Скачать 277.9 Kb.
|
11 класс Пояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними. Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение. Исходными документами для составления рабочей программы явились:
Материалы для рабочей программы разработаны на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005-2006). Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных, контрольных работ как в традиционной, так и в тестовой формах. Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения химии: - освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях; - овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; - развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных; - воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; - применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве. На основании требований Государственного образовательного стандарта 2005 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения: - приобретение знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера - овладение умениями наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни - развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности - формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды -освоение компетенций: познавательной, информационной, коммуникативной. Компетентный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций, Они предусматривают воспроизведение учащимися определенных сведений о неорганических и органических веществах и химических процессах, применении. Использование различных способов деятельности ( составление формул и уравнений, решение расчетных задач и др.), а также проверку практических умений проводить химический эксперимент, соблюдая при этом правила техники безопасности - это обеспечивает развитие коммуникативной компетенции учащихся. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития химических процессов, открывает возможность для осмысленного восприятия идеи материального единства веществ природы, обусловленности свойств веществ их составом и строением, а применения веществ- их свойствами, познаваемости сущности химических превращений с помощью научных методов. Система учебных занятий дает учащимся возможность не только лучше усвоить собственно химическое содержание, но и понять роль химии в системе наук о природе, в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, обобщение и систематизацию, призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Настоящий календарно-тематический план учитывает направленность классов, в которых будет осуществляться учебный процесс и органичен по отношению к психолого- педагогическим особенностям возраста учащихся. Согласно действующему учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает процесс обучения в универсальных классах в объёме 35 часов. В соответствии с этим реализуется типовая программа по химии для 11 классов О.С.Габриелян 35 часов (1 час в неделю). На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по химии и с учетом направленности классов реализуются базисная программа в 11 классах. С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже. На ступени средней ( полной) школы задачи учебных занятий (в схеме — планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе химического образования отражает важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса химии. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о химии будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления (химических) фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики (деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, проектной деятельности, межпредметных интегрированных уроков и т. д.). Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: • в 11 классах (базисный уровень) дидактико-технологическое оснащение включает, раздаточные таблицы, набор тестов по всем темам курса химии в 11 классах, дидактические карточки с заданиями разного уровня сложности. Эти печатные материалы значительно облегчат работу, их можно использовать для опроса на уроке и в качестве задания на дом. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: « Химия. Общая и неорганическая химия.10-11 класс», « Курс неорганической химии», « Репетитор по химии. Изд. « Кирилл и Мефодий», « Химия неметаллов», « Химия металлов». Учебно-тематическое планирование на 2011-2012учебный год по химии Классы – 11а, 11б Учитель – Старцева В.В. Количество часов Всего 35 часов; в неделю 1 час. Плановых контрольных уроков – 2, практических работ – 3 Планирование составлено на основе Федерального компонента образовательного стандарта общего образования по химии; Примерной программы основного общего образования по химии, а также Программы «Курс химии для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений» (автор О.С.Габриелян. – Москва: Дрофа, 2006). Учебник – Химия 11 класс, Габриелян О.С., Москва: Дрофа, 2008г. Дополнительная литература:
Учебно-тематический план
Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
Кроме того, обучающиеся должны знать/уметь:
Учебно-методическое обеспечение Дополнительная литература для учителя
Дополнительная литература для ученика
Мультимедийные пособия
Наглядные пособия (Таблицы)
Литература
|
Рабочая программа 11 класс (2 часа в неделю всего 70 часов резерв 4ч.) Пояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей | Пояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного)... Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях | ||
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на... Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей | Пояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного)... Для начала изучения химии необходимы определенные знания других предметов, таких как биология, география, физика. Основываясь на... | ||
Рабочая программа учебного курса Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей | Рабочая программа по химии для среднего общего образования (базовый уровень) Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей | ||
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на... Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих целей | Пояснительная записка содержание среднего (полного) общего образования... Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей | Базовый уровень Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих... | ||
Утверждаю согласовано Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих... | Стандарт среднего (полного) общего образования по физике Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей | ||
Рабочая программа учебного курса Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на изучение следующих целей | Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике Изучение физики на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей | ||
Пояснительная записка Изучение химии на профильном уровне среднего... Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе... | Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике базовый уровень Изучение физики на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей |