Развитие речи неслышащих школьников в начальной школе





Скачать 46.13 Kb.
НазваниеРазвитие речи неслышащих школьников в начальной школе
Дата публикации19.08.2014
Размер46.13 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Развитие речи неслышащих школьников в начальной школе.




Подготовила:

учитель начальных классов

Свинина И.Н.

Система обучения глухих детей языку по принципу формирования речевого общения, разработанная еще С.А. Зыковым, с самого начала предусматривала работу над речью не только на уроках, но и во внеурочное время. «Нет необходимости доказывать, что работа над речью , сведенная к урокам, не может рассчитывать на достаточно высокий результат, если все остальное время дети не будут пользоваться языком».

Общение с детьми начинается ещё до звонка. Идёшь по коридору, дети из других классов не здороваются( приятное исключение- ребята из 4 А класса). Если не здороваются с учителями, то

тем более не здороваются ни с техническим персоналом, ни с врачами, ни с работниками кухни.

Начинается урок. Из всех классов слышна фонетическая зарядка. Вспоминаю, как мы сопротивлялись новшеству, ведь нам казалось, она будет отнимать драгоценное время на уроке. Сейчас проведение фонетической зарядки для нас - это осознанная необходимость. Ведь с утра дети приходят полусонные, не очень активные, а зарядка помогает «разогреть» речевой аппарат, подготовить его к артикуляции.

Начало урока. Дети без напоминания надевают наушники. Из всех классов слышны голоса наших воспитанников. Активность детей высокая, дети пытаются воспроизвести лексический материал, строят словосочетания и предложения. Но вот эти же дети оказываются в магазине вместе с педагогом. Детей не узнать, речи не слышно , общаются жестами, просят педагога купить конфет. Ребёнок стесняется своей речи, боится , что его не поймут. А на уроке ООМ мы играли в магазин. Дети воспроизводили диалоги продавца и покупателя. А в реальной жизни стушевались, да и наше население относится то ли равнодушно, то ли с удивлением к неслышащим людям, да и вообще к инвалидам.

Наверное, надо возобновить, как это делалось ранее, экскурсии на почту, в парикмахерскую, в магазин, где наши дети учились контактировать не только с людьми, которых они видят ежедневно, но и с незнакомыми людьми.

Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким- то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное - в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразии. Работая с глухими детьми, мы, учителя, знаем , что без определённых шаблонов не обойтись.. Но иногда это может сыграть злую шутку. Так, например, каждый день начиная урок с фразы» Какое сегодня число? Какой день недели? Меняю фразу и задаю вопрос об их самочувствии, слышу ответ:»Сегодня 14 марта. День недели понедельник .Так что механическое заучивание речевых штампов иногда может привести только вред. На примере организационных моментов на уроках Булашовой Н.А., которая строит их творчески, а не шаблонно, учителя начальной школы , перенимая опыт учителя, тоже стали более избирательно относиться к организационному моменту, что заставляет ребят думать, осмысленно отвечать на вопросы учителя.

Овладение речью как средством общения невозможно без постоянной коммуникации в семье. К сожалению, есть такие родители, которые говорят: «С кажите ему, чтобы он…». Мы разработали специальную памятку для родителей, проводим беседы , которые помогают активизировать словарь учащихся , помогают обогатить и совершенствовать навыки словесного общения.

Овладение языком как средством общения невозможно без правильного восприятия устной речи и внятного произношения. Большую помощь нам оказывают учителя- реабилитаторы, ежедневные индивидуальные занятия которых дают положительные результаты: речь наших воспитанников становится более внятной, плавной, эмоциональной. В начальной школе согласно учебному плану есть два специфических предмета: стимуляция речи движением, где учитель Луц Е.В. посредством фонетических движений работает над произносительной стороной речи. Э то способствует развитию экспрессивной, эмоционально - окрашенной речи. А на уроках музыкальной стимуляции учитель Учускина Н.А. ведёт работу над ритмом, темпом речи, её слитностью, над речевым дыханием, над плавностью голосоведения, а так же над просодическими элементами речи (т.е. над логическим и словесным ударением и над интонацией)
Формирование речевых навыков и умений в деятельности - наиболее надёжный, психологический стимулятор к воспитанию потребности в словесном общении у глухих детей. Поэтому на уроках ППО учителями Павленко Л.А., Булашовой Н.А.формируется определённый словесно- речевой фонд: словарный запас, конструкции предложений, структуры диалогов и связных высказываний.

На уроках чтения и развития речи учителями Радионенко Т.Н., Разумовой С.В. создаются условия для широкой речевой практики: активизируется словарь, поощряется работа тройками( спроси у Светы, какой герой ей понравился больше всего), развивается устная и письменная речь в диалогической и монологической форме. На уроках ООМ учителя Воловик В.М., Баданина А.В. не только обогащают представления учащихся об окружающем мире, но и развивают активный словарь обучающихся, обогащают речевую практику учащихся новым речевым материалом, необходимым в общении (слова, конструкции словосочетаний, предложений, связные высказывания, новые виды диалогических единств).

Несмотря на большую , кропотливую работу, проводимую учителями начальной школы, на переменах ребята замолкают. Приятное исключение –ребята 4А класса. Говорят с учителем, с учителями других классов, разговаривают между собой. Речь их, конечно, аграмматична, предложения односложны, но учитель и воспитатели развили потребность в речевом общении, а это дорогого стоит.

Таким образом, несмотря на плодотворную работу, проводимую учителями , реабилитаторами и воспитателями, наши воспитанники имеют большие трудности словесного общения.

Нам необходимо делать всё возможное для создания такой речевой среды в школе - интернате, при которой ребята испытывали бы потребность в речевом общении всегда и везде, чтобы речевой запас школьников расширялся и обогащался каждый день за счёт слов, словосочетаний и фраз, необходимость в которых возникает в процессе общения, чтобы речь наших воспитанников была эмоциональной и выразительной . Предлагаю для интенсификации речевого общения неслышащих воспитанников расширить речевую среду глухих школьников вне школы (экскурсии на почту, в поликлинику, в магазин); уменьшить до минимума общение жестами с детьми в повседневной жизни; планировать речевой материал не только согласно программным требованиям к обучению разным предметам, но и бытовой, житейский лексикон. Обобщая всё сказанное, можно сделать вывод: успех работы по речевому развитию школьников с нарушениями слуха зависит от возможностей всех педагогов школы и их способности так организовать слухо-речевую среду, чтобы речь стала для ребёнка необходимым компонентом общения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие речи неслышащих школьников в начальной школе iconРазвитие речи младших школьников
Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского...
Развитие речи неслышащих школьников в начальной школе iconХитцова Н. Г. Развитие медиаграмотности школьников при использовании...
Хитцова Н. Г. Развитие медиаграмотности школьников при использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках музыки в начальной...
Развитие речи неслышащих школьников в начальной школе iconРазвитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе
«Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умение выражать свои мысли словесно и отчасти письменно, охота к учению,...
Развитие речи неслышащих школьников в начальной школе iconПояснительная записка Изучение русского языка в начальной школе с...
Развитие речевых способностей учащихся, их готовности к общению на русском языке; развитие монологической и диалогической речи
Развитие речи неслышащих школьников в начальной школе iconРазвитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы
В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая...
Развитие речи неслышащих школьников в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Коллектив школы в 2012-2013 учебном году продолжил работу над темой «Социальная адаптация неслышащих школьников через развитие коммуникативной...
Развитие речи неслышащих школьников в начальной школе iconСайты для учителей начальной школы
Образовательная среда начальной школы: информатика, математика, музыка, развитие речи и естествознание
Развитие речи неслышащих школьников в начальной школе iconПрограмма внеурочной деятельности в начальной школе по русскому языку...
Целью программы является формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной...
Развитие речи неслышащих школьников в начальной школе iconТекста
Урок р р. Стили речи. § 4 повторение изученного в начальной школе
Развитие речи неслышащих школьников в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель обучения образовательной области физическая культура в начальной школе – формирование у учащихся начальной школы основ здорового...
Развитие речи неслышащих школьников в начальной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью образования в начальной школе является выявление и развитие способности каждого ребенка, формирование физически здоровой личности,...
Развитие речи неслышащих школьников в начальной школе iconВнеклассное мероприятие в начальной школе
...
Развитие речи неслышащих школьников в начальной школе iconТема: Применение эвристических задач обучения в начальной школе
Из этого вытекает, что в начальной школе образовательный процесс имеет развивающую направленность
Развитие речи неслышащих школьников в начальной школе iconМетодические рекомендации по формированию икт компетентности младших...
В начальной школе в рамках основной образовательной программы формируется икт грамотность младших школьников
Развитие речи неслышащих школьников в начальной школе iconТехнологическая карта формирования личностных ууд в начальной школе
Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям,...
Развитие речи неслышащих школьников в начальной школе iconИмя прилагательное как часть речи
Обучающая: систематизация полученных сведений в начальной школе о прилагательном


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск