Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе:
- Закона РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);
- Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
- Примерной программы основного общего образования по биологии;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2012-2013 учебный год
- Учебного плана МБОУ – Лесхозской СОШ Арского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год
- В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный №19993);
- Устава школы.
- Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек» для 8-го класса автора М.Р. Сапина, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе. Программа курса «Человек» для 8-го класса автора М.Р. Сапина, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008, отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Данная программа рассчитана на 70 часов 2 часа в неделю.
Цель: формирование знаний о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.
Задачи:
Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;
Осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации;
Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем;
Научиться выявлять возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу;
Научиться оказывать при необходимости доврачебную помощь.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы
| Количество часов
| Тема 1. Место человека в системе органического мира
| 2
| Тема 2. Происхождение человека
| 3
| Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма Человека
| 2
| Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека
| 4
| Тема 5. Координация и регуляция
| 13
| Тема 6. Опора и движение
| 8
| Тема 7. Внутренняя среда организма
| 4
| Тема 8. Транспорт веществ
| 5
| Тема 9. Дыхание
| 4
| Тема 10. Пищеварение
| 5
| Тема 11. Обмен веществ и энергии
| 2
| Тема 12. Выделение
| 2
| Тома 13. Покровы тела
| 4
| Тема 14. Размножение и развитие
| 2
| Тема 15. Высшая нервная деятельность
| 5
|
|
| ИТОГО
| 66 + 4 резерв
| СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(70 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (3 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 час)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
■ Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
1 Строение животной клетки*
2 Строение ткани*.
3 Распознавание на таблицах органов и систем органов*.
Тема 5. Координация и регуляция (13 часов)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
Лабораторные и практические работы
4 Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.
.Тема 6. Опора и движение (8 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Укрепление здоровья: двигательная активность. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Тема 7. Внутренняя среда (4часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
Лабораторная работа
5 Микроскопическое строение крови человека и лягушки*.
Тема 8. Транспорт веществ (5 час.)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.
■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
■ Лабораторные и практические работы 6 Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки *.
Тема 9. Дыхание (4 часа)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах.
■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
Тема 10. Пищеварение (5 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
■ Лабораторные и практические работы
7 Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.
.
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
■ Демонстрация модели почек.
Тема 13. Покровы тела (4 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при ожогах, обморожении, тепловых и солнечных ударах.
■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие (2 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения раздела «Человек и его здоровье. 8 кл.» обучающиеся должны знать / понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток организма человека;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
Обучающиеся должны уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
сравнивать биологические объекты
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
проводить самостоятельный поиск учебной информации в биологических словарях, справочниках и других информационных источниках;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами, вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); нарушения осанки, зрения, слуха;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
учащиеся должны знать:
место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных — факторы антропосоциогенеза;
основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас;
науки, изучающие организм человека;
особенности строения органов и систем, функционирования, расположения органов;
нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека;
внутреннюю среду организма, иммунитет;
обмен веществ и энергии;
развитие организма человека;
вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека.
Учащиеся должны уметь:
распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;
оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях.
Учебник Сонин Н.И., М.Р. Сапина Биология.Человек. 8 класс – М: Дрофа, 2006
Сонин Н.И., Биология.Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс. - М.: Дрофа, 2006.
Биология Методическое пособие/ автор – составитель Т.В. Козачек – Волгоград: Учитель, 2006 Интернет-ресурсы
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Разделы, темы
| Дата проведения
| Примечание
| по плану
| фактически
|
| 1
| Человек как биологический вид 2час.
Место человека в системе органического мира
|
|
|
| 2
| Особенности человека
|
|
|
| 3-4
| Происхождение человека 3час.
Происхождение человека. Этапы его становления
|
|
|
| 5
| Расы человека, их происхождение и единство
|
|
|
| 6-7
| Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека 2час.
|
|
|
| 8-9
| Общий обзор организма человека 4час.
Строение клетки
|
|
|
| 10
| Ткани
|
|
|
| 11
| Органы, системы органов. Организм.
|
|
|
| 12
| Координация и регуляция 13час.
Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности
|
|
|
| 13
| Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения
|
|
|
| 14
| Зачетный урок по темам «Общий обзор организма человека», «Гуморальная регуляция, эндокринный аппарат человека, его особенности»
|
|
|
| 15
| Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы
|
|
|
| 16
| Спинной мозг
|
|
|
| 17
| Строение и функции головного мозга
|
|
|
| 18-19
| Полушария большого мозга
|
|
|
| 20
| Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор.
|
|
|
| 21
| Анализаторы слуха и равновесия
|
|
|
| 22
| Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.
|
|
|
| 23
| Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость
|
|
|
| 24
| Зачетный урок по темам: «Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы». «Анализаторы»
|
|
|
| 25
| Опора и движение 8час.
Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение.
|
|
|
| 26-27
| Строение, свойства костей, типы их соединения
|
|
|
| 28
| Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей
|
|
|
| 29
| Мышцы, их строение и функции
|
|
|
| 30
| Работа мышц
|
|
|
| 31
| Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения
|
|
|
| 32
| Взаимосвязь строения и функций опорно – двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.
|
|
|
| 33
| Внутренняя среда организма 4час.
Внутренняя среда организма.
|
|
|
| 34
| Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции
|
|
|
| 35
| Иммунитет
|
|
|
| 36
| Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус - фактор
|
|
|
| 37
| Транспорт веществ 5час.
Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения
|
|
|
| 38
| Работа сердца
|
|
|
| 39
| Движение крови и лимфы по сосудам
|
|
|
| 40
| Заболевания сердечно – сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях
|
|
|
| 41
| Зачетный урок по темам: «Опора и движение» «Внутренняя среда организма» «Транспорт веществ»
|
|
|
| 42
| Дыхание 4час.
Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания
|
|
|
| 43 – 44
| Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция
|
|
|
| 45
| Заболевания органов дыхания, их предупреждения. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.
|
|
|
| 46
| Пищеварение 5час.
Пищевые продукты и питательные вещества
|
|
|
| 47
| Пищеварение в ротовой полости
|
|
|
| 48-49
| Пищеварение в желудке и кишечнике
|
|
|
| 50
| Гигиена питания и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний
|
|
|
| 51
| Обмен веществ и энергии 2час.
Обмен веществ
|
|
|
| 52
| Витамины
|
|
|
| 53
| Выделение 2час
Выделение. Строение и работа почек
|
|
|
| 54
| Заболевание почек и их предупреждение
|
|
|
| 55
| Покровы тела 4час.
Строение и функции кожи
|
|
|
| 56
| Роль кожи в терморегуляции организма
|
|
|
| 57
| Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви
|
|
|
|
|
|
|
|
| 58
| Зачетный урок по темам: «Дыхание», «Пищеварение», «Обмен веществ», «Выделение», «Покровы тела»
|
|
|
| 59
| Размножение и развитие 2час.
Половая система человека
|
|
|
| 60
| Развитие человека и возрастные процессы
|
|
|
| 61
| Высшая нервная деятельность 5час.
Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни.
|
|
|
| 62
| Торможение, его виды и значение
|
|
|
| 63
| Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна
|
|
|
| 64
| Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы
|
|
|
| 65
| Типы нервной деятельности
|
|
|
| 66
| Итоговый тест по курсу «Человек и его здоровье»
|
|
|
| 67-70
| Резерв
|
|
|
| |