Рабочая программа курса «биология. Человек. Культура здоровья. 8 Класс»





Скачать 294.22 Kb.
НазваниеРабочая программа курса «биология. Человек. Культура здоровья. 8 Класс»
страница1/2
Дата публикации02.07.2014
Размер294.22 Kb.
ТипРабочая программа курса
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа курса
  1   2


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

им. адмирала Ф.Ф. Ушакова


Согласована

Заседание МС

протокол №

от «___» ___________ 20 г.

Утверждена

Приказ по школе №7

от «___» ___________ 20 г.


Рабочая программа

учебного предмета

«Биология»

основное общее образование

8 класс


Учитель:

З. В. Малинова

Тутаев

2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК. КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ. 8 КЛАСС»

ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

(Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Учебник и образовательная программа курса «Биология. Человек. Культура здоровья» являются составной частью учебно-методического комплекта по биологии серии «Сферы».

Главная идея разрабатываемого УМК — создание единой информационной среды при обучении биологии на основе взаимодействия всех его составных частей.

Общие концептуальные принципы:

  • обеспечение преемственности школьных биологических курсов;

  • единый методологический, методический, информационный и дизайнерский подходы к отбору, структуризации и подаче учебного материала;

  • наличие унифицированной «навигационной» системы, позволяющей осуществлять единую технологию обучения и способ­ствующей овладению учащимися навыками отбора, анализа и синтеза информации;

— использование современных педагогических технологий.

Главные психолого-педагогические принципы: ориентация на развитие личности, актуализация, проблемность, познавательность, наглядность и доступность отбора, компоновки и подачи материала.

Главные методические принципы:

1. Соответствие федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования (базовый уровень). Учебник содержит 59 разворотов и рассчитан на 2 часа в неделю.

2. Усиление внутри предметной интеграции.

Усиление внутри предметной интеграции достигается на основе введения теоретических положений клеточной теории, экологии, эволюции, генетики на более ранних этапах обучения и их развития в последующих курсах.

Основная задача курса биологии 8 класса — формирование отношения к здоровью как абсолютной ценности. Поэтому положениям о культуре здоровья и его факторах — наследственности, природной и социальной среде, образе жизни — посвящены вводные темы. Идеи о факторах здоровья проводятся через все содержание курса и играют системообразующую роль.

Введение положений экологии человека, понятий генетики (ген, фенотип, генотип, мутационная и комбинативная изменчи­вость, наследственные болезни человека, их причины и профилактика, медико-генетическое консультирование) позволяет связать курс биологии 8 класса с предпрофильным курсом 9 класса «Живые системы», где рассматриваются закономерности организации живой природы, положения эволюционного учения.

Тесной преемственности курсов биологии способствует также: перенесение сложной информации о высшей нервной деятель­ности человека и ее особенностях из 8 класса в 9-й, где она более понятна и значима; рассмотрение основных закономерностей наследственности в 9 классе на примере организма человека; выяснение влияния на организм человека природных (климато-географических) и социальных факторов. В свою очередь, по­строение курса биологии 9 класса на основе иерархии вложения «организм (человека), популяция, вид, экосистема, биосфера» позволяет исключить дублирование курсов 9 и 11 классов и в целом обеспечить преемственность и единство всех курсов биоло­гии линии «Сферы».

3. Усиление межпредметной интеграции.

Основа такой интеграции — идеи системного подхода, определяющие естественно-научную картину мира и экологический стиль мышления современной эпохи.

Идеи системной организации заложены уже в содержании курса 6 класса, где одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы рассматриваются как целостные живые системы, состоящие из взаимосвязанных компонентов. В курсе 7 класса реализуется принцип полицентризма, даются первоначальные представления о популяции, виде, биоценозе, экосистеме, биосфере.

В курсе 8 класса организм человека рассматривается как сложная саморегулирующаяся система взаимосвязанных клеток, тканей, органов и систем органов. Во введении в курс общей биологии 10—11 классов (с разной степенью глубины) рассматриваются некоторые понятия системного подхода, общие свойства живых систем. В дальнейшем идеи системной организации последовательно развиваются при изучении всего содержания заключительных курсов и способствуют их целостности.

Межпредметная интеграция достигается и на основе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития об­щества и природы.

Важный компонент межпредметной интеграции — обращение к ценностям науки как компоненту культуры. Ученикам важно зтать, что для ученого нет высшей ценности, чем истина, а стремление к этой ценности — высшая моральная обязанность ученого. Наука — сообщество свободно мыслящих людей, для которых нет большего авторитета, чем разум и опыт. Человек, отступающий от истины и свободы критики, выводит себя за рам­ки науки. Раскрытие ценности и нормы науки возможно только через обращение к личности ученого. Поэтому в программе зна­чительное внимание уделяется рассмотрению вклада выдающих­ся (прежде всего отечественных) ученых в развитие науки и культуры.

4. Взаимодействие естественно-научного и гуманитарного знаний. Отличительной особенностью данной предметной линии служит ориентация на взаимодействие биологического и гуманитарного знаний. Известно, что естественно-научное знание (в отличие от гуманитарного) безразлично к нравственным ценностям. От него нет прямого пути к действию. Строить свои взаимоотношения с природой, другими людьми, правильно ориентироваться в личных проблемах ученик может только на основе освоения нравственно-этических и эстетических ценностей общества. В связи с этим важным компонентом содержания образования в предлагаемой линии служит ценностный. В курсе «Биология. Человек. Культура здоровья» ценностный компонент о значении здоровья, его факторах органически вплетается в учебную информацию и при­дает ей яркую эмоциональную окраску, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше воспринимается и усваивается.

5. Усиление практической направленности курса.

Содержание курса ориентировано на отбор информации, значи­мой за пределами школьного образования, и направлено на при­менение знаний в повседневной жизни.

Таким образом, весь учебный материал курса, различный по сложности и объему содержащейся в нем информации, выстроен в единых методологических рамках, отражающих новую концепцию создания учебной литературы. Это отличает данный УМК и его «ядро» — учебник от ранее издаваемых и позволяет говорить о реализации в данном комплекте качественно нового уров­ня школьного учебника как основной единицы информационно-образовательной среды.
Отличительная черта современности — возрастание интереса к человеку как предмету познания. Такая тенденция обусловлена увеличением разнообразия связей человека и окружающей среды. Значительное внимание уделяется и здоровью человека как наи­более значимой ценности. Поэтому одной из главных задач био­логического образования в основной школе стало формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения, направленной на здоровый образ жизни. Решение данной задачи возможно на основе изучения в курсе биологии 8 класса не только анатомо-физиологических особеннос­тей организма человека и общегигиенических норм и правил, но и генетических и экологических условий, влияющих на процесс индивидуального развития человека. Такой подход позволит рас­смотреть влияние на здоровье человека важнейших факторов — наследственности, природной и социальной среды, образа жизни. Идеи ценности здоровья и важности формирования навыков куль­туры поведения получат дальнейшее развитие в разделе биологии 9 класса, при изучении высшей нервной деятельности человека. Ото даст возможность связать биологическое и гуманитарное знания, поможет ученикам ориентироваться в личных проблемах, строить взаимоотношения с окружающими людьми.

Содержание курса

Введение (2 ч)

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена, медицина, эмбриология, генетика, экология. Краткая история развития, предмет изучения и методы исследования. Знания о строении и жизнедеятельности организма человека – основа для сохранения его здоровья, благополучия окружающих людей. Роль гигиены и санитарии в поддержании экологически чистой природной среды. Культура здоровья – основа полноценной жизни.

Демонстрация: репродукции картин, изображающие тело человека; красочные рисунки об основных составляющих здорового образа жизни.

Самонаблюдения:

1. Определение оптимальности веса.

2. Исследование ногтей.
Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (7ч)

Клетка – структурная единица организма человека. Основные неорганические и органические вещества клетки. Органоиды цитоплазмы и их значение в обеспечении жизнедеятельности клетки. Ядро – хранитель наследственной информации, его основные компоненты. Постоянство числа и формы хромосом – видовой признак организмов. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Соматические и половые клетки. Процессы, обеспечивающие развитие потомства и сохранение вида: деление клеток, образование гамет, оплодотворение.

Реализация наследственной информации и здоровье. Гены – материальные единицы наследственности, участки молекулы ДНК. Хромосомы – носители генов. Доминантные и рецессивные признаки человека. Генотип и фенотип. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы мутаций у человека. Хромосомные и генные болезни. Наследственная предрасположенность к определенным заболеваниям. Медико-генетическое консультирование, его значение. Роль генетических знаний в планировании семьи.

Здоровье человека и факторы окружающей природной и социальной среды. Образ жизни и здоровье.

Демонстрация: таблицы, схемы, слайды, диафильмы, фильмы, модели, иллюстрирующие строение клетки, тканей, органов и систем органов, нервной системы, процесс обмена веществ, законы наследования, типы мутаций, методы исследования генетики человека, дородовой диагностики.

Практическая работа:

1. Состав домашней аптечки.
Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 ч)

Организм человека как сложная биологическая система: взаимосвязь клеток, тканей, органов, систем органов в организме. Основные ткани организма человека: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная.

Строение и принципы работы нервной системы. Основные механизмы нервной и гуморальной регуляции. Рефлекс. Условные и безусловные рефлексы, их значение. Внутренняя среда организма – основа его целостности.

Кровь, ее функции. Форменные элементы крови Свертывание крови, гемолиз, СОЭ. Группы крови, их наследуемость. Резус-фактор и его особенности. Влияние факторов среды и вредных привычек на состав и функции крови (анемия, лейкемия). Регуляция кроветворения. Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет. Виды иммунитета. Иммунология на службе здоровья. ВИЧ-инфекция, пути передачи, «группы риска». Профилактика СПИДа.
Демонстрация: таблицы, иллюстрирующие строение тканей, компоненты внутренней среды, состав и функции крови.

Лабораторные работы:

1. Ткани организма человека

2. Строение крови лягушки и человека

Практическая работа:

1. Изучение результатов анализа крови.
Опорно-двигательная система. Физическое здоровье (7 ч)

Основные функции опорно-двигательной системы. Кости и их соединения – пассивная часть двигательного аппарата. Типы костей, их состав и строение. Соединение костей. Скелет, основные отделы: череп, позвоночник, скелет свободных конечностей и их функциональные особенности. Влияние наследственности, факторов среды и образа жизни на развитие скелета. Правильная осанка, ее значение для здоровья. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Предупреждения нарушения осанки и плоскостопия.

Мышцы – активная часть двигательного аппарата. Типы мышц, их строение и функции. Мышечная активность и ее влияние на развитие и функции других органов. Влияние наследственности и среды на развитие мышц. Регулярные физические упражнения – залог здоровья. «Накаченные» мышцы и здоровье.

Демонстрация: таблицы, слайды, муляжи, иллюстрирующие строение скелета и мышц; открытки и репродукции произведений искусства, изображающие красоту и гармонию спортивного тела; схемы, таблицы, иллюстрирующие правильную осанку, сутулость, плоскостопие, влияние на работу мышц ритма и нагрузки, упражнения для корректировки осанки.

Лабораторные работы:

3. Химический состав костей.

4. Строение и функции суставов.

5. Утомление мышц.

Самонаблюдения:

3. Определение гибкости позвоночника

4. Оптимальные условия для отдыха мышц

5. Выявление снабжения кровью работающих мышц

6. Координация работы мышц

7. Выявление плоскостопия
Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья (28 ч)

Основная функция сердечно-сосудистой системы – обеспечение движения крови по сосудам. Сердце, его строение. Роль предсердий и желудочков. Клапаны сердца, фазы сердечной деятельности. Проводящая система сердца. Врожденные и приобретенные заболевания сердца. Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Артериальное давление крови. Гипертония и гипотония. Регуляция работы сердца и сосудов: рефлекторная и гуморальная. Влияние наследственности, двигательной активности, факторов среды на сердечно-сосудистую систему человека. Меры профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при артериальных, венозных, капиллярных кровотечениях, как проявление заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.

Лимфатическая система и ее компоненты: сосуды, капилляры и узлы. Лимфа, механизм образования и особенности движения.

Система дыхания. Основная функция: обеспечение поступления в организм кислорода и выведение углекислого газа. Органы дыхания: воздухоносные пути и легкие. Строение органов дыхания в связи с выполняемой функцией. Этапы дыхания: внешнее, газообмен в легких, газообмен в тканях, окисление в клетках (высвобождение энергии из веществ, получаемых с пищей). Дыхательные объемы. Дыхательные движения и механизм вентиляции легких. Объем легочного воздуха, жизненная емкость легких и ее зависимость от регулярных занятий физкультурой и спортом. Регуляция дыхания. Функции дыхательного центра продолговатого мозга. Влияние больших полушарий на работу дыхательного центра. Защитные рефлексы: кашель и чихание. Гуморальная регуляция дыхания: влияние содержания углекислого газа в крови на дыхательный центр. Дыхательная гимнастика. Болезни органов дыхания: грипп, туберкулез легких. Закаливание – важное условие гигиены органов дыхания. Флюорография как средство ранней диагностики легочных заболеваний. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Вредное влияние никотина на органы дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей. Искусственное дыхание.

Демонстрация: таблицы, муляжи, слайды, диафильмы, фильмы, иллюстрирующие строение органов дыхательной системы, комплекс упражнений, способствующих увеличению грудной клетки и тренирующих правильное дыхание, приемы искусственного дыхания; модель Дондерса, изображающая механизмы вдоха.

Обмен веществ. Питание. Органы пищеварительной системы. Экологическая чистота пищевых продуктов – важный фактор здоровья. Трансгенные продукты. Значение пищеварения. Система пищеварительных органов. Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Здоровые зубы – важное звено в процессе пищеварения. Пищевод, желудок и особенности их строения. Пищеварение в желудке: отделение желудочного сока, механизм возбуждения желудочных желез. Переваривание пищи в тонком кишечнике, роль двенадцатиперстной кишки в процессе переваривания пищи. Всасывание. Роль толстого кишечника в пищеварении. Печень и поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Барьерная роль печени для сохранения здоровья. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения. Культура питания. Особенности питания детей и подростков. Опасные заболевания желудка, кишечника, печени, желчного пузыря. Воспаление аппендикса. Первая помощь при болях в животе, не вызванных отравлением. Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмен веществ. Витамины: жирорастворимые и водорастворимые. Источники и функции основных витаминов, необходимых человеку. Авитаминозы и меры их предупреждения. Правильная обработка пищи – залог сохранения в ней витаминов.

Различные пищевые отравления, вызванные болезнетворными бактериями, ядовитыми грибами. Первая помощь при отравлениях. Профилактика инфекционных желудочно-кишечных заболеваний. Соблюдение правил хранения и использования пищевых продуктов – основа здорового образа жизни.

Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие условия нормальной работы органов пищеварения, уход за зубами, слюнные железы и их роль, состав крови, группы крови, свертывание крови, строение и функции сердечно-сосудистой системы; схемы и слайды, показывающие необходимые приемы и средства остановки кровотечения; челюстной аппарат на черепе; опыт действия желудочного сока на белки; витаминные препараты; муляжи, таблицы, иллюстрирующие строение пищеварительной системы, профилактику ее заболеваний.

Система выделения. Основные функции: выведение из организма продуктов обмена веществ, избытка воды и солей, чужеродных и ядовитых веществ. Гомеостаз. Основные органы выделения: почки, кожа, легкие. Мочевыделительная система, строение, функции. Регуляция водно-солевого баланса. Значение воды и минеральных веществ для организма. Причины заболеваний почек и меры их профилактики. Режим питья. Предупреждение водного отравления. Кожа, строение, барьерная роль. Внешний вид кожи – показатель здоровья. Потовые и сальные железы. Участие кожи в терморегуляции. Тепловой и солнечный удары, меры их предупреждения. Ожог и обморожение кожи, признаки и меры профилактики. Придатки кожи: волосы и ногти. Наследуемость цвета кожи и волос. Косметические средства. Уход за кожей, ногтями и волосами. Чистая кожа – основа здоровья. Чистота – основа красоты. Культура внешнего вида. Принципы хорошего тона в одежде.

Демонстрация: влажный препарат строения почки млекопитающего; таблицы, схемы, муляжи, иллюстрирующие строение и функции мочевыделительной системы, кожи, влияние на них наследственности, факторов среды, образа жизни.

Лабораторные работы:

6. Саморегуляция сердечной деятельности

7. Функциональные возможности дыхательной системы

8. Расщепление веществ в ротовой полости

Практические работы:

2. Приемы остановки артериального кровотечения

4. Изучение аннотаций к лекарственным препаратам от кашля

5. Составление суточного пищевого рациона

6. Определение качества пищевых продуктов

7. Измерение температуры тела

Самонаблюдения:

8. Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа

9. Определение достаточности питательных веществ

10. Температурная адаптация кожных рецепторов
Репродуктивная система и здоровье (3 ч)

Половые и возрастные особенности человека. Принципы формирования пола. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.

Женская половая система и ее строение. Развитие яйцеклетки, менструальный цикл, роль яичников и матки. Мужская половая система и ее строение. Сперматогенез и его особенности у человека. Оплодотворение, имплантация и ранние стадии эмбрионального развития. Внутриутробное развитие организма. Беременность и роды. Факторы, влияющие на развитие плода. Искусственное прерывание беременности и его последствия для здоровья. Особенности развития детского и юношеского организмов. Половое созревание юношей и девушек. Соблюдение правил личной гигиены – залог сохранения репродуктивного здоровья и здоровья будущего потомства. Биологическая и социальная зрелость. Ранняя половая жизнь и ранние браки. Планирование семьи, средства контрацепции.

Материнство. Ответственность мужчины и других членов семьи за здоровье матери и ребенка. Беременность и роды у несовершеннолетних, влияние на здоровье будущей матери и ребенка. Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на половую сферу молодого организма. Понятие о венерических заболеваниях, последствия для здоровья, их профилактика. Значение информированности, высокого уровня культуры, физических упражнений для сохранения репродуктивного здоровья.

Демонстрация: таблицы, схемы, рисунки, иллюстрирующие этапы развития зародыша и плода, генетику пола, возбудителей венерических заболеваний; снимок-плакат «Крик ребенка».
Системы регуляции жизнедеятельности (7 ч)

Основные функции: регуляция деятельности органов и систем, обеспечение целостности организма и его связи с внешней средой. Нервная система – основа целостности организма, поддержания здорового состояния всех органов и тканей. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге. Условные и безусловные рефлексы. Процессы возбуждения и торможения, как необходимые условия регуляции. Отделы нервной системы: центральный, периферический, соматический, вегетативный.

Центральная и периферическая части нервной системы, строение и функции. Центральная нервная система (ЦНС): отделы, строение, функции. Спинной мозг, его значение, рефлекторная и проводящая функции. Головной мозг, отделы: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний и промежуточный мозг, большие полушария, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры. Наследственные и приобретенные нарушения функций нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы и их особенности.

Эндокринная система. Основные функции: регуляция роста, развития, обмена веществ, обеспечение целостности организма. Железы внутренней и внешней секреции и их особенности. Строение и функции желез внутренней секреции. Нервная регуляция работы желез внутренней секреции. Влияние гормонов на функции нервной системы. Различия между нервной и эндокринной регуляцией. Болезни, вызываемые гипер- и гипофункцией желез внутренней секреции и меры их предупреждения. Наследственные и приобретенные заболевания эндокринной системы. Забота о состоянии эндокринной системы – основа здорового образа жизни.

Демонстрация: таблицы, слайды, муляжи, иллюстрирующие различные отделы нервной системы, строение и функции желез внутренней секреции.

Лабораторные работы:

9. Строение головного мозга человека.
Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы (6 ч)

Основная функция: восприятие и анализ раздражителей внешней и внутренней среды. Органы чувств, виды ощущений. Анализаторы, их роль в познании окружающего мира. Орган зрения, строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов. Наследственные (дальтонизм, близорукость) и приобретенные заболевания глаз. Повреждения глаз. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Орган слуха и слуховой анализатор. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Отрицательные последствия влияния сильного шума на организм человека. Борьба с шумом. Болезни органов слуха, их предупреждение. Соблюдение правил гигиены органа слуха, забота о здоровье своем и окружающих – основа сохранения психического и физического здоровья молодого поколения. Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация: таблицы, слайды, схемы, муляжи, иллюстрирующие строение различных анализаторов.

Лабораторные работы:

10. Значение органов осязания

Самонаблюдения:

11. Выявление слепого пятна на сетчатке глаза

12. Работа хрусталика

13. Влияние давления в ротовой и носовой полостях на давление в среднем ухе.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа курса «биология. Человек. Культура здоровья. 8 Класс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа курса «биология. Человек. Культура здоровья. 8 Класс» для общеобразовательных учреждений
Рабочая программа курса «биология. Человек. Культура здоровья. 8 Класс» iconРабочая программа учебного курса «Человек»
Программа предназначена для курса «Человек и его здоровье» в 8 классе и является логическим продолжением программ, предназначенных...
Рабочая программа курса «биология. Человек. Культура здоровья. 8 Класс» iconСонин Н. И., М. Р. Сапина Биология. Человек. 8 класс М: Дрофа, 2010...
«Вестник образования России» №14, 2004 программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н. И. Сонина, В. Б. Захарова, А. А....
Рабочая программа курса «биология. Человек. Культура здоровья. 8 Класс» iconРабочая программа составлена на основе элективного курса «Биология животных»
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова учебник «Биология (Общая биология) базовый уровень» 10 – 11 класс – М.: Дрофа,...
Рабочая программа курса «биология. Человек. Культура здоровья. 8 Класс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Биология. Человек. 8 класс», серия 1С: Школа, далее Эл/у «Биология. Человек», 1с школа
Рабочая программа курса «биология. Человек. Культура здоровья. 8 Класс» iconРабочая программа по предмету «Биология. Общие закономерности»
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Рабочая программа курса «биология. Человек. Культура здоровья. 8 Класс» iconРабочая программа учебного курса биологии 8 класс Учитель: Краюхина...
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»...
Рабочая программа курса «биология. Человек. Культура здоровья. 8 Класс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Абиотические факторы среды» или в 8 классах как итоговый урок «человек и его здоровье». Итоговым продуктом проекта будут буклеты...
Рабочая программа курса «биология. Человек. Культура здоровья. 8 Класс» iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают...
«человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное...
Рабочая программа курса «биология. Человек. Культура здоровья. 8 Класс» iconСонин Н. И., М. Р. СапинаБиология. Человек. 8 класс М: Дрофа, 2010...
Планирование составлено на основе Федерального компонент государственного стандарта среднего (полного) образования и обязательного...
Рабочая программа курса «биология. Человек. Культура здоровья. 8 Класс» iconРабочая программа по предмету «Биология Человека» для 8 класса
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Человек»,...
Рабочая программа курса «биология. Человек. Культура здоровья. 8 Класс» iconРабочая программа по дисциплине «Культура здоровья»
Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья» составлена в соответствии с требованиями ооп 100400. 62 «Туризм» профиль: технология...
Рабочая программа курса «биология. Человек. Культура здоровья. 8 Класс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе. Программа курса «Человек» для 8-го класса автора М. Р. Сапина,...
Рабочая программа курса «биология. Человек. Культура здоровья. 8 Класс» iconРабочая программа составлена на основе программы элективного курса...
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Краеведческий подход при изучении курса «Биология. 6 класс. Живой...
Рабочая программа курса «биология. Человек. Культура здоровья. 8 Класс» iconРабочая программа Название предмета (курса): Физическая культура....
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Физическая культура»
Рабочая программа курса «биология. Человек. Культура здоровья. 8 Класс» iconРабочая программа по биологии уровень: базовый
Учебник: Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев Н. И. Биология. Человек. 8 класс. Дрофа, 2012


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск