Методические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования Липецк 2008





Скачать 431.19 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования Липецк 2008
страница1/3
Дата публикации11.09.2014
Размер431.19 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3
Управление образования и науки

Липецкой области
ГООУ ДОД Детский

оздоровительно – образовательный центр

(спорта и туризма)
Методические рекомендации

для учителей физической культуры

и педагогов дополнительного образования




Липецк – 2008

Методические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования.

В методических рекомендациях раскрывается значение туристко-краеведческой работы в школе, приводится примерное распределение программного материала по классам, а так же содержатся примерная разработка занятия и упражнения по отработке туристских умений и навыков.


Составители:

Алексеева В.В. заместитель директора ДООЦ (спорта и туризма) по учебно – воспитательной и методической работе.

Беззубцева Н.В., методист отдела содержания и развития образования ДООЦ (спорта и туризма).

Соколовская Н.В., педагог-организатор ДООЦ (спорта и туризма).

Темирёва О.Н, методист отдела содержания и развития образования ДООЦ (спорта и туризма).

Редактор:

Алексеева В.В. – заместитель директора ДООЦ (спорта и

туризма) по учебно – воспитательной и методической работе,

Ответственный за выпуск: Кащеев А.С. – директор ДООЦ

(спорта и туризма).

Пояснительная записка

Туризм и краеведение в современном их понимании - это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, фор­мирование ценных духовных качеств личности. Теория физического воспитания рассматривает туризм как одно из средств воспитывающего воздействия на подрастающее поколение наряду с физической культурой и спортом.

Педагогический потенциал школьного ту­ризма, если иметь в виду весь комплекс его форм и видов, и, прежде всего, походы, очень велик. Но коэффици­ент полезного педагогического дейст­вия туризма зависит от под­хода к нему организаторов, от их умения и опыта, персональной концепции и профессиональной подготовки.

Не надо бояться школьного туризма. Пешком, на лыжах, на байдарках или на велосипедах готовьтесь от­правиться с классом в путь. Поживите с ребятами интересной, самобытной, автономной, наполненной романтикой странствий общей жизнью. Станьте вместе со своими учениками-воспитанниками хоть ненадолго дружной по­ходной семьей.

Данное пособие поможет учителям и педагогам дополнительного образования организовать туристско-краеведческую работу в школе, познакомит с основами туристских умений и навыков.

1. Содержание

туристско-краеведческой деятельности в школе

Содержание туристско-крае­ведческой деятельности в школе в настоящее время определяется программой туристско-краеведческого движения обучающихся «Отечество» [Приказ МО и ПО РФ № 653/19-15 от 07.12.1998 г.]. В программе перечислены разнообразные формы: экскурсии, прогулки, походы, многодневные путешествия и экспедиции, кружки, секции, клубы, конференции, виктори­ны, конкурсы, слеты, тури­стский лагерь (стационарный или передвижной), учебно-тренировочный сборы, семинары, консультации, игры, смотры готовности, соревнования, выставки, музеи, уроки с использованием краеведческих материалов по предметам школьной про­граммы.

Многообразие форм обеспечивает комплекс­ный характер ТКД в обучении, воспитании, оздоровлении и профессиональ­ной ориентации детей. Здесь заложены широкие возможности для всякой творческой детской самодеятельности - спортивной, научной, художествен­ной, технической, социальной и даже педагогической. Но не все части целого, составляющие в школе ТКД, равнозначны между собой, есть более важные, основные, а есть менее важные, вторичные, неспе­цифические. Ю.С. Константинов и В.М. Куликов выделяют группу из шести элементов, наиболее важных: по­ходы, прогулки, экскурсии, экспедиции, слеты, соревнования. Они предлагают формулу туризма в школе, состоящую из этих основных элементов: ТКД = 2 (П+Э+С), где 2П - прогулки и походы, 2Э - экс­курсии и экспедиции, 2С - слеты и соревнования.

2. Планирование

туристско-краеведческой работы в школе

Обычно небольшая часть де­тей в школе, независимо от подхода к туризму администрации и учителей, проявляет осо­бый, повышенный интерес к туризму, и этот интерес школа не может оставить без внимания.

В школе должно быть два разных ту­ризма:

  • обязательный для всех классов («классный ту­ризм») - минимальный по объ­ему;

  • для любителей путешествовать в виде занятий по интересам в кружках («кружковой туризм»).

Оба эти туризма в школе сильно различаются между со­бой по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности, формам мероприятий и по контингенту де­тей.

Понятие «школьный туризм» идентично выражению «туристско-краеведческая дея­тельность в школе» (ТКД), получившему распространение с 80-х гг. прошлого века.

Необходимо стремиться к использованию в школе всего многообразия форм ТКД, т.к. только при этом можно макси­мально полно удовлетворить и разнообразные интересы детей.

Туристские походы во всем их собственном разнообразии состав­ляют главное содержание школьного туризма, т.к. только в этой форме наибо­лее полно реализуется то, что может извлечь педагогика из детского туризма.

Приводим примерный тематический план туристко - краеведческой работы в школе.

Ι – ΙV классы

Ι. Педагогические основы

туристско-краеведческой деятельности учащихся

  1. Значение туристско-краеведческой деятельности для развития лич­ности учащегося:

  • что интересное можно увидеть на экскурсии в природу (по парку);

  • что интересное можно увидеть на экскурсии по своему микрорайону (ближайшему окружению школы);

  • пла­ны нашей туристско-краеведческой деятельности.




  1. Законы, правила и традиции юных туристов-краеведов.

  2. Организация туристско-краеведческой работы:

  • подготовка экс­курсии по микрорайону или в природу;

  • обязанности знатоков-краеведов;

  • обязанности знатоков-туристов;

  • проведение экскур­сии;

  • подведение итогов экскурсии.

  1. Безопасность на прогулке и экскурсии:

  • выполнение указаний взрослых и дисциплина - основа безопасности на прогулке и экс­курсии;

  • знание главных правил уличного движения, их вы­полнение (правила для пешехода);

  • осторожность и вниматель­ность на прогулке и экскурсии.




  1. Туристско-краеведческие навыки и умения

  1. Краеведческие навыки и умения:

    • учимся наблюдать окружающий мир;

    • учимся зарисовывать то, что увидели;

    • учимся рассказы­вать о том, что увидели и узнали;

    • учимся соблюдать чистоту на природе, беречь природу.

  1. Туристские навыки и умения:

  • как правильно одеться па прогулку, экскурсию;

  • как правильно собрать и носить походную сумку, рюкзачок;

  • как правильно расположиться на привале;

  • как пра­вильно ходить на прогулки и экскурсии.


IV-VI классах

Ι. Педагогические основы

туристско-краеведческой деятельности

Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности учащегося:

    • расширение кругозора учащегося в походах и пу­тешествиях; воспитание высоких нравственных качеств;

    • физи­ческое развитие и укрепление здоровья.




  1. Законы, правила и традиции юных туристов-краеведов:

  • юный турист знает, любит и бережет свой родной край;

  • юный турист - хоро­ший товарищ, он всегда готов прийти на помощь товарищу в школе, в походной обстановке, заботится об укреплении своего классного туристского коллектива;

  • юный турист любит искусство и литературу, старается правильно вести себя в коллективе, жить по зако­нам красоты;

  • юный турист активно участвует во всех делах сво­его коллектива, ведет шефскую работу с младшими школьниками, помогает старшим;

  • юный турист соблюдает режим дня, регуляр­но занимается физической культурой, соблюдает гигиену и санита­рию, выполняет нормы спортивных разрядов, нормы на значок «Ту­рист России»;

  • юный турист регулярно занимается туристско-краеведческой работой, исследует свой родной край, помогает в ра­боте туристско-краеведческого кружка, участвует в движении «Отечество».

  1. Организация туристско-краеведческой работы (три части туристско-краеведческого цикла многодневного похода по родному краю):

  • первая часть - подготовка многодневного похода по родному краю; обязанности по туристским должностям, обязанности по краеведче­ским должностям,

  • вторая часть - проведение многодневного похо­да по родному краю; тренировочных походов;

  • третья часть - под­ведение итогов туристского мероприятия;

  • безопасность турист­ских многодневных походов: самодисциплина и самоорганизация туристской группы, страховка и самостраховка в туристском путе­шествии; внимательное отношение ко всем членам коллектива.

  1. Туристско-краеведческие навыки, знания и умения

  1. Туристские знания, навыки и умения:

    • снаряжение для туристского многодневного похода;

    • питание в туристском многодневном по­ходе по родному краю;

    • техника преодоления естественных пре­пятствий;

    • ориентирование на местности и топография;

    • прива­лы и ночлеги в многодневном походе по родному краю;

    • первая доврачебная медицинская помощь в походе;

    • туристские игры и культурная программа на привалах и дневках;

    • особенности зим­него туризма.

  1. Краеведческие знания, умения и навыки:

  • как надо вести краеведческие наблюдения при исследовании своего родного края;

  • фикси­рование краеведческих наблюдении при исследовании родного края;

  • охрана природы родного края, памятников истории и куль­туры в туристском походе;

  • изготовление экспозиции по результа­там туристского похода для школьного краеведческого музея, под­готовка выставки по итогам похода, оборудование туристского уголка и краеведческого музея;

  • подготовка письменного отчета о походе, выступление на вечере-отчете по походу.

VII-XI классы

Ι. Педагогические основы

туристско-краеведческой деятельности

Значение туристско-краеведческой деятельности для развития лич­ности учащегося:

    • нравственная закалка юного туриста в походах и экспедициях,

    • развитие творческих способностей учащихся в поисково-исследовательской деятельности;

    • гармоническое физи­ческое развитие;

    • всестороннее развитие личности учащегося в ту­ристско-краеведческой деятельности.

  1. Законы, правила и традиции юных туристов-краеведов.

  2. Организация туристско-краеведческой работы (три части туристско-краеведческой экспедиции по стране:

  • первая часть - подготов­ка туристско-краеведческой экспедиции по стране, обязанности но туристским должностям, обязанности по основным краеведческим должностям;

  • вторая часть - проведение туристско-краеведче­ской экспедиции;

  • третья часть - подведение итогов туристско-краеведческого мероприятия;

  • круглогодичная цикловая туристско-краеведческая деятельность кружка, секции, клуба: 3-4 ежегодные экспедиции и 10-12 тренировочных походов;

  • структура органи­зации туристско-краеведческой работы в общеобразовательной школе, планирование.

  1. Подготовка младшего инструктора к учебно-воспитательной работе с учащимися:

  • основные принципы педагогики и их использование в учебно-воспитательном процессе;

  • содержание, формы и методы туристско-краеведческой работы с учащимися;

  • виды туризма;

  • руководящие документы по туристско-краеведческой работе с учащимися;

  • обзор литературы по туризму и краеведению (научной, методической, по­пулярной);

  • практика младшего инструктора в туристско-краеведче­ском кружке;

  • права и обязанности младшего инструктора туризма.




    1. Туристско-краеведческая техника

(знания, навыки и умения)

      1. Туристские знания, умения, навыки:

  • снаряжение личное, групповое, специальное, ремонт, хранение снаряжения, изготовление тури­стских самоделок;

  • питание в туристском путешествии,

  • тактика в пешеходном путешествии;

  • преодоление естественных и искус­ственных препятствий в пешеходном путешествии;

  • характерные заболевания и травмы в туристском пешем путешествии, их профилактика и лечение;

  • топография и ориентирование на местности в пешем туристском путешествии.

      1. Краеведческие знания, навыки и умения:

краеведческие наблюдения при исследовании различных регионов страны и туристско-кра­еведческой экспедиции;

фиксирование наблюдений при исследовании различных регионов страны в туристско-краеведческой экс­педиции;

создание экспозиции для школьного краеведческого музея:

подготовка выставки по итогам;

оборудование туристско-краеведческого уголка и краеведческого музея.

      1. Безопасность в туристско-краеведческих экспедициях:

  • самодисци­плина, высокая самоорганизованность, взаимопомощь, взаимодей­ствие, внимательное заботливое отношение к товарищам;

  • ответ­ственное отношение к своим обязанностям, подчинение руководст­ву туристской группы - основа безопасности в категорийных даль­них путешествиях;

  • страховка и самостраховка в туристских пе­ших и лыжных категорийных путешествиях.


3. Поход – основа

туристско-краеведческой деятельности

Основу массового туризма составляют одно-, двух- и трех­дневные походы. Поход заключается в активном передвижении по мар­шруту - пешком, на лыжах, на велосипедах, на водных судах (байдарках, шлюпках, плотах, катамаранах). В зависимости от протяженности и сложности маршрута, коли­чества дней, затра­чиваемых на его прохождение, поход может быть степенным или категорийным. Со школьниками, в основном, совершаются степенные походы (см. таблицу «Классификация туристских походов»).

По целевым приоритетам все туристские по­ходы можно подразделить на пять вариантов:

  1. Походы спортивные, глав­ной целью которых является выполнение спортивно-туристских нормативов на значки и разряды.

  2. Походы краеведческие (познавательные), в которых акцент делается на задачах знакомства с крупными краеведческими объектами. Но и такие походы проводятся при непременном ус­ловии спортивного прохождения не­сколько укороченного мар­шрута.

  3. Учебно-тренировочные походы школьников, занимающихся туризмом «профессионально». Главная их цель - изучение основ туризма, совершенст­вование туристских навыков, техники ту­ризма, ориентирования.

  4. Походы со сдвоенной целью - одновременного выполнения обществен­но-полезной работы (задания) и спортивно-турист­ского норматива.

  5. Походы контрольные - по неизвестному заранее участникам контрольному маршруту, во время прохождения которого группа должна на деле по­казать свои туристские способности.

Подготовка и проведение похода

Планирование предстоящего путешествия - коллек­тивный процесс, дело всей группы, а не только ее ру­ководителя.

Юридическим основанием для проведения много­дневного путешествия служит приказ директора обра­зовательного учреждения о его проведении.

Важным моментом воспитательной работы в туристской группе является самоуправление. Между участниками похода распреде­ляются обязанности и поручения с учетом подготовки, способ­ностей и интересов каждого туриста. Это могут быть:

  • ответственный за маршрут (подбор литературы, подго­товка материала о районе похода, составление графика похода);

  • командир группы (основной помощник руководителя);

  • ответственный за снаряжение (вопросы обеспечения и охраны снаряжения туристской группы);

  • ответственный за питание (подготовка перечня продук­тов, распределение по рюкзакам, составление меню и т.д.);

  • санитар (контроль за выполнение санитарно-гигиениче­ских норм);

  • казначей (составление сметы расходов, сбор денег (хране­ние денег у руководителя группы);

  • фотограф (изготовление фотографий и оформление фото­газеты);

  • физорг (организация спортивных мероприятий).

Могут вводиться и временные поручения: дежурный повар, ко­стровой и др.

Самоуправление может быть эффективным при умелой его ор­ганизации. Руководитель туристской группы должен быть со­ветчиком, контролером, но, прежде всего, грамотным педагогом, способным в трудную минуту по-дружески поддержать учаще­гося, по-родительски позаботиться о каждом, не скупиться на поощрения и не забывать о мерах наказания.

Проведение походов и путешествий в рамках ТКД регла­ментируется «Ин­струкцией по организации и проведению тури­стских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с уча­щимися, воспитанниками и студентами Рос­сийской Федерации», утвержденной Министерством образования Россий­ской Федера­ции (Приказ № 293 от 13 июля 1992 г.) и являющейся основным документом при проведении туристских мероприятий с учащи­мися. В ней оговариваются требования к участникам и руково­дителям походов и путеше­ствий, строго регламентируются во­просы безопасности, которые являются главными при организа­ции и проведении мероприятий с детьми.

Даже беглое ознакомление с планом подготовки и подведения итогов многодневного (степенного или категорийного) похода позволяет увидеть колоссальный объем рабо­ты, который приходится выполнять руководителю группы для качественного проведения путешествия. К сожалению, такой труд редко получает необходимую поддержку администрации. Педагогу зачастую приходится бороться с формальными установками: «Поход - это просто», «Как отдохнули в походе?». Такое недальновидное отношение часто отбивает у молодых педагогов охоту руководить детскими объединениями. А ведь серьезный поход – кропотливый труд множества людей – тренеров, детского и родительского коллективов, который если и не оценивается государством материально, должен хотя бы заслуживать моральной поддержки и поощрения.

Перечень

обязательной походной документации:

1. Приказ проводящей организации о совершении туристского похода, экспедиции, экскурсии (путешествия) с указанием цели, сроков, маршрута похода, фамилии и должности руководителя и заместителя руководителя, списка участников. Оформляется в 2-х экземплярах: один остается в организации, второй выдается руководителю похода.

2. Смета расходов на проведение туристского похода, экспедиции, экскурсии (путешествия).

3. Командировочное удостоверение.

4. Журналы проведения инструктажа по технике безопасности:

-журнал инструктажа руководителей;

- журнал инструктажа учащихся.

5. Разрешения родителей на участие их детей в туристском походе, экспедиции, экскурсии (путешествии).

6. Маршрутная документация:

  • маршрутный лист (для походов выходного дня, степенных походов, дальних экскурсий (путешествий) или маршрутная книжка (для категорийных походов), заверенные печатью и подписью руководителя образовательного учреждения;

  • документы, подтверждающие туристскую квалификацию руководителей (справки о совершенных путешествиях, удостоверения о прохождении курсов повышения туристской квалификации) и туристский опыт участников (справки о совершенных путешествиях);

  • необходимый картографический материал с нанесенной на него активной частью маршрута.

7. При проведении многодневных походов и дальних экскурсий с ночлегом в населенном пункте – письменное согласие учреждения (организации), принимающего группу, или туристская путевка.

8. Разрешение соответствующих организаций на право посещения заповедников, заказников и других территорий с ограниченным режимом посещения.

9. Групповая заявка при пользовании железнодорожным транспортом.

10. Справки на учащихся из школы (для льготного проезда).

Классификация туристских походов

Показа­тель сложно­сти

Виды походов

Протяжен­ность км (не менее)

Продолжит-ть,

дней (не ме­нее)

Мини­маль-ный возраст

лет

I степень

Пешеходные, лыжные

30

3-4

11

Пешеходные

в горах

25




11

Велосипедные

50




14

Водные

25




12

II степень

Пешеходные, лыжные

50

4-6

12

Пешеходные

в горах

40




12

14

Велосипедные

80




13

Водные

40




13

III сте­пень



Пешеходные, лыжные

75

6-8

13

Пешеходные в горах

60




13

Велосипедные

120




14

Водные

60




14

I категория

Пешеходные, лыжные

130

6

13

Пешеходные

в горах

100







Велосипедные

400







Водные

150







II катего­рия

Пешеходные, лыжные

160

8

14

Пешеходные

в горах

120




14

Велосипедные

500




14

Водные

160




14

III

кате­гория

Пешеходные, водные, лыж­ные

190

10

15

Пешеходные

в горах

140




15

Велосипедные

650




15

Водные

170




15


Форма приказа о проведении

степенного (категорийного) туристского похода
ПРИКАЗ

№____ дата______
О проведении туристского похода
С целью закрепления на практике знаний и умений по программе дополнительного образования____________________

_______________________________(название программы), повышения спортивного мастерства для членов ту­ристского объединения ________года обучения

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. В период с «___» _________по «____»___________200_г.

организовать туристский поход __ сложности по маршруту: ____________________________(нитка маршрута).

  1. Утвердить состав туристской группы в количе­стве ___ человек (список прилагается).

  2. Назначить руководителем туристской группы____________________(должность)_________(Ф.И.О.)______(разряд).

  3. Возложить на __________(Ф.И.О. руководителя группы) ответственность за жизнь и здоровье детей.

  4. Назначить заместителем руководителя группы _______________(должность)________________(Ф.И.О., разряд).

  5. ___________________________(Ф.И.О. руководителя группы) в соответствии с «Инструкцией по организации и про­ведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и сту­дентами РФ» (Приложение 1 к приказу Минобразова­ния РФ от 13 июля 1992 г. № 293):

    1. Провести с участниками инструктаж по правилам безопасности в туристском походе, в том числе на воде, и правилам пожар­ной безопасности.

  6. Назначить______________________(ФИО руководителя группы) материально ответственным за получение денег на проведение похода в бухгалтерии и сдачу авансового отчета в трехдневный срок по окончании похода.


Директор
С приказом ознакомлены

«_____»______________200_г.
Туристский поход - радикальное средство очеловечить педа­гогику, совершить крутой поворот в традиционной работе с классом, перейти с наезженной колеи авторитарной педагогики к сотрудничеству

Приводим примерную разработку занятия по выработке у учащихся туристских умений и навыков.
4. Примерная разработка занятия

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования Липецк 2008 iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования Липецк 2008 iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования Липецк 2008 iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования Липецк 2008 iconПрограмма повышения квалификации учителей физической культуры, как...
Программа предназначена для руководителей образовательных учреждений, педагогов физической культуры общеобразовательных учреждений...
Методические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования Липецк 2008 iconМетодические рекомендации удк 37. 013 Ббк 74. 05
Методические рекомендации предназначены для педагогов общеобразовательных школ, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного...
Методические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования Липецк 2008 iconМетодические рекомендации для учителей и инструкторов по физической культуре Липецк 2011
В методических рекомендациях в логической последовательности раскрывается техника и методика обучения способам передвижения на лыжах;...
Методические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования Липецк 2008 iconПисьмо
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования Липецк 2008 iconМетодические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских...
При разработке методических рекомендаций использованы следующие нормативные правовые документы и методические материалы
Методические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования Липецк 2008 iconДополнительного образования по общей физической подготовке для групп «выравнивания» Москва 2010
Программа подготовлена физкультурно-спортивным объединением Центрального округа и Детско-юношеским клубом физической подготовки «Центральный»...
Методические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования Липецк 2008 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования Липецк 2008 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования Липецк 2008 iconМетодические рекомендации для педагогов дополнительного образования...
Далекому мужеству верность храня…: Сборник для педагогов дополнительного образования по организации и проведению мероприятий, посвящённых...
Методические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования Липецк 2008 iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ студентами...
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) по дисциплинам выпускающей кафедры...
Методические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования Липецк 2008 iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов...
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Методические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования Липецк 2008 iconМетодические рекомендации к написанию реферата по физической культуре...
Методические рекомендации разработаны в помощь студентам очного и заочного отделения все специальностей для написания реферата по...
Методические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования Липецк 2008 iconМетодические рекомендации к проведению анализа и самоанализа урока физической культуры
«Программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов, отнесенных по состоянию здоровья к смг»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск