Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 229.28 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации26.04.2014
Размер229.28 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе:

- Закона РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);

- Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);

- Примерной программы основного общего образования по биологии;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2012-2013 учебный год

- Учебного плана МБОУ – Лесхозской СОШ Арского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год

- В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и норма­тивами (СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный №19993);

- Устава школы.  

- Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек» для 8-го класса автора М.Р. Сапина, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе. Программа курса «Человек» для 8-го класса автора М.Р. Сапина, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008, отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Данная программа рассчитана на 70 часов 2 часа в неделю.

Цель: формирование знаний о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.

Задачи:

  • Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;

  • Осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации;

  • Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем;

  • Научиться выявлять возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу;

  • Научиться оказывать при необходимости доврачебную помощь.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Тема 1. Место человека в системе органического мира

2

Тема 2. Происхождение человека

3

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма Человека

2

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

Тема 5. Координация и регуляция

13

Тема 6. Опора и движение

8

Тема 7. Внутренняя среда организма

4

Тема 8. Транспорт веществ

5

Тема 9. Дыхание

4

Тема 10. Пищеварение

5

Тема 11. Обмен веществ и энергии

2

Тема 12. Выделение

2

Тома 13. Покровы тела

4

Тема 14. Размножение и развитие

2

Тема 15. Высшая нервная деятельность

5







ИТОГО

66 + 4 резерв

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(70 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (3 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

■ Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

1 Строение животной клетки*

2 Строение ткани*.

3 Распознавание на таблицах органов и систем органов*.

Тема 5. Координация и регуляция (13 часов)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

  • Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

  • Лабораторные и практические работы

4 Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.

.Тема 6. Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Укрепление здоровья: двигательная активность. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

Тема 7. Внутренняя среда (4часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторная работа

5 Микроскопическое строение крови человека и лягушки*.

Тема 8. Транспорт веществ (5 час.)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.

■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

■ Лабораторные и практические работы
6 Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки *.

Тема 9. Дыхание (4 часа)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах.

■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

Тема 10. Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

■ Лабораторные и практические работы

7 Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.

.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

■ Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела (4 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при ожогах, обморожении, тепловых и солнечных ударах.

■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие (2 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения раздела «Человек и его здоровье. 8 кл.» обучающиеся должны знать / понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток организма человека;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Обучающиеся должны уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

сравнивать биологические объекты

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

проводить самостоятельный поиск учебной информации в биологических словарях, справочниках и других информационных источниках;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами, вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); нарушения осанки, зрения, слуха;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

учащиеся должны знать:

  • место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных — факторы антропосоциогенеза;

  • основные черты древнейшего, древнего и иско­паемого человека, человека современного типа, единст­во человеческих рас;

  • науки, изучающие организм человека;

  • особенности строения органов и систем, функци­онирования, расположения органов;

  • нервно-гуморальную регуляцию деятельности ор­ганизма человека;

  • внутреннюю среду организма, иммунитет;

  • обмен веществ и энергии;

  • развитие организма человека;

  • вредное влияние алкоголя, курения, наркотиче­ских веществ на организм человека.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать изученные органы и системы орга­нов на таблицах;

  • оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотече­ниях.

Учебник Сонин Н.И., М.Р. Сапина Биология.Человек. 8 класс – М: Дрофа, 2006

Сонин Н.И., Биология.Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс. - М.: Дрофа, 2006.

Биология Методическое пособие/ автор – составитель Т.В. Козачек – Волгоград: Учитель, 2006 Интернет-ресурсы

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Разделы, темы

Дата проведения

Примечание

по плану

фактически




1

Человек как биологический вид 2час.

Место человека в системе органического мира










2

Особенности человека










3-4

Происхождение человека 3час.

Происхождение человека. Этапы его становления










5

Расы человека, их происхождение и единство










6-7

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека 2час.










8-9

Общий обзор организма человека 4час.

Строение клетки










10

Ткани










11

Органы, системы органов. Организм.










12

Координация и регуляция 13час.

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности










13

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения










14

Зачетный урок по темам «Общий обзор организма человека», «Гуморальная регуляция, эндокринный аппарат человека, его особенности»










15

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы










16

Спинной мозг










17

Строение и функции головного мозга










18-19

Полушария большого мозга










20

Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор.










21

Анализаторы слуха и равновесия










22


Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.










23

Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость










24

Зачетный урок по темам: «Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы». «Анализаторы»











25

Опора и движение 8час.

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение.










26-27

Строение, свойства костей, типы их соединения










28

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей










29

Мышцы, их строение и функции










30

Работа мышц










31


Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения










32

Взаимосвязь строения и функций опорно – двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.











33

Внутренняя среда организма 4час.

Внутренняя среда организма.










34

Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции










35

Иммунитет










36

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус - фактор










37

Транспорт веществ 5час.

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения










38

Работа сердца










39

Движение крови и лимфы по сосудам










40

Заболевания сердечно – сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях











41

Зачетный урок по темам: «Опора и движение» «Внутренняя среда организма» «Транспорт веществ»










42

Дыхание 4час.

Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания










43 – 44

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция











45

Заболевания органов дыхания, их предупреждения. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.










46

Пищеварение 5час.

Пищевые продукты и питательные вещества










47

Пищеварение в ротовой полости










48-49

Пищеварение в желудке и кишечнике











50

Гигиена питания и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний










51

Обмен веществ и энергии 2час.

Обмен веществ










52

Витамины










53

Выделение 2час

Выделение. Строение и работа почек










54

Заболевание почек и их предупреждение










55

Покровы тела 4час.

Строение и функции кожи










56

Роль кожи в терморегуляции организма










57

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви

























58

Зачетный урок по темам: «Дыхание», «Пищеварение», «Обмен веществ», «Выделение», «Покровы тела»










59

Размножение и развитие 2час.

Половая система человека










60

Развитие человека и возрастные процессы










61

Высшая нервная деятельность 5час.

Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни.










62

Торможение, его виды и значение










63

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна










64

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы










65

Типы нервной деятельности










66

Итоговый тест по курсу «Человек и его здоровье»










67-70

Резерв










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск