Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья»





Скачать 302.39 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Культура здоровья»
страница1/3
Дата публикации15.03.2015
Размер302.39 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

________________________________________________________

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ

Рабочая программа учебной дисциплины



Основная образовательная программа
100400.62 ТУРИЗМ

Профиль: технология и организация спортивно-оздоровительных услуг


Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014

ББК 51.1(2)0

Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья» составлена в соответствии с требованиями ООП 100400.62 «Туризм» профиль: технология и организация спортивно-оздоровительных услуг на базе ФГОС ВПО.

Составитель:

А.Н. Яковлев, канд педаг. наук., доцент кафедры ТГРБ

Устименко О.А., к.м.н., доцент, кафедра ФОСР

Утверждена на заседании кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса от 28.02.2011 г., протокол № 5.

Редакция 2014 года, протокол от 19.02.2014г. №6
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС

© Издательство ВГУЭС, 2014

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время актуальность приобретает состояние здоровья населения России, анализ которого свидетельствует о неблагоприятных тенденциях популяционного и индивидуального здоровья. К числу наи-более актуальных проблем относятся высокий уровень детской и общей смертности, низкая средняя продолжительность жизни, высокая частота заболеваний, низкое качество жизни. Несмотря на жестокую статистику по продолжительности жизни и смертности, среди населения отсутству-ет «идеал здоровья», преобладает установка с активным игнорировани-ем проблем, связанных со здоровьем. Свойственные современной жизни «деформации человеческой культуры», являются причиной эпидемиче-ского распространения «болезней цивилизации». Для большой части населения, включая молодѐжь характерен «мутагенный стиль жизни».

Необходимость изучения дисциплины диктуется тем, что в настоя-щее время отмечается низкий уровень просветительской работы среди молодѐжи в сфере ознакомления и популяризации культуры здоровья, нормального образа жизни, немедикаментозных методов предупрежде-ния и лечения заболеваний. Современная система образования даѐт ог-раниченный объѐм знаний, ориентированных на оздоровление и владе-ние приѐмами личной профилактики заболеваний.

Особое место данной дисциплины в профессиональной подготовке обусловлено необходимостью приобретения определѐнных навыков и знаний, которые смогут способствовать грамотной, сознательной, ак-тивной позиции обучающихся в вопросах формирования и сохранения здоровья.

Для изучения дисциплины необходимы знания в области «Физио-логии», «Валеологии», «Экологии», «Безопасности жизнедеятельности», «Спортивной медицины» и др. Знания и навыки, получаемые студента-ми в результате изучения дисциплины необходимы для проведения комплекса мероприятий по осуществлению здооровьесберегающих тех-нологий, для поддержания высокого уровня умственной работоспособ-ности и сохранения здоровья.

Особенностью данной дисциплины является изучение индивиду-альных особенностей организма человека, уровня индивидуального здоровья с учѐтом использования резервов и возможностей организма человека. Практические занятия связаны с использованием медицинско-го оборудования, тренажѐров. Дисциплина ориентирована на примене-ние широкого спектра профилактических и оздоровительных мероприя-тий, направленных на рекреацию и коррекцию отклонений в состоянии здоровья.

Специфика данной учебной дисциплины состоит в еѐ практической направленности. Необходимо, чтобы освоение теории дополнялось приобретением личностных и профессиональных компетенций, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Дисциплина «Культура здоровья» составляет естественнонаучную основу здорового образа жизни и профессиональных знаний и соответ-ствует учебному плану подготовки специалистов по специальности 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм (Спортивно-оздоро-вительный сервис).
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Цель и задачи учебной дисциплины
Целью настоящей дисциплины является формирование у студентов базовых знаний, профессиональных качеств выпускника, ориентиро-ванных на сохранение здоровья, соблюдение жизненных установок и традиционных основ здорового образа жизни.

Основные задачи дисциплины заключаются в формировании сис-темы знаний о здоровье человека, выявлении факторов, отрицательно влияющих на здоровье; изучении биологических основ жизнедеятель-ности организма, основ здорового образа жизни, вопросов профилакти-ки «болезней цивилизации»; ознакомлении с физиологическими осно-вами традиционных и современных оздоровительных систем.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
(связь с другими дисциплинами)


Дисциплина «Культура здоровья» относится к профессиональному циклу, к дисциплинам по выбору.

Для освоения дисциплины «Культура здоровья» необходимы знания, полученные студентами при изучении дисциплин «Концепции современного естествознания», «Медико-реабилитационное обеспечение спортивно-оздоровительных услуг».

Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины «Культура здоровья», необходимы для освоения курсов «Спортивная медицина», «Основы тренерского мастерства», «Реабилитация и санаторно-курортное дело», выступления на научных конференциях в период обучения в университете, а также для подготовки выпускной квалификационной работы.
1.3. Перечень компетенций, приобретаемых в процессе

изучения дисциплины
В процессе изучения дисциплины формируются следующие профессиональные компетенции.

Таблица 1

Формируемые знания, умения, владения

Название ООП (сокращенное название ООП)

Блок

Код компетенции

Составляющие компетенции

1

2

3

4

5

100400.62 Туризм (Б-ТУ)

Б.3, Б.4

ОК-14 – владение основами законодательства о физической культуре и сорте, метолами и средствами физического воспитания для оптимизации работоспособности и здорового образа жизни

Знания

основ анатомии человека;

методов оценки физиологического состояния человека;

рычагов государственного регулирования в сфере здорового образа жизни;

Умения

применять терминологию в области анатомии человека;

обобщать и анализировать программу работы тренера;

Б.3, Б.6

ПК-5 готовностью к разработке туристского продукта на основе современных технологий

Знания

теоретические основы проектирования, организации и реализации стратегий и программ для экологических типов туристских продуктов, нормативно-техническую базу туристско-рекреационного проектирования

Умения

- анализировать полученную информацию, формировать и совершенствовать свои взгляды и убеждения
- анализировать технологические процессы повышения качества предоставляемых услуг;

Таблица 1










Владения

- базовой терминологией в сфере туризма и индустрии гостеприимства
- навыками анализа статистических данных



1.4. Основные виды занятий и особенности
их проведения


Общая трудоемкость дисциплины для направления подготовки составляет 4 зачетные единицы, 144 часа. Из них 51 час – аудиторной работы. Занятия, проводимые в интерактивных формах, составляют 2 часа лекционных, 14 часов практических.

Промежуточная аттестация по курсу – экзамен.

Изучение данного курса включает три вида занятий: лекционный цикл, практические занятия и самостоятельная работа студентов. Лек­ционные занятия проводятся в аудитории, оснащенной видеоаппарату­рой. Практические занятия проводятся в учебной лаборатории туризма и гостеприимства с использованием видео- и аудиоаппаратуры, учебных наглядных пособий. Самостоятельная работа включает в себя работу в библиотеке и медиакласссе, проведение научных иссле­дований.

1.5. Виды контроля и отчетности по дисциплине

Контроль успеваемости студентов осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний студентов.

Знания студентов, уровень сформированности компетенций оцениваются на каждом практическом занятии посредством проведения экспресс-опросов, выполнения индивидуальных заданий.

Проведение промежуточной аттестации проходит в форме электронного тестирования в системе интерактивного тестирования обучающихся СИТО ВГУЭС.

Баллы за текущие и промежуточную аттестацию суммируются.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Темы лекционных занятий
Тема 1. Здоровье как человеческая ценность. Факторы риска

Здоровье в системе человеческих ценностей. Компоненты здоровья. Понятие «здоровье», «потенциал здоровья». Состояние здоровья насе-ления России. Здоровье как научная проблема. Индивидуальное и обще-ственное здоровье. Показатели здоровья. Основные факторы, опреде-ляющие здоровье. Традиционные основы здорового образа жизни. Здо-ровый и нездоровый образ жизни. Основные факторы здорового образа жизни. Вредные привычки и их последствия. Влияние курения на здо-ровье. Никотин и никотиновые рецепторы. Курение и мозговой крово-ток. Действие этанола на организм. Виды токсикомании/наркомании и последствия при их употреблении. Профилактика «мутагенного стиля жизни». Физиологические аспекты стресса и его последствия. Профи-лактика и коррекция стрессовых воздействий. Понятие «культура здо-ровья», «критерии культуры здоровья». Качество культуры здоровья.
Тема 2. Наследственный фактор риска

Основные понятия генетики. Механизмы передачи наследственной информации. Группы наследственных заболеваний. Болезни с наследст-венным предрасположением. Группа риска по формированию наследст-венной патологии. Задачи медико-генетической консультации. Лечебно-профилактические мероприятия при наследственной патологии.
Тема 3. Экологический дисбаланс и здоровье человека

Основные ксенобиотики и источники поступления их в биосферу. Химическое загрязнение природной среды и здоровье человека. Ксено-биотики инфекционного и паразитарного происхождения. Лечебно-профилактические мероприятия при агрессии ксенобиотиков.
Тема 4. Гипокинезия как фактор риска для здоровья

Влияние гипокинезии на организм человека. Влияние физических нагрузок на жизнедеятельность и здоровье человека. Основные принци-пы оздоровительных физических нагрузок.
Тема 5. Опорно-двигательный аппарат и здоровье

Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного ап-парата (ОДА). Показания и противопоказания к назначению физической нагрузки. Роль правильной осанки для здоровья и социальной адаптации. Причины остеохондроза. Профилактика и устранение боли в спине традиционными методами.
Тема 6. Питание и здоровье

Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Пи-тание – необходимая жизненная потребность человека. Питательные вещества. Основы рационального питания человека.

Тема 7. Иммунитет и здоровье

Здоровье как функция неспецифического иммунитета. Болезнь как функция специфического иммунитета. Аллергия. Аутоиммунные забо-левания. Традиционные и нетрадиционные методы укрепления иммун-ной резистентности.
Тема 8. Общее учение о болезни

Определение сущности болезни. Критерии и принципы классифи-кации болезни. патологическая реакция, процесс, состояние. Формы и стадии болезней. Этиология, патогенез, саногенез.
Тема 9. Ожирение и здоровье

Этиология ожирения. Регуляция массы тела. Проблемы здоровья на фоне избыточной массы тела и ожирением. Клинические аспекты ожи-рения. Значение физической активности для регуляции массы тела. Ле-чебно-профилактические мероприятия при ожирении.
Тема 10. Профилактика «болезней цивилизации»

Понятие «болезни цивилизации». Основные причины их формиро-вания. Понятие «профилактика». Виды профилактики.
Тема 11. Основы и принципы лечебного питания

Механизмы лечебного эффекта диетотерапии. Целебные свойства пищевых продуктов. Целебные свойства овощей, фруктов и ягод. Ми-неральные воды. Лечебная кулинария. Основные принципы лечебного питания. «Модные диеты».
Тема 12. Семейная этика, сексология и сексопатология

Анатомо-физиологические основы полового развития. Вегетатив-ное обеспечение мужской и женской сексуальности. Половые гормоны и поведение. Тестостерон и половое влечение. Пролактин и родитель-ское поведение. Влияние стереотипов поведения и морально-нравствен-ного воспитания на половое развитие. Губительная роль порнографии и разврата на половую функцию. Медицинские, социальные и психологи-ческие аспекты полового воспитания. Венерические заболевания и их профилактика.
2.2. Темы практических занятий
Тема 1. Методика антропометрии. Измерение массы тела, роста стоя и сидя. Измерение длины ног, рук, ширины плеч, таза. Измерение окруж-ностей тела (окружность шеи, груди, экскурсия, окружность талии, пле-ча, бедра, голени). Измерение толщины жировой складки, силы мышц кисти, мышц спины. Определение жизненной ѐмкости лѐгких. Опреде-ление конституции человека.
Тема 2. Оценка физического развития. Оценка физического разви-тия методом индексов, методом корреляции, методом стандартов. По-строение антропометрического профиля. Заключение о физическом раз-витии по критериям соответствия возрасту и гармоничности.
Тема 3. Методика регистрации основных физиологических показа-телей организма и их оценка. Определение частоты сердечных сокра-щений в покое и при мышечной деятельности, измерение артериального давления. Оценка результатов функциональных проб (проба Мартине-Кушелевского, пробы Летунова, Руфье, PWC170 и др.).
Тема 4. Методика определения потребности организма в энергии и пищевых веществах. Определение потребности организма в энергии и обоснование энергетической ценности и нутриентного состава рационов питания. Составление хронограммы дня. Определение суточной по-требности в энергии и отдельных пищевых веществах. Рекомендации по коррекции энергоценности и нутриентному составу рациона питания.
Тема 5. Методы оценки пищевого статуса организма. Составление карты фактического питания. Составление раскладки продуктов по приѐ-мам пищи за сутки. Определение энергоценности и химического состава набора продуктов. Анализ и оценка полученных данных. Составление рекомендаций по коррекции питания.
Тема 6. Методы комплексной оценки состояния здоровья. Расчѐт адаптационного показателя, жизненного индекса, вегетативного индек-са Кердю. Самооценка состояния здоровья.
Тема 7. Методика проведения физкультурно-оздоровительных про-грамм для сохранения здоровья. Составление индивидуальных физкуль-турно-оздоровительных программ.
Тема 8. Методика оздоровительной тренировки мышц глаз. Физи-ческие упражнения при различных заболеваниях глаз. Гимнастика для глаз. Написание конспекта занятия.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья» iconРабочая программа по дисциплине лечебная физическая культура
...
Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья» iconРабочая программа курса «биология. Человек. Культура здоровья. 8 Класс»
Учебник и образовательная программа курса «Биология. Человек. Культура здоровья» являются составной частью учебно-методического комплекта...
Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья» iconРабочая программа по дисциплине б физическая культура
Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 080100. 62 Экономика по дисциплине...
Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине базовые виды двигательной...
Специальность 034400 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья» iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья» iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья» iconРефератов по дисциплине «Физическая культура»
Понятие здоровья, его содержания и критерии. Влияние на здоровье окружающей среды и наследственности. Составляющие зож : режим труда...
Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья» iconРабочая программа по дисциплине «история культур и цивилизаций»
Культура Византии как наследие античных традиций. Культура и образ жизни средневековой Европы. Возрождение и Реформация как культурные...
Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья» iconРабочая программа производственной практики для специальности «физическая...
Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос впо и авторских разработок
Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья» iconРабочая программа по дисциплине «Традиции и культура питания народов мира»
Рабочая программа по дисциплине «Традиции и культура питания народов мира» составлена в соответствии с требованиями ооп 100400. 62...
Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья» iconТемы рефератов дисциплине «Физическая культура»: Физическая активность...
Здоровый образ жизни — основа долголетия. Направления в формировании здорового образа жизни. Современный взгляд на физические упражнения,...
Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья» iconРабочая программа по дисциплине «Физическая культура»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Физическая культура» студентам очной формы обучения по направлению подготовки...
Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья» iconРабочая программа по дисциплине: направление подготовки
Физическая культура” студентов вузов является формирование личности и способности направленного использования разнообразных средств...
Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний...
Специальность 032102 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья» iconРабочая программа по дисциплине «Физическая культура»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Физическая культура» студентам очной формы обучения по направлению подготовки...
Рабочая программа по дисциплине «Культура здоровья» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине культурология специальность:...
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск