РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 11 КЛАСС
(2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ – ВСЕГО 70 ЧАСОВ резерв 4ч.) Пояснительная записка
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2011/2012 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 321от 14.12.2006 г.;
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
Рабочая программа разработаны на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005-2006). Рабочая программа по числу часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, полностью соответствует авторской программе, вместе с тем в авторскую программу внесены некоторые незначительные изменения:
1. Дополнены уроки: «Классификация неорганических соединений» и «Классификация органических соединений» (тема 4), т. к. данные уроки позволяют систематизировать материал о классах неорганических и органических соединений.
2. Исключены некоторые демонстрации, так как они дублируются лабораторными опытами:
- коллекция пластмасс и изделий из них, коллекция волокон и изделий из них, жесткость воды и способы ее устранения, образцы различных дисперсных систем (тема 2);
- примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа, воды (тема 3);
- коллекции образцов металлов, неметаллов, природных органических кислот, образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (П)
(тема 4) 3. Взамен исключенных демонстраций добавлены несколько демонстраций из примерной программы:
- модель металлической кристаллической решетки (тема 2); - -- - растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (П), перманганата калия, хлорида железа (Ш) (тема 3);
- возгонка йода, изготовление йодной спиртовой настойки, взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей, горение серы и фосфора в кислороде, взаимодействие меди с кислородом и серой (тема 4).
4. С целью выполнения требований стандарта и усиления практической направленности курса в рабочую программу включена дополнительная тема «Химия и жизнь» в объеме 2-х часов с демонстрациями и лабораторным опытом из примерной программы. Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, контрольных работ как в традиционной, так и в тестовой формах.
В Поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в Поурочное планирование.
Кроме того, в результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
Уметь
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Учебно-методический комплект
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2005.
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2006. – 218, [6] с.: ил.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2005.
Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс, 2000.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл.: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2002-2004.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г.,Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 кл.: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2003-2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа, 2003.
Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работык учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2004.
Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. Химия. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2001.
Дополнительная литература для учителя Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии /Сост. С.В. Суматохин, А.А Каверина. – М.: Дрофа,2001.
Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение, 1985
Жиряков В.Г. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1983
Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. - М.:Дрофа, 2000
Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. – М., 2000
Дополнительная литература для ученика Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.
Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.
Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2003-2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2005.
Тематическое планирование по химии11класс (2 часа в неделю. Всего 70часов, 4 часа резерв) УМК О.С.Габриеляна
№№
п\п
|
Наименование темы
| Всего часов.
|
Дата
| 1
| Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева
| 6
| 1триместр 01.09.-30.11.
| 2
| Тема 2. Строение вещества
| 18 8
| 2триместр 01.12.-28.02.
| 3
| Тема 3. Химические реакции
| 15
|
| 4
| Тема 4. Вещества и их свойства
| 17
| 3триместр 01.03.-30.05.
| 5
| Тема 5. Химия и жизнь
| 2
|
|
| Итого
| 66
|
|
Тематическое планирование 11 класс ( 2 часа в неделю, всего 70 резерв4ч. часа )
№№
п/п
| Месяц, недепя
| Тема урока
| Изучаемые вопросы
|
|
| 1-2 (1-2)
| Сентябрь 1 1
| Атом – сложная частица
| Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Электронные облака. Атомные орбитали. s-, p-элементы
| 3 (3)
| 2
| Строение электронных оболочек атомов
| Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д.И. Менделеева (переходных элементов). Электронные конфигурации атомов химических элементов
| 4-5
(4-5)
| 2 3
| Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома.
Значение периодического закона Д.И.Менделеева.
| Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в группах (главных подгруппах) и периодах. Положение водорода в периодической системе
| 6 (6)
| 3
| Контрольная работа№1
|
| 1-2
(7-8)
| 4 4
| Ионная химическая связь
| Ионная связь. Катионы и анионы. Классификация ионов по составу (простые и сложные). Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионной кристаллической решеткой
| 3-4 (9-10)
| 5
| Ковалентная химическая связь
| Ковалентная связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. Степень окисления и валентность химических элементов.
| 5-6
(11-12)
| Октябрь 1 1
| Металлическая химическая связь
| Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ (металлов и сплавов)
| 7(13)
| 2
| Водородная химическая связь
| Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Единая природа химических связей
| 8 (14)
| 2
| Гибридизация орбиталей и геометрия молекул.
| Гибридизация орбиталей, геометрия молекул
| 9 (15)
| 3
| Дисперсные системы и растворы
| Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных по агрегатному состоянию и по размеру частиц фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи. Коагуляция и синерезис
| 10 (16)
| 3
| Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова
| Основные положения теории химического строения органических соединений в современной теории строения. Основные направления развития теории строения органических соединений. Диалектические основы общности периодического закона и теории строения А.М.Бутлерова в становлении, предсказании и развитии.
| 11-12 (17-18)
| 4 4
| Пластмассы. Волокна. Каучуки.
| Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение. Неорганические полимеры
| 13
(19)
| Ноябрь 2 2
| Газообразное состояние вещества.
Водород, кислород, углекислый газ.
Аммиак, этилен
| Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Представители газообразных веществ: водород, кислород, аммиак, углекислый газ, этилен. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.
Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ. Их получение, собирание, распознавание, физические и химические свойства.
Представители газообразных веществ: аммиак, этилен. Их получение, собирание, распознавание, физические и химические свойства
| 14(20)
| 3
| Практическая работа №1
«Получение, собирание и распознавание газов»
| Химический эксперимент по получению, собиранию и распознаванию водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака и этилена.
| 15-16
(21-22)
| 3 4
| Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций
| Вычисления с использованием физических величин (количество вещества, молярный объем газа, относительная плотность газа)
| 17 (23)
| 4
| Жидкое состояние вещества
| Вода, ее биологическая роль. Применение воды. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение
| 18 (24)
| 5
| Твердое состояние вещества
| Аморфные твердые вещества в природе и жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества
| 19-21 (25-27)
| Декабрь 1 2 2
| Состав вещества. Смеси.
| Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Закон постоянства состава веществ. Молекулярная формула (формульная единица). Массовая и объемная доля компонента в смеси.
Массовая доля растворенного вещества. Массовая доля примесей.
Массовая доля выхода продукта реакции
| 22-24 (28-30)
| 3 3 4
| Обобщение и систематизация знаний по теме.
| Выполнение упражнений, решение задач
| 25 (31)
| 4
| Контрольная работа №2 по теме 2 «Строение вещества»
|
| 26 (32)
| Январь 3
| Анализ контрольной работы
|
| 1-2 (33-34)
| 3 4
| Классификация химических реакций в неорганической и органической химии
| Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения состава веществ: Аллотропия и Аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. .Изомеры и изомерия. Причины многообразия веществ. Реакции, идущие с изменением состава веществ: соединения (на примере производства серной кислоты), разложения, замещения и обмена. Тепловой эффект химической реакции. Экзо- и эндотермические реакции. Термохимические уравнения
| 3 (35)
| 4
| Скорость химической реакции
| Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции.. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ, температура (закон Вант-Гоффа), концентрации, катализаторы и катализ.. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования
| 4(36)
| 5
| Обратимость химических реакций. Химическое равновесие
| Необратимые и обратимые химические реакции.
Понятие о химическом равновесии. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных принципах производства на примере синтеза аммиака и серной кислоты
| 5 (37)
| 5
| Роль воды в химических реакциях
| Роль воды в превращениях веществ. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: Растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые вещества Растворение как физико-химический процесс. Явления, происходящие при растворении веществ - разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация и гидратация
| 6-7 (38-39)
| Февраль 1 1
| Электролитическая диссоциация
| Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, соли, основания в свете теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена
| 8 (40)
| 2
| Химические свойства воды
| Взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение воды, образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии
| 9-10
(41-42)
| 2 3
| Гидролиз органических и неорганических соединений
| Понятие гидролиза. Гидролиз органических веществ и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке. Гидролиз неорганических веществ. Три случая гидролиза солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.
| 11-12 (43-44)
| 3 4
| Окислительно-восстановительные реакции
| Степень окисления элементов. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление. Окислитель и восстановитель
| 13 (45)
| 4
| Электролиз
| Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов; растворов (на примере хлорида натрия). Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия
| 14 (46)
| Март 1
| Обобщение и систематизация знаний по теме.
| Выполнение упражнений, решение задач
| 15 (47)
| 1
| Контрольная работа №3 по теме 3 «Химические реакции»
|
| 1 (48)
| 2
| Классификация неорганических соединений
| Простые и сложные вещества. Основные классы оксидов, гидроксидов (кислот, оснований), солей.
| 2 (49)
| 2
| Классификация органических соединений
| Основные классы углеводородов, кислородсодержащих и азотсодержащих органических соединений.
| 3-4
(50-51)
| 3 3
| Металлы
| Положение металлов в периодической системе и строение их атомов. Общие физические и химические свойства. Электрохимический ряд напряжений металлов .Общие способы получения. Значение металлов в природе и жизни человека.
| 5(52)
| Апрель 1
| Коррозия металлов
| Химическая и электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии.
| 6-7
(53-54)
| 2 2
| Неметаллы
| Положение неметаллов в периодической системе и строение
их атомов. Электроотрицательность. Неметаллы простые -вещества. Сравнительная характеристика галогенов как типичных представителей неметаллов. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов. Благородные газы.
| 8-9
(55-56)
| 3 3
| Кислоты неорганические и органические
| Общие свойства неорганических и органических кислот. Особые свойства азотной и концентрированной серной кислот.
| 10-11
(57-58)
| 4 4
| Основания неорганические и органические
| Общие свойства неорганических и органических оснований.
| 12-13
(59-60)
| 5 5
| Соли
| Химические свойства солей. Представители солей и их значение: хлорид натрия, карбонат кальция, гидрокарбонаты натрия и аммония, гидроксокарбонат меди. Качественные реакции.
| 14 (:61)
| Май 1
| Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений
| Генетические ряды металла и неметалла. Особенности генетических рядов в органической химии.
| 15 (62)
| 2
| Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений»
| Химический эксперимент по распознаванию органических и неорганических веществ.
| 16 (63)
| 2
| Обобщение и систематизация знаний по теме.
| Выполнение упражнений, решение задач.
| 17 (64)
| 3
| Контрольная работа № 4 по теме 4 «Вещества и их свойства»
|
| 1
(65)
| 3
| Химия и повседневная жизнь человека
| Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Строительные и поделочные материалы. Вещества используемые в полиграфии, живописи, архитектуре. Бытовая химическая грамотность.
| 2
(66)
| 4
| Химия и производство
Химия и экология.
| Общие представления о промышленных способах получения вещества на примере производства серной кислоты. Химические загрязнения окружающей среды и его последствия.
|
|