Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни»





Скачать 431.02 Kb.
НазваниеМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни»
страница1/4
Дата публикации31.10.2014
Размер431.02 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
  1   2   3   4
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России


Кафедра детских болезней с курсом ПО


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Детские болезни»

для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения)
К КЛИНИЧЕСКОМУ ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 3

ТЕМА: «Хронические бронхолегочные заболевания. Альвеолиты. Облитерирующий бронхиолит»
Утверждены на кафедральном заседании

протокол № 3 от 27 октября 2011 г.
Заведующий кафедрой

д.м.н., профессор _________________________________________ Ильенкова Н.А.
Составители:

д.м.н., профессор _________________________________________ Ильенкова Н.А.
к.м.н., ассистент _________________________________________ Чикунов В.В.

Красноярск

2012

  1. Тема занятия: «Хронические бронхолегочные заболевания. Альвеолиты. Облитерирующий бронхиолит».

  2. Значение темы: В последние годы проблема пороков развития бронхолегочной системы привлекает внимание медицинской общественности. В настоящее время многие врачи испытывают затруднение в диагностике данной группы заболевания у детей, что способствует ранней хронизации и инвалидизации процесса, развитию дыхательной недостаточности, формированию хронической гипоксии тканей. Большое значение имеет раннее распознавание первых симптомов

заболевания, квалифицированное обследование и уточнение диагноза,

назначение своевременной терапии.

По данным многих авторов известно, что в условиях растущего организма

с хорошими компенсаторными возможностями при регулярном

наблюдении и адекватном лечении ребенка с пороками развития

бронхолегочной системы, можно стабилизировать прогрессирующий

процесс.

  1. Цели занятия: На основе теоретических знаний и практических умений, обучающийся должен знать современные методики диагностики пороков развития бронхолегочной системы у детей старшего возраста, уметь назначить рациональную терапию с учетом нозологической принадлежности, иметь представления о принципах диспансерного наблюдения детей с пороками трахеобронхиального дерева и легких, иметь навыки оценки результатов рентгенограммы и бронхограммы спирограммы.

  2. План изучения темы:

    1. Самостоятельная работа:

- ознакомление с физикальными методами обследования детей (проводится под контролем преподавателя) -

- беседа с родителями

- оценка рентгенограмм, интерпретация результатов анализов

- запись результатов обследования в истории болезни детей,

- выявление типичных ошибок

    1. Исходный контроль знаний

- тестирование

- индивидуальный устный или письменный опрос

- фронтальный опрос,

- решение типовых задач.

    1. Самостоятельная работа по теме:

- разбор больных;

- заслушивание рефератов;

    1. Итоговый контроль знаний:

- решение ситуационных задач;

- подведение итогов.



  1. Основные понятия и положения темы:

ПОРОК РАЗВИТИЯ - аномалия внутриутробного развития, повлекшая за собой грубые изменения строения и функции органа или ткани.

Классификация пороков развития трахеи, бронхов,

легких и легочных сосудов:

I. Пороки, связанные с недоразвитием бронхолегочных структур:

Агенезия легких

Аплазия легких

Гипоплазия легких

II. Пороки развития стенки трахеи и бронхов:

А. Распространенные пороки

Трахеобронхомегалия

Трахеоброхомаляция

Синдром Вильямса-Кемпбелла

Бронхомаляция

Бронхиолоэктатическая эмфизема

Б. Ограниченные пороки

Врожденные стенозы трахеи

Дивертикулы трахеи и крупных бронхов

Трахеобронхопищеводные свищи

Врожденная лобарная эмфизема

III. Кисты легких

IV. Секвестрация легких

V. Синдром Картагенера

VI. Пороки развития легочных сосудов

Агенезия и гипоплазия легочной артерии и ее ветвей

Артериовенозные аневризмы и свищи

Аномальное впадение (транспозиция) легочных вен
ПОРОКИ, СВЯЗАННЫЕ С НЕДОРАЗВИТИЕМ БРОНХОЛЕГОЧНЫХ СТРУКТУР

1. Агенезия легкого – отсутствие легкого вместе с главным бронхом

2.Аплазии легкого – отсутствие ткани легкого при наличии рудиментарного главного бронха.

Общая характеристика

Возникают в результате нарушений на ранних (конец 6 недели) этапах эмбриогенеза

У 50-60% больных сопровождается пороками развития других органов: диафрагмальной грыжей, дефектами позвонков и ребер, пороками сердца, мочеполовой системы

Место отсутствующего легкого занимают смещенные органы средостения

Двусторонняя агенезия или гипоплазия легкого встречается редко и несовместима с жизнью

3. Гипоплазия легких – одновременное недоразвитие бронхов и легочной паренхимы.

3.1. Простая гипоплазия легкого - редко встречающаяся врожденная аномалия, в основе которой лежит относительно равномерное недоразвитие органа с отчетливой редукцией бронхиального дерева (до 10—14 гене­раций вместо 18—24 в норме) в отсутствие выраженных кистоподобных расширений бронхов.

Общая характеристика

Может протекать бессимптомно

В большинстве случаев в недоразвитом легком возникает хронический инфекционный процесс

Чаще локализуется в левом легком, в нижних долях вдвое чаще, чем в верхних

Первые признаки заболевания в виде пневмонии или бронхита на 1-2 году жизни

В дальнейшей повторные эпизоды бронхита или пневмонии 3-6 раз в год

Сочетание с внелегочными пороками разви­тия (декстрокардия, расщепление грудины, врожденная паховая грыжа, синдактилия)

3.2. Кистозная гипоплазия (поликистоз) – недоразвитие респираторного отдела и стенок бронхиол, приводящее к формированию множественных кистоподобных расширений.

Общая характеристика

Поликистоз легких (кистозная гипоплазия) составляет 60-80% от всех пороков развития

Часто сочетается с другими пороками разви­тия (диафрагмальной грыжей, пороками развития костной системы, мочеполовых органов, сердца, цент­ральной нервной системы, пищеварительного тракта)
Формы:

Бессимптомная форма

Легкое течение

Средней тяжести

Тяжелая форма
ПОРОКИ РАЗВИТИЯ СТЕНКИ ТРАХЕИ И БРОНХОВ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ
1. Трахеобронхомегалия (синдром Мунье-Куна, мегатрахея, трахеоцеле) - резко выраженное врожденное расширение трахеи и крупных бронхов.

Общая характеристика

Впервые описано Мунье-Куном в 1932 г

Путь наследова­ния — рецессивный

Преимущественно болеют мальчики
2. Трахеобронхомаляциясостояние, при котором имеется повышенная подвижность стенок трахеи и бронхов – сужение просвета на выдохе и расширение при вдохе.

Общая характеристика

Врожденные морфологические изменения хрящевого и соединительно-тканного каркаса трахеи и бронхов

Нередко как следствие обструктивного бронхита
3. Синдром Вильямса - Кэмпбелла проявляется генерали­зованными бронхоэктазами, обусловленными дефектом бронхиальных хрящей.

Общая характеристика

первые описан Williams и Campbell в 1960 г.

Предполагается аутосомно-рецессивное наследование

Заболевание встреча­ется чаще у мужчин

Имеет место врожденное отсутствие или недоразвитие хрящей брон­хов на уровне от 2 до 6-8 генераций

Прогресси­рует с возрастом, осложняясь эмфизе­мой легких, пневмосклерозом и легочно-сердечной недостаточностью, отста­ванием в физическом раз­витии

Клинические симптомы болезни появляются в ран­нем детском возрасте

Начало за­болевания чаще всего острое и сопровождается тяже­лой дыхательной недостаточностью
4. Бронхомаляция

Общая характеристика

Напоминает синдром Вильямса-Кемпбелла

Варианты:

1.Проксимальный тип

2.Смешанный тип

ОГРАНИЧЕННЫЕ ПОРОКИ ТРАХЕИ И БРОНХОВ

1.Врожденные стенозы трахеи

Различают:

органические

функциональные
Органические стенозы

Первичные (связанные с изменениями в самой стенке воздухопроводящих путей)

Вторичные (или компрессионные) (просвет трахеи или бронхов сдав­ливается извне)

Причина первичного органического стеноза

Анома­лия развития стенки трахеи или бронха

Сужение за счет недоразвития мембранозной части, в результате чего хрящевые кольца оказываются пол­ностью или частично замкнутыми, а просвет — суженным

Причины вторичного органического стеноза

Двойная дуга аорты (при которой одна из аномальных ветвей дуги аорты располагается позади трахеи и пищевода, в результате чего оба трубчатых органа оказываются сдавленными в узком пространстве между двумя крупными арте­риальными сосудами)

Эмбриональная опухоль средостения

Функциональный стеноз

Причина

Врож­денная слабость и патологическая растяжимостью мембранозной стенки трахеи, что при вдохе, а особенно при кашле или крике ребенка (повышается внутригрудное давление), происходит пролабирование мембранозной стенки внутрь с частичным или полным перекрытием просвета (экспираторный коллапс)
Дивертикулы нижних дыхательных путей - порок развития, состоящий в бухтообразном выпячивании их стенок, обусловленном врожденной слабостью или недоразвитием эластического каркаса и мышечного слоя последних.

Общая характеристика

Располагаются в зоне мембранозной стенки трахеи и крупных бронхов или в промежутках между хрящевыми коль­цами.

Дивертикулы

Одиночные

Множественные
Врожденные трахео- или бронхопищеводные свищи представляют собой тяжелый порок развития, который может обусловить летальный исход уже в ранние сроки после рождения.
Врожденная лобарная эмфизема (синонимы - врож­денная локализованная эмфизема, гигантская эмфизема, эмфизема напряжения) - порок развития, характери­зующийся растяжением паренхимы доли легкого или сегмента и выявляющийся преимущественно в раннем детском возрасте.

Формы лобарной эмфиземы

Декомпенсированная

Субкомпенсированная

Компенсированная

БРОНХОГЕННЫЕ (солитарные) КИСТЫ ЛЕГКОГО

Бронхогенная (бронхолегочная, бронхиальная, воздушная бронхогенная и др.) киста легкого - порок развития одного из мелких бронхов. Представляет собой округлое поло­стное тонкостенное образование, выстланное изнутри эпителием и содержащее слизистую жидкость или воздух.
СЕКВЕСТРАЦИЯ ЛЕГКОГО

Секвестрация легких - порок развития, характеризующийся двумя признаками: отсутствием связи пораженного участка (часть легочной ткани, обычно ано­мально развитой и представляющей собой кисту или группу кист) с бронхиальной системой легкого и кровоснабжения из аномальных артерий, отходящих непосредственно от аорты или ее ветвей.

Общая характеристика

Секвестр - масса нефункционирующей эмбриональной или кистозной ткани, не имеющей связи с функционирующими дыхательными путями и снабжаемой кровью из большого круга кровообраще­ния

  • Внутри секвестра может быть обнаружена ткань желудка или поджелудочной железы.


Формы легочной секве­страции

  • Внутридолевая секвестрация

  • Кистозная гипоплазия

  • Внедолевая сек­вестрация


НЕОБЫЧНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ АНАТОМИЧЕСКИХ

СТРУКТУР ЛЕГКОГО

Синдром Зиверта – Картагенера - характерное сочетание обратного рас­положения легких, бронхоэктазии и патологии околоносовых пазух (гипоплазия или врожденное отсутствие, хронический синусит).

Общая характеристика

Частота встречаемости 1:30000-60000 обследованных

Сочетается с врожденным наруше­нием мукоцилиарного клиренса, правосторонним расположением сердца

С раннего возраста рецидивирующие гнойные бронхиты
АНОМАЛИИ КРОВЕНОСНЫХ И ЛИМФАТИЧЕСКИХ

СОСУДОВ ЛЕГКИХ
1. Периферические стенозы легочной артерии и ее ветвей

Общая характеристика

Редкий порок развития

Сужение формирется в стволе легочной артерии выше клапанов (надклапанный стеноз), в правой, левой, а также в долевых и сегментарных ветвях
2. Врожденная артериовенозная аневризма легочных сосудов — это врожденные пато­логические сообщения, через которые происходит сброс веноз­ной крови в артериальное русло, приводящий к артериальной гипоксемии.

Общая характеристика

Одиночные свищи между артериями и венами, чаще на уровне сегментарных, субсегментарных или еще более мелких артерий

Системный характер (как в легких, так и в других органах и тканях имеются множественные рассеянные артериовенозные сообщения на уровне артериол и прекапилляров) - синдром Ослера — Рандю

Морфологические классификационные системы интерстициальных болезней легких


Классификация

интерстициальных пневмоний

(Liebow, 1975 г.)

Классификация интерстициальных легочных фиброзов

(Katzenstein and Myers Classification of IPF, 1998 г.)

Классификация интерстициальных легочных фиброзов Американской Торакальной Ассоциации, 2000г.

UBP - обычная интерстициальная пневмония

DIP-десквамативная интерстициальная пневмония

BIP – облитерирующий бронхиолит с интерстициальной пневмонией

LIP – лимфоидная интерстициальная пневмония

GIP – гигантоклеточная интерстициальная пневмония

UBP - обычная интерстициальная пневмония

DIP-десквамативная интерстициальная пневмония

AIP – острая интерстициальная пневмония

NSIP – неспецифическая интерстициальная пневмония

UBP - обычная интерстициальная пневмония

DIP-десквамативная интерстициальная пневмония

AIP – острая интерстициальная пневмония

NSIP – неспецифическая интерстициальная пневмония

PBILB – респираторный бронхиолит с интерстициальным легочным фиброзом

Легочный гистиоцитоз X

Гиперсенситивный пневмонит

Неклассифицируемые болезни

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся №6 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся №5 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Факультетская...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся №3 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся №3 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся №3 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск