Учебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний Специальность 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Специализация «Физическое воспитание в дошкольных учреждениях»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний Специальность 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Специализация «Физическое воспитание в дошкольных учреждениях»
страница1/4
Дата публикации07.04.2015
Размер0.55 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.П. Астафьева»

ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА и ЗДОРОВЬЯ им. Я.С.Ярыгина
КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Учебно-методический комплекс дисциплины

Основы медицинских знаний

Специальность 032102 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

Специализация «Физическое воспитание в дошкольных учреждениях»

Квалификация – Педагог по физической культуре


Форма обучения – очная (5,6 семестры).

Общая трудоемкость дисциплины –200 час

Форма аттестации – экзамен.
КРАСНОЯРСК 2012
УМКД «Основы медицинских знаний»

составлен к.м.н., доцентом Казаковой Г.Н._______________
В УМКД внесены следующие изменения:
1. Замена титульного листа.

2. Обновление карты литературного обеспечения.
УМКД пересмотрен и одобрен на заседании кафедры теории и методики медико-биологических основ и безопасности жизнедеятельности «10» сентября 2012 г., протокол № 1
Заведующий кафедрой

к.м.н., доцент ______________ О.Я. Шарова

Согласован и одобрен научно-методическим советом института ФКСиЗ

19 сентября 2012 г

Председатель НМС _______________ А.И. Завьялов
Дополнения и внесенные изменения на 2012-2013 учебный год утверждаю

Зам. директора ИФКСиЗ по учебной работе ________________ А.Д. Какухин

Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Основы медицинских знаний» с другими дисциплинами специальности 010504.65 на 2012/2013 учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Анатомия, физиология, психология.

БЖ и АФК

Учтены при планировании учебного процесса

Протокол №



Оглавление


  1. Пояснительная записка 4

  2. Рабочая программа дисциплины 5

    1. Введение 6

    2. Содержание теоретического курса дисциплины 8

    3. Тематический план 13

    4. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины 15

    5. Карта литературного обеспечения 16

    6. Технологическая карта рейтинга 18

  3. Методические рекомендации для студентов 19

  4. Банк контрольных заданий и вопросов 21

  5. Вопросы к зачёту 22

  6. Тематика рефератов 24



Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы медицинских знаний» (ОМЗ) для студентов очной формы обучения по специальности 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности», состоит из следующих элементов:

1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины.

3. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Основы медицинских знаний», который представлен различными тестами, логическими, проблемными задачами и упражнениями, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждой теме даны тестовые вопросы для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.

4. Вопросов к экзамену, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области основ медицинских знаний.

5. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы обеспечения сохранения здоровья, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

Программа предусматривает изучение разделов:

– проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп и основные признаки нарушения здоровья ребенка;

– понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии и меры профилактики инфекционных заболеваний;

– понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие, диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях;

– характеристика травматизма, меры профилактики травм и первая доврачебная помощь;

– здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема;

– роль учителя в формировании здоровья учащихся, здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса

Данная дисциплина обеспечивает интеграцию медицины с профессионально значимыми дисциплинами учебного плана: педагогикой, психологией, дисциплинами предметной подготовки.

Педагоги, работающие с детьми и отвечающие за их жизнь и сохранность здоровья, должны в совершенстве владеть методами оказания первой медицинской помощи. Это один из важнейших показателей цивилизованности общества. Неотложные состояния требуют немедленного вмешательства, так как их исход часто решается в течение нескольких минут и зависит от качества первой помощи, которую получит пострадавший. Особую тревогу вызывает безудержный рост травматизма, «обогнавшего» сердечно-сосудистые заболевания. Помимо необходимых навыков оказания первой медицинской помощи, будущий учитель должен знать причины социально опасного детского травматизма и уметь объяснять детям и подросткам, как избежать несчастного случая.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.П. Астафьева»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ


2.1 Введение
Дисциплина «Основы медицинских знаний» реализует следующие основные задачи ОПП:

Студент должен:

– знать и уметь оперировать знаниями о здоровье и его слагаемых;

– знать и уметь использовать знания о сохранении, укреплении и преумножении здоровья, о саморегуляции и самокоррекции;

– знать и уметь формировать навыки здорового образа жизни;

– знать характеристику детского и взрослого травматизма, стратегию борьбы с травматизмом, уметь предупреждать определенные виды травм;

– знать признаки черепно-мозговых травм и уметь оказывать первую доврачебную помощь;

– знать признаки внутреннего кровотечения и меры доврачебной помощи;

– знать разновидности наружных кровотечений и уметь оказывать первую медицинскую помощь;

– знать признаки и особенности переломов у детей, уметь оказывать доврачебную помощь.

