Реферат по дисциплине: Правоведение На тему: Понятие государственного аппарата. Признаки государственных органов





Скачать 154.83 Kb.
НазваниеРеферат по дисциплине: Правоведение На тему: Понятие государственного аппарата. Признаки государственных органов
Дата публикации02.11.2014
Размер154.83 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ /МУБиНТ/

Вологодский филиал

реферат
по дисциплине:
Правоведение
На тему:
Понятие государственного аппарата. Признаки государственных органов.


Выполнил(а) студент(ка) группы

ВЗБ5ЭК-11

Карабанова Евгения Александровна
Научный руководитель-ст. преподаватель А. Н. Глазков

« » 200 г.
Дата сдачи: 7 февраля 2014 года
Оценка___________________



Вологда, 2014
Содержание.
Введение………………………………………………………………...3

1. Понятие государственного аппарата………………………………….4

1.1. Принципы государственного аппарата………………………….4

1.2. Элементы государственного аппарата…………………………..4-5

1.3.Условия государственного аппарата……………………………..5

2. Понятие государственных органов……………………………………5

2.1. Структура государственного аппарата………………………….6-8

2.2. Признаки государственных органов…………………………….8

3. Правовые принципы организации и деятельности органов

государственной власти…………………………………………………...8-15

Заключение………………………………………………………………15-16

Список используемой литературы……………………………………..17

Введение
Государство как сложная социальная система со своими элементами – публичная власть, граждане, территория и границы, общие дела, бюджет и налоги, правовой порядок, официальное участие в мировом обществе – выявляет свой потенциал в процессе жизнедеятельности.

Управление государственными делами требует высокой организованности, компетентности и профессионализма. Для этого служит государственный аппарат – как опорная конструкция государства, с помощью которого можно добиться устойчивости государства и его воздействия на политические, экономические и социальные процессы. По-другому государственный аппарат называют механизмом государства.

Государственный аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. Аппарат является важнейшим составным элементом любого государства.

В основе построения и функционирования государственного аппарата лежат объективные и субъективные факторы, предопределяющие наиболее важные особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов деятельности, которые способствуют соединению его различных составных звеньев в единую систему. Аппарат любого государства — это не механическое соединение его отдельных органов, а их четко организованная, строго упорядоченная целостная система.
1. Понятие государственного аппарата.
Основным орудием государственной власти считается государственный аппарат и государственные органы как его структурно оформленные звенья.

Государственный аппарат – это система специальных органов и учреждений — конкретных и абстрактных субъектов и объектов, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.

Государственный аппарат служит системообразующим для восприятия его как целостного явления.

Задача государственного аппарата: Своевременное и эффективное решение актуальных проблем развития общества и государства и предотвращения негативных явлений.
1.1.Принципы государственного аппарата.
Основными принципами государственного аппарата являются:

- Конституционность, законность любых действий и инициатив;

- Оптимальность структуры, численности и распределения функций органов государственного аппарата;

- Ответственность государственного аппарата за результаты собственной работы;

- Политическая лояльность;

- Профессионализм, компетентность должностных лиц.
1.2. Элементы государственного аппарата.
В систему государственного аппарата входят следующие элементы:
- Органы законодательной власти (прежде всего парламент, законодательные органы субъектов федерации);

- Органы исполнительной власти (правительство, исполнительные органы власти субъектов федерации);

- Система судебных органов;

- Система надзорных и других контролирующих органов.
1.3.Условия государственного аппарата.
Государственный аппарат призван функционировать эффективно и

бесперебойно, иначе решение политических, экономических и социальных задач не будет результативным, и государство станет слабеть.
Для этого необходимо соблюдение следующих важных условий:

- Обеспечивать стабильность власти и устойчивость конституционных институтов;

- Последовательно выполнять функции, возложенные на государственные органы;

- Правильно использовать методы правового регулирования в экономической, социальной и политической сферах;

- Поддерживать баланс элементов государственного аппарата, не допуская преувеличенной роли одних и недооценки других;

- Способствовать демократизации власти и широкому участию граждан в управлении государственными делами.
2. Понятие государственных органов.
Государственный орган – структурно обособленная и юридически оформленная часть государственного аппарата, обладающая самостоятельностью для выполнения возложенных на него государственных функций.

2.1. Структура государственного аппарата.
Рассмотрим структуру государственного аппарата на примере Российской Федерации:
Государственный аппарат:

  1. Органы законодательной власти, во главе Президент РФ:

а.) Федеральное собрание:

- Совет Федерации

- Государственная Дума

  1. Органы исполнительной власти, во главе Президент РФ:

а.) Правительство:

- Председатель

- Зам. председателя

- Министры

  1. Органы судебной власти, во главе Президент РФ:

- Конституционный Суд России

- Верховный Суд России

- Высший Арбитражный Суд России

  1. Прокуратура.


Президент РФ – является центральной фигурой в системе органов государственной власти РФ. Избирается на должность гражданами России, путём голосования, на срок 4 года.
Его функции:

- Возглавляет систему исполнительной власти страны;

- Одновременно возвышается над всеми ветвями государственной власти, служит арбитром при разрешении их споров;

- Издаёт нормативные и ненормативные указы, распоряжения, обязательные для исполнения на территории всей страны. Подписывает и обнародует федеральные законы. Решает вопросы гражданства. Является Верховным главнокомандующим;

- Подписывает международные переговоры;

- Награждает государственными наградами, присваивает почётные и высшие специальные звания.

Правительство РФ – является высшим органом исполнительной власти в РФ. Председатель Правительства РФ утверждается Государственной думой РФ по представлению Президент РФ, а федеральные министры назначаются Президентом РФ.

Его функции:

- Обеспечивает единую денежную, финансовую и кредитную политику в стране;

- Разрабатывает и исполняет государственный бюджет, отчитывается за его исполнение;

- Управляет федеральной собственностью;

- Охраняет и защищает права и свободы человека;

- Обеспечивает оборону и безопасность;

- Проводит единую государственную политику в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения.
Федеральное собрание – высший законодательный и представительный орган РФ, который состоит из двух палат:

- Государственная Дума – состоит из 450 депутатов, которые избираются на 4 года по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе.

- Совет Федерации – состоит из 178 членов, которых делегируют субъекты федерации (по 2 от каждого), по должностному принципу из глав субъектов РФ, председателей законодательных органов субъектов РФ.

Функции:

- Принятие федеральных законов;

- Назначение должностных лиц;

- Могут отрешить Президента от должности, если ему предъявлено обвинение.
Суд – правосудие в РФ осуществляется путём конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства.

Высшими органами судебной власти в РФ являются:

- Конституционный Суд РФ – Высший судебный орган конституционного контроля.

- Верховный Суд РФ – особый централизованный государственный орган, возглавляемый Генеральным прокурором РФ, поддерживает правопорядок.

- Высший Арбитражный Суд РФ – разрешает экономические споры.
Прокуратура РФ – особый централизованный государственный орган, возглавляемый Генеральный прокурором РФ и подчинёнными ему нижестоящими прокурорами и служащий для контроля и надзора за состоянием законности в стране, поддержания правопорядка.

2.2. Признаки государственных органов.

Основными признаками государственных органов являются:

- Закрепление компетенции и наличие властных полномочий для её осуществления, т.е. право издавать обязательные предписания;

- Структурная обособленность в виде самостоятельной организации;

- Наличие постоянного персонала, государственных служащих;

- Материально-финансовое обеспечение деятельности органа.

3. Правовые принципы организации и деятельности органов государственной власти.
Правовые принципы организации и деятельности органов государственной власти следующие:
1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных органов и должностных лиц признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Человек, его права и свободы по Конституции – это высшая ценность, поэтому Конституция ограничивает государственную власть, обязывая ее признавать, соблюдать и защищать эти права, допуская их ограничение только временно и в особо предусмотренных Конституцией исключительных случаях.

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституция также устанавливает, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Деятельность органов государственной власти, должностных лиц, органов местного самоуправления должна быть подчинена обеспечению прав и свобод человека и гражданина. При несоблюдении этого принципа вступает в действие механизм судебного конституционного контроля и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применимого или подлежащего применению в конкретном деле.

Развивается также практика прямого применения Конституции, прежде всего в сфере защиты прав и свобод граждан и в деятельности других звеньев судебной власти – судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающие на права и свободы граждан.
2. Принцип народовластия.

Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации выступает ее многонациональный народ. Это означает, что все конституционные правомочия органов государственной власти и органов местного самоуправления исходят от народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно в форме всеобщего голосования (референдума), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Верховенство Конституции.

Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Ее верховенство гарантируется Конституционным Судом Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица должны сверять свои юридически значимые действия, прежде всего, с Конституцией, руководствоваться ею.

Нормы Конституции имеют непосредственное применение, т.е. органы законодательной власти при разработке и принятии законов должны руководствоваться конституционными положениями, т. е. эти законы не должны противоречить нормам Конституции. А органы исполнительной и судебной власти при применении законов в первую очередь должны руководствоваться нормами Конституции.
4. Принцип разделения властей.

Одной из незыблемых основ конституционного строя демократического правового общества является осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Цели принципа разделения государственной власти:

- Упорядочение работы государственного аппарата;

- Недопущение концентрации государственной власти в одних и тех же органах, чтобы не было произвола и злоупотребления этой властью.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны при осуществлении своих конституционных полномочий.

Система разделения властей не нарушает единства государственной власти, а, наоборот, создает определенное равновесие между самостоятельными ветвями государственной власти при осуществлении своих полномочий.

Разделение государственной власти реально существует на уровне народовластия, прямого или представительного, выражаемого органами законодательной, исполнительной и судебной власти в форме осуществления своих конституционных функций, а также взаимодействия, взаимного контроля, «сдержек и противовесов» между ними.
Законодательные органы:

- Издают законы, на основании которых действуют органы исполнительной и судебной власти;

- Осуществляют бюджетный контроль;

- Назначают или утверждают должностных лиц органов исполнительной и судебной власти.
Органы исполнительной власти:

- Претворяют в жизнь принятые органами законодательной власти законы.
Глава государства (президент):

- Утверждает и публикует принятые парламентом законы;

- Вносит в парламент законопроекты;

- Назначает судей, членов правительства, осуществляет помилование и т. д.

Органы судебной власти осуществляют правосудие, применяя законы при решении конкретных дел. Высшие органы судебной власти также дают толкование Конституции. А при несоответствии конституции предписаний законов и других нормативно-правовых актов, признают их не имеющими юридической силы.


  1. Принцип законности – основной метод осуществления деятельности органов государственной власти.

Принцип законности в деятельности органов государственной власти означает, во-первых, что все органы государства и их должностные лица должны действовать строго в рамках закона, во-вторых, обеспечивать исполнение законов всеми подчиненными организациями и учреждениями, в-третьих, обеспечивать охрану и защиту прав и свобод граждан.

Принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции Российской Федерации, где сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы».

При осуществлении своих полномочий в отношении государственных органов действует принцип: запрещено все то, что не разрешено законом.
6. Принцип федерализма в организации и деятельности органов государственной власти означает, что:

- все государственные органы образуют единую систему органов государственной власти;

- между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации разграничены предметы ведения (полномочия) – вопросы исключительного ведения Федерации, вопросы совместного ведения, вопросы исключительного ведения субъектов Российской Федерации;

- во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти органы государственной власти субъектов Российской Федерации равноправны между собой;

- субъекты Федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органов государственной власти;

- субъекты Федерации участвуют в формировании федеральных органов государственной власти (выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, участие в формировании судейского корпуса, дача согласия на назначение прокурора субъекта Федерации и др.).
7. Принцип равного доступа граждан к государственной службе.

Конституция Российской Федерации закрепляет, что граждане Российской Федерации в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой имеют равный доступ к государственной службе.

При приеме на государственную службу и при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Это положение полностью соответствует п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин должен иметь без, какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Вакантная государственная должность замещается на конкурсной основе с учетом профессиональной подготовки и личных качеств.
8. Принцип гласности в осуществлении государственной службы. Принцип гласности означает информирование граждан о деятельности государственных органов и государственных служащих. В средствах массовой информации должна освещаться деятельность государственных органов и государственных служащих, их успехи и недостатки. Гласность в работе государственной службы – необходимое условие повышения общественного мнения о ней, более активного ее участия в деятельности государственных органов, привлечения граждан к управлению государством. Только благодаря гласности может быть установлен общественный контроль за функционированием государственной службы.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 10) закрепляет и определенные рамки этого принципа, устанавливая, что государственный служащий обязан «хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан».


Заключение

В результате проведенного исследования по проблеме устройства государственного аппарата  государственной власти можно сделать следующий вывод.

Механизм государства, как система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм.

Эволюция его в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными особенностями, традициями управления и т.д. Устройство механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой конституции. Весь огромный разветвленный горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества.

Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков. Многие декларированные в конституции СССР положения наполняются реальным содержанием: разделение властей,  местное самоуправление, права человека и т.д.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Юридический энциклопедический словарь. – М., 1984. С. 301.

3. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / Под ред. М. Н. Марченко. – Том 1. Теория государства. – М.: 2001.Юристъ, 2004. – 592 с.

5. Яковлев А. И. «Основы правоведения», М: Издательский центр « Академия», 2007. – 336 с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по дисциплине: Правоведение На тему: Понятие государственного аппарата. Признаки государственных органов iconРеферат на тему №4 Место и роль органов исполнительной власти в системе...
Всероссийская государственная налоговая академия государственной налоговой службы РФ
Реферат по дисциплине: Правоведение На тему: Понятие государственного аппарата. Признаки государственных органов iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине правоведение
Правоведение как наука и учебная дисциплина. Понятие, предмет и функции правоведения. Система правоведения
Реферат по дисциплине: Правоведение На тему: Понятие государственного аппарата. Признаки государственных органов iconКурсовая работа по дисциплине «Документоведение» на тему: «документирование...
Для упрочения российской государственности рациональное управление документацией может послужить одной из важных опорных точек укрепления...
Реферат по дисциплине: Правоведение На тему: Понятие государственного аппарата. Признаки государственных органов iconРеферат по дисциплине правоведение на тему Исполнение обязательств....
Филиал Санкт – Петербургского инженерно – экономического университета в городе Пскове
Реферат по дисциплине: Правоведение На тему: Понятие государственного аппарата. Признаки государственных органов iconРеферат отчета о научно-исследовательской работе по теме: «Внерыночные...
В этом свете особую актуальность приобретают вопросы повышения эффективности деятельности государственного аппарата, увеличения удовлетворенности...
Реферат по дисциплине: Правоведение На тему: Понятие государственного аппарата. Признаки государственных органов iconТемы письменных работ (рефератов) по дисциплине "Правоведение"
Система органов законодательной и исполнительной власти в РФ. Функции Президента РФ
Реферат по дисциплине: Правоведение На тему: Понятие государственного аппарата. Признаки государственных органов iconРеферат на тему: «Банковская система Российской Федерации»
Банковская система Российской Федерации. Понятие, сущность, признаки, структура, роль в современном мире
Реферат по дисциплине: Правоведение На тему: Понятие государственного аппарата. Признаки государственных органов iconРеферат с элементами исследовательской деятельности по дисциплине:...
Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой....
Реферат по дисциплине: Правоведение На тему: Понятие государственного аппарата. Признаки государственных органов iconПрограмма по дисциплине «Государственный и муниципальный долг»
Целью данного курса является изучение теоретических основ государственного долга и стратегии и тактике государственных органов на...
Реферат по дисциплине: Правоведение На тему: Понятие государственного аппарата. Признаки государственных органов iconПрограмма по дисциплине «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного...
Сд 9 (СД. 6, Сд. 10, Сд. Ф. 6) «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата»
Реферат по дисциплине: Правоведение На тему: Понятие государственного аппарата. Признаки государственных органов iconРефератов по дисциплине «Правоведение»
Правовое государство и гражданское общество — понятие, принципы и конституционная основа. Конституционное право
Реферат по дисциплине: Правоведение На тему: Понятие государственного аппарата. Признаки государственных органов iconРеферат По предмету «Безопасность жизнедеятельности» Тема: «Защита...
Кабинета Министров Украины, министерств и других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций,...
Реферат по дисциплине: Правоведение На тему: Понятие государственного аппарата. Признаки государственных органов iconВопросы к экзамену по дисциплине «Правоведение»
Тематика контрольных работ по дисциплине История государственного управления в России
Реферат по дисциплине: Правоведение На тему: Понятие государственного аппарата. Признаки государственных органов iconРеферат Активизация познавательной деятельности
«Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного...
Реферат по дисциплине: Правоведение На тему: Понятие государственного аппарата. Признаки государственных органов icon«Понятие соучастия в преступлении и его признаки: теория и практика»
По дисциплине «Проблемы квалификации и методика расследования преступлений, совершенных в соучастии»
Реферат по дисциплине: Правоведение На тему: Понятие государственного аппарата. Признаки государственных органов iconРеферат по дисциплине: Психология менеджмента на тему: Организационное...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск