Скачать 58.71 Kb.
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Изучение физики на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей: · освоение системы знаний о современной физической картине мира, в основе которой лежат фундаментальные законы и принципы; ознакомление с наиболее важными открытиями в области физики, историей развития и становления физических идей; · углубление представлений о физических методах познания природы для приобретения умений применять их в практической жизни, устанавливать достоверность фактов путем наблюдений, измерений и обработки полученных данных, выдвигать гипотезы и строить модели, объясняющие причины наблюдаемого явления; проверять гипотезы в эксперименте; · овладение умениями применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний в повседневной жизни; понимания роли и значения физики в развитии современных технологий, решении проблем энергетики, защиты окружающей среды; · развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: самостоятельного приобретения новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями; использования современных информационных технологий для поиска и переработки учебной и научно-популярной информации физического содержания; · воспитание убежденности в познаваемости законов окружающего мира и возможности использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания, стремления к достоверности предъявляемой информации и обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды; · приобретение компетентности в использовании физических знаний и умений при решении жизненных проблем и практических задач, связанных со сбережением энергетических ресурсов, рациональным природопользованием, обеспечением безопасности жизнедеятельности человека и общества. Реализация указанных целей и формирование названной компетентности достигаются в результате освоения следующего содержания образования. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Естественно-научный метод познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физическая картина мира. МЕХАНИКА Механическое движение. Принцип относительности Галилея. Законы сохранения в механике. Закон всемирного тяготения. Законы движения тел солнечной системы. Успехи механики в изучении движения небесных тел и развитии космонавтики. Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Связь изменения массы и энергии. Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципов относительности, всемирного тяготения, законов сохранения импульса и механической энергии. Подготовка рефератов об успехах классической механики в описании движения небесных тел и создании летательных аппаратов, о возникновении специальной теории относительности. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для безопасного использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения. Идеальный газ как пример физической модели. Уравнение состояния идеального газа. Первый и второй законы термодинамики. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды. Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и превращений вещества на основе применения первого и второго законов термодинамики. Подготовка рефератов о развитии атомистических представлений, проблемах энергетики и влиянии работы тепловых двигателей на окружающую среду. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни о тепловом расширении газов, жидкостей и твердых тел; изменениях упругих свойств твердых веществ в зависимости от температуры; об охране окружающей среды путем ограничений в сжигании топлива и контроля за режимом работы автомобильного двигателя. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА Элементарный электрический заряд. Закон Кулона. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электрический ток. Носители электрического заряда в различных средах. Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. Закон электромагнитной индукции. Электромагнитные колебания. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Волновая модель света. Явления дисперсии, интерференции, дифракции и поляризации света как доказательства волновой природы света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения. Проведение опытов по изучению электромагнитной индукции, электромагнитных колебаний и волн, интерференции, дифракции света. Подготовка рефератов о развитии средств связи и электроэнергетики. Объяснение устройства и принципа действия технических объектов: микрофона, динамика, электрогенератора, телефона, магнитофона, фотоаппарата, проекционного аппарата, спектроскопа, дифракционной решетки. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для безопасного обращения с домашней электропроводкой и ее простейшего ремонта, использования бытовой электро- и радиоаппаратуры. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА Гипотеза Планка о квантовой природе электромагнитного излучения. Фотоэффект. Фотон как частица света. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Трудности планетарной модели атома. Квантовые постулаты Бора. Современные представления о строении и свойствах атомов. Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Методы регистрации ядерных излучений. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Понятие о дозе излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Проведение опытов по изучению процессов излучения и поглощения света, строения атома, явления фотоэффекта. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: лазера, устройств, работающих на основе фотоэффекта, счетчика Гейгера, камеры Вильсона, ядерного реактора. Подготовка рефератов о принципах действия лазеров, истории возникновения и развития квантовых представлений, новейших открытиях в области физики атомного ядра и элементарных частиц. СТРОЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ Природа планет и других тел солнечной системы. Происхождение солнечной системы. Происхождение и эволюция звезд. Современные представления о строении и развитии Вселенной. Подготовка рефератов о развитии взглядов на строение и эволюцию Вселенной на основе знакомства с фактами из истории науки и современными открытиями астрофизики. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: радиотелескопа, оптического телескопа. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен Знать и понимать: · смысл физических понятий (физическое явление, физическая модель, гипотеза, закон, принцип, постулат, теория, вещество, электромагнитное поле, квант, фотон, атом, атомное ядро, элементарная частица, планета, звезда, галактика, Вселенная); · вклад ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики (И. Ньютон - законы динамики и всемирного тяготения; А. Эйнштейн - теория относительности; М. Фарадей, Д. Максвелл - концепция электромагнитного поля и законы электродинамики; М. Планк, Н. Бор - идея квантования, квантовые постулаты). Уметь (владеть способами познавательной деятельности): · описывать и объяснять физические явления и свойства тел (движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; необратимость тепловых процессов; распространение электромагнитных волн; интерференцию и дифракцию света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект); · владеть простейшими процедурами установления физических фактов; · отличать гипотезы от научных теорий; · делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком или диаграммой; · приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; завершающим этапом процесса познания является практическое применение полученных знаний. Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в решении жизненных задач, актуальных проблем сохранения окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности): · приводить примеры практического использования: физических знаний, достижений классической механики для развития современной техники и космонавтики; законов термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики и лазеров; · правильно использовать изученные физические приборы и технические средства, бытовые электроприборы, соблюдать правила безопасного обращения с электропроводкой. |
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по... ... | Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике профильный уровень Изучение физики на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей | ||
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике базовый уровень Изучение физики на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей | Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике базовый уровень Изучение физики на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей | ||
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике базовый уровень ... | Стандарт среднего (полного) общего образования по физике Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей | ||
Программа курса Обществознание для 8 9, 10 11 классов общеобразовательных... Государственный образовательный стандарт. Стандарт основного общего образования по обществознанию. Стандарт среднего (полного) общего... | Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного)... Общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной... | ||
Рабочая программа по мировой художественной культуре в 10 (общеобразовательном)... Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (2004г.) | Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике «Практическая психология» составлены на основании государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника... | ||
По Основам безопасности жизнедеятельности Государственный образовательный стандарт (федеральный компонент) начального общего, основного общего и среднего (полного) общего... | Программа по физике среднего (полного) общего образования Базовый... ... | ||
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по естествознанию Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Примерная программа среднего (полного) общего образования по Физике... Примерная программа по физике на профильном уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | ||
Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике.... Примерная программа по физике на профильном уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | Программа 10 класса включает следующие разделы: «Физика как наука. Методы научного познания» Рабочая программа составлена на основании Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике профильного... |