Скачать 431.19 Kb.
|
Управление образования и науки Липецкой области ГООУ ДОД Детский оздоровительно – образовательный центр (спорта и туризма) Методические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования Липецк – 2008 Методические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования. В методических рекомендациях раскрывается значение туристко-краеведческой работы в школе, приводится примерное распределение программного материала по классам, а так же содержатся примерная разработка занятия и упражнения по отработке туристских умений и навыков. Составители: Алексеева В.В. заместитель директора ДООЦ (спорта и туризма) по учебно – воспитательной и методической работе. Беззубцева Н.В., методист отдела содержания и развития образования ДООЦ (спорта и туризма). Соколовская Н.В., педагог-организатор ДООЦ (спорта и туризма). Темирёва О.Н, методист отдела содержания и развития образования ДООЦ (спорта и туризма). Редактор: Алексеева В.В. – заместитель директора ДООЦ (спорта и туризма) по учебно – воспитательной и методической работе, Ответственный за выпуск: Кащеев А.С. – директор ДООЦ (спорта и туризма). Пояснительная записка Туризм и краеведение в современном их понимании - это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности. Теория физического воспитания рассматривает туризм как одно из средств воспитывающего воздействия на подрастающее поколение наряду с физической культурой и спортом. Педагогический потенциал школьного туризма, если иметь в виду весь комплекс его форм и видов, и, прежде всего, походы, очень велик. Но коэффициент полезного педагогического действия туризма зависит от подхода к нему организаторов, от их умения и опыта, персональной концепции и профессиональной подготовки. Не надо бояться школьного туризма. Пешком, на лыжах, на байдарках или на велосипедах готовьтесь отправиться с классом в путь. Поживите с ребятами интересной, самобытной, автономной, наполненной романтикой странствий общей жизнью. Станьте вместе со своими учениками-воспитанниками хоть ненадолго дружной походной семьей. Данное пособие поможет учителям и педагогам дополнительного образования организовать туристско-краеведческую работу в школе, познакомит с основами туристских умений и навыков. 1. Содержание туристско-краеведческой деятельности в школе Содержание туристско-краеведческой деятельности в школе в настоящее время определяется программой туристско-краеведческого движения обучающихся «Отечество» [Приказ МО и ПО РФ № 653/19-15 от 07.12.1998 г.]. В программе перечислены разнообразные формы: экскурсии, прогулки, походы, многодневные путешествия и экспедиции, кружки, секции, клубы, конференции, викторины, конкурсы, слеты, туристский лагерь (стационарный или передвижной), учебно-тренировочный сборы, семинары, консультации, игры, смотры готовности, соревнования, выставки, музеи, уроки с использованием краеведческих материалов по предметам школьной программы. Многообразие форм обеспечивает комплексный характер ТКД в обучении, воспитании, оздоровлении и профессиональной ориентации детей. Здесь заложены широкие возможности для всякой творческой детской самодеятельности - спортивной, научной, художественной, технической, социальной и даже педагогической. Но не все части целого, составляющие в школе ТКД, равнозначны между собой, есть более важные, основные, а есть менее важные, вторичные, неспецифические. Ю.С. Константинов и В.М. Куликов выделяют группу из шести элементов, наиболее важных: походы, прогулки, экскурсии, экспедиции, слеты, соревнования. Они предлагают формулу туризма в школе, состоящую из этих основных элементов: ТКД = 2 (П+Э+С), где 2П - прогулки и походы, 2Э - экскурсии и экспедиции, 2С - слеты и соревнования. 2. Планирование туристско-краеведческой работы в школе Обычно небольшая часть детей в школе, независимо от подхода к туризму администрации и учителей, проявляет особый, повышенный интерес к туризму, и этот интерес школа не может оставить без внимания. В школе должно быть два разных туризма:
Оба эти туризма в школе сильно различаются между собой по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности, формам мероприятий и по контингенту детей. Понятие «школьный туризм» идентично выражению «туристско-краеведческая деятельность в школе» (ТКД), получившему распространение с 80-х гг. прошлого века. Необходимо стремиться к использованию в школе всего многообразия форм ТКД, т.к. только при этом можно максимально полно удовлетворить и разнообразные интересы детей. Туристские походы во всем их собственном разнообразии составляют главное содержание школьного туризма, т.к. только в этой форме наиболее полно реализуется то, что может извлечь педагогика из детского туризма. Приводим примерный тематический план туристко - краеведческой работы в школе. Ι – ΙV классы Ι. Педагогические основы туристско-краеведческой деятельности учащихся
IV-VI классах Ι. Педагогические основы туристско-краеведческой деятельности Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности учащегося:
VII-XI классы Ι. Педагогические основы туристско-краеведческой деятельности Значение туристско-краеведческой деятельности для развития личности учащегося:
(знания, навыки и умения)
краеведческие наблюдения при исследовании различных регионов страны и туристско-краеведческой экспедиции; фиксирование наблюдений при исследовании различных регионов страны в туристско-краеведческой экспедиции; создание экспозиции для школьного краеведческого музея: подготовка выставки по итогам; оборудование туристско-краеведческого уголка и краеведческого музея.
3. Поход – основа туристско-краеведческой деятельности Основу массового туризма составляют одно-, двух- и трехдневные походы. Поход заключается в активном передвижении по маршруту - пешком, на лыжах, на велосипедах, на водных судах (байдарках, шлюпках, плотах, катамаранах). В зависимости от протяженности и сложности маршрута, количества дней, затрачиваемых на его прохождение, поход может быть степенным или категорийным. Со школьниками, в основном, совершаются степенные походы (см. таблицу «Классификация туристских походов»). По целевым приоритетам все туристские походы можно подразделить на пять вариантов:
Подготовка и проведение похода Планирование предстоящего путешествия - коллективный процесс, дело всей группы, а не только ее руководителя. Юридическим основанием для проведения многодневного путешествия служит приказ директора образовательного учреждения о его проведении. Важным моментом воспитательной работы в туристской группе является самоуправление. Между участниками похода распределяются обязанности и поручения с учетом подготовки, способностей и интересов каждого туриста. Это могут быть:
Могут вводиться и временные поручения: дежурный повар, костровой и др. Самоуправление может быть эффективным при умелой его организации. Руководитель туристской группы должен быть советчиком, контролером, но, прежде всего, грамотным педагогом, способным в трудную минуту по-дружески поддержать учащегося, по-родительски позаботиться о каждом, не скупиться на поощрения и не забывать о мерах наказания. Проведение походов и путешествий в рамках ТКД регламентируется «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», утвержденной Министерством образования Российской Федерации (Приказ № 293 от 13 июля 1992 г.) и являющейся основным документом при проведении туристских мероприятий с учащимися. В ней оговариваются требования к участникам и руководителям походов и путешествий, строго регламентируются вопросы безопасности, которые являются главными при организации и проведении мероприятий с детьми. Даже беглое ознакомление с планом подготовки и подведения итогов многодневного (степенного или категорийного) похода позволяет увидеть колоссальный объем работы, который приходится выполнять руководителю группы для качественного проведения путешествия. К сожалению, такой труд редко получает необходимую поддержку администрации. Педагогу зачастую приходится бороться с формальными установками: «Поход - это просто», «Как отдохнули в походе?». Такое недальновидное отношение часто отбивает у молодых педагогов охоту руководить детскими объединениями. А ведь серьезный поход – кропотливый труд множества людей – тренеров, детского и родительского коллективов, который если и не оценивается государством материально, должен хотя бы заслуживать моральной поддержки и поощрения. Перечень обязательной походной документации: 1. Приказ проводящей организации о совершении туристского похода, экспедиции, экскурсии (путешествия) с указанием цели, сроков, маршрута похода, фамилии и должности руководителя и заместителя руководителя, списка участников. Оформляется в 2-х экземплярах: один остается в организации, второй выдается руководителю похода. 2. Смета расходов на проведение туристского похода, экспедиции, экскурсии (путешествия). 3. Командировочное удостоверение. 4. Журналы проведения инструктажа по технике безопасности: -журнал инструктажа руководителей; - журнал инструктажа учащихся. 5. Разрешения родителей на участие их детей в туристском походе, экспедиции, экскурсии (путешествии). 6. Маршрутная документация:
7. При проведении многодневных походов и дальних экскурсий с ночлегом в населенном пункте – письменное согласие учреждения (организации), принимающего группу, или туристская путевка. 8. Разрешение соответствующих организаций на право посещения заповедников, заказников и других территорий с ограниченным режимом посещения. 9. Групповая заявка при пользовании железнодорожным транспортом. 10. Справки на учащихся из школы (для льготного проезда). Классификация туристских походов
Форма приказа о проведении степенного (категорийного) туристского похода ПРИКАЗ №____ дата______ О проведении туристского похода С целью закрепления на практике знаний и умений по программе дополнительного образования____________________ _______________________________(название программы), повышения спортивного мастерства для членов туристского объединения ________года обучения ПРИКАЗЫВАЮ:
организовать туристский поход __ сложности по маршруту: ____________________________(нитка маршрута).
Директор С приказом ознакомлены «_____»______________200_г. Туристский поход - радикальное средство очеловечить педагогику, совершить крутой поворот в традиционной работе с классом, перейти с наезженной колеи авторитарной педагогики к сотрудничеству Приводим примерную разработку занятия по выработке у учащихся туристских умений и навыков. 4. Примерная разработка занятия |
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | ||
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | Программа повышения квалификации учителей физической культуры, как... Программа предназначена для руководителей образовательных учреждений, педагогов физической культуры общеобразовательных учреждений... | ||
Методические рекомендации удк 37. 013 Ббк 74. 05 Методические рекомендации предназначены для педагогов общеобразовательных школ, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного... | Методические рекомендации для учителей и инструкторов по физической культуре Липецк 2011 В методических рекомендациях в логической последовательности раскрывается техника и методика обучения способам передвижения на лыжах;... | ||
Письмо Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских... При разработке методических рекомендаций использованы следующие нормативные правовые документы и методические материалы | ||
Дополнительного образования по общей физической подготовке для групп «выравнивания» Москва 2010 Программа подготовлена физкультурно-спортивным объединением Центрального округа и Детско-юношеским клубом физической подготовки «Центральный»... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования... Далекому мужеству верность храня…: Сборник для педагогов дополнительного образования по организации и проведению мероприятий, посвящённых... | ||
Методические рекомендации по написанию курсовых работ студентами... Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) по дисциплинам выпускающей кафедры... | Методические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов... Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | ||
Методические рекомендации к написанию реферата по физической культуре... Методические рекомендации разработаны в помощь студентам очного и заочного отделения все специальностей для написания реферата по... | Методические рекомендации к проведению анализа и самоанализа урока физической культуры «Программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов, отнесенных по состоянию здоровья к смг» |