Пояснительная записка
Изучение русского языка в начальной школе с родным (нерусским) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
· развитие речевых способностей учащихся, их готовности к общению на русском языке; развитие монологической и диалогической речи;
· освоение элементарных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
· овладение умениями слушания, говорения, чтения, письма, необходимыми для общения в семейно-бытовой и учебной сферах;
· воспитание позитивного отношения и интереса к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, приобщение к культуре и литературе русского народа с учетом опыта учащихся.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слушание (аудирование). Различение в потоке речи слов, словосочетаний и предложений. Понимание на слух основного содержания высказываний, выделение в них наиболее важных фактов, понимание последовательности развития действий.
Говорение. Ведение диалога в ситуациях повседневного и учебного общения. Постановка вопросов к прочитанному тексту. Пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по нему. Составление плана текста. Рассказ о себе, своей семье, друзьях, школе и др. Составление монологических высказываний на различные темы (несложное описание, повествование, рассуждение). Владение нормами речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность).
Чтение. Сознательное, правильное и выразительное чтение текста (сказки, небольшого рассказа, текста в учебнике). Тема. Главная мысль текста. Простой план. Пересказ текста, оценка прочитанного.
Письмо. Диктанты, изложения. Небольшое сочинение по темам школьной жизни и семьи[1].. Письма и адрес на конверте. СИСТЕМА ЯЗЫКА (ПРАКТИЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ)
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Звуки и буквы. Различение звуков и букв.
Гласные звуки. Ударение. Слог. Согласные звуки. Интонация.
Различение на слух, правильное произношение и написание гласных ударных и безударных, согласных звонких и глухих, мягких и твердых, шипящих и ц. Различение и соблюдение интонации основных типов предложений. Алфавит. Передача на письме звуков русского языка.
Лексика. Слово и его значение. Синонимы и антонимы, их различение и употребление. Овладение запасом слов, необходимым для повседневного учебного и бытового общения.
Состав слова. Значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Однокоренные слова. Анализ слова по составу, объяснение правописания слов с изученными правилами.
Морфология. Части речи в русском языке.
Имя существительное. Существительные одушевленные и неодушевленные. Род существительных. Изменение существительных по числам и падежам. Основные значения падежей.
Различение и правильное употребление в речи одушевленных и неодушевленных имен существительных.
Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам.Количественные и порядковые числительные. Согласование имен прилагательных с именем существительным (употребление в речи).
Местоимения личные, вопросительные, указательные и притяжательные. Согласование прилагательных и местоимений с существительными в роде, числе, падеже (употребление в речи).
Глагол. Неопределенная форма глагола. Изменение глагола по видам, временам, лицам, числам (различение, правильное употребление).
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения. Простое предложение. Члены предложения: главные второстепенные. Предложения с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а.Сложные предложения с союзами что, чтобы (употребление в речи).
Различение предложений по цели высказывания, употребление их в речи с правильной интонацией. Различение и уместное употребление простого и сложного предложений. Постановка знаков препинания.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать
· особенности русской графики;
· значимые части слова;
· признаки изученных частей речи;
· типы предложений по цели высказывания и структуре;
уметь
· понимать на слух русскую речь;
· различать на слух и правильно произносить звуки, сочетания звуков русского языка, правильно произносить слова, словосочетания и предложения;
· различать и соблюдать интонацию основных типов предложений;
· правильно образовывать в речи формы изменяемых частей речи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· вести диалог, строить монолог в условиях повседневного (учебного, бытового) общения;
· соблюдать основные нормы русского произношения звуков, слов, словосочетаний и предложений;
· владеть запасом слов, необходимым для учебного и бытового общения;
· соблюдать изученные правила орфографии и пунктуации в записи текста под диктовку и в самостоятельных связных письменных высказываниях;
· владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения.
Развернутое тематическое планирование
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Виды контроля, измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Дом.
задание
| Дата проведения
| План
| Факт
| ПОВТОРЯЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ. (6 ч.)
| 1.
| Вводный урок. Ознокомление с учебником.Что мы знаем о тексте и предложении.
| 1
| Комбини
рованный
| Различение
и сравнение текста и предложения,
составление предложений
и рассказов.
|
Текущий. Фронтальный опрос.
| Выработка умения
выделять предложение
из сплошного
текста, составлять
текст по опорным словам, по сюжетному рисунку.
|
|
|
| 2.
| Предложение и слово.
| 1
| Комбини
рованный
| Составление
предложений
из слов, восстановление
предложений
| Выработка умения
составлять предложения по вопросу, по опорным словам.
|
|
|
| 3.
| Слово и слог.
| 1
| Комбини
рованный
| Деление слов на слоги. Восприятие на слух и правильное произношение слов. Правила переноса
| Знать, какой звук образует слог.
Уметь:
– делить слова на слоги:
– подсчитывать количество слогов в словах;
– находить ошибки в делении слов на слоги
|
|
|
| 4.
| Звуки и буквы.
| 1
| Комбини
Рованный
| Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие.
| Знать о роли звуков в различении смысла слов.
Уметь:
– различать и сравнивать звуки и буквы, признаки гласных и согласных звуков, анализ. и кратко характ. звуки речи
|
|
|
| 5.
| Звуки и буквы(продолжение).
| 1
| Комбини
рованный
|
|
|
| 6.
| Особенности звуков и букв.
| 1
| Комбини
рованный
|
| Словарный диктант
|
|
|
| РЕЧЬ (4 ч.)
| 7.
| Речь в жизни человека.
| 1
| Комбини-
рованный
| Восприятие и понимание звучащей речи. Речь устная и письменная
|
Текущий. Фронтальный опрос.
| Знать о речи как средстве общения.
|
|
|
| 8.
| Устная и письменная речь.
| 1
| Комбини
рованный
| Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
| Знать: о предложении как единице высказывания.
Каллиграфически правильно списывать слова, предложения, тексты, без пропусков, вставок, искажения букв
|
|
|
| 9.
| Входной контрольный диктант
| 1
| Урок проверки,
оценки и кор-ции ЗУН
| Написание под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. Знаки препинания в конце предложения
| Диктант
| Знать признаки и роль гласных и согласных звуков в русском языке, изученные орфографические правила.
Уметь:
– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации
|
|
|
| 10.
| Работа над ошибками. Выделение предложений в устной и письменной речи.
| 1
| Урок обобщ-я
и сист-ии
знаний
| Выполнение тренировочных упражнений в расстановке знаков препинания в конце предложения
| Фронталь-ный опрос
| Уметь:
– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;
– выполнять работу над ошибками;
– находить, анализировать и исправлять ошибки
|
|
|
| ЗВУКИ И БУКВЫ. (12 ч)
| 11.
| Звуки и буквы.
| 1
| Комбини-рованный
| Работа над распознаванием звуков и букв, согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Представление о роли звуков в различении смысла слов
|
Текущий. Фронтальный опрос.
| Знать о роли звуков в различении смысла слов.
Уметь:
– различать и сравнивать звуки и буквы, признаки гласных и согласных звуков, анализ. и кратко характ. звуки речи
|
|
|
| 12.
| Гласные и согласные звуки.
| 1
| Комбини-рованный
| Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Работа над распознаванием звуков и букв, согласных звонких и глухих, мягких и твердых
| Знать о роли звуков в различении смысла слов.
Уметь:
– различать и сравнивать звуки и буквы, признаки гласных и согласных звуков, анализ. и кратко характ. звуки речи
|
|
|
| 13.
| Гласные и согласные звуки(продолжение).
| 1
| Комбини-рованный
|
|
|
| 14.
| Гласные звуки и буквы.
| 1
| Комбини-рованный
| Наблюдение за произношением слов.Уточнение представлений о существен –ных признаках звуков; гласные ударные и безударные; работа над звуковым анализом
| Словарный диктант
| Уметь различать звуки и буквы.
|
|
|
| 15.
| Слова с буквой Э.
| 1
| Комбини-рованный
| Представление о роли звуков в различении смысла слов
| Текущий
| Знать слова,в которых пишется буква Э.
Уметь писать слова с буквой Э.
|
|
|
| 16.
| Контр. списывание
| 1
| Урок проверки,
оценки и кор-ции ЗУН
| Списывание текста с расстановкой знаков препинания в конце предложения
| Списыва-ние
| Знать правила списывания текста, переноса слов.
Уметь:
– списывать текст без ошибок, соблюдать изученные орфографические и пунктуационные правила;
– переносить слова по слогам
|
|
|
| 17.
| Обучающее изложение.
| 1
| Урок компл.
прим-я ЗУН
|
| Изложение
| Уметь: составлять предложения по серии картинок
|
|
|
| 18.
| Согласные звуки буквы.
| 1
| Урок обобщ-я
и сист-ии
знаний
| Звуки согласные: буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных
| Текущий
| Знать отличительные признаки согласных звуков и букв.
Уметь различать согласные звуки по мягкости-твердости, глухости-звонкости
|
|
|
| 19.
| Согласные звуки и буквы(продолжение).
| 1
| Комбини-рованный
| Текущий
|
|
|
| 20.
| Согласный звук и буква Й.
| 1
| Комбини
рованный
| Различение согласных звонких и глухих. Разные способы проверки правописания слов:
| Текущий
| Уметь:
– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;
– выполнять работу над ошибками;
– находить, анализировать и исправлять ошибки
|
|
|
| 21.
| Контрольный диктант.
| 1
| Урок проверки,
оценки и кор-ции ЗУН
| Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации
| Диктант
| Знать признаки и роль гласных и согласных звуков в русском языке, изученные орфографические правила.
Уметь:
– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации
|
|
|
| 22.
| Обобщение знаний по теме «Звуки, буквы»
| 1
| Урок обобщ-я
и сист-ии
знаний
| Звуки гласные и согласные: буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Обозначение мягкости согласных на письме
| Самостоятельная работа
| Знать:
– признаки и роль гласных и согласных звуков в русском языке;
– изученные орфографические правила.
Уметь:
– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации
|
|
|
| |