Программа дисциплины «История государства и права зарубежных стран» для направления 030900. 62 «Юриспруденция»





НазваниеПрограмма дисциплины «История государства и права зарубежных стран» для направления 030900. 62 «Юриспруденция»
страница1/10
Дата публикации05.11.2014
Размер1.25 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Право > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «История государства и права зарубежных стран» для направления 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики»
Факультет Права


Программа дисциплины

«История государства и права зарубежных стран»

для направления 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра

(«Редакция программы 2010 года»)
Автор программы:

Сафонов Александр Александрович, доктор юридических наук, профессор, профессор

кафедры теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ, e-mail: asafonov@hse.ru
В работе над программой принимали участие доцент Д.Ю. Полдников, старший преподаватель В.Ю. Скоробогатов

Одобрена на заседании кафедры теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ

«___» ____________ 2013 г. (протокол № ___)

Заведующий кафедрой, д.ю.н., профессор _________________ В.Б. Исаков
Рекомендована профессиональной коллегией «Право» УМС

«____» ______________ 2013 г. (протокол № _)

Председатель, д.ю.н., профессор _________________ А.С. Шаталов
Утверждена деканом факультета Права «___» _____________2013 г.
Декан факультета права, к.ю.н., доцент __________________Е.Н. Салыгин

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки.
Настоящая программа учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» устанавливает минимальные требования к знаниям, умениями и навыкам студента, содержанию и видам учебных занятий и отчетности, определяет компетенции выпускника в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, а также для студентов направления 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра.

Программа разработана в соответствии с:

    - Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра, утвержденным Ученым советом НИУ ВШЭ (Протокол от 02.07.2010. № 15).

    - Базовым учебным планом НИУ ВШЭ по направлению 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра.

    - Рабочим учебным планом НИУ ВШЭ по направлению 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра.



2. Цели освоения дисциплины.
История государства и права зарубежных стран принадлежит к числу фундаментальных юридических дисциплин, изучаемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации. Ее основная цель – сформировать у студентов отчетливое и достаточно полное представление об основных путях становления и развития государственно-правовой организации общества, дать им определенный объем конкретных знаний о том, в каких условиях и в каких формах это развитие происходило. Сочетание исторического и сравнительно-правового методов анализа в ходе преподавания курса позволяет не только проследить особенности формирования и эволюции национальных правовых систем, государственности у отдельных народов, но и выявить закономерности, динамику и направленность их развития в рамках общечеловеческой цивилизации и, в конечном итоге, понять происхождение современной государственно-правовой картины мира, весьма многообразной и противоречивой.

Специфика курса предопределяет включение в программу вопросов, связанных с изучением процессов взаимовлияния национальных государственно-правовых систем. Особенно велико значение синтезирующего начала в настоящее время, когда в мире стремительно набирают силу разнообразные интеграционные процессы, в том числе в области государственно-правового развития, осуществляемого согласно признанным мировым сообществом стандартам. Изучение этого опыта как условие профессиональной подготовки современного юриста высокой квалификации невозможно без знания основ истории государства и права зарубежных стран.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

oсвоения дисциплины.
Освоение дисциплины должно способствовать подготовке выпускника-бакалавра к решению следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в правотворческой деятельности:

участие в подготовке нормативных правовых актов;

в правоприменительной деятельности:

принятие правоприменительных актов, а также совершение иных действий, связанных с применением норм права;

в правоохранительной деятельности:

охрана прав и свобод человека и гражданина, правопорядка;

обеспечение законности, безопасности личности, общества и государства;

в правозащитной деятельности:

обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

в экспертно-консультационной деятельности:

разъяснение права, консультирование по правовым вопросам;

в педагогической деятельности:

преподавание правовых дисциплин;

правовое воспитание;

в научно-исследовательской деятельности:

участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем профессиональной деятельности;

подготовка публикаций, обзоров и аннотаций по правовой проблематике.
Исходя из этого, студент должен:
знать:

основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права зарубежных стран;

основные тенденции развития государственно-правовой организации общества;

условия и формы развития государственно-правовых институтов зарубежных стран, основные памятники права на различных этапах истории;

основные правовые и государственные идеи человечества;

состояние реализации прав и свобод человека и гражданина в современном мире;
уметь:

оперировать юридическими понятиями и категориями;

выявлять закономерности и динамику развития государства и права в современных условиях;

применять навыки анализа определяющих тенденций государственно-правового развития общества, а также политико-правовых источников, раскрывать их взаимосвязь с социальными условиями развития права и государства в разные эпохи;

анализировать основные мировоззренческие проблемы, связанные с развитием государства и права, возникавшие на различных этапах развития человечества;

владеть навыками:

применения сравнительно-правовых знаний в ходе законотворческой деятельности и экспертной оценки законов;
поиска и анализа информации, необходимой для научного обеспечения правотворческой, экспертно-консультационной и педагогической деятельности;

применения современного междисциплинарного научного инструментария для решения правовых задач;

подготовки обзоров, отчетов, научных публикаций;

преподавания правовых дисциплин, правового воспитания.
Освоение дисциплины способствует приобретению студентом следующих профессиональных компетенций:
1. Универсальные компетенции:

п/п

Код компетенции по ЕК

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

1.1. Общенаучные компетенции (ОНК)

1.

ОНК-1

Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального сознания.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

2.

ОНК-2

Способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

3.

ОНК-3

Использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

4.

ОНК-4

Способен анализировать социально значимые проблемы и процессы.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

5.

ОНК-5

Способен приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

1.2. Инструментальные компетенции (ИК)

6.

ИК-1

Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

7.

ИК-2

Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

8.

ИК-4

Обладает навыками презентации результатов своей деятельности.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

1.3. Социально-личностные и общекультурные компетенции (СЛК)

9.

СЛК-1

Владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

10.

СЛК-2

Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

11.

СЛК-3

Способен понимать движущие силы и закономерности государственно-правового развития, место и роль своей страны в этом процессе.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

12.

СЛК-5

Имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

13.

СЛК-6

Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.


2. Профессиональные компетенции

п/п

Код компетенции по ЕК

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)


Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

14.

ПК-1

Способен участвовать в разработке нормативных правовых актов.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

15.

ПК-4

Способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

16.

ПК-6

Способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

17.

ПК-9

Способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

18.

ПК-10

Способен уважать честь и достоинство личности, избирать законные способы защиты прав и свобод человека и гражданина, совершать юридически значимые действия по защите прав и свобод.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

19.

ПК-11

Способен толковать различные правовые акты.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

20.

ПК-14

Способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

21.

ПК-15

Способен управлять самостоятельной работой обучающихся.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

22.

ПК-16

Способен осуществлять правовое воспитание.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

23.

ПК-17

Способен проводить научные исследования.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.

24.

ПК-18

Способен делать научно-аналитические обзоры и аннотации по правовой проблематике.

Лекции, семинары, консультации; подготовка докладов-презентаций, рефератов, эссе; решение юридических казусов; выполнение курсовых и дипломных проектов; участие в конкурсах научных работ.


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин направления подготовки «Юриспруденция» и включена в его базовую (общепрофессиональную) часть (1 курс, 1-4 модуль).

Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами в ходе изучения школьных курсов «Всеобщая история» и «Обществознание». Для успешного освоения дисциплины студенты должны:

знать: основные этапы и ключевые события всеобщей истории с древности до наших дней; выдающихся деятелей всеобщей истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь: соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий.

Студенты должны также иметь общие представления: о праве и его роли в жизни общества и государства; о понятии, признаках и формах государства; о понятии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; о понятии правоотношений и видах юридической ответственности.

Развитие государства и права происходит под влиянием многих факторов, каждый из которых в свою очередь в той или иной степени изменчив. Нередко решающее воздействие на развитие государства и права оказывают события внутриполитической и международной жизни, социальные коллизии, идеологический режим, экономические процессы и культурные традиции. Зачастую доминирующую роль играют изменения в общественных настроениях, национальном сознании, демографические сдвиги, состояние окружающей среды и т.п. Таким образом, развитие государства и права обладает лишь относительной самостоятельностью, и истории государства и права зарубежных стран приходится учитывать «пружины» общего исторического процесса. Отсюда ее связь с общей (гражданской) историей.

История государства и права зарубежных стран является необходимой составной частью юридического образования. Она тесно соприкасается, взаимодействует с целым рядом сугубо юридических дисциплин. С общей теорией государства и права это взаимодействие наиболее активное: история государства и права зарубежных стран использует сформулированные ею категории при анализе государственно-правовых явлений прошлого. С отраслевыми юридическими науками, такими, как конституционное, гражданское, уголовное право связь выражается в том, что история государства и права зарубежных стран прослеживает исторические судьбы изучаемых ими институтов, историческую практику использования этих институтов. Знание истории государства и права зарубежных стран открывает широкие возможности для сравнительного правоведения.

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при освоении магистерских программ «История, теория и философия права», «Исламское право», реализуемых в НИУ ВШЭ, а также аспирантуры по специальности 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве».

5. Тематический план учебной дисциплины.




Название раздела, темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

2

3

4

5

6

7

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЭПОХИ ДРЕВНЕГО МИРА

1.

Введение.

Возникновение государства и права.

6

2







4

2.

Государства Древнего Востока (древневосточные цивилизации).

10

4







6

3.

Право древневосточных цивилизаций.

Семинары 1-3

14




6




8

4.

Античные государства (греко-римская античная цивилизация).

10

4







6

5.

Право Древней Греции и Древнего Рима (греко-римской античной цивилизации). Семинары 4-6

12

2

6




4

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

6.

Государства средневековой Европы (европейская феодальная христианская цивилизация).

14

6







8

7.

Право средневековой Европы.

Семинары 7-12

22

4

12




6

8.

Государства средневекового Востока (средневековые восточные цивилизации).

10

4







6

9.

Право средневекового Востока.

Семинар 13-14

12

2

4




6




Формы текущего контроля

Эссе, контрольная работа (тест)




Промежуточный контроль

зачет




РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ.

НОВОЕ ВРЕМЯ (XVII – XIX вв.)

10.

Государства Европы в Новое время.

Семинары 15, 17, 19 (часть I)

22

8

6




8

11.

Североамериканская государственность в Новое время. Семинар 16

12

2

2




8

12.

Государственность в Латинской Америке в Новое время.

6

2







4

13.

Государства Азии в Новое время.

10

4







6

14.

Развитие права в Новое время.

Семинары 18, 20

20

4

8




8

РАЗДЕЛ IV. ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ. НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД (XX – начало XXI вв.)

15.

Государственно-правовое развитие США. Семинар 21

12

2

4




6

16.

Государственно-правовое развитие Западной Европы.

Семинар 19 (часть II), 22-23

20

4

8




8

17.

Государства Центральной и Юго-Восточной Европы.

8










8

18.

Государства Азии.

10

2







8

19.

Распад колониальных систем и образование независимых государств.

10

2







8

20.

Тенденции государственно-правового развития в XX – XXI вв. Семинар 24

12

2

4




6




Всего часов:

252

60

60




132




Формы текущего контроля

реферат, домашнее задание, контрольная работа




Итоговый контроль

Экзамен



6. Формы контроля знаний студентов.


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Контрольная работа




7




8

2 модуль: письменная аудиторная работа в форме теста – 20 мин.

4 модуль: письменная работа в форме конспектирования монографии (главы в монографии, научных статей). Срок представления – не позднее 10 дней до начала межмодульной зачетно-экзаменационной недели.

Эссе

7










Письменная домашняя творческая работа объемом 5-6 страниц. Срок представления: не позднее 1 недели до окончания модуля.

Реферат







8




Письменная домашняя работа в форме краткого изложения содержания книги, научной статьи, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.

Объем – 10-12 страниц (за исключением библиографического списка литературы).

Срок представления – не позднее 10 дней до начала зачетно-экзаменационной недели.

Домашнее задание










6

Письменная домашняя работа в форме решения юридических задач (казусов) объемом до 9 страниц.

Срок представления – не позднее 2 недель до окончания модуля.

Промежу­точный

Зачет




*







Устный зачет в форме ответа на вопросы билета.

Продолжительность (включая подготовку к зачету) – 60 мин..

Итого-вый

Экзамен












*

Устный экзамен в форме ответа на вопросы билета.

Продолжительность (включая подготовку к экзамену) – 70 мин.


Организация контроля знаний по дисциплине осуществляется согласно Положению об организации контроля знаний, утвержденному Ученым советом НИУ ВШЭ 21 декабря 2012 года (Протокол № 42).

7. Критерии оценки знаний, навыков.
Оценки по формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Оценки по промежуточному контролю (зачет) выставляются «зачтено» / «не зачтено» с указанием оценки по 10-ти балльной шкале, принятой в НИУ ВШЭ.

Оценки по итоговому контролю (экзамен) выставляются по пятибалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») с указанием оценки по 10-ти балльной шкале, принятой в НИУ ВШЭ.

При проведении форм текущего контроля осуществляется дистанционная поддержка с использованием возможностей системы LMS.

Методические рекомендации по выполнению форм текущего контроля включены в УМК-1, ежегодно издаваемый кафедрой теории права и сравнительного правоведения.
Критерии оценки эссе




8-10 баллов

6-7 баллов

4-5 баллов

1-3 балла

0 баллов

Признаки:

Зрелая, творческая, полностью самостоятельная работа. Исполнена ярко, талантливо, производит самое благоприятное впечатление.

Достаточно самостоятельная работа, но не все получилось. Стиль эссе адекватен его содержанию.

В основном пересказ чужих мыслей без признаков собственного творческого отношения.

Автор явно не разобрался в теме, работа содержит грубые ошибки либо выполнена не по теме.

Работа не выполнена, списана или скачана из интернета, либо содержит признаки плагиата.


Критерии оценки контрольной работы в форме тестирования




8-10 баллов

6-7 баллов

4-5 баллов

1-3 балла

0 баллов

Признаки:

Количество правильных ответов 8-10.

Количество правильных ответов 6-7.

Количество правильных ответов 4-5.

Количество правильных ответов 1-3.

Правильные ответы отсутствуют.


Критерии оценки контрольной работы в форме конспектирования

монографии (главы в монографии, научных статей)




8-10 баллов

6-7 баллов

4-5 баллов

1-3 балла

0 баллов

Признаки:

Работа основа на конспектировании актуальной научной литературы по одной из тем курса. Полностью соответствует методическим требованиям по объему, оформлению и содержательному качеству конспекта. Студент свободно оперирует основным содержанием законспектированной работы.

Работа основа на конспектировании актуальной научной литературы по одной из тем курса. Студент свободно оперирует основным содержанием законспектированной работы. Однако допускает ряд неточностей в оформлении справочно-библиографического аппарата, допускает несоблюдение методических требований к объему и содержанию кон­спектируемой работы.

Работа основа на конспектировании неактуальной научной или только учебной литературы. Студент допускает грубые ошибки в оформлении работы, не соблюдает рекомендации по объему и содержательному качеству конспекта. С трудом оперирует содержанием научной работы.

Работа основа на конспектировании только учебной литературы. Студент допускает грубые ошибки в оформлении работы, не соблюдает рекомендации по объему и содержательному качеству конспекта. Не владеет содержанием конспектируемого источника.

Конспект научной работы не представлен.


Критерии оценки рефератов




8-10 баллов

6-7 баллов

4-5 баллов

1-3 балла

0 баллов

Признаки:

Работа основана на добросовестной проработке нескольких источников или рекомендованной монографии.

Работа основана на использовании учебной литературы и некоторых научных источников.

Работа основана на материале учебников и представляет собой грамотный пересказ без признаков собственной мысли.

Работа содержит грубые ошибки либо выполнена не по теме.

Работа не выполнена, списана или скачана из интернета, или содержит признаки плагиата.


Критерии оценки домашнего задания в форме решения юридических задач (казусов)




8-10 баллов

6-7 баллов

4-5 баллов

1-3 балла

0 баллов

Признаки:

Решение задач обосновано правовыми нормами. Студент использовал значительный объем учебной и научной литературы, текст первоисточника. Работа полностью соответствует методическим рекомендациям по ее оформлению.

Решение задач обосновано правовыми нормами. Студент использовал учебную литературу и сокращенный вариант текста первоисточника в хрестоматии. Работа имеет неточности в оформлении справочно-библиографического аппарата.

Решение задач обосновано правовыми нормами. Однако допущены ошибки в решении задач. Студент использовал учебную литературу и сокращенный вариант текста первоисточника в хрестоматии. Работа имеет неточности в оформлении справочно-библиографического аппарата.

Решение задач выполнено неверно. Студент использовал только учебную литературу без опоры на первоисточники. Работа имеет грубые неточности в оформлении.

Письменная работа не представлена.


Критерии оценки на зачете и экзамене


Содержание ответа


Оценка по 10-балльной шкале


Оценка

зачтено / не зачтено (зачет);

оценка по 5-балльной шкале (экзамен)


Ответ отличает четкая логика и знание материала далеко за рамками обязательного курса. Точное понимание рамок каждого вопроса. Даны ссылки на первоисточники, дополнительную научную литературу. Обоснована собственная позиция по отдельным проблемам. Сделаны правильные дополнения и уточнения к ответам других экзаменующихся. Ответ отличает безупречное знание фактического историко-правового материала, базовой терминологии, сути основных дискуссий по проблематике вопросов билета в историко-правовой науке.



10 – блестяще


Зачтено

Отлично

На все вопросы даны правильные и точные ответы. Показано знакомство с научной проблематикой вопросов билета. Сделан ряд правильных дополнений и уточнений к ответам других экзаменующихся. Безупречное знание фактического историко-правового материала, терминологии, умение раскрыть и прокомментировать содержание базовых вопросов курса.


9 – отлично

Вопросы раскрыты достаточно полно и правильно. Активное участие в дискуссии по ответам других экзаменующихся. Знание базовой терминологии и фактического историко-правовой материала курса. Имеется представление о дискуссионных проблемах тем вопросов билета.



8 – почти отлично

Вопросы раскрыты полно и правильно. Активное участие в дискуссии по другим ответам. Хорошее знание базовой терминологии и фактического историко-правовой материала курса. Однако отдельные дефекты логики и содержания ответов все же не позволяют оценить его на «отлично».


7 – очень хорошо

Зачтено

Хорошо

Вопросы билета в целом раскрыты правильно. Была удачная попытка дополнять и уточнять ответы других экзаменующихся. Однако имелись определенные пробелы в знании базовой терминологии и фактического историко-правовой материала.



6 – хорошо

Ответы на вопросы даны в целом правильно, однако ряд серьезных дефектов логики и содержания ответов не позволяет поставить хорошую оценку. Была попытка участвовать в дискуссии по ответам других экзаменующихся. Базовая терминология и фактический историко-правовой материал курса в целом усвоены.


5 – весьма удовлетворительно


Зачтено

Удовлетворительно

Ответы на вопросы даны неполно. Логика ответов недостаточно хорошо выстроена. Пропущен ряд важных деталей или, напротив, в ответе затрагивались посторонние вопросы. Слабое участие в дискуссии по ответам других экзаменующихся. Базовая терминология и основной фактический историко-правовой материал в основном усвоены.


4 – удовлетвори-тельно

Отдельные фрагментарные правильные мысли все же не позволяют поставить положительную оценку, поскольку в знаниях имеются существенные пробелы и курс в целом не усвоен.



3 – плохо


Не зачтено

Неудовлетворительно

Экзаменуемый не знает до конца ни одного вопроса, путается в основных базовых понятиях и фактах зарубежной истории государства и права, не в состоянии раскрыть содержание основных терминов.



2 – очень плохо

Знания по предмету полностью отсутствуют.


1 – неудовлетвори-тельно


Студент не приступил к сдаче зачета / экзамена.

0



8. Содержание дисциплины.
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ЭПОХИ ДРЕВНЕГО МИРА
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «История государства и права зарубежных стран» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «История права и государства зарубежных стран»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»...
Программа дисциплины «История государства и права зарубежных стран» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconМ. Г. Абрамова история государства и права зарубежных стран
История государства и права зарубежных стран. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 030900. 62 «Юриспруденция»...
Программа дисциплины «История государства и права зарубежных стран» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconРабочая программа учебной дисциплины «история государства и права...
Программа курса «История государства и права зарубежных стран». – Новороссийск: нф мгэи. – 2013. – 41 с
Программа дисциплины «История государства и права зарубежных стран» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconИстория государства и права зарубежных стран направление подготовки 030900 юриспруденция
История государства и права зарубежных стран: рабочая программа / авт сост. Л. А. Харитонов. – Спб.: Ивэсэп, 2013. –31с
Программа дисциплины «История государства и права зарубежных стран» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Истории государства и права зарубежных стран»
«История государства и права зарубежных стран» для направления 030500 «Юриспруденция» квалификация «Бакалавр юриспруденции»
Программа дисциплины «История государства и права зарубежных стран» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconТематический план по курсу истории государства и права зарубежных...
История государства и права зарубежных стран: Учебно – методическое пособие для студентов очной (заочной) формы обучения по специальности...
Программа дисциплины «История государства и права зарубежных стран» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconРабочая учебная программа Дисциплины История государства и права зарубежных стран
Курс «История государства и права зарубежных стран» изучается студентами заочной формы обучения, обучающихся по специальности 030501...
Программа дисциплины «История государства и права зарубежных стран» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «История политической и правовой мысли зарубежных...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 68 “Юриспруденция”...
Программа дисциплины «История государства и права зарубежных стран» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Истории государства и права зарубежных стран»
«История государства и права зарубежных стран» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» очной/заочной формы обучения по государственному...
Программа дисциплины «История государства и права зарубежных стран» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconКонтрольные вопросы по куру «История государства и права зарубежных...
История государства и права зарубежных стран: Программа курса и методические рекомендации для студентов специальности 021100 – «Юриспруденция»...
Программа дисциплины «История государства и права зарубежных стран» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История государства и...
По своему характеру история государства и права зарубежных стран правовая (юридическая) наука, поэтому она входит в число основных...
Программа дисциплины «История государства и права зарубежных стран» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины «История государства и права зарубежных стран» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconМ. В. Кричевцев История государства и права зарубежных стран Учебно-методический...
«История государства и права зарубежных стран» является одной из обязательных дисциплин в образовательной подготовке студентов юридического...
Программа дисциплины «История государства и права зарубежных стран» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconРабочая программа дисциплины история государства и права зарубежных...
«российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации»
Программа дисциплины «История государства и права зарубежных стран» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconРабочая программа по дисциплине история государства и права зарубежных...
Негосударственная образовательная организация высшего профессионального образовании (Некоммерческое партнерство)
Программа дисциплины «История государства и права зарубежных стран» для направления 030900. 62 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины Теория государства и права для направления 030900. 62 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск