Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих





Скачать 160.94 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих
Дата публикации14.08.2014
Размер160.94 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Химия > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода.

Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой химических знаний и умений о веществах и явлениях, необходимых в повседневной жизни человека и в общении с природой;

  • интеллектуальное и нравственное развитие, формирование экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;

  • формирование представлений о химии как о целостной науке, интегрирующей знания не только физики, биологии, географии, но и истории, литературы, мировой художественной культуры;

  • воспитание культуры личности, отношения к химии как науке общечеловеческой.

В задачи обучения химии входят:

  • развитие логических операций мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогия, систематизация и обобщение;

  • овладение современными знаниями о строении веществ и химическом процессе;

  • развитие представлений о взаимосвязи химии с другими науками, ее роли в нехимической сфере человеческой деятельности.

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (приказ Мо РФ от 05.03.2004 №1089).

  • Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриелян. Москва, «Дрофа», 2010.

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии. Базовый уровень. Министерство образования и науки Российской Федерации.

Для реализации рабочей учебной программы используется учебник «Химия. 11 класс» О.С.Габриелян, Москва, «Дрофа», 2009 год.

Программой отводится на изучение химии по 2 урока в неделю, что составляет 68 часов в учебном году. Она предусматривает проведение: лабораторных опытов – 18, практических работ – 3, контрольных работ – 4. Региональный компонент реализуется на 8 уроках.

Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Текущий контроль проводится в форме письменных проверочных работ (по 10 минут), лабораторных работ (по 15 минут), практических работ (по 45 минут), устных опросов (по 5 – 10 минут), тематических контрольных работ (по 45 минут). Итоговый контроль предусмотрен в виде итоговой контрольной работы.

Все задания проверочных и контрольных работ оцениваются в баллах. Примерная шкала перевода в пятибалльную систему оценки:

«5» 88 – 100% выполнения;

«4» 60 – 87% выполнения;

«3» 33 – 59% выполнения;

«2» 0 – 32% выполнения.

Содержание тем учебного курса

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева

Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электронные конфигурации атомов элементов малых: 1-, 2-, 3-го и больших: 4-го, 5-го периодов периодической системы.

Периодический закон Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Периодическая система – графическое отображение периодического закона. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).

Положение водорода в периодической системе.

Значение периодического закона и периодической системы Д.И.Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Тема 2. Строение вещества

Виды химических связей: ионная, ковалентная (полярная и неполярная), металлическая, водородная (межмолекулярная и внутримолекулярная). Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная, металлическая. Свойства веществ с этими типами решеток. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Электроотрицательность. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы.

Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.

Агрегатные состояния веществ: газообразное, жидкое, твердое. Особенности строения газов, газообразные природные смеси: воздух, природный газ, молярный объем газов. Экологические проблемы атмосферы. Получение, собирание, распознавание водорода, кислорода, углекислого газ, аммиака и этилена в лабораторных условиях. Жесткость воды и способы ее устранения. Жидкие кристаллы.

Дисперсные системы: понятие, классификация, примеры.

Вещества молекулярного и немолекулярного состава. Закон постоянства состава веществ. Понятие «доля» и ее разновидности: массовая доля элемента в соединении, компонента в смеси, выхода продукта реакции от теоретически возможного; объемная доля.

Тема 3. Химические реакции

Классификация реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Аллотропия (на примере кислорода, углерода, фосфора) и изомерия. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения.

Скорость химической реакции: понятие, зависимость от природы веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Особенности функционирования ферментов.

Реакции обратимые и необратимые. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Производство серной кислоты: научные принципы.

Растворы: понятие, классификация по растворимости. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Химические свойства воды: отношение к неорганическим веществам (металлам, оксидам, солям) и органическим (реакции гидратации). Гидролиз органических и неорганических соединений.

Окислительно-восстановительные реакции.

Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение.

Тема 4. Вещества и их свойства

Металлы. Взаимодействие с неметаллами: хлором, серой, кислородом, с растворами кислот и солей. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой, натрия с этанолом и фенолом. Электрохимический ряд напряжений металлов. Алюминотермия. Коррозия: понятие, виды, способы защиты.

Неметаллы. Галогены. Свойства неметаллов окислительные (с металлами, водородом) и восстановительные (с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).

Кислоты неорганические и органические: классификация, химические свойства. Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.

Основания неорганические и органические: классификация, химические свойства.

Соли: классификация (средние, кислые, основные), химические свойства. Представители солей и их значение. Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат - анионы, катион аммония, катионы железа (2) и (3).

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Особенности генетического ряда в органической химии.

Требования к уровню подготовки учащихся

Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева

Учащийся должен знать/понимать

Учащийся должен уметь

 современные представления о строении атомов;

 сущность понятия «электронная орбиталь», формы орбиталей, взаимосвязь номера уровня и энергии электрона;

 смысл и значение Периодического закона;

 горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины

 составлять электронные формулы атомов;

 определять число валентных электронов;

 давать характеристику элемента на основании его положения в ПС

Строение вещества

 классификацию видов химической связи и характеристики каждого из них;

 характеристики веществ молекулярного и немолекулярного строения;

 причины многообразия веществ;

 определение и классификацию дисперсных систем;

 физическую и химическую теории растворов;

 способы разделения смесей;

 основные правила ТБ;

 основные способы получения, собирания и распознавания газов: водорода, кислорода, аммиака, углекислого газа, этилена в лаборатории

 характеризовать свойства вещества по виду химической связи, по типу кристаллической решетки;

 вычислять массовую и объемную долю компонента в смеси, массовую долю вещества в растворе, массовую и объемную долю выхода продукта реакции от теоретически возможного;

 собирать прибор для получения газов в лаборатории



Химические реакции

 какие процессы называются химическими реакциями и в чем их суть;

 понятие «скорость химической реакции» и факторы, влияющие на скорость;

 классификацию химических реакций;

 понятие «химическое равновесие» и условия его смещения;

 основные положения и понятия теории электролитической диссоциации;

 типы гидролиза солей и органических соединений;

 основные понятия теории окислительно-восстановительных реакций

 устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификации;

 составлять уравнения гидролиза солей (1-я ступень), определять характер среды;

 составлять уравнения ОВР методом электронного баланса

Вещества и их свойства

 основные металлы, их общие свойства;

 суть металлургических процессов;

 причины коррозии, основные ее типы и способы защиты от коррозии;

 основные неметаллы, их свойства;

 области применения благородных газов;

 основные свойства галогенов, области их использования, важнейшие соединения хлора;

 классификацию, номенклатуру кислот, оснований, солей;

 важнейшие свойства изученных классов соединений;

 качественные реакции на ионы: хлорид-, сульфат-, карбонат-, ацетат-, ион аммония и органические вещества: глицерин, глюкозу, белок;

 основные правила ТБ

 характеризовать свойства металлов и неметаллов, опираясь на их положение в ПСХЭ и строение атомов;

 характеризовать свойства кислот, оснований, солей;

 составлять уравнения реакций в ионном виде и ОВР;

 определять по характерным свойствам органические вещества и неорганические ионы

Учебно-тематический план




Тема 1. Строение атома (6 ч)




1

Состав атомного ядра. Состояние электронов в атоме.




2

Электронные конфигурации атомов химических элементов.




3

Валентные возможности атомов химических элементов.




4

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева (Л.О.)

Д. Различные формы ПС химических элементов. Л№1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.

5

Обобщение знаний, подготовка к контрольной работе.




6

Контрольная работа «Строение атома».







Тема 2. Строение вещества (26 ч)




7

Ионная химическая связь.




8

Ковалентная химическая связь: полярная и неполярная, сигма- и пи-связи.




9

Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи.




10

Металлическая химическая связь.




11

Водородная химическая связь.




12

Типы кристаллических решеток (Л.О.)

Д. Модели решеток, образцы минералов. Л№2. Определение типа решетки вещества и описание его свойств.

13

Геометрия молекул органических веществ.




14

Геометрия молекул неорганических веществ.




15

Полимеры органические и неорганические.

РК. Д. Образцы пластмасс, неорганических полимеров. Л№3. Ознакомление с коллекцией полимеров.

16

Волокна природные и химические (Л.О.)

Д. Образцы волокон.

17

Агрегатные состояния веществ.

Д. Три агрегатных состояния воды.

18

Газообразное состояние вещества.




19

Молярный объем газов.

Д. Модель молярного объема газов.

20

Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов»




21

Жидкое состояние вещества (Л.О.)

Д. Образцы накипи в чайнике. Жесткость воды. Л№4. Устранение жесткости воды. Л№5. Ознакомление с минеральными водами.

22

Твердое состояние вещества




23

Дисперсные системы (Л.О.)

Д. Образцы различных дисперсных систем. Л№6. Ознакомление с дисперсными системами.

24

Коллоидные и истинные растворы.

РК. Д. Коагуляция. Эффект Тиндаля.

25

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.




26

Понятие «доля» и ее разновидности.




27

Массовая доля элемента в соединении.




28

Массовая доля компонента в смеси: доля примесей, доля растворенного вещества в растворе.




29

Объемная доля компонента в смеси.




30

Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.

РК.

31

Обобщение знаний по теме, подготовка к контрольной работе.




32

Контрольная работа «Строение вещества»







Тема 3. Химические реакции (16ч)




33

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.

Д. Превращение красного фосфора в белый. Модели молекул н-бутана и изобутана.

34

Особенности классификации реакций в органической химии.

Л№7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.

35

Тепловой эффект химических реакций и термохимические уравнения.




36

Скорость гомогенных и гетерогенных реакций.




37

Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Д. Взаимодействие уксусной и соляной кислот с магнием и цинком. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Л№9 Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (4) и каталазы сырого картофеля.

38

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.

Д. Примеры необратимых реакций и обратимых реакций. Л№10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком.

39

Способы смещения химического равновесия.




40

Окислительно-восстановительные реакции: опорные понятия.

Д. Взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (2).

41

Метод электронного баланса.




42

ОВР в органической химии. Влияние среды на протекание ОВР.

Д. Взаимодействие перманганата калия с неорганическим и органическим веществом.

43

Электролиз как окислительно-восстановительный процесс.

Д. Модель электролизера.

44

Электролитическая диссоциация.

Д. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Л№8. Реакции, идущие в растворах с образованием осадка, газа или воды.

45

Гидролиз неорганических соединений (солей).

Д. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (2). Л№11. Различные случаи гидролиза солей.

46

Гидролиз органических соединений и его практическое значение.

РК. Д. Получение мыла.

47

Повторение и обобщение пройденного, подготовка к контрольной работе.




48

Контрольная работа «Химические реакции».







Тема 4. Вещества и их свойства (20ч)




49

Классификация неорганических веществ.

РК. Д. Образцы представителей классов.

50

Классификация органических веществ.

РК. Д. Образцы представителей классов.

51

Металлы: взаимодействие с неметаллами.

Д. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие железа с серой, горение магния и железа.

52

Взаимодействие металлов со сложными веществами.

Д. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой, натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой.

53

Коррозия металлов.

РК. Д. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания.

54

Урок-упражнение по классу «Металлы».




55

Неметаллы: окислительные свойства.

Д. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия.

56

Неметаллы: восстановительные свойства.




57

Урок-упражнение по классу «Неметаллы».




58

Кислоты неорганические и органические.

РК. Д. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой. Л№12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. Л№13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами.

59

Особые свойства азотной и концентрированной серной кислот.

Д. Взаимодействие этих кислот с медью.

60

Основания неорганические и органические.

Л№14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. Л№16. Получение и свойства нерастворимых оснований.

61

Амфотерные органические и неорганические соединения.




62

Соли.

Д. Образцы природных минералов, пищевых продуктов. Гашение соды уксусом. Л№15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. Л№17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов.

63

Качественные реакции на катионы и анионы.

Д. Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа(2) и (3). Л№18. Ознакомление с коллекциями веществ, содержащих эти ионы.

64

Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических веществ».




65

Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений».




66

Генетическая связь между классами неорганических соединений.




67

Урок-обобщение, подготовка к контрольной работе.




68

Контрольная работа «Вещества и их свойства».





Список литературы

1. Химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян. - М.: Дрофа, 2009.

2. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2009.

3. Региональный компонент общего образования Архангельской области /АО ИППК. - Архангельск, 2006.

4. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс: В 2 ч. /О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская. – М.: Дрофа, 2003.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих iconПояснительная записка Программа данного курса химии построена на...
Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих iconРабочая учебная программа по химии для 8 класса Пояснительная записка
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих iconРабочая программа 11 класс (2 часа в неделю всего 70 часов резерв 4ч.) Пояснительная записка
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих iconПояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного)...
Для начала изучения химии необходимы определенные знания других предметов, таких как биология, география, физика. Основываясь на...
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих iconРабочая программа по химии для среднего общего образования (базовый уровень)
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих iconПояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного)...
Формирование у учащихся знаний о химическом составе клеток, значении неорганических и органических веществ в клетке
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих iconРабочая программа учебного курса
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих iconПояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего...
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих iconПояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего...
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих iconПояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего...
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих iconПояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного)...
Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
«линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Изучение литературы на ступени основного общего образования...
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих iconПояснительная записка Изучение химии на профильном уровне среднего...
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе...
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих iconПояснительная записка Цели программы
Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих iconРабочая программа по химии для 9 классов основного общего образования
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих iconРабочая программа учебного курса
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на изучение следующих целей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск