Скачать 268.65 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Безопасность жизнедеятельности (наименование дисциплины) Специальность 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) код наименование Томск-2008 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры Учебно-методический комплекс дисциплины Безопасность жизнедеятельности (ДВП.02) АННОТАЦИЯ 1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного эксперта описания модуля/спецкурса). ДВП.02 Безопасность жизнедеятельности Общие закономерности опасных явлений и соответствующие методы и средства защиты человека в любых условиях его обитания. Основы государственной политики в области защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Практические навыки и учения безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях, возникающих в природных, социальных и т.д. условиях. 2. Взаимосвязь дисциплины (модуля)/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО). Безопасность жизнедеятельности является дисциплиной, формирующей у студентов объективное представление по безопасному поведению в процессе жизнедеятельности, занимает соответствующее место в программах по формированию менталитета, общей культуры и поведения студента, играет важную роль в системе подготовки специалистов по адаптивной физической культуре. 3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:
4. Список авторов элементов УМК: Карагеоргий Н.М., к.м.н., доцент 5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины (модуля)/спецкурса: - ГОС ВПО по специальности 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура, квалификация - специалист по адаптивной физической культуре) - Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:
- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.). ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) «Утверждаю» Декан ФФКиС _______ О.В. Смирнов «____» ____________ 2008 года ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДВП.02 Безопасность жизнедеятельности
Цели дисциплины: - ознакомить студентов, обучающиеся по специальности 032102.65 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (адаптивная физическая культура) по специализации – безопасность жизнедеятельности, основам государственной политики в области защиты населения в чрезвычайных ситуациях, дать практические навыки и умения безопасного поведения и индивидуальной защиты в различных чрезвычайных ситуациях, возникающих в природных, социальных и т.д. условиях. Общей задачей дисциплины безопасность жизнедеятельности является: - формировать у студентов необходимые навыки и умения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера; - воспитать у них ответственность и сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
При изучении раздела "Безопасность жизнедеятельности" студент должен знать определения, характеристики, возможные последствия, правила безопасного поведения и способы индивидуальной и коллективной защиты от чрезвычайных ситуаций различного характера, владеть основными средствами, методами и способами защиты жизни и здоровья отдельного человека и общества при возникновении аварийных и опасных ситуациях различного характера, грамотно и умело применять на практике сформированные навыки и умения по обеспечению безопасности отдельного человека и общества при возникновении аварийных и опасных ситуаций различного характера. Практические занятия по безопасности жизнедеятельности должны проводиться в учебных аудиториях. Учебная работа проводится в форме лекций, практических (семинарских) занятий, зачета.
4. Содержание дисциплины: 4.1. Тематический план
4.2. Содержание разделов дисциплины 1. Введение в предмет «Безопасность жизнедеятельности». Понятия безопасности, опасности. Виды опасностей (по источникам их возникновения): естественные, антропогенные. Виды опасностей (по характеру воздействия): вредные, травмирующие. 2. ЧСС природного характера и защита от них. Понятие «стихийные бедствия» (СБ), их закономерность, группы СБ: геологические, гидросферные, атмосферные. 3. ЧСС техногенного характера и защита от них. Аварии, виды аварий, химическая авария. Радиоактивная авария, радиационное облучение, радиационное загрязнение, действия при аварии. Гидродинамическая авария, причины аварии, последствия, действия при угрозе такой аварии. 4. Правила безопасного поведения в транспорте. Краткая характеристика современных видов транспорта – общественного, железнодорожного, авиационного, водного. Воздушные катастрофы. Основные правила безопасности полетов. Опасные ситуации в метро. 5. Религиозные секты. Понятие секты. Классификация сект. Методы вербовки, используемые сектами. Кто попадает в секты и как уберечься от этого. 6. Нападение животных и насекомых. Нападение кошки, собаки, быка: оказание помощи пострадавшим. Укусы змей и насекомых (пчелы, шершни и осы, пауки, клещи), признаки отравления, оказание помощи пострадавшим). 7. ЧСС социального характера и защита от них. Виды насилия (сексуальное, физическое и психологическое). Криминальные ситуации, происходящие с детьми. Конфликты в сфере услуг. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила поведения, уменьшающие риск встречи с насильниками и хулиганами. Самооценка поведения. Методы защиты от нападения. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества. Основные черты мошенника. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Основные цели захвата заложников террористами. Правила безопасного поведения заложников. Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе. 8. Основы безопасности жизнедеятельности в быту. Затопление жилища: причины и возможные последствия. Правила поведения при затоплении жилища. Неполадки с сантехникой. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Электробезопасность в жилище. Понятие «электробезопасности». Воздействие электрического тока на человека. Важнейшие факторы тяжести поражения электрическим током. Причины электротравматизма, первая помощь. 5. Лабораторный практикум - не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
а) основная литература 1. Вишняков Я. Д. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях : учебное пособие для вузов / Я. Д. Вишняков, В. И. Вагин, В. В. Овчинников, А. Н. Стародубец. - М.:Академия, 2008. - 297 с. 2. Легостин С. А. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / С. А. Легостин. - Томск: издательство ТГПУ, 2006. - 195 с. б) дополнительная литература
6. Куликова Н. В. Безопасность и защита человека в экстремальных ситуациях : учебное пособие для вузов, училищ, колледжей / Н. В. Куликова, Н. А.Бернацкая, Э. О. Бернацкий, Ю. Г. Давыдова ; под ред. С. В.Низкодубовой. - Томск: Издательство ТГПУ, 2001. - 125 с. 7. Крючек Н. А. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях / Н.А. Крючек В. Н. Латчук, С. К Миронов. - М., 2001. - 264 с. 8. Легостин С. А. Безопасность жизнедеятельности : учебно-методическое пособие / С. А. Легостин - Томск: издательство ТГПУ, 2006. - 83 с. 9. Русак О. Н. Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие / О. Н. Русак, К. Р. Малая, Н. Г. Занько. - СПб., 2000. - 418 с.
Библиотечный фонд ТГПУ, компьютерный класс с выходом в Интернет.
Не предусмотрено.
8.1. Методические рекомендации преподавателю См. приложение 1 8.2. Методические рекомендации студентам См. приложение 2 8.2.1. Примерный перечень теоретических вопросов для контрольного тестирования (зачет): 1. Введение в предмет. Понятия безопасности, опасности. Виды опасностей (по источникам их возникновения и по характеру воздействия). 2. ЧСС природного характера и защита от них. Понятие «стихийные бедствия» (СБ), их закономерность, группы СБ. 3. ЧСС природного характера и защита от них: геологические СБ. 4. ЧСС природного характера и защита от них: гидросферные СБ. 5. ЧСС природного характера и защита от них: атмосферные СБ. 6. ЧСС природного характера и защита от них: природные пожары. 7. ЧСС техногенного характера и защита от них: аварии, виды аварий, химическая авария. 8. ЧСС техногенного характера и защита от них: радиоактивная авария, радиационное облучение, радиационное загрязнение, действия при аварии.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 022500 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Программу составила: К.м.н., доцент кафедры АФК ФФКиС ТГПУ_____________ Карагеоргий Н.М. Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры адаптивной физической культуры факультета физической культуры ТГПУ протокол № 1 от « 31 » августа 2008 г. Заведующий кафедрой АФК д.м.н., профессор _________________________ С.Б. Нарзулаев С. Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета физической культуры и спорта ТГПУ Председатель методической комиссии факультета физической культуры и спорта ТГПУ ____________________Л.П. Канакова Согласовано: Декан ФФКиС _________________________ О.В. Смирнов Приложение 1 Профессиональная компетенция будущего специалиста по адаптивной физической культуре (АФК) обеспечивается лекционно-практическим курсом. Основным результатом освоения дисциплины является сформированная готовность выпускника осуществлять педагогическую деятельность с использованием всего арсенала знаний и умений в области безопасности жизнедеятельности. На сегодняшний день в России накоплен богатый теоретический и практический опыт по профилактике, диагностике, ликвидации и безопасному поведению (выживанию) в чрезвычайных ситуациях. Подготовка студентов педагогического ВУЗа на основе имеющихся данных призвана структурировать соответствующие знания и поведение учащихся в различных условиях, в том числе, экстремального характера. Статус дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» призван способствовать созданию системы образования, способной адекватно решать стоящие перед обществом задачи согласно «Концепции модернизации Российского образования до 2001 года» и, в частности, формировании у подрастающего поколения компетенций, связанных с безопасным поведением в экстремальных ситуациях. Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» основано на системном подходе и учитывает междисциплинарный характер учебного материала. Основным результатом освоения курса является сформированное мышление студента, предполагающее свободное оперирование методическими понятиями, понимание реальных учебных ситуаций, владение различными умениями и навыками в практической деятельности. Приложение 2 Основная цель курса – дать будущим специалистам по адаптивной физической культуре необходимые знания об основах государственной политики в области защиты населения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Целью проведения семинарских занятий является закрепление полученных студентами на лекциях теоретических знаний, моделирование практических ситуаций, а также проверка эффективности самостоятельной работы студента. Семинар обычно включает либо устный опрос слушателей по вопросам семинарских занятий, либо контроль тестовый прослушанного лекционного материала. При этом выявляется степень владения студентами материалом лекционного курса, базовых учебников. Подготовку к семинарскому занятию целесообразно начать с повторения материала лекций. При этом следует учитывать, что лекционный курс лимитирован по времени, и не позволяет лектору детально рассмотреть все аспекты изучаемого вопроса. Следовательно, требуется самостоятельно расширять познания как теоретического, так и практического характера. В то же время, лекции дают хороший ориентир студенту для поиска дополнительных материалов, так как задают определенную структуру и логику изучения того или иного вопроса. В ходе самостоятельной работы студенту, в первую очередь, следует изучить материал, представленный в рекомендованной кафедрой и/или преподавателем учебной основной и дополнительной литературе. Следует обратить внимание студентов на то обстоятельство, что в библиографический список включены не только базовые учебники, но и более углубленные источники по каждой теме курса. Последовательное - от простого к сложному - изучение предмета позволяет студенту сформировать устойчивую теоретическую базу. Учебная работа реализуется в ходе практической подготовки, которая представлена в планах практических занятий по изучению и освоению:
Техника безопасности на лабораторных занятиях обеспечивается посредством соблюдения учебной дисциплины и точным, неукоснительным выполнением заданий и команд преподавателя. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры Учебно-методический комплекс дисциплины Безопасность жизнедеятельности (ДВП.02) ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ Специальность 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) код наименование Томск-2008 ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ Не предусмотрены. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры Учебно-методический комплекс дисциплины Безопасность жизнедеятельности (ДВП.02) ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Специальность 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) код наименование Томск-2008
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры Учебно-методический комплекс дисциплины Безопасность жизнедеятельности (ДВП.02) ОБРАЗЕЦ ТЕСТА ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ (демонстрация практических навыков) Специальность 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) код наименование Томск-2008 Не предусмотрено ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры Учебно-методический комплекс дисциплины Безопасность жизнедеятельности (ДВП.02) ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ Специальность 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) код наименование Томск-2008 Не предусмотрено ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры Учебно-методический комплекс дисциплины Безопасность жизнедеятельности (ДВП.02) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Специальность 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) код наименование Томск-2008 Профессиональная компетенция будущего специалиста по адаптивной физической культуре (АФК) обеспечивается лекционно-практическим курсом. Основным результатом освоения дисциплины является сформированная готовность выпускника осуществлять педагогическую деятельность с использованием всего арсенала знаний и умений в области безопасности жизнедеятельности. На сегодняшний день в России накоплен богатый теоретический и практический опыт по профилактике, диагностике, ликвидации и безопасному поведению (выживанию) в чрезвычайных ситуациях. Подготовка студентов педагогического ВУЗа на основе имеющихся данных призвана структурировать соответствующие знания и поведение учащихся в различных условиях, в том числе, экстремального характера. Статус дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» призван способствовать созданию системы образования, способной адекватно решать стоящие перед обществом задачи согласно «Концепции модернизации Российского образования до 2001 года» и, в частности, формировании у подрастающего поколения компетенций, связанных с безопасным поведением в экстремальных ситуациях. Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» основано на системном подходе и учитывает междисциплинарный характер учебного материала. Основным результатом освоения курса является сформированное мышление студента, предполагающее свободное оперирование методическими понятиями, понимание реальных учебных ситуаций, владение различными умениями и навыками в практической деятельности. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Кафедра Адаптивной физической культуры Учебно-методический комплекс дисциплины Безопасность жизнедеятельности (ДВП.02) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Специальность 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) код наименование Томск-2008 Основная цель курса – дать будущим специалистам по адаптивной физической культуре необходимые знания об основах государственной политики в области защиты населения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Целью проведения семинарских занятий является закрепление полученных студентами на лекциях теоретических знаний, моделирование практических ситуаций, а также проверка эффективности самостоятельной работы студента. Семинар обычно включает либо устный опрос слушателей по вопросам семинарских занятий, либо контроль тестовый прослушанного лекционного материала. При этом выявляется степень владения студентами материалом лекционного курса, базовых учебников. Подготовку к семинарскому занятию целесообразно начать с повторения материала лекций. При этом следует учитывать, что лекционный курс лимитирован по времени, и не позволяет лектору детально рассмотреть все аспекты изучаемого вопроса. Следовательно, требуется самостоятельно расширять познания как теоретического, так и практического характера. В то же время, лекции дают хороший ориентир студенту для поиска дополнительных материалов, так как задают определенную структуру и логику изучения того или иного вопроса. В ходе самостоятельной работы студенту, в первую очередь, следует изучить материал, представленный в рекомендованной кафедрой и/или преподавателем учебной основной и дополнительной литературе. Следует обратить внимание студентов на то обстоятельство, что в библиографический список включены не только базовые учебники, но и более углубленные источники по каждой теме курса. Последовательное - от простого к сложному - изучение предмета позволяет студенту сформировать устойчивую теоретическую базу. Учебная работа реализуется в ходе практической подготовки, которая представлена в планах практических занятий по изучению и освоению:
Техника безопасности на лабораторных занятиях обеспечивается посредством соблюдения учебной дисциплины и точным, неукоснительным выполнением заданий и команд |
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |