Скачать 0.58 Mb.
|
Галина РЕЗАПКИНА Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ Факультативный курс для учащихся 9-х классовКому и зачем нужна эта программа Опыт преподавания в школе предметов, традиционно считающихся «второстепенными» («Этика и психология семейной жизни», «Человек—труд—профессия», «Выбор профессии», «Основы психологических знаний»), и практика психологического консультирования подростков убеждают в необходимости включения в обязательную программу курса «Я и моя профессия», который поможет ребятам: • узнать особенности своего темперамента, мышления; • определить свои интересы и склонности; • соотнести их с конкретными профессиями; • понять некоторые закономерности развития человеческих отношений. Стремление к самопознанию у старшеклассников настолько велико, что на эти уроки приходят учащиеся из других школ. Результат уроков — «информация к размышлению» о себе, о взаимоотношениях с миром. Особые требования предъявляются к преподавателю. Только знания педагогики и психологии недостаточно. Специфика предмета такова, что здесь неприменимы традиционные для нашей школы отношения между учителем и учеником и формы преподавания, Например, полностью исключаются авторитарные способы воздействия, система оценок, контроль усвоения предмета. Человек, ведущий этот курс, должен не просто любить детей, а видеть в каждом ребенке личность, заслуживающую внимания и уважения; защищать его интересы, проявлять такт и мудрость; руководствоваться в своей работе принципом «не навреди». Необходимым условием успешности является доверие учеников к своему учителю и уверенность в том, что открытость и откровенность не будет использована им во вред. Структура курса Курс «Я и моя профессия» состоит из трех равноценных частей. В первой части — «Я» — дается возможность каждому узнать свои интересы и склонности; особенности темперамента, мышления, памяти, внимания. Вторая часть— «Моя профессия» — знакомит с требованиями различных профессий; учащиеся могут соотнести их со своими возможностями. Третья часть представляет собой авторский тренинг, в ходе которого актуализируется процесс профессионального самоопределения, расширяются границы восприятия самого себя и других людей. Цели и задачи курса • Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий; помощь в социальной и профессиональной адаптации. • Повышение уровня психологической компетентности учащихся; расширение границ самовосприятия; формирование адекватной самооценки; пробуждение потребности в самосовершенствовании. Форма проведения Занятия проходят в виде уроков, включающих: беседы, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения; сюжетно-ролевые игры, в ходе которых ребята имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения и т. п. Занятия проходят не реже одного раза в неделю. Их итогом является трехдневный тренинг; его целесообразно проводить во время каникул. В последней четверти проведение занятий, как показала практика, неэффективно. Темы занятий 1-я часть 1. Что я знаю о своих возможностях? 2. Склонности и интересы в выборе профессии. 3. Понятие о темпераменте. Темперамент. 4. Мышление. Как определить тип своего мышления? Как развивать мышление? 5. Память. Виды памяти. Как улучшить память? 6. Внимание. Как оценить свое внимание? Как развивать внимание? 7. Воображение. Как определить уровень развития своего воображения? Как развивать воображение? 8. Что такое характер 9. Коллаж «Мой психологический портрет». 2-я часть 10. Что я знаю о мире профессий? Классификация профессий. 11. Профессии типа «Человек—техника». 12. Профессии типа «Человек—природа». 13. Профессии типа «Человек—знак». 14. Профессии типа «Человек—искусство». 15. Профессии типа «Человек—человек». 16. Ошибки в выборе профессии. 17. Формула профессии. 18. Способности и профессиональная пригодность. 19. Опросник профессиональной готовности. 20. Что такое профессиограмма. 21. Психологический кроссворд. 3-я часть Трехдневный тренинг «Необитаемый остров». 1-Й УРОК. ЧТО Я ЗНАЮ о своих возможностях I. БЕСЕДА В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится задумываться над вопросами: «Кто я? Чем отличаюсь от других людей? Чем похож на них?» Ответы можно искать всю жизнь, и нет никакой гарантии их найти. Наука, которая призвана помочь найти эти ответы, называется психология. Познакомившись с ее основами, вы, кроме удовольствия от самого процесса самопознания, получите возможность - использовать эти знания в решении практических вопросов. Рассмотрим актуальную для вас проблему. Для того чтобы избежать ошибок в выборе профессии, о чем мы будем говорить подробно, нужно иметь представление о своих интеллектуальных и психофизиологических возможностях, специальных способностях, интересах и склонностях. Эти знания необходимо соотнести с требованиями профессии к человеку. Но этого сейчас уже мало. Формально каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, рода занятий и места работы. Однако ситуация на рынке труда складывается таким образом, что обучение по избранной специальности для многих становится недоступным из-за: 1. Высоких требований, предъявляемых к абитуриентам (это касается в первую очередь так называемых престижных профессий и тех профессий, которые предполагают особую одаренность). Как вы думаете, какие это профессии? Какие требования они предъявляют к человеку? 2. Стоимости обучения, которая часто несопоставима с доходами большей части населения (речь идет об обучении на коммерческой основе, то есть платном). В этих условиях особенно актуально правильно выбрать профессию, то есть требования профессии к человеку должны совпадать с его психологическими особенностями. Правильному выбору мешает дефицит знаний о самих профессиях, неумение оценить собственные способности, интересы, склонности и соотнести их с конкретной профессией. Научиться этому вам поможет курс «Я и моя профессия» (научное название — «Психологические аспекты выбора профессии»). Каждый из вас не только неповторим, но и непознаваем до конца, потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий — узнавать что-то новое о самом себе. Область психологии, которая занимается «измерением» различных качеств человека, называется психодиагностикой. Эта наука требует строгого соблюдения определенных правил. Первое правило — психолог, как и врач, должен соблюдать конфиденциальность. Второе правило — искренность. Полученная информация будет достоверной только в том случае, если вы серьезно и искренне отвечаете на предложенные вопросы и выполняете предложенные задания. Третье правило — добровольность. Нельзя никого осчастливить насильно. Для того чтобы заглянуть в себя, необходимо определенное мужество. Вероятно, кого-то испугает возможность узнать о себе что-то новое. Хотя мне такие люди пока не встречались, этот вариант допустим: тестирование — дело добровольное. Что касается самих тестов, то их применяют для определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии, в Книге Судей. Войскам полководца Гедеона, уставшим после изнурительного перехода, предстояла тяжелая битва с мадианитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших воинов, встав на четвереньки, жадно пила воду. Другие, не теряя достоинства, черпали ее ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд. На каждом уроке вы будете узнавать о себе что-то новое благодаря тестам, упражнениям и заданиям. Поэтому пропуск занятий для тех, кто заинтересован в самопознании и саморазвитии, нежелателен. На наших уроках не будет традиционных оценок знаний и умений — их исключает сама специфика курса. Об успешности усвоения информации вы будете судить сами по готовности к выбору профессии в конце учебного года, когда получите профессиональную консультацию для уточнения и коррекции своего выбора. Задания, которые вы станете выполнять на уроках и дома, будут храниться в папках, доступ к которым для посторонних будет закрыт. В конце урока ребята знакомятся с правилами поведения на уроках, которые комментируются учителем и предлагаются для обсуждения. Правила поведения на уроках 1. Не давать оценок. 2. Не перебивать. 3. Не сплетничать. 4. Не опаздывать. Затем ученики заполняют анкету. Анкета Фамилия, имя. ................ Я хочу быть. .................. Меня интересует. .............. Я опасаюсь. .................. Правила признаю. ............. II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Напишите сочинение на тему «Я». Объем и грамотность значения не имеют. Если захотите, то прочитаете его перед классом. 2-Й УРОК. СКЛОННОСТИ И ИНТЕРЕСЫ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ I. БЕСЕДА Мы уже говорили о том, что для правильного выбора профессии необходимо представлять себе те требования, которые она предъявляет к человеку, а также знать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями. Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать препятствия. Интересы различаются по содержанию (музыкальные, технические), широте (разносторонние или узкие, направленные только на один предмет или на одну его сторону), глубине (глубокие или поверхностные), длительности (устойчивые или неустойчивые). Интересы могут переходить в склонности — стремление заниматься определенной деятельностью. Между интересом и склонностью много общего, но есть и различие. Как вы думаете, какое? Интересы выражаются формулой «хочу все знать», а склонности — «хочу делать». II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ» Учащимся предлагается выполнить тест, с помощью которого они смогут выявить свои интересы и определить степень их устойчивости. Для этого всем раздаются бланки и опросники, дается инструкция. На выполнение теста обычно требуется 10 минут. Ребята не должны обсуждать и комментировать вопросы. Обработка данных происходит на этом же уроке. Может ли человек управлять своими интересами, и если да, то как? Обратимся к роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера...». К тому эпизоду, где Тома заставляют красить забор. Вспомните, какой выход из положения он нашел? Вот некоторые соображения, как сделать скучную работу интересной, как управлять своими интересами и склонностями. 1. Препятствие, которое человек должен преодолеть для достижения своей цели, должно быть преодолимым. 2. Что происходит, когда нам предстоит взяться за скучную работу? На нас действует установка — это скучно. Однако ее можно изменить. Например, вообразить, что это не скучно, а интересно, тогда вы внутренне настроитесь на интересную работу, а это как раз и нужно на первых порах. 3. Одной установки мало. Надо приложить чуть-чуть старания и выполнить работу более тщательно, чем всегда. 4. Сколько времени надо работать, чтобы сформировался интерес? Теоретически даже один поступок может стать основой полезной привычки. Но не всегда. Некоторые психологи на основании наблюдений утверждают, что для образования привычки нужно три недели. Единого мнения на этот счет нет. 5. Интересы и склонности проявляются и формируются только в деятельности, связанной с ними. Поэтому надо не ждать, когда проявится интерес, а активнее включаться в разнообразную деятельность. Именно такое поведение позволит вам выявить и сформировать интересы и склонности. III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Составьте общую характеристику своих интересов и склонностей; посмотрите, насколько результаты теста совпали с вашими собственными представлениями о своих интересах и склонностях. 3-Й УРОК. ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ I. БЕСЕДА Вам, наверное, приходилось слышать словосочетания «темпераментная музыка», «темпераментный человек». Есть такое выражение «итальянский темперамент». Что это такое, как вы думаете? Определить особенности своего темперамента можно с помощью теста, созданного американским психологом Айзенком. Ребятам предлагается выполнить этот тест. Обработка производится на этом же уроке. Здесь же вводятся понятия интроверсия—экстраверсия, эмоциональная стабильность. По Айзенку, экстраверт общителен, имеет много друзей, импульсивен, беззаботен, весел, оптимистичен. На него не всегда можно положиться. Он схватывает на лету все новое, но легко забывает. Интроверт спокоен, застенчив, сдержан в общении. Тщательно планирует свои действия. Не доверяет внезапным побуждениям. Серьезно относится к принятию решений, контролирует свои чувства. Для каких профессий предпочтительна повышенная потребность в общении? А для каких желательна склонность к одиночеству? Представьте себе такую ситуацию: две подруги пошли учиться в торговый техникум. Одна — экстраверт, а другая — интроверт. Кстати, вы не задумывались, почему часто сходятся люди противоположных темпераментов? Подруги стали продавцами и устроились на работу. Попробуйте представить, как сложится их карьера. Как вы считаете, можно ли спорить о том, кем лучше быть: экстравертом или интровертом? Почему? Далее учитель, если нет плаката, рисует на доске «круг Айзенка», на котором каждый может найти свое место. Касаясь вопроса об эмоциональной стабильности, следует избегать терминов «сила—слабость нервной системы». Корректнее говорить о большей или меньшей чувствительности нервной системы. Необходимо отметить сильные стороны обоих типов. Представьте, что у вас неприятности. К кому из знакомых вы обратитесь за сочувствием и поддержкой: к человеку чувствительному, впечатлительному, эмоционально отзывчивому или к человеку невозмутимому, со стальными нервами? Почему? Какие профессии требуют выдержки, хладнокровия, готовности к оправданному риску? Какие требуют мягкости, способности сопереживать? Здесь необходимо отметить, что эти характеристики не носят нравственной окраски, сами по себе они нейтральны и обусловлены только большей или меньшей чувствительностью нервной системы. Если вы — экстраверт и обладаете повышенной чувствительностью нервной системы, вы — холерик. Какими, вашему, характеристиками обладают холерики? Типичным холериком был полководец Суворов — энергичный, импульсивный, целеустремленный. Полной ему противоположностью был другой великий русский полководец — Кутузов. Он был флегматиком. Флегматикам свойственны основательность, неторопливость, благоразумие, вдумчивость, миролюбие. Какую роль сыграл темперамент полководцев в их стратегии и в истории? Другой известный полководец, Наполеон, был типичным сангвиником. Сангвиники жизнерадостны, общительны, раскованы, уверены в себе, беспечны. Этот тип темперамента считается самым сильным. Однако он не спас Наполеона от поражения, которое нанес ему флегматик Кутузов. Последний в этой классификации — меланхолик. Это человек малообщительный, ранимый, впечатлительный. Среди людей этого типа нет прославленных полководцев. Как вы думаете, почему? Но среди великих поэтов и писателей, композиторов и художников очень много меланхоликов. Как вы думаете, почему? |