– знать разновидности ран и закрытых повреждений и уметь оказывать медицинскую помощь;

– знать и уметь использовать методы и приемы оказания первой медицинской помощи при ожогах и отморожениях;

– знать причины остановки сердца и дыхания и уметь оказывать первую медицинскую помощь;

– знать основные клинические проявления сосудистой недостаточности, стенокардии, гипертонического криза, диабетической комы и уметь оказывать первую медицинскую помощь;

– знать клинические проявления различных видов отравлений и уметь оказывать первую медицинскую помощь;

– уметь оказывать медицинскую помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза, уши, нос и при укусах насекомых и животных;

– знать причины и признаки наиболее распространенных хронических неинфекционных заболеваний, являющихся причиной ранней инвалидности и смертности, уметь их предупреждать;

– знать основные звенья распространения инфекционных заболеваний, уметь распознавать основные клинические признаки инфекций и проводить профилактические мероприятия;

– знать и уметь предупреждать чрезмерное и раннее утомление и переутомление;

– знать причины и уметь предупреждать школьные неврозы, нарушения осанки, зрения и слуха;

– знать методы оздоровления, уметь использовать их в жизни и будущей педагогической деятельности;

Объем знаний, содержащихся в программе, можно по направленности разделить на три части:

– одна из них раскрывает причины, признаки и возможности предупреждения ряда наиболее распространенных заболеваний;

– вторая – приемы оказания первой медицинской помощи при травмах и неотложных состояниях, с которыми может столкнуться учитель;

– третья способствует развитию культуры духовного и физического здоровья будущего педагога.

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

1. Общекультурными:

– готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

– готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

– способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

– готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

2. Профессиональными:

общепрофессиональными:

– способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

в области педагогической деятельности:

– готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК- 8).

- овладении терминологией и понятийным аппаратом в области основ медицинских знаний.

В целях удовлетворения требований заказчика дисциплина ОМЗ призвана обеспечить формирование умений будущих учителей безопасности внедрять здоровьесберегающие технологии для учащихся, овладение навыками оказания ПМП учащимеся, навыками научно-исследовательской работы в области педагогических наук, наблюдения, анализа и обобщения передового педагогического опыта.

Изучению дисциплины «Основы медицинских знаний» предшествует изучение дисциплин «Анатомия человека» и «Физиология человека».
Материал, полученный студентами при изучении дисциплины «ОМЗ», будет использоваться в ходе преддипломной практики и в будущей практической деятельности преподавателя-организатора ОБЖ.
1. Цели и задачи дисциплины

Актуальность курса определяется значительным ухудшением здоровья народонаселения России, одной из причин которого является низкая медико-гигиеническая культура, явная недостаточность образования в области здоровьесбережения.

Основная цель курса состоит в том, чтобы наряду с интегрированными знаниями по первой медицинской помощи и медико-социальным аспектам охраны здоровья школьника заложить гуманистическую идею духовного развития личности с высоким уровнем культуры здоровья.

Задачами обучения являются:

– осознание значимости здоровья в иерархии человеческих ценностей и потребностей;

– формирование стиля жизни обеспечивающего саморазвитие здоровья;

– приобретение медико-гигиенических знаний и практических умений для обеспечения охраны здоровья детей, профилактики заболеваний и привития школьникам культуры здоровья.

Модульная программа дисциплины «Основы медицинских знаний» предусматривает инновационный вид обучения, основанный на деятельностном подходе и принципе сознательности (осознается программа обучения и собственная траектория учения), характеризующаяся замкнутым типом управления благодаря модульной программе и модулям, что относит его к категории высокотехнологичных.
2.2 Содержание теоретического курса дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

В т.ч. по семестрам

5

6

Общая трудоемкость

200

100

100

Аудиторные занятия

80

40

40

Лекции

30

15

15

Практические занятия (семинары)

20

10

10

Лабораторные работы

30

15

15

Самостоятельная работа

116

58

58

Курсовые работы/рефераты

4

2

2

Вид итогового контроля: экзамен







экзамен


2.2.1 Разделы дисциплины и виды занятий


Разделы дисциплины, темы занятий №

п/п

Лекции

Практические занятия, сем.

Лабораторные занятия

IБиологические и социальные аспекты здорового образа жизни (5 семестр)

15

10

15

1Введение в предмет. Основные понятия и определения дисциплины. Цель и задачи ОМЗ и ЗОЖ. Определение понятия «здоровье». Наука о здоровье: состояние и перспективы.

3

2

3

2Показатели индивидуального здоровья. Группы здоровья. Определение понятия «индивидуальное здоровье».

3

2

3

3Системный подход в оценке образа жизни. Критерии оценки индивидуального здоровья. Понятие индивидуальной и среднестатистической нормы.

3

2

3

4Показатели популяционного здоровья. Основные показатели популяционного здоровья.

3

2

3

5 Возрастная периодизация и ее значение в охране здоровья. Понятие об акселерации и децелерации развития.

3

2

3

IIПонятие о неотложных состояниях и первой помощи при них. Реанимация. (6 семестр)

15

10

15

6Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Болезни цивилизации.

3

2

3

7Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной системы.

3

2

3

8Неотложные состояния при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Разновидности отравлений. Объем доврачебной помощи при отравлениях веществами местного, резорбтивного и рефлекторного действия.

3

2

3

9Раны, их характер. Опасности. Классификация ран, их особенности. Оказание доврачебной помощи. Раневая инфекция. Общие принципы лечения инфицированных ран.


3

2

3

10Понятие о закрытых повреждениях. Ушибы. Растяжения связок. Межмышечные гематомы. Вывихи. Оказание первой доврачебной помощи. Переломы костей, их виды.

Термические повреждения. Ожоги, отморожения. Классификация. Клиническая картина. Оказание первой помощи.

3

2

3

Всего: 80 аудиторных часов

30

20

30


2.2.2.Содержание разделов дисциплины
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний Специальность 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Специализация «Физическое воспитание в дошкольных учреждениях» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Организационно-методические...
Специальность 032102. 65 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний Специальность 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Специализация «Физическое воспитание в дошкольных учреждениях» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Общая патология и тератология...
Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)"
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний Специальность 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Специализация «Физическое воспитание в дошкольных учреждениях» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 032102. 65...
Специальность: 032102. 65 – «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» специализация...
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний Специальность 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Специализация «Физическое воспитание в дошкольных учреждениях» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Физическая при различной соматической патологии»
Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)"
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний Специальность 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Специализация «Физическое воспитание в дошкольных учреждениях» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний Специальность 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Специализация «Физическое воспитание в дошкольных учреждениях» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний Специальность 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Специализация «Физическое воспитание в дошкольных учреждениях» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний Специальность 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Специализация «Физическое воспитание в дошкольных учреждениях» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний Специальность 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Специализация «Физическое воспитание в дошкольных учреждениях» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний Специальность 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Специализация «Физическое воспитание в дошкольных учреждениях» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний Специальность 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Специализация «Физическое воспитание в дошкольных учреждениях» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний Специальность 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Специализация «Физическое воспитание в дошкольных учреждениях» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний Специальность 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Специализация «Физическое воспитание в дошкольных учреждениях» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)" Специализация...
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний Специальность 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Специализация «Физическое воспитание в дошкольных учреждениях» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специальность 032102. 65- «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний Специальность 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Специализация «Физическое воспитание в дошкольных учреждениях» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специальность: 032102. 65 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний Специальность 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Специализация «Физическое воспитание в дошкольных учреждениях» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине базовые виды двигательной...
Специальность 034400 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск