№п\п
| Тема урока
| Кол – во часов
| Тип урока,
его форма
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Задание для индиви
дуальной работы
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
1. Введение (1 час)
|
1.1
| Предмет и задачи курса
| 1
(1)
| Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы
| Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана
| Знать:
- роль профессионального самоопределения в жизни человека;
- основные разделы программы курса;
- понятие личного профессионального плана;
- основные структуры личного профессионального плана;
Уметь:
- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
- называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
- составлять личный профессиональный план
| Задание
1.1
|
2. Познавательные процессы и способности личности (6 часов)
|
2.1
| Память
| 1
(2)
| Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы
| Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приемы запоминания.
| Знать:
- определение понятия «память»;
- процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение);
- виды памяти;
- особенности отдельных приемов запоминания.
Уметь:
- использовать приемы запоминания в конкретных случаях.
| Задание
2.1
|
| Внимание
| 1
(3)
| Урок усвоения новых знаний. Решение ситуацио-нных задач
| Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности
| Знать:
- определение понятия «внимание»;
- качества внимания;
- виды внимания.
Уметь:
- использовать приемы концентрации внимания, адекватные конкретным ситуациям
| Задание
2
|
| Формы чувственного познания
| 1
(4)
| Урок усвоения новых знаний. Дидактическая игра
| Формы чувствен-ного познания окружающего мира: ощущение, восприятие, представление, воображение. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира, при помощи определенных заданий
| Знать:
- определение понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»
Уметь:
- объяснить, как происходит познание окружающего мира;
- анализировать ситуации. Связанные с чувственным познанием мира
| Задание
2.3 – 2.6
|
| Мышление
| 1
(5)
| Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы
| Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления.
| Знать:
- определение понятия «мышление»;
- типы мышления;
- формы логического мышления: (понятие, суждение, умозаключение)
- основные операции мышления:
- основные качества мышления.
Уметь:
- использовать основные операции мышления при решении логических задач
| Задание
2.7
|
| Интеллекту-
альная сфера
| 1
(6)
| Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Проблемная лекция с элементами беседы.
| Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта. Диагностика уровня развития интеллекта (по Г. Айзенку)
| Знать:
- определение понятий «интеллектуальная сфера», «интеллект»
-типы интеллекта.
| Задание 2.8
|
| Способности личности
| 1
(7)
| Урок усвоения новых знаний. Беседа с решением ситуацион-ных задач
| Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей. Условия развития специальных способностей
| Знать:
- понятие «способности»;
- виды способностей: общие и специальные;
- разновидности специальных способностей.
- условия развития специальных способностей.
Уметь:
- объяснять необходимость наличия специальных способностей для успешной профессиональной деятельности
|
|
3. Психология личности (6 часов)
|
3.1
| Типы нервной системы. Темперамент
| 1
(8)
| Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Лекция с элементами беседы.
| Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента.
| Знать:
- определения понятий «тип нервной системы», «темперамент»;
- типы нервной системы и их различия;
- типы темперамента.
Уметь:
- характеризовать типы темперамента человека по его поведению;
- характеризовать чвой тип нервной системы;
- выявить свой ведущий тип темперамента с помощью специальный диагностических методик
| Задания
3.1 – 3.5
|
| Характер и самооценка
| 1
(9)
| Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий
| Характер. Виды черт характера. Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки.
| Знать:
- определение понятий «характер» «самооценка»
- виды черт характера.
Уметь:
- соотносить поведение человека с его чертами характера
- выявлять уровень собственной самооценки
| Задания
3.6 – 3.10,
3.12
|
3.2
| Самоопределение личности
| 1
(10)
| Урок усвоения новых знаний. Эвристичес-кая беседа
| Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профессиональное самоопределение
| Знать:
- определение понятия «самоопределение личности»;
- виды самоопределения
- определение понятия «профессиональное самоопределение»
Уметь:
- называть свои ценностные ориентации
| Задание 3.11
|
| Мотивационная сфера
|
| Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий
| Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности. Потребности. Виды потребностей
| Знать:
- определение понятия «мотив», «мотивация»;
- определение понятия «потребность»;
- виды потребностей.
Уметь:
- выявлять свои мотивы в получении будущей профессии;
- определять свои жизненные ценности с учетом предполагаемых профессиональных предпочтений
| Задание 3.13
|
3.3
| Общение
| 1
(12)
| Урок усвоения новых знаний умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий.
| Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения.
| Знать:
- определение понятия «общение»;
- определение понятия «деловое общение»;
- признаки делового общения
Уметь:
- определять уровень собственной общительности с помощью специальных диагностических методик;
- использовать навыки делового общения в конкретных ситуациях
| Задания 3.14
|
| Конфликты
| 1
(13)
| Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с элементами беседы
| Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов
| Знать:
- определение понятия «конфликт»;
- виды конфликтов;
- способы разрешения конфликтов.
Уметь:
- проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях
| Задания
3.15
3.16
|
4. Мир профессий (10 часов)
|
4.1
| Профессия, специальность специализация квалификация
| 1
(14)
| Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы
| Этапы профессионального самоопределения. Профессия, Специальность. Специализация. Квалификация.
Анализ различий между понятиями
«профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»
| Знать:
Этапы профессионального самоопределения;
- определение понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»,
Уметь:
- соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии;
- объяснять различия между профессией и специальностью, специализацией и квалификацией;
- устанавливать взаимосвязь между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»
|
|
| Характеристика труда
| 1
(15)
| Урок усвоения новых знаний. Лекция
| Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Анализ процесса, характера и условий труда различных профессий
| Знать:
- определение понятия «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»
Уметь:
- объяснять сущность понятий «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»;
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных профессий
| Задание 4.1
|
4.2
| Классифи-кация профессий
| 1
(16)
| Урок усвоения новых знаний. Эвристичес-кая беседа
| Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову
| Знать:
-определение понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»;
- структуру и содержание таблицы Е.А. Климова
Уметь:
- объяснять сущность понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»
|
|
| Формула профессии. Профессио-грамма.
| 1
(17)
| Урок усвоения новых знаний. Умений и навыков. Практическая работа
| Формула профессии. Работа с таблицей Е.А.Климова. Профессиограмма.
| Знать:
- определение понятия «профессиограмма»
Уметь:
- составлять формулу профессии, используя таблицу Е.А.Климова;
- пользоваться профессиограммой для составления формулы профессии
| Задание 4.2
|
4.3
| Типы профессий. Матрица выбора профессии.
| 1
(18)
| Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Эвристичес-кая беседа
| Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся
| Знать:
- основные типы профессий;
- ведущий предмет труда каждого типа профессии
Уметь:
- определять профессии, наиболее близкие своим интересам, с помощью матрицы выбора профессии
| Задания 4.3 – 4.6
|
4.4
| Характеристика профессий типа «человек - человек»
| 1
(19)
| Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар
| Характеристика профессий типа «человек - человек». Подтипы профессий типа «человек - человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК) ПВК профессий типа «человек - человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - человек»
| Знать:
- характеристику профессий типа «человек - человек»;
- подтипы профессий типа «человек - человек»;
- определение понятия «профессионально важные качества» (ПВК);
- ПВК профессий типа «человек - человек».
Уметь:
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - человек».
|
|
4.5
| Характеристика профессий типа «человек - техника»
| 1
(20)
| Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар
| Характеристика профессий типа «человек - техника». Подтипы профессий типа «человек - техника». ПВК профессий типа «человек - техника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - техника».
| Знать:
- характеристику профессий типа «человек - техника»;
- подтипы профессий типа «человек - техника»;
- ПВК профессий типа «человек - техника».
Уметь:
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - техника».
|
|
4.6
| Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»
| 1
(21)
| Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар
| Характеристика профессий типа «человек – знаковая система». Подтипы профессий типа «человек – знаковая система». ПВК профессий типа «человек – знаковая система». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – знаковая система».
| Знать:
- характеристику профессий типа «человек – знаковая система»;
- подтипы профессий типа «человек – знаковая система»;
- ПВК профессий типа «человек – знаковая система».
Уметь:
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек – знаковая система».
|
|
4.7
| Характеристика профессий типа «человек - природа»
| 1
(22)
| Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар
| Характеристика профессий типа «человек - природа». Подтипы профессий типа «человек - природа». ПВК профессий типа «человек - природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - природа».
| Знать:
- характеристику профессий типа «человек - природа». - подтипы профессий типа «человек - природа».
- ПВК профессий типа «человек - природа».
Уметь:
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - природа».
|
|
4.8
| Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»
| 1
(23)
| Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар
| Характеристика профессий типа «человек – художественный образ». Подтипы профессий типа «человек – художественный образ». ПВК профессий типа «человек – художественный образ».
Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – художественный образ».
| Знать:
- характеристику профессий типа «человек – художественный образ».
- подтипы профессий типа «человек – художественный образ».
- ПВК профессий типа «человек – художественный образ».
Уметь:
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек – художественный образ».
|
|
5. Профессиональное самоопределение (7 часов)
|
5.1
| Склонности, интересы и мотивы в профессио-нальном выборе (хочу)
| 1
(24)
| Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий
| Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере деятельности
| Знать:
- определение понятий «склонности», «интересы»
|
|
| Склонности, интересы и мотивы в профессио-нальном выборе (хочу)
| 1
(25)
| Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини – проектов учащихся
| Анализ учащимися собственных склонностей, интересов и мотивов, влияющих на профессиональный выбор
| Уметь:
- выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере
| Задания 5.1,
5.2
|
5.2
| Возможности личности в профессио-нальной деятельности (могу)
| 1
(26)
| Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий
| Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность
| Знать:
- определение понятий «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей».
- виды профессиональной пригодности, их сущность.
Уметь:
- пояснять сущность профессиональной пригодности.
|
|
| Возможности личности в профессио-нальной деятельности (могу)
| 1
(27)
| Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини – проектов учащихся
| Анализ учащимися собственных возможностей, влияющих на профессиональный выбор
| Уметь:
- обосновывать наличие у себя специальных способностей, влияющих на профессиональный выбор
| Задание 5.3
|
5.3
| Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах
(надо)
| 1
(28)
| Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Деловая игра
| Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах
(«надо»). Компоненты и субъекты рынка труда.
Анализ регионального рынка труда. Выявление наиболее востребованных профессий
| Знать:
- определение понятий «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ».
- Компоненты и субъекты рынка труда.
Уметь:
- аргументировать причины выбора профессии с учетом текущего состояния рынка труда
|
|
5.4
| Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» -«могу» -«надо»
| 1
(29)
| Урок обобщения и систематиза-ции новых знаний. Эвристи-ческий семинар
| Взаимосвязь содержания «хочу» -«могу» -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соотнесения своих желаний («хочу») со своими способностями возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»)
| Знать:
- взаимосвязь содержания «хочу» -«могу» -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии.
Уметь:
- адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда
|
|
5.5.
| Мотивацион-ные факторы выбора профессии
| 1
(30)
| Урок обобщения и систематиза-ции новых знаний. Эвристи-ческий семинар
| Мотивационные факторы выбора профессии.
Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии
| Знать:
- мотивационные факторы выбора профессии.
Уметь:
- называть и анализировать ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
- осуществлять выбор профессии, используя изученный материал
|
|
6. Подготовка к будущей карьере(2 часа)
|
6.1
| Карьера. Виды карьеры
| 1
(31)
| Урок усвоения новых знаний беседа с решением ситуацион-ных задач
| Понятие «карьера». Виды карьеры: «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера». Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры
| Знать:
- определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера»;
- отличительные признаки различных видов карьеры.
Уметь:
- проектировать варианты своей будущей карьеры
|
|
| Профессио-нальный рост
| 1
(32)
| Урок усвоения новых знаний беседа с элементами самостоятельной работы
| Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Цели своей будущей карьеры. Планирование самообразования, необходимого для успешного профессионального роста
| Знать:
- определение понятий «должность», «внутренняя и внешняя оценка карьеры»
Уметь:
- давать внутреннюю и внешнюю оценку вариантам своей будущей карьеры;
- обосновывать необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования для успешного построения карьеры
|
|
7. Обобщение (2 часа)
|
7.1
| Зачет
| 1
(33)
| Урок обобщения и систематиза-ции знаний. Итоговое тестирование
| Обобщение изученного теоретического материала
|
| Задание 7.1
|
| Построение личного профессио-нального плана
| 1
(34)
| Урок обобщения и систематиза-ции знаний. Итоговая диагностика
| Построение нового варианта личного профессионального плана. Сравнительный анализ варианта ЛПП, составленного в начале изучения курса и нового варианта
| Уметь:
- провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия»;
- делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии
| Задание 7.2
|