Программа 10 класса включает следующие разделы: «Физика как наука. Методы научного познания»





Скачать 296.41 Kb.
НазваниеПрограмма 10 класса включает следующие разделы: «Физика как наука. Методы научного познания»
страница1/3
Дата публикации21.11.2017
Размер296.41 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Физика > Программа
  1   2   3
Рабочая программа составлена на основании Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике профильного уровня и примерной программы по физике среднего (полного) общего образования профильного уровня (Министерство образования, 2004 г)
Количество часов – 350 ч.
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании методического объединения естественно-математических дисциплин.
Протокол №1 «27» августа 2013 г.
Заведующий МО Сафаргалиева Т.В.
Учитель Слинкина Н.А.


  1. Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования (Министерство образования, 2004 г) для групп физико-математического профиля с учетом федерального компонента государственного стандарта, учитывает требования к уровню профильной подготовки учащихся. Предусматривает возможность дифференциации и индивидуализации обучения, осуществление разноуровневого подхода при формировании ключевых компетенций, соответствующих государственному образовательному стандарту на профильном уровне.

Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений предусмотрено 350 часов для обязательного изучения физики на профильном уровне - 175 часов в 10 и 11 классе из расчета 5 часов в неделю. Предлагаемая программа курса для групп физико-математического профиля рассчитана на 175 часов в 10 классе (5 часа в неделю) и 175 часов в 11 классе (5 часов в неделю). Профилизация обучения происходит интеграцией лицея в учебно-воспитательный процесс ТюмГНГУ, при этом осуществляется углубление знаний учащихся за счет инвариантной части учебного плана, представленной программами университетского компонента и дополнительными учебными курсами: Практикум по решению задач повышенного уровня, Научно-исследовательская деятельность, Теоретическая механика, Молекулярная физика, Основы электротехники, Механические и электромагнитные колебания и волны, лабораторными практикумами. Практическая часть программы реализуется при проведении лабораторных работ на базе лицея с использованием имеющегося оборудования, за счет использования виртуальных лабораторий и на базе лабораторного оборудования кафедры физики.

Программа 10 класса включает следующие разделы: «Физика как наука. Методы научного познания», «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика».

Программа 11 класса содержит разделы: «Электродинамика», «Квантовая физика», «Строение Вселенной».

Предлагаемая программа дает возможность углубления знаний учащихся при решении задач повышенной трудности, подготовку к олимпиадам, организацию и проведение лабораторных работ и экспериментальных исследований на базе лабораторного оборудования кафедры физики университета. Согласование образовательных программ общего и высшего образования, интеграция исследовательской деятельности учащихся в учебно-воспитательный процесс будет способствовать формированию самостоятельности и инициативы, обеспечению преемственности между общим и профессиональным образования.

Изучение физики на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий – классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, элементов квантовой теории;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

применение знаний для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения информации физического содержания и оценки достоверности, использования современных информационных технологий с целью поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и

творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

воспитание убежденности в необходимости обосновывать высказываемую позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.


  1. Требования к уровню освоения программы


В результате изучения физики на профильном уровне выпускник должен овладеть следующими предметными компетенциями:

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;

смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;

смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;

приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

применять полученные знания для решения физических задач;

определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;

измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

• анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

• рационального природопользования и защиты окружающей среды;

• определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.



  1. Тематический план


10 класс (175 часов, 5 часа в неделю)
Программа 10 класса включает следующие разделы: «Физика как наука. Методы научного познания», «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика».

На изучение темы «Физика и методы познания» предусмотрено 6 ч, «Механика» 68 ч, «Молекулярная физика» - 50 ч, «Электродинамика»-51 ч. В примерной программе на изучение темы «Механика» отводится 60 часов, «Молекулярная физика» - 34 часа, «Электродинамика» -24 часа. Изменение в количестве часов по изучаемым разделам программы стало возможным за счет резерва времени, предусмотренного примерной программой среднего (полного) общего образования по физике профильного уровня.


Тема раздела программы

Количество

часов общее

Количество

ЛПЗ

Дата (неделя)

  1. Физика как наука. Методы научного познания

6

0

1-2

  1. Механика




68

4

2-19

  1. Молекулярная физика

50

4

19-29

  1. Электродинамика

51

0

29-34


11 класс (175 ч, 5 часов в неделю)
Программа 11 класса содержит разделы: «Электродинамика», «Квантовая физика», «Строение Вселенной».

Согласно примерной программы среднего (полного) общего образования по физике профильного уровня на изучение темы «Электродинамика» отводится 24 ч , «Квантовая физика» - 34 ч, «Строение Вселенной» - 8 ч. Изменение количества часов по изучаемым разделам стало возможным за счет использования резервного времени, предусмотренного примерной программой среднего (полного) общего образования по физике профильного уровня.


Тема раздела программы

Количество часов общее

Количество

ЛПЗ

Дата/неделя

1. Электродинамика

115

10

1-23

2. Квантовая физика

52

1

23-33

3. Строение Вселенной

8

0

33-35



  1. Содержание учебного предмета




  1. Физика как наука. Методы научного познания (6 ч).


Физика – фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Физические законы и теории, границы их применимости. Физическая картина мира.
Учащиеся должны знать:

Смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, вещество, взаимодействие.

Уметь приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория объясняет известные явления природы и научные факты, предсказывает еще неизвестные явления.



  1. Механика (68 ч).


Механическое движение и его относительность. Способы описания механического движения. Материальная точка как пример физической модели. Перемещение, скорость, ускорение.

Уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона и границы их применимости.

Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Силы тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Законы Кеплера. Вес и невесомость. Законы сохранения импульса и механической энергии. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение

гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны.. Свойства механических волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция. Звуковые волны.

Учащимся необходимо знать
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа 10 класса включает следующие разделы: «Физика как наука. Методы научного познания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Программа 10 класса включает следующие разделы: «Физика как наука. Методы научного познания» iconТема урока Кол-во часов
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в...
Программа 10 класса включает следующие разделы: «Физика как наука. Методы научного познания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в...
Программа 10 класса включает следующие разделы: «Физика как наука. Методы научного познания» iconПрограмма по физике для 9 класса Учитель Леденёв в и гбоу сош 1384
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Программа 10 класса включает следующие разделы: «Физика как наука. Методы научного познания» iconСписок литературы на выставку «Ботаника-наука о растениях» Барабанов Е. И
Тема 1 «Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации живой природы»
Программа 10 класса включает следующие разделы: «Физика как наука. Методы научного познания» iconБиология как наука. Методы научного познания
Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих...
Программа 10 класса включает следующие разделы: «Физика как наука. Методы научного познания» iconФизика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве...
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Программа 10 класса включает следующие разделы: «Физика как наука. Методы научного познания» iconРабочая программа дисциплины
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Программа 10 класса включает следующие разделы: «Физика как наука. Методы научного познания» iconУважаемый студент!
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Программа 10 класса включает следующие разделы: «Физика как наука. Методы научного познания» icon1. Введение (1ч.)
Тема 1 «Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации живой природы»
Программа 10 класса включает следующие разделы: «Физика как наука. Методы научного познания» iconПояснительная записка Физика как наука о наиболее общих законах природы,...
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Программа 10 класса включает следующие разделы: «Физика как наука. Методы научного познания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Программа 10 класса включает следующие разделы: «Физика как наука. Методы научного познания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Программа 10 класса включает следующие разделы: «Физика как наука. Методы научного познания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Программа 10 класса включает следующие разделы: «Физика как наука. Методы научного познания» iconУчебники для средней школы и любое пособие для поступающих в вузы
Тема 1 «Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации живой природы»
Программа 10 класса включает следующие разделы: «Физика как наука. Методы научного познания» iconГосударственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального...
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск