Скачать 272 Kb.
|
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих целей:
В задачи обучения химии входят:
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Для реализации рабочей учебной программы используется учебник «Химия. 11 класс» О.С.Габриелян, Москва, «Дрофа», 2009 год. Программой отводится на изучение химии по 3 урока в неделю, что составляет 102 часа в учебном году. Она предусматривает проведение: лабораторных опытов – 15, практических работ – 8, контрольных работ – 4. Региональный компонент реализуется на 8 уроках. Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования. Текущий контроль проводится в форме письменных проверочных работ (по 10 минут), лабораторных работ (по 15 минут), практических работ (по 45 минут), устных опросов (по 5-10 минут), тематических контрольных работ (по 45 минут). Все задания проверочных и контрольных работ оцениваются в баллах. Примерная шкала перевода в пятибалльную систему оценки: «5» 88 – 100% выполнения; «4» 60 – 87% выполнения; «3» 33 – 59% выполнения; «2» 0 – 32% выполнения. Содержание тем учебного курса Тема 1. Строение атома Атом – сложная частица. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Дуализм частиц микромира. Состояние электронов в атоме. Электронное облако и орбиталь. Квантовые числа. Форма орбиталей (s, p, d, f). Электронные конфигурации атомов элементов. Принцип Паули и правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s -, p -, d - и f -семейства. Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов в нормальном и возбужденном состояниях. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления». Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И Менделеева. Предпосылки открытия. Первая формулировка закона. Периодический закон и строение атома. Изотопы. Вторая формулировка периодического закона. Периодическая система Д.И.Менделеева и строение атома. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Значение периодического закона и периодической системы д.И.Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Тема 2. Строение вещества. Дисперсные системы Химическая связь: ионная, ковалентная, металлическая, водородная. Классификация ковалентной связи: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (сигма - и пи -), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Единая природа химических связей. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная, металлическая. Межмолекулярные взаимодействия. Свойства ковалентной связи: насыщаемость, поляризуемость, направленность. Гибридизация орбиталей и геометрия молекул органических соединений и неорганических веществ: sp3-гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sp2-гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита; sp-гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Полимеры органические и неорганические: основные понятия, способы получения (полимеризация и поликонденсация), строение. Примеры полимеров: каучуки, пластмассы, волокна, белки, нуклеиновые кислоты; аллотропные модификации углерода, диоксид кремния, сера пластическая и др. Теория строения органических соединений А.М Бутлерова: предпосылки, основные положения, направления развития (изучение электронного и пространственного строения; индукционный и мезомерный эффекты). Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ. Диалектические основы общности периодического закона Д.И.Менделеева и теории строения А.М Бутлерова в становлении, предсказании и развитии. Дисперсные системы: понятие, их классификация и значение. Молекулярные и истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов. Расчетные задачи. 1. Расчеты по химическим формулам. 2. Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля» компонентов смеси. 3. Вычисление молярной концентрации растворов. Тема 3. Химические реакции Классификация химических реакций в органической и неорганической химии по различным признакам: качественному составу (без изменения и с изменением); по изменению степеней окисления элементов; по тепловому эффекту; по фазе; по направлению; по использованию катализатора; по механизму; по виду энергии, инициирующей реакцию. Особенности классификации реакций в органической химии. Отличие химической реакции от ядерной. Вероятность протекания химических реакций. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия и экзо - и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Теплота образования. Понятие об энтальпии. Закон Г.И.Гесса и следствия из него. Энтропия. Энергия Гиббса, Возможность протекания реакций в зависимости от изменения энергии и энтропии. Скорость химических реакций. Понятие; факторы, влияющие на скорость (природа веществ, температура, концентрация, катализаторы). Энергия активации. Катализ: гомо- и гетерогенный; механизм действия катализаторов. Ферменты. Их сравнение с неорганическими катализаторами. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Равновесные концентрации. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление и температура. Принцип Ле Шателье. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации. Кислоты, основания и соли в свете электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, ее зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Реакции, протекающие в растворах электролитов. Произведение растворимости. Водородный показатель: понятие, значение для химических и биологических процессов. Гидролиз органических соединений (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и неорганических веществ-солей. Практическое применение гидролиза. Расчетные задачи. 1. Расчеты по термохимическим уравнениям. 2. Вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагирующих веществ и продуктов реакции. 3. Определение рН раствора заданной молярной концентрации. 4. Расчет средней скорости реакции по концентрациям реагирующих веществ. 5. Вычисления с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции». 6. Нахождение константы равновесия реакции по равновесным концентрациям и определение исходных концентраций веществ. Тема 4. Вещества и их свойства Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты. Соли (средние, кислые, основные и комплексные). Классификация органических веществ. Углеводороды. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты. Металлы. Положение в ПСХЭ и строение их атомов. Строение простых веществ металлов. Общие физические свойства. Ряд стандартных электродных потенциалов. Общие химические свойства (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами и солями в растворах, органическими соединениями (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Значение металлов в природе и в жизни человека. Коррозия металлов. Понятие, виды, способы защиты. Общие способы получения металлов. Разновидности металлургии, электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение. Переходные металлы: железо, медь, серебро, цинк, ртуть, хром, марганец. Нахождение в природе, получение и применение, свойства, важнейшие соединения переходных металлов. Неметаллы. Положение в ПСХЭ и строение их атомов. Электроотрицательность. Инертные газы. Двойственное положение водорода в периодической системе. Строение простых веществ неметаллов. Аллотропия. Химические свойства: окислительные (взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами) и восстановительные (со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями). Водородные соединения неметаллов. Получение их синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов этих соединений. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах. Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислородные кислоты. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла. Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете протолитической теории. Классификация, общие свойства кислот: взаимодействие с металлами, с основными оксидами, с амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот. Основания органические и неорганические. Классификация, химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина. Амфотерные органические и неорганические соединения. Понятие амфотерность на примере оксидов и гидроксидов некоторых металлов. Комплексные соединения. Амфотерность аминокислот. Взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом (образование полипептидов), образование внутренней соли (биполярного иона). Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Генетические ряды металлов (на примере кальция и железа) и неметаллов (на примере серы и кремния), переходного элемента (на примере цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии (для соединений, содержащих два атома углерода в молекуле). Единство мира веществ. Расчетные задачи. 1. вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. 2. вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая доля его от теоретически возможного. 3. Вычисления по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. 4. Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов. 5. Определение молекулярной формулы газообразного вещества по известной относительной плотности и массовым долям элементов. 6. Нахождение молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания. 7. Комбинированные задачи. Тема 5. Химический практикум 1. Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств (2 часа). 2. Скорость химических реакций, химическое равновесие. 3. Сравнение свойств неорганических и органических соединений. 4. Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз». 5. Решение экспериментальных задач по неорганической химии. 6. Решение экспериментальных задач по органической химии. 7. Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ (2 часа). 8. Распознавание пластмасс и волокон. Тема 6. Химия и общество Химия и производство. Сырье и энергия для химической промышленности. Вода в химической промышленности. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. Сравнение производства аммиака и метанола. Химия и сельское хозяйство. Направления химизации сельского хозяйства. Удобрения и средства защиты растений. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними. Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия. Химия и повседневная жизнь человека. Домашняя аптечка. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища. Маркировка упаковок пищевых продуктов и промышленных товаров и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека. Требования к уровню подготовки учащихся Строение атома
Строение вещества. Дисперсные системы
Химические реакции
Вещества и их свойства
Химический практикум
Химия и общество
|
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на... Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей | Рабочая учебная программа по химии для 8 класса Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей | ||
Рабочая программа по химии для среднего общего образования (базовый уровень) Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей | Рабочая программа 11 класс (2 часа в неделю всего 70 часов резерв 4ч.) Пояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей | ||
Пояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного)... Для начала изучения химии необходимы определенные знания других предметов, таких как биология, география, физика. Основываясь на... | Рабочая программа по химии 11 класс (профильный уровень) 102 часа Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень),... | ||
Рабочая программа по химии для 11л класса составлена на основе Примерной... Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень), а так же Программы курса химии для VIII-XI... | Пояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного)... Формирование у учащихся знаний о химическом составе клеток, значении неорганических и органических веществ в клетке | ||
Рабочая программа учебного курса Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей | Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего... Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике | ||
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего... Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике | Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего... Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике | ||
Пояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного)... Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях | Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по... ... | ||
Профильный уровень Изучение мировой художественной культуры на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Изучение литературы на ступени основного общего образования... |