Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 173.75 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.05.2014
Размер173.75 Kb.
ТипПрезентация
100-bal.ru > Биология > Презентация
Тема: «ПЛАЗМА КРОВИ. ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ»1

(8 класс)

Тип урока. Усвоение новых знаний.

Продолжительность: 2 урока по 40 минут.

Оборудование: Учебные электронные издания на CD:

- «Биология. Человек. 8 класс», серия 1С: Школа, далее Эл/у «Биология. Человек», 1С Школа;

- «Биология человека» из серии «Интерактивные плакаты», компания «Новый диск», далее ПМК «Интерактивные плакаты»;

- Презентация в среде PowerPoint.

Аннотация:

На данном уроке используется технология сотрудничества и предполагается создание на занятии презентации «Плазма крови. Форменные элементы крови».

Тема интересная и имеет большую практическую значимость, поэтому для меня важно, чтобы каждый ученик усвоил большую часть материала на уроке.

Для большей плотности урока я использую:

- ЦОРы (плакаты, анимации, видеофильмы на СД дисках и незаконченную презентацию);

- групповую работу (5 групп). Учащиеся самостоятельно выполняют задания (Приложение 1) на уроке по ходу изучения нового материала, используя учебник. Они вносят дополнения в незаконченную презентацию (заготовку).

По ходу защиты выполненных работ группами, используя анимации ПМК «Интерактивные плакаты», я дополняю и углубляю ответы учащихся. Данные анимации позволяют ребятам полнее представить те процессы, которые происходят в крови.

Для развития у учащихся интереса к жизни и деятельности И.И. Мечникова демонстрируется видеофильм, подготовленный ребятами дома. Роль ученого в фильме играет ученик 11А кл, он интересно и увлекательно раскрывает странички биографии Мечникова.

Для экономии времени при подготовке домашнего задания «Биографии ученых» детям предлагаются адреса сайтов сети Интернет, найденные на уроке 3 группой.

В качестве закрепления учащиеся обсуждают результаты анализа (малокровие + глистное заболевание и воспалительный процесс), в ходе которого они сталкиваются с новым понятием «малокровие» и получают домашнее задание – приготовить сообщение об этом заболевании.

В течение 2-х уроков ребята активно работают с интерактивной доской, ноутбуками и компьютером, поэтому большое внимание уделяется соблюдению санитарно-гигиенических требований. С этой целью проводится зарядка для глаз и двигательной активности (на стенах, по периметру, вывешиваются рисунки: форменных элементов крови, одноклеточных представителей растительного и животного мира – дети, поворачиваясь, находят нужный объект и вывешивают его на доску).

Используя технологию сотрудничества, я создаю для учащихся психологическую комфортность, что способствует оптимальному изучению большей части материала на уроке.

Технологическая карта урока

Тип урока: изучение новой темы

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, учить ученика работать с учебной литературой данными Интернет.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Предмет, класс

Биология, 8 класс

Тема урока, № урока по теме

«Плазма крови. Форменные элементы крови», 2-3 уроки


Актуальность использования средств ИКТ

  • наглядная визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;

  • сэкономить время;

сделать результаты наглядными.

Цель урока

1) Создать в классе презентацию по теме «Плазма крови. Форменные элементы крови».

2) Кровь – зеркало нашего здоровья.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные




  • Ознакомить учащихся со строением и свойствами плазмы, с особенностями строения и функциями форменных элементов (эритроциты, лейкоциты, лимфоциты, тромбоциты), с причинами и механизмом свертывания крови.

  • Формирование умений и навыков информационно-поисковой деятельности с учебником, дополнительной литературой, в Интернете

  • Создать условия для увлеченного учения

  • Воспитывать чувства гордости за совместный результат своей деятельности

Вид используемых на уроке средств ИКТ

  • Учебное электронное издание на CD,

  • Презентация в среде PowerPoint

Необходимое аппаратное и программное обеспечение


- 4 ноутбука.

- Интерактивная доска.

- Учебные электронные издания:

А) «Биология. Человек. 8 класс», далее Эл/у «Биология. Человек»;

Б) Программно-методический комплекс для интерактивных досок из «Серии плакаты - Биология человека», далее ПМК

Организационная структура урока.

Этап 1. Актуализация знаний.

Цель

Подготовка к восприятию нового материала

Длительность этапа

До 5 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Проекция вопросов теста-игры на интерактивной доске

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная работа с классом

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Повторение вместе с учащимися заранее подготовленного материала (домашнее задание)

Промежуточный контроль, рефлексия

Фронтальный опрос и исправление допущенных ошибок, выводы.

Этап 2. Вводная часть урока

Цель

Сообщение темы и целей урока.

Длительность этапа

7 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ




Форма организации деятельности учащихся

Осмысление предстоящей работы на уроке

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Объяснение

Промежуточный контроль, рефлексия

Воспроизведение и осмысление целей и задач групповой работы на уроке

Этап 3. Изучение новой темы. Плазма крови. Форменные элементы крови.

Цель

Подготовить учащихся к правильному выполнению работы в группах

Длительность этапа

7-8 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация анимации, таблицы «Плазма крови»

Форма организации деятельности учащихся

Наблюдение и работа с учебником. Фронтальный опрос, заполнение схемы в тетрадях


Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Объяснение учителя, контроль выполнения работы учащимися и при необходимости – корректировка.

Промежуточный контроль, рефлексия

Исправление допущенных ошибок.

Этап 4. Работа учащихся в группах.

Цель

Изучить особенности строения и функции форменных элементов крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), с причинами и механизмом свертывания крови.

Длительность этапа

20 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Работа на ПК с использованием сети Интернет, составление презентаций

Форма организации деятельности учащихся

Работа в группах. Самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и доработка презентаций

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Контроль выполнения работы учащимися, координация работы (без прямых указаний и коррекции действий.)

Промежуточный контроль, рефлексия

Проверка презентаций учащихся, выводы.


Этап 5. Проверка работ учащихся в группах. Обсуждение.

Цель

Проверить правильность выполненных работ учащимися, коррекция и дополнение новых знаний

Длительность этапа

30 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация презентаций, анимации

Форма организации деятельности учащихся

Отчет групп

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Объяснение учителя, контроль выполнения работы учащимися и при необходимости – корректировка.

Этап 6. Подведение итогов урока и постановка задачи для следующего урока

Цель

Конкретизировать знания учащихся о строение крови. Дать инструкции по выполнению домашнего задания, которое направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению.

Длительность этапа

10 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Самостоятельная работа «Продолжи предложение» - слайд на интерактивной доске со шторкой

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная работа с классом, парная работа – взаимопроверка, выставление оценок

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Оценка работы учащихся.

Итоговый контроль, подведение итогов, рефлексия.

Ход урока:

Этап 1. Актуализация знаний.

Тест-игра:

- работа на интерактивной доске: дети передвигают необходимые термины, заканчивая предложения).

Внутренняя среда организма состоит


крови, тканевой жидкости и лимфы

Прозрачная жидкость, в которой, в отличие от крови, нет эритроцитов и тромбоцитов и меньше белков.


лимфа

Промежуточная внутренняя среда - это

тканевая жидкость

Питательные вещества, кислород, продукты обмена проходят через клеточные мембраны в виде

растворов

Кровь относится к …ткани

соединительной

Этап 2. Вводная часть урока.

Учитель.

Почему при обследовании пациенту дают направление на сдачу крови?

Ответы учащихся.

Вывод. Значит, по результатам анализа крови можно узнать о состоянии здоровья человека.

Учитель.

Сегодня мы с вами должны убедиться, что кровь – это зеркало нашего здоровья, для этого нам надо следить за составом своей крови и поэтому мы сегодня изучим строение крови, функции форменных элементов крови и создадим презентацию «Плазма крови. Форменные элементы крови».

Дети записывают дату и тему урока в тетрадь.

Этап 3. Изучение новой темы. Плазма крови. Форменные элементы крови.

Учитель:

1) Итак, кровь – удивительная жидкость. Объем крови взрослого человека – 5 л (у мужчин – 5,2 л, у женщин – 3,9 л). С древних времен ей приписывали могучую силу. И неслучайно, так как кровь выполняет в нашем организме важные функции:

  • транспортную (перенос кислорода и питательных веществ, перенос продуктов обмена и тепла);

  • осуществляет гуморальную регуляцию;

  • защитную функцию (клетки крови и вещества участвуют в иммунном ответе).

функций много, значит и строение крови должно быть сложным.

Кровь состоит из:

- плазмы,

- клеток: эритроцитов, лейкоцитов,

- пластинок – тромбоцитов.

Учитель.

2) Рассмотрим межклеточное вещество – плазму. На странице 118 учебника найдите информацию о плазме крови и ответьте на вопросы:

- сколько процентов от объема крови приходится на межклеточное вещество?

- каков состав плазмы крови?

- какова функция плазмы крови?

Индивидуальная работа учащихся с учебником.

3) Фронтальный опрос, заполнение схемы учителем, демонстрация плаката «Состав плазмы» и рис на стр 118.

Плазма содержит 90–92% воды и 8–10% сухого остатка, главным образом белков (7–8%) и минеральных солей (1%). Белки плазмы (их более 30) разделяют на три основные группы. Альбумины (около 4,5%) связывают и транспортируют лекарственные вещества, витамины, гормоны, пигменты. Глобулины (2–3%) обеспечивают транспорт жиров, глюкозы, меди, железа, выработку антител. Фибриноген (0,2–0,4%) участвует в свертывании крови. В плазме также находятся аминокислоты, глюкоза (0,11%), нейтральные жиры, липиды. В плазму поступают и конечные продукты обмена веществ: мочевина, мочевая кислота и др. В плазме содержатся также различные гормоны, ферменты и другие биологически активные вещества. Минеральные вещества плазмы составляют около 1%.

- учащиеся записывают в тетрадях со слайда.

Этап 4. Работа учащихся в группах.

Учитель.А теперь изучим форменные элементы крови.

- Группы получают задания и приступают к выполнению заданий.

См Приложение № 1. Работа учащихся в группах под классическую музыку.

Этап 5. Проверка работ учащихся в группах. Обсуждение.

Учитель.

- демонстрация плаката ПМК – строение эритроцитов;

- демонстрация микропрепарата «Строение эритроцитов человека и лягушки».

  1. 1 группа. Защита. «Строение и значение эритроцитов».

(учащиеся заполняют в тетрадях таблицу).

Эритроциты – безъядерные, не содержащие большинства органелл, клетки, неспособные к делению. Количество эритроцитов в 1 л крови составляет у взрослых мужчин 3,9–5,5 . 1012, у женщин –3,7–4,9 . 1012 клеток. Большинство эритроцитов имеет форму двояковогнутого диска, что обеспечивает наибольшую площадь контакта с плазмой. Общая площадь поверхности всех эритроцитов взрослого человека составляет 3000–3800 м2, что в 1500–1900 раз превышает площадь поверхности тела. По химической структуре гемоглобин является сложным белком, состоящим из белка глобина и четырех молекул небелковой группы – гема. Гем имеет в своем составе атом железа, способный присоединять или отдавать молекулу кислорода. В каждом эритроците содержится около 400 млн молекул гемоглобина, каждая из которых может связать 4 молекулы О2, т.е. по одной на каждую субъединицу.

У мужчин в норме содержится 130–160 г/л гемоглобина, у женщин – 120–140 г/л. Общее количество гемоглобина в 5 л крови у человека составляет 700–800 г. Один грамм гемоглобина связывает 1,34 мл кислорода. Разница в содержании эритроцитов и гемоглобина у мужчин и женщин объясняется стимулирующим действием на кроветворение мужских половых гормонов.

Учитель. Представьте, что в крови млекопитающего внезапно лопнули все эритроциты. К каким последствиям это приведет?

Ответы учащихся…

Обсуждаемые результаты:

  1. очень малые размеры эритроцитов (7–8 мкм), приблизительно равен диаметру капилляров;

  2. большая концентрация эритроцитов в крови человека;

  3. эритроциты всех млекопитающих, кроме верблюдов, имеют форму двояковогнутого диска. Это увеличивает площадь поверхности эритроцита;

  4. отсутствие ядер в зрелых эритроцитах человека позволяет большому количеству молекул гемоглобина разместиться в них.

- Физкультминутка «Найти рисунки эритроцитов на стенах классах и вывесить их на классную доску».

2) 2 группа. Защита. Строение и значение лейкоцитов.

Лейкоциты. У взрослого человека в 1 л крови насчитывается 3,8–9 . 109 лейкоцитов. Все лейкоциты являются ядерными клетками, способными к активному перемещению. По наличию зернистости в цитоплазме лейкоциты подразделяются на зернистые – гранулоциты и незернистые – агранулоциты.

Учитель.

Лейкоциты бывают 3 видов: гранулоциты, лимфоциты и моноциты (записывают схему в тетрадь).

Учитель. (объяснение с демонстрацией анимаций).

Гранулоциты характеризуются наличием сегментированного ядра, псевдоподий и зернистости в цитоплазме. По окрашиванию этой зернистости гранулоциты подразделяют на эозинофильные, базофильные и нейтрофильные. Все зернистые лейкоциты, особенно нейтрофильные, способны к фагоцитозу.

Нейтрофилы выполняют защитную функцию – осуществляют фагоцитоз бактерий и других инородных частиц.

Основная функция эозинофилов – обезвреживание и разрушение токсинов белкового происхождения, чужеродных белков, комплексов антиген–антитело (в том числе при аллергических реакциях).

Базофилы имеют аппарат синтеза белка, синтезируют и выделяют биологически активные вещества (так называемые медиаторы аллергических реакций – гепарин, гистамин, серотонин и др.), участвуют в защитных реакциях организма, стимулируют функции нейтрофилов и макрофагов. Базофилы часто называют основными клетками гомеостаза, хотя их функции до конца не изучены.

- Строение и значение лимфоцитов.

Лимфоциты встречаются не только в крови, особенно их много в лимфе. В крови взрослых людей лимфоциты составляют 20–35% от общего числа лейкоцитов. Размеры лимфоцитов колеблются от 4,5 до 10 мкм. Лимфоциты имеют круглое, иногда бобовидное ядро. Цитоплазма окружает ядро узким ободком, при электронной микроскопии в ней обнаруживается мощно развитая гранулярная эндоплазматическая сеть.

- Данные сети Интернет (данные 3 группы).

(учащиеся получают материал, найденный в сети Интернет и в течение 1-2 минут знакомятся).

- Защита.

3) Отчет 2 и 3 групп. Физиология лейкоцитов.

Учитель.

- Строение и значение моноцитов.

Моноциты в крови человека составляют 6–8% от общего числа лейкоцитов. Это самые крупные в мазках крови лейкоциты, их размер составляет 18–22 мкм. Ядра моноцитов разнообразны по форме: бобовидные, подковообразные, иногда дольчатые. В ядре имеется одно или несколько ядрышек. Цитоплазма занимает большую часть клетки и окрашена в голубовато-серый цвет. В цитоплазме видны мелкие гранулы – лизосомы. Моноциты выходят из крови и превращаются в макрофаги.

- Вывод. К лейкоцитам относятся: гранулоциты, лимфоциты и моноциты. Все они выполняют защитную функцию.

- Физкультминутка «Найти рисунки лейкоцитов».

4) 4 группа. Отчитывается капитан о проделанной работе с Эл/у «Биология. Человек» - «Ученые, изучавшие защитные свойства крови».

- Учитель. Большую роль в изучении защитной роли крови сыграл наш русский ученый И. И. Мечников. Сегодня нам предстоит встретиться с ним, но для этого нам нужно перенестись в прошлое.

- Физкультминутка (трение ладоней и прикладывание их к закрытым глазам).

- Видеофильм «Встреча с И. И. Мечниковым».

5) 5 группа. Защита проекта.

- Строение и значение тромбоцитов.

Учитель.

- Строение и значение тромбоцитов.

Тромбоциты – кровяные пластинки. Их количество в литре крови составляет 180–320Ч109. Они образуются в красном костном мозге путем отщепления безъядерных фрагментов цитоплазмы от гигантских клеток – мегакариоцитов; из каждой такой клетки может возникнуть до 1000 тромбоцитов. Размеры тромбоцита в мазке крови – 2–3 мкм. Две трети тромбоцитов циркулирует в крови, остальные депонируются в селезенке. Тромбоциты активно участвуют в процессе свертывания крови и растворения кровяного сгустка за счет присутствующих в них биологически активных соединений.

Защита проекта.

- Образование тромба.

Основные этапы свертывания крови были известны давно. Еще в 1905 г. Моравиц описал в основном последовательность этих этапов, и его схема верна и поныне. Вне организма кровь свертывается за несколько минут. Под действием «активатора протромбина» (тромбокиназы), выделяющегося при разрушении тромбоцитов, белок плазмы протромбин превращается в тромбин. Последний вызывает расщепление растворенного в плазме фибриногена с образованием фибрина, волокна которого образуют основу тромба. В результате кровь из жидкости превращается в студенистую массу.

В механизме свертывания крови принимает участие 15 плазменных факторов: фибриноген, протромбин, тканевой тромбопластин, антигемофильные глобулины и др. Многие из этих факторов образуются в печени при участии витамина К. Для осуществления всех фаз процесса свертывания необходимы ионы кальция.

  • Вывод. Тромбоциты выполняют защитную функцию, участвуют в свертывании крови. Свертывание крови сложный многоступенчатый процесс, необходимый для остановки кровотечения;

- Физкультминутка «Найти рисунки тромбоцитов».

Этап 6. Подведение итогов урока и постановка задачи для следующего урока. Закрепление.

I. Вопросы для опроса:

1) Перечислите основные функции крови.

Ответы учащихся:

- транспортная

- осуществляется гуморальная регуляция

- защитная

2) Что можно узнать по результатам анализа крови?

( обсуждение результатов анализа крови).

3) Самостоятельная работа (вопросы на интерактивной доске, ответы закрыты шторкой).

1. Количество крови в организме человека (5,2 л).

2. Кровь состоит из (плазмы, эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов).

3. Для свертывания крови необходимы (соли кальция)и присутствие (фибриногена).

4. Гемоглобин содержится в (эритроцитах).

5. Лейкоциты играют роль в осуществлении (иммунитета).

6. Антитела являются (белками).

7. Какие клетки выделяют антитела (лимфоциты).

8. Атом железа входит в состав (гемоглобина).

9. Амебоидный способ передвижения присущ (лейкоцитам).

10. Перечислите функции крови (транспортная,

гуморальная, защитная).

- проверка выполненной работы в парах, выставление оценок.

Вывод.

Кровь в организме человека имеет большое значение и выполняет следующие функции.

Каждый должен следить за составом своей крови, употреблять пищу богатую белком и железом.

Для профилактики необходимо хотя бы 1 раз в год сдавать кровь на обследование.

II.Задание на дом:

- стр. 117 – 121, пересказ или подготовить рассказ по презентации, сделанные группами на уроке.

- подготовить сообщения:

«Причины малокровия», биографии Луи Пастера, Александра Флеминга, Эдварда Дженнера, используя адреса сайтов:

http://taina.aib.ru/biography/ilja-mechnikov.htm - Мечников-

http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Дженнер, http://medi.ru/doc/15b0001.htm - Пастер, Мечников, Дженнер

http://www.c-cafe.ru/days/bio/13/069_13.php - Э Пауль http://www.medikk.ru/proch_zab/anemia.htm - малокровие.

III. Рефлексия (на доске весит градусник, вместо температуры приклеены слова: выше «нуля» - тепло, приятно, дружелюбно; ниже «нуля» - прохладно, холодно, отвратительно) каждый выходит и ставит любой знак против того ощущения, которое он испытывал, находясь на уроке.

Приложение 1

1 группа

1. Прочитайте на стр 118 о строении и значении эритроцитов, заполните таблицу в презентации «Строение и значение эритроцитов».

2. Выполните лабораторную работу:

- приведите в рабочее состояние микроскоп, определите увеличение;

- просмотрите кровь лягушки при малом и большом увеличении;

- зарисуйте эритроцит, опишите его форму и форму ядра;

- просмотрите кровь человека при малом, а затем при большом увеличении. Зарисуйте один из эритроцитов.

- укажите, чем эритроцит человека отличается от эритроцита лягушки. Раскройте преимущества, которые достигаются при этом.

2 группа

1. Прочитайте на стр 118 о строении и значении лейкоцитов, заполните таблицу в презентации «Строение и значение лейкоцитов».

2. Изучите материал из сети Интернет о лейкоцитозе и лейкопении

3 группа

Работа в сети Интернет:

- найти адреса сайтов, где описаны биографии ученых, изучавших кровь;

- найти материал о лейкоцитозе и лейкопении.

4 группа

Работа с диском Эл/у «Биология. Человек»:

- найти имена ученых, которые занимались изучением крови;

- заполнить слайд в презентации «Ученые, изучающие кровь»

5 группа

1. Прочитайте на стр. 119 о строении и значении тромбоцитов

2. Заполните слайд в презентации «Строение и значение тромбоцитов».

3. Закончить слайд в презентации «Образование тромба».
Использованная литература:


    1. Электронный учебник «Биология.Человек» изд. 1С: школа

    2. Интернет-ресурсы.




1 Данный урок в 2009 году стал победителем на городском и Лауреатом на Республиканском конкурсе. «Лучший урок с использованием ИКТ».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск