Физика оказала огромное влияние на ряд смежных наук и производство. Биофизика – наука, изучающая действие физических факторов на живые организмы. Из нее выросла медицинская биофизика.

Задачи элективного курса:

  • Ознакомление школьников с основными тенденциями развития науки.

  • Создание в представлении учащихся общей картины мира с его единством и многообразием свойств неживой и живой природы.

  • Ознакомление учащихся с физическими методами исследования и воздействия, которые находят широкое применение в биологии и медицине, с некоторыми элементами бионики.

  • Показ единства законов природы.

  • Применение законов физики к живым организмам.

  • Привлечение биофизических примеров, способствующее лучшему усвоению курса физики.

  • Установление межпредметных связей между физикой и биологией, дающее больше возможности для формирования материалистических убеждений.

  • Мобилизация внимания учащихся для превращения абстрактных формулировок в нечто конкретное и близкое, затрагивающее не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу.

  • Привитие интереса к физике.

  • Углубление знаний о материальном мире.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний, умений по физике с использованием различных источников информации.

  • Показ применимость законов физики к жизнедеятельности человека, растений, птиц, рыб и т.п.

Программа курса имеет традиционное деление на рубрики: тема, ее содержание, время изучения, практические работы по теме, демонстрации, творческие задания, экспериментальные задания, экскурсии. Обобщающее занятие проводится в форме конференции. Могут быть проведены экскурсии, при этом внимание обращается на выделение физических явлений.

Курс построен с опорой на знания, умения и навыки, полученные учащимися в основной школе, практический опыт учащихся с элементами опережающего обучения.

Занятия могут проводиться в разнообразной форме.

Дети должны научиться самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по изучаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Поэтому ведущими занятиями являются семинар и практическое занятие, конечно, есть и лекционный курс. Темы семинаров даются заранее. Практическое знакомство учащихся с экспериментальным методом изучения природы можно проводить в форме проведения небольших самостоятельных наблюдений, опытов, исследований.
Учебно-тематический план (34 час)




Наименование разделов и тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практич. занятия

семинары

1

Элементы биофизики при изучении механики

6

1

4

1

 

2

Элементы биофизики при изучении колебаний и звука

6

1

4

1

 

3

Биофизика и молекулярные явления

6

1

4

1




4

Биофизика и электричество

6

2

3

1

 

5

Биофизика и оптические и атомные явления

6

1

2

1

 

6

Итоговая конференция

4

 –

– 

– 

Защита реферата


Содержание курса (программа)
1. Биофизика и механика (6 ч.)

Движение и силы. Масса. Плотность. Сила тяжести. Вес. Скорость движения различных животных, рыб в м/с, в длинах тела в секунду. Определение плотности, массы, объема различных пород деревьев, масел (льняного, подсолнечного). Определение силы тяжести различных животных, если известно их масса и наоборот. Сила трения и сопротивления в организмах животных и человека (лучшие пловцы – рыбы, дельфины, планирующий полет). Роль атмосферного давления в жизни живых организмов. Работа органов, действующих за счет атмосферного давления. Гидростатические аппараты в живой природе. Архимедова сила и животные, живущие в воде, и рыбы (водоплавающие птицы, паук-серебрянка, водные растения). Реактивное движение в живой природе. Влияние ускорений на живые организмы. Простые механизмы в живой природе. Падение живых существ. «Строительная техника» в мире живой природы.

Основные демонстрации:

Хватательные органы растений (шипы, усы, чешуйки, бугорки и т.п.).

Простые механизмы в живой природе (скелеты животных, человека).

«Строительная техника» в живой природе (паутина, стебли злаков в разрезе), раковины, кораллы и т.п.

Плавание рыб и пиявок в аквариуме.

Практические работы:

Определение плотности биологических объектов: дерева; костей и т.п.

Измерение скорости движения кошки.

Определение выталкивающей силы, действующей на рыбу.

Творческие задания:

Подумайте и поставьте задачи, в которых использовались бы скорости различных животных и рыб.

Изготовить плакат, где будут представлены различные виды хватательных органов растений и животных.

Подготовить доклад об аппарате искусственного кровообращения (АИК).

Исследование влияния силы тяжести на развитие растений.
2. Биофизика и колебания и звук ( 6ч.)

Колебания в живой природе. Биоритмы. Голосовой аппарат человека. Голоса в животном мире. Слуховой аппарат человека. Метод выстукивания (перкуссия). Эхо в мире живой природы. Ультразвук, его роль в биологии, медицине. «Акустические» огни. Аппарат - предсказатель шторма. Элеттер.

Основные демонстрации и практические работы:

Кассета звуков живой природы (животных и шум леса).

Ультразвуковые аппараты в медицине.

Перкуссия (метод выстукивания).

Аускультация (выслушивание).

Регистрация звуков сердца и легких.

Учебный кинофильм об эхолокации «Рукокрылые».

Экскурсии и творческие работы:

Ультразвуковые аппараты в медицине.

Регистрация звуков сердца и легких – экскурсия.
3.Биофизика и тепловые и молекулярные явления (6 ч.)

Диффузия в живой природе (диффузия и растительный мир. Пищеварение человека, дыхание, кессонная болезнь, аппарат «искусственная почка»). Капиллярные явления и растительный и животный мир. Приспособление животных к различной температуре. Влажность воздуха в жизни живых существ. Испарение в жизни растений и животных.

Основные демонстрации и практические работы:

Демонстрация диффундирования молекул соли или сахара через целлофановый мешочек.

Демонстрация молекул воды через мешочек с более мелкими порами.

Подкормка растений путем опрыскивания кроны.

Растение – компас (гербарий).

Творческие работы:

Пчелиный улей с точки зрения теплотехники (реферат).

Почему мы краснеем в жару, а в холод бледнеем и дрожим (небольшое сообщение).

Закон сохранения и превращения энергии (реферат).
4. Биофизика и электричество (6 ч.)

Электрические свойства тканей организма. Поражение молнией.Открытие Л. Гальвани. Электрические рыбы. Электрические явления в нервной системе животных. Биологические «усилители». Электрические явления в растениях. Растения – хищники. Регистрация биопотенциалов (ЭКГ, ЭЭГ, ЭМГ). Биоточный манипулятор (протезы). Электрические свойства в тканях животных. Применение статического электричества для очистки воздуха. Электротерапия. Электроанестезия и электросон. Поражение деревьев молнией.

Статический душ, применение постоянного тока с лечебной целью, применение высокочастотных колебаний с лечебной целью, микроволновая терапия.

Творческие работы:

Реферат «Магниты в медицине»

Применение электричества в медицине.
5. Биофизика и оптика и строение атома (6 ч.)

Свет. Процесс восприятия света. Глаза различных представителей животного мира. Глаз человека. Как пчелы различают цвета. Холодное свечение в природе – биолюминесценция. Интерференция в живой природе. Оптические приборы в медицине. Радиоактивные изотопы в биологии и медицине. Биологическое действие ионизирующих излучений. Радиотелеметрия. Роль электромагнитных полей в живой природе. Лазеры в медицине. Плазменный скальпель.

Основные демонстрации и практические работы:

Модель глаза человека.

Таблица «Как пчелы различают цвета?».

Таблица свечения различных животных и грибов, бактерий.

Крылья бабочек, стрекоз (интерференция).

Демонстрация ультрафиолетового и инфракрасного излучения.

Рентгеновская трубка.

Оптические приборы в медицине (микроскопы, лупы, бинокулярные лупы и т.п.), лазеры.

Творческие работы:

Реферат «Биологическое действие ионизирующих излучений».

Реферат «Роль электромагнитных полей в жизни человека».
Итоговая конференция (4ч.) Защита рефератов.

  1. Поурочный тематический план.






Тема

Дата

1

Движение и сила. Масса тела и плотность.




2

Сила тяжести и вес. Сила трения и сопротивления. Трение в живых организмах.




3-4.

Давление жидкостей и газов. Архимедова сила в живой природе.




5-6

Простые механизмы в живой природе.




7-8

Колебания в живой природе. Голосовой аппарат человека. Голоса в животном мире. Биоаккустика рыб.




9-10

Методы выстукивания и выслушивания. Регистрация звуков сердца и легких. Эхо в мире живой природы. Ультразвук и инфразвук.




11-12

Конференция по теме «Колебания и волны. Звук.




13-14

Процессы диффузии в живой природе. Капиллярные явления. Смачиваемость.




15-16

Теплоизоляция в животном мире. Пчелиный улей с точки зрения теплотехники.




17-18

Роль процессов испарения для живых организмов. Испарение в жизни растений.




19-20

Электрические свойства тканей человека. Поражение молнией. Биопотенциалы и их регистрация.




21-22

Применение статического электричества. Применение постоянного тока и высокочастотных колебаний с лечебной целью




23-24

Радиотелеметрия. Новые источники электроэнергии. Электрические рыбы.




25-27

Глаза различных представителей животного мира. Как пчелы различают цвета. Глаз человека.




28-30

Холодное свечение. Интерференция в живой природе.

Ультрафиолетовые и рентгеновские лучи. Радиоактивные изотопы в биологии и медицине.




31-34.

Физико- биологический турнир, конференция.





3. Планируемые образовательные результаты.

Ожидаемыми результатами данного элективного курса являются:

  • Получение представлений об использовании физических закономерностей в биологии и медицине.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

  • Сознательное самоопределение учащихся относительно профиля дальнейшего обучения.

  • Расширение кругозора учащихся.

  • Умение строить план исследования.

  • Умение описывать механизм явления с опорой на его рабочую модель.

  • Умение предлагать и проводить эксперимент, наблюдения.

  • Умение сотрудничать с товарищами, работая в группе.

  • Умение представлять результаты работы в форме сообщения с использованием графиков, рисунков, таблиц, диаграмм.

  1. Оценка образовательных результатов.

Лучшие работы заслушиваются на общешкольной научно практической конференции, могут быть отобраны для участия в муниципальном конкурсе «Эврика».

  1. Материально методическое и информационное обеспечение.

Доступ в кабинет информатики, ПК (6 шт.), выход в Интернет.
Список рекомендуемой литературы

Акимушкин И. «Занимательная биология».- М.: Молодая гвардия, 1967.

Безденежных Е.А., Брикман И.С. Физика в живой природе и медицине.- Киев.: Радяннська школа, 1976.

Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология. - М.: Просвещение, 1977.

Воронцова З. Удивительные растения. - М.: Изобразительное искусство, 1976.

Воронцова З., Семенцов – Ошевский А. Мастерская природы. - М.: Изобразительное искусство, 1981.

Галактионов С., Юрин В. Ботаники с гальванометром. - М.: Знание, 1979.

Грегг Дж. Опыты со зрением в школе и дома. - М.: Мир, 1970.

Денизова Г.А. Удивительный мир растений. - М.: Просвещение, 1981.

Дре Ф. Эхология. - М.: Атомиздат, 1976.

Жостан В.И. Природа наших ощущений. - М.: Просвещение, 1983.

Кацц Б. Решение задач по физике живой природы // Физика в школе. -1975. - № 6.

Литинецкий А.Б. Беседы о бионике. - М.: Наука, 1968.

Морозов В. Занимательная биоакустика (Наука и прогресс). - М.: Знание, 1983.

Оммани Ф. Рыбы. - М.: Мир, 1975.

Перельман Я.И. Занимательная физика. - Кн. 1, 2. - М.: Наука, 1976.

Пресман А.С. Электромагнитная сигнализация в живой природе» -. М.: Советское радио, 1974.

Прокофьев О.Н. Удивительное рядом. - М.: Просвещение, 1973.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа элективного курса «Элементы биофизики» iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Рабочая программа элективного курса «Элементы биофизики» iconРабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop»
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6
Рабочая программа элективного курса «Элементы биофизики» iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Рабочая программа элективного курса «Элементы биофизики» iconРабочая программа элективного курса составлена на основе программы...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского...
Рабочая программа элективного курса «Элементы биофизики» iconПояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного...
Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся...
Рабочая программа элективного курса «Элементы биофизики» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Рабочая программа элективного курса «Элементы биофизики» iconРабочая программа элективного курса по географии «Роль географии в познании мира»
Рабочая программа элективного курса «Роль географии в познании мира» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных...
Рабочая программа элективного курса «Элементы биофизики» iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Рабочая программа элективного курса «Элементы биофизики» iconРабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста»
Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на...
Рабочая программа элективного курса «Элементы биофизики» iconЭлективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного...
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Рабочая программа элективного курса «Элементы биофизики» iconПрограмма элективного курса «Химия и окружающая среда»
Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие...
Рабочая программа элективного курса «Элементы биофизики» iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры
Рабочая программа элективного курса «Элементы биофизики» iconПрограмма элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда"
Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий....
Рабочая программа элективного курса «Элементы биофизики» iconПрограмма «Фабрика здоровья»
Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош...
Рабочая программа элективного курса «Элементы биофизики» iconПрограмма элективного курса по химии
Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих...
Рабочая программа элективного курса «Элементы биофизики» iconРабочая программа элективного курса физики в 11классе «Плазма четвертое состояние вещества»
Изучение элективного курса Плазма – четвертое состояние вещества направлено на достижение следующих целей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск