Скачать 0.55 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева» ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА и ЗДОРОВЬЯ им. Я.С.Ярыгина КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Учебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний Специальность 032102 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Специализация «Физическое воспитание в дошкольных учреждениях» Квалификация – Педагог по физической культуре Форма обучения – очная (5,6 семестры). Общая трудоемкость дисциплины –200 час Форма аттестации – экзамен. КРАСНОЯРСК 2012 УМКД «Основы медицинских знаний» составлен к.м.н., доцентом Казаковой Г.Н._______________ В УМКД внесены следующие изменения: 1. Замена титульного листа. 2. Обновление карты литературного обеспечения. УМКД пересмотрен и одобрен на заседании кафедры теории и методики медико-биологических основ и безопасности жизнедеятельности «10» сентября 2012 г., протокол № 1 Заведующий кафедрой к.м.н., доцент ______________ О.Я. Шарова Согласован и одобрен научно-методическим советом института ФКСиЗ 19 сентября 2012 г Председатель НМС _______________ А.И. Завьялов Дополнения и внесенные изменения на 2012-2013 учебный год утверждаю Зам. директора ИФКСиЗ по учебной работе ________________ А.Д. Какухин Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Основы медицинских знаний» с другими дисциплинами специальности 010504.65 на 2012/2013 учебный год
Оглавление
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы медицинских знаний» (ОМЗ) для студентов очной формы обучения по специальности 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности», состоит из следующих элементов: 1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы. 2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины. 3. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Основы медицинских знаний», который представлен различными тестами, логическими, проблемными задачами и упражнениями, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждой теме даны тестовые вопросы для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала. 4. Вопросов к экзамену, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области основ медицинских знаний. 5. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы обеспечения сохранения здоровья, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом. Программа предусматривает изучение разделов: – проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп и основные признаки нарушения здоровья ребенка; – понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии и меры профилактики инфекционных заболеваний; – понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие, диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях; – характеристика травматизма, меры профилактики травм и первая доврачебная помощь; – здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема; – роль учителя в формировании здоровья учащихся, здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса Данная дисциплина обеспечивает интеграцию медицины с профессионально значимыми дисциплинами учебного плана: педагогикой, психологией, дисциплинами предметной подготовки. Педагоги, работающие с детьми и отвечающие за их жизнь и сохранность здоровья, должны в совершенстве владеть методами оказания первой медицинской помощи. Это один из важнейших показателей цивилизованности общества. Неотложные состояния требуют немедленного вмешательства, так как их исход часто решается в течение нескольких минут и зависит от качества первой помощи, которую получит пострадавший. Особую тревогу вызывает безудержный рост травматизма, «обогнавшего» сердечно-сосудистые заболевания. Помимо необходимых навыков оказания первой медицинской помощи, будущий учитель должен знать причины социально опасного детского травматизма и уметь объяснять детям и подросткам, как избежать несчастного случая. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева» ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ 2.1 Введение Дисциплина «Основы медицинских знаний» реализует следующие основные задачи ОПП: Студент должен: – знать и уметь оперировать знаниями о здоровье и его слагаемых; – знать и уметь использовать знания о сохранении, укреплении и преумножении здоровья, о саморегуляции и самокоррекции; – знать и уметь формировать навыки здорового образа жизни; – знать характеристику детского и взрослого травматизма, стратегию борьбы с травматизмом, уметь предупреждать определенные виды травм; – знать признаки черепно-мозговых травм и уметь оказывать первую доврачебную помощь; – знать признаки внутреннего кровотечения и меры доврачебной помощи; – знать разновидности наружных кровотечений и уметь оказывать первую медицинскую помощь; – знать признаки и особенности переломов у детей, уметь оказывать доврачебную помощь. – знать разновидности ран и закрытых повреждений и уметь оказывать медицинскую помощь; – знать и уметь использовать методы и приемы оказания первой медицинской помощи при ожогах и отморожениях; – знать причины остановки сердца и дыхания и уметь оказывать первую медицинскую помощь; – знать основные клинические проявления сосудистой недостаточности, стенокардии, гипертонического криза, диабетической комы и уметь оказывать первую медицинскую помощь; – знать клинические проявления различных видов отравлений и уметь оказывать первую медицинскую помощь; – уметь оказывать медицинскую помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза, уши, нос и при укусах насекомых и животных; – знать причины и признаки наиболее распространенных хронических неинфекционных заболеваний, являющихся причиной ранней инвалидности и смертности, уметь их предупреждать; – знать основные звенья распространения инфекционных заболеваний, уметь распознавать основные клинические признаки инфекций и проводить профилактические мероприятия; – знать и уметь предупреждать чрезмерное и раннее утомление и переутомление; – знать причины и уметь предупреждать школьные неврозы, нарушения осанки, зрения и слуха; – знать методы оздоровления, уметь использовать их в жизни и будущей педагогической деятельности; Объем знаний, содержащихся в программе, можно по направленности разделить на три части: – одна из них раскрывает причины, признаки и возможности предупреждения ряда наиболее распространенных заболеваний; – вторая – приемы оказания первой медицинской помощи при травмах и неотложных состояниях, с которыми может столкнуться учитель; – третья способствует развитию культуры духовного и физического здоровья будущего педагога. Выпускник должен обладать следующими компетенциями: 1. Общекультурными: – готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5); – готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11); – способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); – готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13); 2. Профессиональными: общепрофессиональными: – способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); в области педагогической деятельности: – готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК- 8). - овладении терминологией и понятийным аппаратом в области основ медицинских знаний. В целях удовлетворения требований заказчика дисциплина ОМЗ призвана обеспечить формирование умений будущих учителей безопасности внедрять здоровьесберегающие технологии для учащихся, овладение навыками оказания ПМП учащимеся, навыками научно-исследовательской работы в области педагогических наук, наблюдения, анализа и обобщения передового педагогического опыта. Изучению дисциплины «Основы медицинских знаний» предшествует изучение дисциплин «Анатомия человека» и «Физиология человека». Материал, полученный студентами при изучении дисциплины «ОМЗ», будет использоваться в ходе преддипломной практики и в будущей практической деятельности преподавателя-организатора ОБЖ. 1. Цели и задачи дисциплины Актуальность курса определяется значительным ухудшением здоровья народонаселения России, одной из причин которого является низкая медико-гигиеническая культура, явная недостаточность образования в области здоровьесбережения. Основная цель курса состоит в том, чтобы наряду с интегрированными знаниями по первой медицинской помощи и медико-социальным аспектам охраны здоровья школьника заложить гуманистическую идею духовного развития личности с высоким уровнем культуры здоровья. Задачами обучения являются: – осознание значимости здоровья в иерархии человеческих ценностей и потребностей; – формирование стиля жизни обеспечивающего саморазвитие здоровья; – приобретение медико-гигиенических знаний и практических умений для обеспечения охраны здоровья детей, профилактики заболеваний и привития школьникам культуры здоровья. Модульная программа дисциплины «Основы медицинских знаний» предусматривает инновационный вид обучения, основанный на деятельностном подходе и принципе сознательности (осознается программа обучения и собственная траектория учения), характеризующаяся замкнутым типом управления благодаря модульной программе и модулям, что относит его к категории высокотехнологичных. 2.2 Содержание теоретического курса дисциплины Объем дисциплины и виды учебной работы
2.2.1 Разделы дисциплины и виды занятий
2.2.2.Содержание разделов дисциплины |
Учебно-методический комплекс дисциплины Организационно-методические... Специальность 032102. 65 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» | Учебно-методический комплекс дисциплины Общая патология и тератология... Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)" | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 032102. 65... Специальность: 032102. 65 – «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» специализация... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Физическая при различной соматической патологии» Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)" | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) | Учебно-методический комплекс дисциплины Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) | Учебно-методический комплекс дисциплины Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) | Учебно-методический комплекс дисциплины Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) | Учебно-методический комплекс дисциплины Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)" Специализация... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специальность 032102. 65- «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специальность: 032102. 65 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) | Учебно-методический комплекс по дисциплине базовые виды двигательной... Специальность 034400 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) |