Скачать 0.5 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Шуйский филиал ИвГУ Кафедраздоровьесберегающих технологий и адаптивной физической культуры УТВЕРЖДЕНА постановлением ученого совета филиала протокол от 01.07.2014 г. №3 Председатель совета, директор _______________А.А. Михайлов Рабочаяпрограмма дисциплины (модуля) СПОРТИВНЫЙ МАССАЖ Направление подготовки 034400.62 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Направленность (профиль)образовательной программы Физическая реабилитация Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Заочная Разработчик: Карасёва Т.В., доктор медицинских наук, профессор Рецензент: Гогин А.Б., кандидат педагогических наук, доцент Шуя2014 1. Цели и задачи освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Спортивный массаж» являются: сформировать у студентов основы знаний, умений и навыков о спортивном массаже как методе АФК, физиологических механизмах его влияния на организм, показаниях и противопоказаниях к нему, основных приемах, методических особенностях и характеристике спортивного массажа, сочетании спортивного массажа с другими реабилитационными мероприятиями. Задачи: -изучение сущности спортивного массажа; -освоение методики спортивного массажа; -овладение техникой спортивного массажа 2.Местодисциплины (модуля) в структуре образовательной программы. Дисциплина «Спортивный массаж» относится к дисциплинам по выбору студента Профессионального цикла (Б 3.3.1). Для освоения дисциплины «Спортивный массаж» используются знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Анатомия человека», «Физиология человека», «Частная патология», «Комплексная реабилитация больных и инвалидов», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла. Освоение данной дисциплины является основой для последующего прохождения профессионально-ориентированной практики, подготовки к итоговой государственной аттестации. 3.Перечень компетенций и планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы. Таблица 1
4. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся. Таблица 2
Итого: Контактная работа18часов Самостоятельная работа117часов Объем дисциплины (модуля)4зач.ед./ 144часов 5. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий. Таблица 3
Основное содержание дисциплины: Модуль 1. Общие основы спортивного массажа. Тема 1. Спортивный массаж как метод АФК. Понятие о спортивном массаже как методе АФК, его преимущества. Краткая история и зарубежный опыт спортивного массажа. Организация работы массажиста. Гигиенические требования к проведению сеанса спортивного массажа. Требования к профессиональной подготовке и личности массажиста. Нормирование работы массажиста. Требования к проведению сеанса спортивного массажа. Пропаганда и обучение спортивному массажу. Тема 2. Общая классификация спортивного массажа и его влияние на организм. Физиологические механизмы общего и местного влияния спортивного массажа на организм. Показания и противопоказания к спортивному массажу. Возможности сочетания спортивного массажа с ЛФК и физиопроцедурами. Виды спортивного массажа по цели выполнения: подготовительный (мобилизационный), репаративный (восстановительный), превентивный (профилактический), реабилитационный (после профессиональных травм и заболеваний). Самомассаж. Формы контроля по1 модулю: – опрос, презентационные доклады. Модуль 2. Техника спортивного массажа Тема 3. Характеристика приема поглаживания и растирания Разновидности приема поглаживания. Вспомогательные приемы. Методика и техника выполнения. Разновидности приема растирания. Вспомогательные приемы. Методика и техника выполнения. Тема 4. Характеристика приема разминания и вибрации. Разновидности приема разминания. Вспомогательные приемы. Методика и техника выполнения. Разновидности приема вибрации. Вспомогательные приемы. Методика и техника выполнения. Тема 5. Техника массажа отдельных зон тела. Массаж головы и воротниковой зоны. Массаж лица и шеи. Массаж живота. Массаж грудной клетки. Массаж верхних и нижних конечностей. Тема 6. Различные виды спортивного массажа Подготовительный массаж. Основные задачи и определенные методики проведения подготовительного массажа. Разминочный массаж необходимый для создания оптимальной работоспособности к предстоящему спортивному выступлению. Зависимость разминочного массажа от специфики выполняемой спортсменом работы, продолжительности отдыха между разминкой и началом основной работы. Массаж при различных предстартовых состояниях. Характеристика предстартовых состояний: боевой готовности, предстартовой лихорадки и предстартовой апатии. Причины возникновения неблагоприятных предстартовых состояний и методике массажа в зависимости от этих состояний. Особенности проведения предварительного массажа при охлаждении и при наличии болевых ощущений. Общие методические указания при проведении предварительного массажа. Восстановительный массаж. Проведение восстановительного массажа с учетом характера проделанной работы, утомление, индивидуальных особенностей спортсмена, времени, отведенного на отдых, конкретных условий тренировки или соревнований. Основные правила проведения массажа в коротких перерывах отдыха. Профилактический массаж. Основные принципы построения профилактического массажа. Особенности методики массажа для повышения тренированности, совершенствования физических качеств, для сохранения спортивной формы. Особенности профилактического массажа в зависимости от вида спорта, характера тренировки и состояния спортсмена. Реабилитационный массаж. Наиболее часто встречающиеся травмы. Методики реабилитационного массажа применительно к заболеваниям и травмам. Особенности методик массажа в различных видах спорта. Формы контроля по 2 модулю: – тесты, практические занятие с демонстрацией основных приемов. 6. Образовательные технологии. При реализации различных видов учебной работы предусматривается использование активных и интерактивных форм занятий: деловых игр (по организации работы массажиста и проведению занятий по обучению самомассажу), разбора конкретных коммуникативных ситуаций (при работе с различными психологическими типами клиентов) сочетании с внеаудиторной работой с использованием электронных ресурсов и интернет-ресурсов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 6 часов. В процессе самостоятельной работы с Интернетом студенты изучают отечественный зарубежный опыт массажа с подготовкой презентаций. 7. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю). Задания по самостоятельной работе выполняются в процессе изучения всего курса по мере прохождения тем. Самостоятельная работа предполагает аналитический и комплексный подход к своему выполнению, необходимо постепенное освоение материала, в т.ч. изучаемого студентами на лабораторных и семинарских занятиях. Для наглядности и доступности возможного использования материала в будущей профессиональной деятельности самостоятельная работа предполагает написание рефератов, подготовку докладов, изготовление наглядных пособий в форме таблиц, схем, презентаций и т.п. При изучении вопросов вынесенных на самостоятельное изучение, студент должен уметь анализировать, систематизировать, делать выводы и наглядно представлять учебный материал, используя при этом не только основную, но и дополнительную литературу. Контроль процесса обучения осуществляется на протяжении всего изучения курса с использованием различных форм: рейтинг-контроль , выступление на семинарских занятиях, текущее и итоговое тестирование, система накопления баллов. Контроль осуществляется преподавателем, группой студентов, а так же самим студентом (самоконтроль). Это становится возможным благодаря прозрачности рейтинговых оценок, что позволяет студенту выявлять слабые стороны подготовки по дисциплине и своевременно их корректировать. Перед работой студентам даются общеметодические рекомендации, список основной литературы. Контрольные требования к экзамену включают теоретические и практические задания. Темыпрезентаций «Спортивный массаж в избранном виде спорта» - тема выбирается студентом самостоятельно в зависимости от спортивной специализации Темыконтрольных работ «Массаж в системе комплексной реабилитации спортивных травм» тема выбирается студентом самостоятельно в зависимости от спортивной специализации Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля
8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю). Таблица 4
|
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) основы ветеринарии (наименование... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины (модуля) морфология с. Х. Животных (наименование... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |