Скачать 228.99 Kb.
|
Управление образования города Калуги Информационно-методический центр города Калуги Методические рекомендации к проведению анализа и самоанализа урока физической культуры Калуга 2011 Методические рекомендации к проведению анализа и самоанализа урока физической культуры / составитель С.Н. Соловьева, методист МОУ «Информационно – методический центр» г. Калуги. – Калуга, 2011 Данные методические рекомендации адресованы преподавателям физической культуры общеобразовательных учреждений г. Калуги. Их цель – оказание практической помощи в проведении анализа и самоанализа урока. Урок физической культуры Место проведения: спортивный зал МОУ «Средняя общеобразовательная школа № ___» г. Калуги Время: 10ч. 10мин. Класс: 4б Тема урока. Знакомство с современными спортивно-оздоровительными системами физических упражнений: туризм. (Сюжетно – ролевая игра) Тип урока: обучающее – развивающий Задачи:
Инвентарь: Гимнастическая скамейка, набивные мячи 4 – 5 штук, маты 10 штук, 2 стойки с натянутой верёвкой на высоте 30 – 40см, гимнастическая стенка из 4 секций, канат, малый резиновый мяч. Расположение в зале Ход урока. I. Подготовительная часть (12 минут) Построение учащихся в шеренгу по одному. Сдача раппорта. – Здравствуйте ребята. (Ответ детей) – Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из видов самодеятельных групповых занятий – туризмом. Будем учиться преодолевать горизонтальные и вертикальные препятствия, развивать такие физические качества как сила, выносливость, координация. Туризм - один из видов активного отдыха, распространён в большинстве стран мира. Существуют многочисленные виды и формы туризма. Какие из них вы знаете? (Ответы детей) – Молодцы, есть ещё и другие (дополнить ответы учащихся)
Участие в туристских походах способствует развитию таких качеств, как инициатива и взаимовыручка, настойчивость, сила воли и дисциплинированность. На туристской тропе могут встретиться различные трудности и даже опасности. Некоторые из них связаны с реальными природными препятствиями (перевалами, болотами, порожистыми реками, оврагами, лесными зарослями). Чтобы их преодолевать необходимо, развивать в себе физические качества: силу, выносливость, координацию. Ну что ж вы готовы, тогда в путь. Направо, шагом марш. Учащиеся начинают движение по залу в колонне по одному строевым шагом, затем переходят на ходьбу обычным шагом. – В походе необходимо экономить энергию. Один из способов её сохранения – выработка правильной походки. Не надо раскачиваться на ходу. Идти надо слегка согнув ноги в коленях и не стремиться делать большие шаги. Виды ходьбы:
– Класс, на месте стой! Налево! На первый-второй рассчитайсь! Первые три шага вперёд! Разминка
– В лесу можно встретить разных животных. Давайте попробуем показать, как они могут передвигаться.
Упражнение на восстановление дыхания II. Основная часть (23 минуты) – Далее вы будете работать по станциям, группами (I – белые, II – синие, III – фиолетовые, IV – зелёные). (Жеребьёвка выполнена заранее, учитывая симпатия учащихся) – Внимание! Условия работы на каждой станции. Вы будете преодолевать следующие препятствия: (1 ученик показывает)
На каждом этапе учащиеся находятся 1 минуту, затем 1 минута отдыха и переход на следующую станцию. – Вот и добрались с вами до назначенного места. Можно разбивать лагерь, готовить еду и отдыхать. Лучшим средством отдыха является игра. Я предлагаю вам поиграть в игру «Охотники и утки» (списание игры смотри в приложении). Белые и синие группы будут «охотниками», а фиолетовые и зелёные группы будут «утками», потом поменяетесь ролями. III. Заключительная часть. (5 минут) – Мы славно провели время, пора возвращаться домой. Построились в шеренгу. На пути домой я предлагаю поиграть ещё в одну игру «Маскировка в колоннах» (описание игры в приложении). За направляющими шагом марш. – Вот мы с вами и вернулись домой. Наш урок подходит к концу. Пора подвести итоги. Я думаю, что вы научились преодолевать препятствия, которые вам могут встретиться в походе, а чтобы их преодолевать, нужны хорошие физические данные, и мы их с вами должны развивать. Ребята, чем вам запомнился наш урок? (Ответы детей). – Ребята, мне понравилось с вами работать. Спасибо вам за урок. До свидания. ПриложениеПроход через реку по бревну Используется гимнастическое бревно (или перевёрнутая гимнастическая скамейка), на котором находятся набивные мячи. Учащийся должен пройти по бревну переступая набивные мячи, дойдя до конца бревна спрыгнуть на мат. После этого следующий ученик делает тоже самое. Лесные заросли На полу находятся 2 стойки с натянутой верёвкой на высоте 30 – 40см. Учащийся должен проползти под ней, не задев её ни какой частью тела. Лазание по деревьям Используется гимнастическая стенка с 4 секциями. Учащийся залезает по первой секции стенки вверх, переходит на вторую секцию и спускается вниз, не наступая на пол, переходит на третью секцию и опять поднимается вверх, переходит на четвёртую секцию, спускается вниз и возвращается к первой секции. Переправа через овраг «Маятник» Используется канат, закреплённый на потолке. На полу под канатом лежит гимнастический мат. Ученик держась руками за канат должен перепрыгнуть мат, не задев его ногами и приземлиться в обруч, который находится с другой стороны мата. Описание игры «Охотники и утки» («Круговая лапта») Одна из команд – «утки» - становится в середину большого, заранее очерченного круга, другая – «охотники» - снаружи круга. Охотники стараются попасть волейбольным мячом в уток. Утки, которых коснулся мяч, выходят из игры. Роли меняются, когда охотники пересалят всех уток. Выигрывает команда, которая за меньшее количество времени выбьет уток. Указания к игре. 1) Утки могут бегать только в кругу, а охотники бить уток только со своего места; 2) Следует обратить внимание играющих на то, что охотникам выгодно перебрасывать мяч друг другу и бить им в уток только тогда, когда те находятся близко от игрока с мячом; 3) можно выигрыш подсчитать не по времени, а по количеству ударов мячом по уткам, причём пасовка за удар не считается. Описание игры «Маскировка в колоннах» Класс построен в колонну по четыре. Каждая колонна – команда, которая по ранее обусловленному сигналу начинает двигаться за ведущим в разных направлениях. По произвольному сигналу учителя «Копна!», «Тропинка!», «Кочки!», играющие образуют круг с поднятыми руками (копна); кладут руки на плечи впереди идущих (тропинка); приседают (кочки). Самоанализ урока физической культуры в 4б классе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №___» г. Калуги Дата проведения: ___________ Учитель: ______________________ Урок физической культуры проводился в незнакомом классе, что создало определённые трудности при планировании и организации урока. При знакомстве с детьми, я отметила, что дети разные по уровню физического развития, темпераменту, характеру, здоровью. Из 18 учащихся: 16 детей имеют подготовительную группу здоровья, 2 учащихся – подготовительную, детей со специальной медицинской группы и освобождённых от занятий физической культурой нет, но 3 ученика - временно освобождённые. При подготовке урока старалась учитывать эти данные: временно освобождённые дети были помощниками на станциях. Тема моего урока: «Знакомство с современными спортивно-оздоровительными системами физических упражнений: туризм». Урок был проведён в форме сюжетно-ролевой игры, тип урока: обобщающее-развивающий. На уроке были поставлены следующие задачи:
Всё содержание урока было подчинено решению поставленных задач. Необычный по форме урок, тем не менее, сохранил в себе все этапы современного урока физической культуры. С целью решения оздоровительных задач мною были взяты упражнения на осанку, для укрепления мышц стопы, дыхательные упражнения. На уроке использовался теоретический материал с целью расширения кругозора и эрудиции учащихся. Он предлагался детям ненавязчиво в процессе перехода от одного этапа к другому. Запоминание теоретического материала проходило в процессе беседы с использованием наглядности, игровых моментов. Дейл Карнеги говорил: «На свете есть только один способ побудить кого-либо, что-либо сделать, это заставить захотеть это сделать». Поэтому, я считаю, что мотивация один из важных моментов в организации урока. Полагаю, что сюжетно-ролевая игра как нельзя лучше способствует этому. Не зная психологических особенностей детей, с которыми пришлось проводить урок, я старалась построить его в соответствии с программными требованиями, подбирая материал с учётом возрастных особенностей. Стремилась создать положительный эмоциональный настрой. Мне кажется, это удалось, у нас с детьми сложились тёплые доброжелательные отношения. Все этапы урока – это единое целое, где каждый последующий вид работы логически вытекал из предыдущего с нарастанием нагрузки от этапа к этапу и снижение её к концу урока. I этап. Подготовительный. Этот этап я проводила с целью организации учащихся, функциональной подготовки организма к нагрузкам в основной части. Для этого была проведена разминка. В ней использовались разновидности ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения. При подборе упражнений я стремилась не отступать от сюжета игры, а также следила за двигательной активностью учащихся (моторной плотностью). II этап. Основной. Основной этап был проведён в форме работы по станциям, на которых отрабатывались 4 вида упражнений, необходимых в туристических походах.
Учащиеся активно участвовали в уроке, чему во многом способствовала чёткость в организации работы станций, грамотный инструктаж, а также игровая форма проведения урока. В течение урока я следила за соблюдением техники безопасности, организации страховки, взаимопомощи. В этом мне помогали временно освобождённые дети: Таня, Кирилл, Настя. Спасибо им. III этап. Заключительный этап. На заключительном этапе я постаралась создать предпосылки к восстановлению организма к полноценной работе на последующих уроках, воспитанию коллективизма. С этой целью провела игру «Маскировка в колоннах», где продолжалась работа в группах, что способствовало воспитанию чувства товарищества и взаимопомощи. При подведении итогов урока отмечалось, что работа учащихся была продуктивной. Дети с намеченными задачами справились. На своём уроке я использовала следующие формы и методы работы. Фронтальный – при выполнении разминки; проблемный – в начале урока, с целью мотивации; словесный – при отработке навыков, а также наглядный метод, работа по образцу, взаимоконтроль и самоконтроль, индивидуальный, комбинированный. С учётом физических возможностей учащихся осуществлялась дифференциация. В основу дифференциации положены не только объём и содержание, но и степень помощи со стороны учителя, а также степень участия каждого в работе на уроке. (Дети с высоким и выше среднего уровнем развития выполняли усложненный вариант заданий, давали образец выполнения задания). Конечно, надо отметить большую подготовку к уроку, осознание психологической цели и внутренней готовности к её осуществлению. Доброжелательную атмосферу, высокую работоспособность учащихся в течение всего урока старалась обеспечить за счёт личностно-ориентированного подхода (ребята были разбиты на группы по симпатиям); за счёт установки в начале урока на конечный результат; за счёт разнообразных видов деятельности; использование игры. Урок способствовал общему развитию личности каждого школьника и детского коллектива в целом. Считаю, что основные задачи, поставленные на уроке, достигнуты. Схема самоанализа урока
Педагогический анализ урока физической культуры в классе школы № ____ г. Калуги Урок проводил___________________________________________________________ Дата проведения «___» ____________ 20__г. В классе по списку ____ чел., занималось ______чел., освобождено ___чел. Задачи урока: 1. __________________________________________________________________________ 2. _____________________________________________________________________________________________ 3. _______________________________________________________________________________________________ 4.____________________________________________________________________________________________ 1. Подготовленность учителя к уроку
2. Организация урока
3. Обучение на уроке
4. Воспитание физических качеств
1. Как решались на уроке задачи:
2.Воспитание моральных и волевых качеств, их целесообразность. 3. Какие методы при этом применялись: убеждение, поощрение, наказание. 4. Умение педагога владеть классом, формировать сознательное отношение к занятиям, обеспечить заинтересованность учащихся.
Урок проводил: _______________________________ Урок анализировал: ____________________________ Схема анализа урока
5. Основные достоинства. 6. Основные недостатки. 7. Достижение поставленных целей. 8. Над чем надо работать. Схема анализа урока с позиций здоровьесбережения.
В конце урока обратить внимание на показатели:
Примерная схема полного анализа урока Анализ цели урока. Вопросы для анализа: 1.Правильность и обоснованность цели урока с учётом:
2. Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов. 3. Степень достижения поставленной цели. Анализ структуры и организации урока Вопросы для анализа:
Анализ содержания урока. Вопросы для анализа.
Анализ методики проведения урока (деятельность учителя) Вопросы для анализа:
Анализ работы учащихся на уроке Вопросы для анализа:
Анализ домашнего задания Вопросы для анализа:
Оценка санитарно-гигиенических условий урока Вопросы для анализа:
Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом, либо при наличии соответствующего образования)
|
Методические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | ||
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | ||
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | ||
Методические рекомендации по написанию курсовых работ студентами... Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) по дисциплинам выпускающей кафедры... | Методические рекомендации по разработке воспитательного мероприятия... ... | ||
Методические рекомендации к написанию реферата по физической культуре... Методические рекомендации разработаны в помощь студентам очного и заочного отделения все специальностей для написания реферата по... | Методические рекомендации по проведению урока по теме: «Возрождение... Автор-составитель: Хамитова Г. Р., к п н., доцент кафедры начального образования иро рт | ||
Методика уроков физической культуры в первом классе Кроме того, в нее входят 2 урока физической культуры в неделю, 1-2 занятия кружка физической культуры, а по воскресным дням загородные... | Методические рекомендации по организации и проведению II (зонального) и III Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –... | ||
Методические рекомендации по проведению научно-практических исследований... Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы | Рекомендации по введению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении... | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий.... Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22 | Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению... |