Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации18.03.2014
Размер0.58 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6


Галина РЕЗАПКИНА

Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ

Факультативный курс для учащихся 9-х классов


Кому и зачем нужна эта программа

Опыт преподавания в школе предметов, традиционно счи­тающихся «второстепенными» («Этика и психология семей­ной жизни», «Человек—труд—профессия», «Выбор профес­сии», «Основы психологических знаний»), и практика пси­хологического консультирования подростков убеждают в необходимости включения в обязательную программу кур­са «Я и моя профессия», который поможет ребятам:

• узнать особенности своего темперамента, мышления;

• определить свои интересы и склонности;

• соотнести их с конкретными профессиями;

• понять некоторые закономерности развития человечес­ких отношений.

Стремление к самопознанию у старшеклассников настоль­ко велико, что на эти уроки приходят учащиеся из других школ. Результат уроков — «информация к размышлению» о себе, о взаимоотношениях с миром.

Особые требования предъявляются к преподавателю. Толь­ко знания педагогики и психологии недостаточно. Специ­фика предмета такова, что здесь неприменимы традицион­ные для нашей школы отношения между учителем и учени­ком и формы преподавания, Например, полностью исклю­чаются авторитарные способы воздействия, система оце­нок, контроль усвоения предмета. Человек, ведущий этот курс, должен не просто любить детей, а видеть в каждом ребенке личность, заслуживающую внимания и уважения; защищать его интересы, проявлять такт и мудрость; руко­водствоваться в своей работе принципом «не навреди». Необходимым условием успешности является доверие уче­ников к своему учителю и уверенность в том, что откры­тость и откровенность не будет использована им во вред.

Структура курса

Курс «Я и моя профессия» состоит из трех равноценных частей. В первой части — «Я» — дается возможность каждо­му узнать свои интересы и склонности; особенности темпе­рамента, мышления, памяти, внимания. Вторая часть— «Моя профессия» — знакомит с требованиями различных профес­сий; учащиеся могут соотнести их со своими возможностя­ми. Третья часть представляет собой авторский тренинг, в ходе которого актуализируется процесс профессионального самоопределения, расширяются границы восприятия са­мого себя и других людей.

Цели и задачи курса

• Актуализация процесса профессионального самоопре­деления учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий; помощь в социальной и профессиональ­ной адаптации.

• Повышение уровня психологической компетентности учащихся; расширение границ самовосприятия; формиро­вание адекватной самооценки; пробуждение потребности в самосовершенствовании.

Форма проведения

Занятия проходят в виде уроков, включающих: беседы, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам пси­хологии и профессиоведения; сюжетно-ролевые игры, в ходе которых ребята имеют возможность проверить на прак­тике эффективность различных моделей поведения, отра­ботать навыки принятия решения, бесконфликтного обще­ния и т. п. Занятия проходят не реже одного раза в неде­лю. Их итогом является трехдневный тренинг; его целесо­образно проводить во время каникул. В последней четвер­ти проведение занятий, как показала практика, неэффек­тивно.

Темы занятий 1-я часть

1. Что я знаю о своих возможностях?

2. Склонности и интересы в выборе профессии.

3. Понятие о темпераменте. Темперамент.

4. Мышление. Как определить тип своего мышления? Как развивать мышление?

5. Память. Виды памяти. Как улучшить память?

6. Внимание. Как оценить свое внимание? Как развивать внимание?

7. Воображение. Как определить уровень развития свое­го воображения? Как развивать воображение?

8. Что такое характер

9. Коллаж «Мой психологический портрет».
2-я часть

10. Что я знаю о мире профессий? Классификация про­фессий.

11. Профессии типа «Человек—техника».

12. Профессии типа «Человек—природа».

13. Профессии типа «Человек—знак».

14. Профессии типа «Человек—искусство».

15. Профессии типа «Человек—человек».

16. Ошибки в выборе профессии.

17. Формула профессии.

18. Способности и профессиональная пригодность.

19. Опросник профессиональной готовности.

20. Что такое профессиограмма.

21. Психологический кроссворд.

3-я часть

Трехдневный тренинг «Необитаемый остров».

1-Й УРОК. ЧТО Я ЗНАЮ о своих возможностях
I. БЕСЕДА

В жизни каждого человека наступает момент, когда при­ходится задумываться над вопросами: «Кто я? Чем отлича­юсь от других людей? Чем похож на них?» Ответы можно искать всю жизнь, и нет никакой гарантии их найти.

Наука, которая призвана помочь найти эти ответы, назы­вается психология.

Познакомившись с ее основами, вы, кроме удовольствия от самого процесса самопознания, получите возможность - использовать эти знания в решении практических вопросов.

Рассмотрим актуальную для вас проблему. Для того чтобы избежать ошибок в выборе профессии, о чем мы будем го­ворить подробно, нужно иметь представление о своих ин­теллектуальных и психофизиологических возможностях, спе­циальных способностях, интересах и склонностях. Эти зна­ния необходимо соотнести с требованиями профессии к человеку. Но этого сейчас уже мало.

Формально каждому гражданину нашей страны предо­ставлено право на выбор профессии, рода занятий и места работы. Однако ситуация на рынке труда складывается та­ким образом, что обучение по избранной специальности для многих становится недоступным из-за:

1. Высоких требований, предъявляемых к абитуриентам (это касается в первую очередь так называемых престиж­ных профессий и тех профессий, которые предполагают особую одаренность).

Как вы думаете, какие это профессии?

Какие требования они предъявляют к человеку?

2. Стоимости обучения, которая часто несопоставима с доходами большей части населения (речь идет об обучении на коммерческой основе, то есть платном).

В этих условиях особенно актуально правильно выбрать профессию, то есть требования профессии к человеку дол­жны совпадать с его психологическими особенностями. Правильному выбору мешает дефицит знаний о самих про­фессиях, неумение оценить собственные способности, ин­тересы, склонности и соотнести их с конкретной профес­сией. Научиться этому вам поможет курс «Я и моя профес­сия» (научное название — «Психологические аспекты выбо­ра профессии»).

Каждый из вас не только неповторим, но и непознаваем до конца, потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий — узнавать что-то новое о самом себе.

Область психологии, которая занимается «измерением» различных качеств человека, называется психодиагностикой. Эта наука требует строгого соблюдения определенных пра­вил. Первое правило — психолог, как и врач, должен соблю­дать конфиденциальность.

Второе правило — искренность. Полученная информация будет достоверной только в том случае, если вы серьезно и искренне отвечаете на предложенные вопросы и выполня­ете предложенные задания.

Третье правило — добровольность. Нельзя никого осчас­тливить насильно. Для того чтобы заглянуть в себя, необхо­димо определенное мужество. Вероятно, кого-то испугает возможность узнать о себе что-то новое. Хотя мне такие люди пока не встречались, этот вариант допустим: тестиро­вание — дело добровольное.

Что касается самих тестов, то их применяют для опреде­ления способностей человека и прогнозирования его пове­дения очень давно. Один из первых психологических тес­тов описан в Библии, в Книге Судей. Войскам полководца Гедеона, уставшим после изнурительного перехода, пред­стояла тяжелая битва с мадианитянами. Чтобы отобрать наи­более стойких бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших воинов, встав на четвереньки, жадно пила воду. Другие, не теряя достоинства, черпали ее ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.

На каждом уроке вы будете узнавать о себе что-то новое благодаря тестам, упражнениям и заданиям. Поэтому про­пуск занятий для тех, кто заинтересован в самопознании и саморазвитии, нежелателен. На наших уроках не будет тра­диционных оценок знаний и умений — их исключает сама специфика курса. Об успешности усвоения информации вы будете судить сами по готовности к выбору профессии в конце учебного года, когда получите профессиональную консультацию для уточнения и коррекции своего выбора.

Задания, которые вы станете выполнять на уроках и дома, будут храниться в папках, доступ к которым для посторон­них будет закрыт.

В конце урока ребята знакомятся с правилами поведения на уроках, которые комментируются учителем и предлага­ются для обсуждения.

Правила поведения на уроках

1. Не давать оценок.

2. Не перебивать.

3. Не сплетничать.

4. Не опаздывать.

Затем ученики заполняют анкету.

Анкета

Фамилия, имя. ................

Я хочу быть. ..................

Меня интересует. ..............

Я опасаюсь. ..................

Правила признаю. .............

II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Напишите сочинение на тему «Я». Объем и грамотность значения не имеют. Если захотите, то прочитаете его перед классом.

2-Й УРОК. СКЛОННОСТИ И ИНТЕРЕСЫ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

I. БЕСЕДА

Мы уже говорили о том, что для правильного выбора про­фессии необходимо представлять себе те требования, ко­торые она предъявляет к человеку, а также знать свои ин­дивидуально-психологические особенности, чтобы соотне­сти их с этими требованиями.

Значение интересов в жизни человека велико: они по­буждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помо­гают преодолевать препятствия. Интересы различаются по содержанию (музыкальные, технические), широте (разно­сторонние или узкие, направленные только на один пред­мет или на одну его сторону), глубине (глубокие или поверх­ностные), длительности (устойчивые или неустойчивые). Интересы могут переходить в склонности — стремление за­ниматься определенной деятельностью. Между интересом и склонностью много общего, но есть и различие. Как вы думаете, какое?

Интересы выражаются формулой «хочу все знать», а склон­ности — «хочу делать».
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. МЕТОДИКА «КАРТА ИН­ТЕРЕСОВ»

Учащимся предлагается выполнить тест, с помощью кото­рого они смогут выявить свои интересы и определить сте­пень их устойчивости.

Для этого всем раздаются бланки и опросники, дается инструкция. На выполнение теста обычно требуется 10 ми­нут. Ребята не должны обсуждать и комментировать вопро­сы. Обработка данных происходит на этом же уроке.

Может ли человек управлять своими интересами, и если да, то как?

Обратимся к роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера...». К тому эпизоду, где Тома заставляют красить забор. Вспомните, какой выход из положения он нашел?

Вот некоторые соображения, как сделать скучную работу интересной, как управлять своими интересами и склоннос­тями.

1. Препятствие, которое человек должен преодолеть для достижения своей цели, должно быть преодолимым.

2. Что происходит, когда нам предстоит взяться за скуч­ную работу? На нас действует установка — это скучно. Од­нако ее можно изменить. Например, вообразить, что это не скучно, а интересно, тогда вы внутренне настроитесь на интересную работу, а это как раз и нужно на первых порах.

3. Одной установки мало. Надо приложить чуть-чуть ста­рания и выполнить работу более тщательно, чем всегда.

4. Сколько времени надо работать, чтобы сформировался интерес? Теоретически даже один поступок может стать основой полезной привычки. Но не всегда. Некоторые пси­хологи на основании наблюдений утверждают, что для об­разования привычки нужно три недели. Единого мнения на этот счет нет.

5. Интересы и склонности проявляются и формируются толь­ко в деятельности, связанной с ними. Поэтому надо не ждать, когда проявится интерес, а активнее включаться в разнооб­разную деятельность. Именно такое поведение позволит вам выявить и сформировать интересы и склонности.

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составьте общую характеристику своих интересов и склон­ностей; посмотрите, насколько результаты теста совпали с вашими собственными представлениями о своих интересах и склонностях.

3-Й УРОК. ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ

I. БЕСЕДА

Вам, наверное, приходилось слышать словосочетания «темпераментная музыка», «темпераментный человек». Есть такое выражение «итальянский темперамент». Что это та­кое, как вы думаете?

Определить особенности своего темперамента можно с помощью теста, созданного американским психологом Айзенком.

Ребятам предлагается выполнить этот тест. Обработка производится на этом же уроке. Здесь же вводятся понятия интроверсия—экстраверсия, эмоциональная стабильность.

По Айзенку, экстраверт общителен, имеет много друзей, импульсивен, беззаботен, весел, оптимистичен. На него не всегда можно положиться. Он схватывает на лету все новое, но легко забывает.

Интроверт спокоен, застенчив, сдержан в общении. Тща­тельно планирует свои действия. Не доверяет внезапным побуждениям. Серьезно относится к принятию решений, контролирует свои чувства.

Для каких профессий предпочтительна повышенная по­требность в общении? А для каких желательна склонность к одиночеству?

Представьте себе такую ситуацию: две подруги пошли учиться в торговый техникум. Одна — экстраверт, а другая — интроверт. Кстати, вы не задумывались, почему часто схо­дятся люди противоположных темпераментов? Подруги ста­ли продавцами и устроились на работу. Попробуйте пред­ставить, как сложится их карьера.

Как вы считаете, можно ли спорить о том, кем лучше быть: экстравертом или интровертом? Почему?

Далее учитель, если нет плаката, рисует на доске «круг Айзенка», на котором каждый может найти свое место.

Касаясь вопроса об эмоциональной стабильности, следу­ет избегать терминов «сила—слабость нервной системы». Корректнее говорить о большей или меньшей чувствитель­ности нервной системы. Необходимо отметить сильные сто­роны обоих типов.

Представьте, что у вас неприятности. К кому из знакомых вы обратитесь за сочувствием и поддержкой: к человеку чувствительному, впечатлительному, эмоционально отзыв­чивому или к человеку невозмутимому, со стальными не­рвами? Почему? Какие профессии требуют выдержки, хлад­нокровия, готовности к оправданному риску? Какие требу­ют мягкости, способности сопереживать?

Здесь необходимо отметить, что эти характеристики не носят нравственной окраски, сами по себе они нейтральны и обусловлены только большей или меньшей чувствитель­ностью нервной системы.

Если вы — экстраверт и обладаете повышенной чувстви­тельностью нервной системы, вы — холерик. Какими, вашему, характеристиками обладают холерики? Типичным холериком был полководец Суворов — энер­гичный, импульсивный, целеустремленный.

Полной ему противоположностью был другой великий русский полководец — Кутузов. Он был флегматиком. Флег­матикам свойственны основательность, неторопливость, благоразумие, вдумчивость, миролюбие. Какую роль сыг­рал темперамент полководцев в их стратегии и в истории?

Другой известный полководец, Наполеон, был типичным сангвиником. Сангвиники жизнерадостны, общительны, рас­кованы, уверены в себе, беспечны. Этот тип темперамента считается самым сильным. Однако он не спас Наполеона от поражения, которое нанес ему флегматик Кутузов.

Последний в этой классификации — меланхолик. Это че­ловек малообщительный, ранимый, впечатлительный. Сре­ди людей этого типа нет прославленных полководцев. Как вы думаете, почему?

Но среди великих поэтов и писателей, композиторов и художников очень много меланхоликов. Как вы думаете, почему?
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск