Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум формирование общих учебных умений и навыков





НазваниеМетодические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум формирование общих учебных умений и навыков
Дата публикации07.05.2015
Размер169 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Математика > Методические рекомендации



УЧИМ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ


Методические рекомендации для учителей
ЗАОЧНЫЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ


Выльгорт 2008

Работа с текстом, это не только умения:

- свертывать и развертывать информацию

- делить текст на части, выделять главное

- но это и умение задавать вопросы

Учим задавать вопросы


Как нелегко бывает формулировать вопросы в тех многочисленных ситуациях, с которыми приходится человеку встречаться в жизни. Уже с детства малыши задают обычно много вопросов, чаще интересных, иногда непонятных. Значение детских вопросов в образовательной деятельности переоценить невозможно. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая автора вопроса к умственному труду.

Но чем старше становятся школьники, тем реже приходится слышать на уроках их вопросы. И не потому, что они не возникают. Скорее оттого, что подросток стесняется, не уверен в том, что вопрос будет грамотным, интересным. Многим очень трудно бывает преодолеть этот психологический барьер.

Изучая проблему самостоятельной деятельности учащихся, нужно помнить, что работа на уроках не должна быть односторонней. Обычно учитель задает вопросы.

Существуют причины, почему дети не задают вопросы или перестают задавать вопросы:

  1. Уроки на репродуктивном уровне. Их преобладающая доля. Доминирование информационного подхода, а не деятельностного. Данной привилегией задавания вопросов отдана учителю, а не учащемуся.

  2. Негативная практика оценивания вопросов. Реакция педагога на вопрос ребенка: «Ну и вопрос ты задал?»

  3. Отсутствие условий, способствующих постановке вопросов.

( нет системы и целенаправленной работы; не применяются приемы, формирующие умения ставить вопросы).

  1. Отсутствие умений учащихся задавать вопросы.

Важно научить учащихся задавать вопросы, т.к. данный способ так же способствует и лучшему усвоению материала. В процессе обучения чтению текста и постановки вопросов к нему формируются такие умения, как:

- читать быстро и с необходимыми смысловыми акцентами;

-понимать текст;

- структуировать текст (наиболее трудное для формирования умение, которое выражается в способности выделять основные понятия темы, главные идеи текста, т.е. те, которые подлежат запоминанию и пониманию в соответствии с учебной задачей);

- определять предмет изучения;

- определять понятия;

- устанавливать связи данных понятий с изученным ранее;

- привлекать ранее усвоенные знания для понимания текста;

- применять справочную литературу;

- устанавливать внутренние связи между понятиями и идеями параграфа, главы.

Прием постановки вопросов к тексту является основным в процессе уяснения содержания, ведет к всестороннему пониманию учебного текста. Главное, чему учит этот прием, - не пропускать ни одного непонятного места в тексте, тут же формулировать вопрос и искать на него ответ. Вы можете ставить вопросы к непонятным словам и предложениям, к абзацам изучаемого текста и других параграфов этой темы.

Вопросы учащихся к тексту могут возникать примерно таких типов:

- О чем здесь говорится?

- Что именно об этом сообщается?

- Что мне уже об этом известно?

- Как это соотносится с тем, что я уже знаю?

- Чем это можно объяснить?

- С чем это нужно не перепутать?

- Что из этого должно получиться?

- Для чего это делается?

- К чему это можно применить?

- Каким известным мне ранее фактам противоречит то, что я узнал из этого текста?

- Что нового я узнал из этого текста?

- Что меня особенно удивило? Заставило задуматься?

Какими могут быть вопросы? Рассмотрим несколько модификаций систематики вопросов.

Савенков А.И. например предлагает поделить вопросы на две большие группы.

Уточняющие (прямые вопросы). Верно ли, что …? Надо ли создавать …? Должен ли …? Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопросы, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные. Приведем примеры: «Правда ли, что у тебя дома живет попугай?» - простой безусловный вопрос. «Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, то он болен?» - простой условный вопрос.

Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых. Например: «Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть в них одному?»

Восполняющие, т.е. направленные на восполнение недостающего знания (или неопределенные, непрямые вопросы). Они обычно включают в свой состав слова «где», «когда», «кто», «что», «почему», «какие» и др.

Эти вопросы тоже могут быть простыми и сложными.

Например: «Где можно построить проектируемый дом?» - простой вопрос. «Кото, когда и где может построить этот дом?» - сложный вопрос. Как видим, его без особого труда можно разделить на три самостоятельных вопроса.

Анатолий Гин в пособии «Приемы педагогической техники» знакомит педагогов и учащихся с тремя видами вопросов: репродуктивные, расширяющие и развивающие.

Репродуктивные вопросы. Ответ на них – повторение уже известного. Обычно это те вопросы, на которые мы можем всегда ответить, вспоминая материал урока, или который прочитали в учебнике. «Такие вопросы неинтересны» - пишет автор приемов.

Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить неизвестное об этом объекте, но не претендует на значительное усложнение знания. Например: « Зачем африканскому слону большие уши?» - это репродуктивный вопрос, т.к эта информация была упомянута в рассказе учителя. А вот: «Какова площадь ушей слона?» - это уже расширяющий вопрос.

Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Например: «У каких животных температура регулируется с помощью ушей?»

И.О. Загашев выделяет свою модификацию систематики вопросов:

Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что …?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по – моему, вы сказали о …?»

Объясняющие вопросы «Почему?».

Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим: «Что изменилось бы в мире, если бы …?», «Как вы думаете, как будет …?».

Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим: «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Тренинг по подготовке школьников к конструированию вопросов и заданий представляет собой систему игр и упражнений.
«Вопросы. Какие они бывают?»

- Назовите слова-вопросы.

- Откройте учебник. Дополните этот ряд.

- Для чего существуют вопросы? Их роль?

- На какие вопросы вам легче всего ответить? Почему?

- Какие вопросы требовали ответа, где нужно было рассуждать? Объяснять? Доказывать?

- На какие 2 группы можно разделить эти вопросы?

- Для чего служат простые вопросы? Сложные?

- Что бы было, если бы существовал только 1 вопрос, например ЧТО? Составьте с этим словом вопрос.

● Создание условий для анализа ситуации, когда и какой вопрос (с какого слова) лучше и правильнее задать Ориентирование детей на то, что первым в цепочке должен быть вопрос «Почему?». Ответив на него, можно легко ответить на другие вопросы: «Зачем?», «Как?» и т.д.

Учим задавать «сырые» вопросы на подготовительном этапе

( уже в начальном звене.)

Например, текст «Термометр». «Сырые» вопросы могут звучать и формулироваться так.

На доске учитель готовит запись: Прочитали о том, …

Учащиеся приходят к единому мнению и дополняют запись в сопровождении учителя.

На доске появляется запись:

- Мы прочитали о том:

1) Как устроен термометр

2) Как пользоваться термометром

3) и т.д.

На следующем этапе учим - от формулировки «сырых» вопросов к вопросам обобщающего характера, т.е. «сжимаем» вопросы. Например:

- Как устроен термометр? → Устройство термометра ( или устройство)

- Как определять температуру воздуха? → Определение температуры воздуха.

Термометр.

Опустив руку в воду, вы скажете, теплая она или холодная. Но точно определить, как нагрета вода, то есть какова ее температура, вы не сможете.

Для точного определения температуры служит особый прибор, который называется градусником или термометром.

Термометр состоит из стеклянного шарика с длинной трубочкой, которая укреплена на дощечке. Шарик и часть трубочки наполнены ртутью или подкрашенным спиртом. Из трубки удален воздух, и верхний конец ее запаян.

Чтобы нанести на дощечку градусы, опускают шарик термометра в тающий лед. От охлаждения ртуть сжимается и начинает быстро опускаться в трубочке, а затем останавливается. То место, где остановился верхний конец столбика ртути, отмечают на дощечке черточкой и рядом с ней ставят цифру 0. Эта цифра обозначает температуру таяния льда.

Потом держат термометр в парах кипящей воды. Ртуть от нагревания расширяется, начинает быстро подниматься в трубочке и, наконец, останавливается. То место, где остановился верхний конец столбика ртути, отмечают на дощечке черточкой и рядом с ней ставят цифру 100. Эта цифра обозначает температуру кипения воды.

Запомните: цифрой 0 на термометре обозначена температура таяния льда, а цифрой 100 – температура кипения воды.

Расстояние между нанесенными черточками делят на 100 равных частей – градусов. Черточками через такие же расстояния отмечают градусы и ниже нуля. Градусы ниже нуля показывают мороз, градусы выше нуля – тепло.

Захочешь узнать, какая температура на улице, повесь термометр за окно и посмотри, против какой черточки остановится верхний конец столбика ртути. Если он будет у черточки с цифрой 10 ниже нуля, значит, температура воздуха 10 градусов мороза. Сокращенно это записывается так: - 10º . Если верхний конец столбика ртути остановится около пятой черточки выше нуля, значит, температура 5 градусов тепла. Сокращенно это записывается так: +5º.

Термометром измеряют температуру воздуха (в комнате и на улице), воды ( в море, реке, ванне), температуру тела человека.

Данный прием можно применить и по отношению к составлению плана.

Обучение формулированию вопросов с определенным словом.

«Задаем простые вопросы»

Вариант 1

Задаем «простые» вопросы «Что? Кто?», «Где?», «Когда?» «Какие?» по иллюстрации и к тексту (см. приложение).

Примечание: Организовать работу можно в парах или в парах сменного состава в замкнутой четверке (см. раздел «Организация совместной учебной деятельности»).

Вариант 2

Задаем «простые» вопросы «Что? Кто?», «Где?», «Когда?» «Какие?» к предполагаемому тексту.

Учитель готовит карточки. На карточках текст. Название текста открыто, а содержание текста закрыто. Предлагаем учащимся к тексту в соответствии заглавия задать простые вопросы, на которые могут быть в тексте даны ответы.

Поработав с вопросами, учащийся открывает текст и сопоставляет свои вопросы с ответами текста.

В итоге проводим рефлексию:

- На какие вопросы нашли ответы?

- Какой вопрос остался без ответа?

- Что нового узнали из текста?

- Чему были удивлены?

- Какие вопросы можно было дополнить в ваш «проспект» вопросов? Задаем вопросы.


Белка – это небольшой, игривый, словно котенок, зверек с длинным пушистым хвостом. Длина тела 20-30 см, масса – до 1 кг. Окраска шерсти зверьков зависит от сезона года и географического местообитания. Летом мех у белок редкий, зимой становится густым.

Живут белки как в тайге, так и в смешанных и широколиственных лесах, богатых кормами. В хвойных лесах они питаются семенами шишек и кедровыми орехами, а в лиственных – желудями, орехами бука и лещины. …

Злейший враг белки – куница а из птиц – сова, филин, ястреб – тетеревятник.


Отвечаем на вопрос-способ КАК?

Вариант 1

(Учебник «Окружающий мир» авт. Н.Ф.Виноградова, стр.19. Тема «Ты и вещи»)

- Расскажи, чем занимается гончар, столяр, портниха, слесарь? Какую работу они выполняют? Как они ее выполняют?

- На какой вопрос мы отвечали? Что вы заметили, отвечая на этот вопрос?

Вариант 2

(Учебник «Окружающий мир» авт. Н.Ф.Виноградова, стр. 33. Тема «Лесные новости»)

Сочинялки. Закончи рассказ.

Собрались разные животные на лесное собрание и стали рассказывать, кто как к зиме готовится и как собирается зиму зимовать.

Еж сказал …

Пчелы зажужжали …

- А мы, - сказали рыбы …

Похвалялся и медведь …

Найти в тексте часть, которая бы ответила на вопрос КАК?

Прочитайте текст. Найдите по ходу чтения вопросительное предложение. С какой целью оно использовано в тексте? По ходу чтения сформулируйте другие вопросы, которые можно было бы включить в текст.


Распространение жизни в океане.

В океане выделяют две области жизни. К первой относят поверхность воды и всю водную толщу, ко второй – дно океана. Что же влияет на распространение организмов в безбрежных водах океана? Свет – первое условие существования в воде зеленых водорослей, которыми питаются другие организмы.

В воде света меньше, чем в воздухе, с глубиной освещенность уменьшается. ____________ ? Поэтому наиболее населена верхняя 50-метровая толща воды.

__________ ?

Выполняя задание, учащиеся находят в тексте вопросительное предложение, определяют его роль в раскрытии содержания: это вопросительное предложение формулирует основную задачу чтения: выяснить какие факторы влияют на распространение организмов в океане.

Это вопрос поставлен автором текста, чтобы помочь читателю следить за развертыванием главной мысли. Но ведь с той же целью читатель и сам может ставить себе вопросы, которые помогут осмысленному чтению текста. Сформулировать эти вопросы по ходу чтения – задача школьников. Например:

Что из этого следует?

Что еще, кроме света, влияет на распространение организмов в океане?

Как влияет на распространение организмов в океане соленость и плотность воды? И т.д.

Возможна ситуация. Когда на сформулированный в ходе чтения вопрос конкретного ответа в тексте не будет. Следует объяснить школьникам, что в какой – то степени это может быть обусловлено различными причинами (например, необходимостью дать только элементарные сведения, сократить текст и т.п.) Но найти ответ на сформулированный читателем вопрос можно в других учебных книгах, в словарях, в научно-популярных изданиях.

Работа по выявлению скрытых вопросов должна быть составной частью изучения текстов учебника в реальной учебной ситуации.

Прочитайте текст и письменно составьте вопросы к каждому предложению, которое выделено в тексте.
Самый оригинальный памятник в мире находится близ города Оттавы (Канада). Памятник представляет собой гигантский шар диаметром девять метров. Он посвящен … сыру.

История этого необычайного памятника такова. В 1890 году в Чикаго открылась международная выставка пищевых продуктов. Сыровары Оттавы отправили на выставку головку сыра диаметром девять метров, которая весила девять тонн. На изготовление сыра потребовалось почти сто тысяч литров молока. Канадский колосс получил специальный приз. В честь этого события и был воздвигнут необычный монумент, представляющий собой точную копию сыра-чемпиона.

Вдумчивому отношению к содержанию параграфа учит чтение и запоминание его по цепочке вопросов.

Эту работу полезно начинать с абзаца. Например.

Учитель:

-Прочитайте первый абзац текста по вопросам. Проследите, как …?

По второму абзацу дети сами устно составляют цепочку вопросов, предварительно, конечно, прочитав его, задают их учителю, который временно (в учебных целях) выступает в роли автора текста. Получается вот такой диалог:

Дети:

- Какая часть слова является основной?

Учитель (вступает в диалог):

- Основной частью слова является корень.

Дети:

- Что может быть перед корнем?

- Перед корнем может быть одна или несколько приставок. И т.д.

Так в практику входит разговор (или диалог) с автором (с текстом).

Составить вопросы к зачету или отобрать их. Работа может быть организована в группе.

Изучив тему, на какие вопросы мы можем ответить? или По названию темы урока, на какие вопросы мы можем или постараемся найти ответы?

Конкурс «Кто больше задаст вопросов?»

« Вопросы товарищу». Заранее надо выработать критерии к заданию.

Игра-соревнование «Дуэлянты». Каждая группа готовит вопросы и задает друг другу.

Запись на доске перечня вопросов. На какой вопрос ты для себя сегодня ответишь? –ил?

Составить вопросы к готовому кроссворду.

Подготовить «вопросник» по теме. Подготовиться к конференции, к зачету.

В конце урока, темы, текста, смысловой части учащиеся готовят по одному вопросу.

Авторство вопросов. На доску записываем интересные, проблемные вопросы в ходе урока.

Переформулировка вопросов.

Прочитай задание в учебнике . Найди в задании условие и вопрос . Задай этот вопрос.

Игра «Черный ящик». С помощью вопросов отгадать что в ящике? Нельзя задавать вопрос Что это? Выигрывает тот, кто задавал меньше вопросов. Следовательно вопросы должны быть содержательными, конкретными.

Сбор самых оригинальных, интересных, проблемных вопросов.

«Вопросы в шкатулку» или «Шапка вопросов». По ходу урока учащийся задает вопрос на листочке и кладет в «шкатулку». В итоге : каждый «тянет» вопрос и пытается на него ответить.

Взаимное редактирование вопросов.

Дано начало вопроса. Задание: доформулировать вопрос.

В учебнике вопросы. На какие вопросы ответили, а на какие еще следует ответить?

На рабочей закладке отметить места, на вопросы, которые нашли ответ.

Из вопросов учебника выбери вопросы, на которые можно ответить одним предложением? Вопросы, которые требуют формулировки правила, вывода, понятия, причинно-следственных связей?

Выдели в вопросе ключевые слова? Обоснуй.

Выдели ключевые слова в тексте (теме, абзаце). Сформулируй с этим словом(словосочетанием)вопрос.

Заполнить схему-кластер интересующими вас вопросами. Исследуйте эти вопросы. Составьте рассказ (доклад, реферат и т.д.)

Предложить противоречивый материал. По ходу темы «Какой вопрос возникает?»

Выстроить «логику» вопросов.

«Тонкие» и «толстые» вопросы. Заполнить таблицу (см. приложение).

Дополни ( или допиши) вопросы к тексту.

Задание: Прочитай текст. Допиши (досформулируй) вопросы. Проверь себя с помощью ответов текста.

Вслед за изменением окраски листьев наступает листопад. У разных растений он идет по-разному. Раньше других деревьев сбрасывают листья липа и старые тополя. На молодых же тополях листья могут сохраняться довольно долго. Затем опадают листья с рябин и кленов. Дольше других держаться листья на сирени и при этом остаются зелеными. У некоторых дубов бронзовые листья не опадают осенью. Они будут долго украшать их долгую зиму.

Вопросы: Что …? Как …? Какие …?

Задание с недостающим данным.

Например, задание дается в паре: заполните таблицу.

260

10

300

100

480

10

100

100

1000

10

7400

100



















Работа по памятке

1. Ознакомьтесь с заданием.

2. Заполните таблицу (таблица с недостающим вопросом, поэтому задания получатся разные, если вовремя не согласовать: «А что нужно узнать?»)

3. Проверьте друг у друга выполненную работу.

4. Обсудите полученные результаты.

Выбери слово.

Цель – научить отбирать непонятные слова и выражения в тексте учебной статьи.

Ход урока. Учитель предлагает прочитать текст учебной статьи (0,5 стр.) и выбрать сложные для понимания или непонятные термины. Слова записываются на доске.

Конкурс на лучшую систему вопросов.

Цель – научить конструировать систему вопросов.

Ход игры. Учитель предлагает прочитать блок новой учебной информации и разработать систему вопросов по содержанию учебной статьи. Условия конкурса:1) участники игры работают в творческих парах; 2) на конкурс предлагается 5-6 вопросов; 3) вопросы должны охватывать основное содержание учебного материала; 4) вопросы должны быть взаимосвязаны между собой; 5) вопросы должны начинаться с разных вопросительных слов.

Вопрос-ответ.

Цель – научить моделировать эталон ответа на вопрос репродуктивного характера.

Ход игры. Учитель предлагает учащимся, работающим в творческих парах, сконструировать 5 вопросов репродуктивного характера по содержанию нового учебного материала, затем разработать эталон ответа на каждый вопрос. Вопросы и ответы записать в рабочую тетрадь. Далее выбрать один вопрос и ответ на него и предложить учащимся класса для обсуждения.

Подбери вопросительные слова.

Цель – научить конструировать вопросы творческого характера.

Ход игры. Учитель на доске записывает ряд вопросительных слов и выражений: Почему? Докажи, что … Какова взаимосвязь …? Каковы причины …? Каковы следствия …? Что произойдет, если …? Объясни зависимость … Затем выбирает из текста учебника 2-3 предложения, которые можно использовать для конструирования творческого задания. Зачитывает эти предложения вслух и выписывает их на доске. К каждому предложению предлагает подобрать варианты вопросительных слов и сконструировать задание творческого характера.

Найди опорное предложение.

Цель – научить отбирать материал для конструирования творческих заданий.

Ход игры. Учитель предлагает в тексте учебной статьи (объем 1 стр.) выбрать предложения, которые выполняют две функции: 1) несут основную смысловую нагрузку; 2)могут быть использованы для конструирования познавательных задач. Учащиеся выбирают в тексте учебника предложения и зачитывают их.

Игра «Познавательная задача» ( работа в парах).

Цель – научить конструировать познавательные задачи.

Ход игры. Учитель объясняет, что познавательная задача состоит из двух частей – смысловой (опорное предложение) и вопроса. Затем предлагает прочитать блок учебной информации, найти опорное предложение и сконструировать познавательную задачу, используя вопросы и вопросительные слова, выписанные на доске. Пример познавательной задачи: На территории Кировской области нет вулканов. Почему?

Приложение
Задаем «простые» вопросы «Что? Кто?», «Где?», «Когда?» «Какие?» по тексту.

Твое село.
Вова рассказывает: Я – житель села Ясное. Оно расположено на холме, и его хорошо видно со всех сторон. Недалеко от села есть озеро, где мы с папой любим рыбачить. Мой папа – агроном, а мама работает в сельской больнице».
Твой город.
Алеша рассказывает: « Я – житель города Рыбинска. Он раскинулся на берегу реки Волги. Очень красивы ее берега. Здесь мы отдыхаем. Мой папа работает на заводе, а мама – на кондитерской фабрике.
Моя Россия.
Наша страна называется Россия. Это самая большая страна мира. Это наша Родина. В нашей стране очень много больших и маленьких городов. Столица России – огромный и прекрасный город Москва. Многие народы населяют Россию: русские, татары, башкиры, коми, карелы и другие.
Пассажирские поезда.
Во многих городах есть метро. Поезда метро ездят в подземных коридорах – туннелях. Они доставят тебя из одного района города в другой.

На близкое расстояние от города можно добраться на пригородном поезде – электричке.

В далекие города ходят поезда дальнего следования.

Тексты для работы (в парах или в парах сменного состава в замкнутой четверке)

Акулы.

Почти все акулы – свирепые хищники. Благодаря хорошему обонянию они легко находят добычу. Акулы едят других морских животных. В отличие от других рыб у акул нет плавательного пузыря, и если они остановятся, то утонут.

Крокодилы.
Крокодилы – огромные и свирепые рептилли, живущие в жарких странах. Некоторые в длину достигают шести метров. Они живут в реках и очень хорошо плавают. Крокодилы – заботливые родители. Они охраняют свои яйца и приглядывают за вылупившимися детенышами.
Верблюд.
Верблюды – крупные и сильные животные, в высоту достигают до 2 метров. Поднимает тяжесть до 500 кг. Очень вынослив. Способен много дней идти, делая в день по 30 – 40 км и нести на себе груз в 150- 250 килограммов. К суровой жизни в пустыне приспособлен очень хорошо. На его ногах имеются широкие мозолистые подошвы. В пище верблюд неприхотлив. Он поедает жесткие и колючие растения без всякого вреда для себя.


При составлении данной работы были использованы лекции

к.п.н., доцента кафедры педтехнологии и содержания гуманитарного образования ГАОУДПО (пк)С РК "Коми республиканский институт развития образования"Дягилевой Л.С.
Составитель: Куликова Е.М. – методист РМК


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум формирование общих учебных умений и навыков iconМетодические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум...
Цель – научить рациональным способам работы со справочно-библиографическим аппаратом
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум формирование общих учебных умений и навыков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью данного урока является формирование умений в говорении Задачи: формирование лексических навыков; формирование грамматических...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум формирование общих учебных умений и навыков iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной учебной,...
Методические рекомендации для учителей и школьников по работе с современными социальными веб-сервисами для включения информационных...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум формирование общих учебных умений и навыков iconМетодические рекомендации по ведению тьюторского сопровождения профессионального...
Методические рекомендации разработаны в рамках реализации областного проекта «Формирование системы тьюторского сопровождения профессионального...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум формирование общих учебных умений и навыков iconОргпроект семинара-практикума Западного округа Ассоциации педагогов...
Тема семинара-практикума «Технология коллективных учебных занятий и формирование общих умений коммуникации, познавательных универсальных...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум формирование общих учебных умений и навыков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Семинар-практикум "Обмен опытом работы по развитию ритмических умений дошкольников"
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум формирование общих учебных умений и навыков iconАктивизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии
В этом же документе отмечается «направленность содержания на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной,...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум формирование общих учебных умений и навыков iconАналитический отчет о деятельности организационно методического центра...
Формулировка темы (проблемы): «Формирование познавательной деятельности учащихся начальной школы на уровне общих учебных умений,...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум формирование общих учебных умений и навыков iconВторой Всероссийский Фестиваль-конкурс учебных проектов и Семинар-практикум
Участвуют – учителя и преподаватели, студенты средних и высших учебных заведений, профессионалы в области музыкального искусства...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум формирование общих учебных умений и навыков iconМетодические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов...
В методических рекомендациях раскрывается значение туристко-краеведческой работы в школе, приводится примерное распределение программного...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум формирование общих учебных умений и навыков iconМетодические рекомендации психофизические основы спортивной тренировки...
Цель дисциплины формирование профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, необходимых будущему специалисту по физической...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум формирование общих учебных умений и навыков iconМетодические рекомендации по подготовке к семинару
Семинар является важнейшим элементом системы образования. Семинар – это не столько опрос студентов, сколько совместное с преподавателем...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум формирование общих учебных умений и навыков iconМетодические рекомендации по выполнению практических занятий
Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум формирование общих учебных умений и навыков iconСеминар для учителей. Принимаются доклады учащихся по следующим направлениям
Научно-информационно-методического центра г. Уфа проводит 8 февраля 2013 г ежегодный комплекс мероприятий «Феринские чтения», посвященный...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум формирование общих учебных умений и навыков iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Программные вопросы
«Конфликтология» является формирование у студентов общих представлений о сущности, структуре и типах конфликтов, принципах и способах...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум формирование общих учебных умений и навыков iconСеминар для учителей русского языка и литературы 27. 01. 2012г. Изменения...
Доклад Кувайцевой-Солодовник Елены Алексеевны. Семинар для учителей русского языка и литературы 27. 01. 2012г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск